МДК.03.01 Вокальный класс: методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Савилова Мария Владимировна

Данные методические рекомендации по курсу МДК.03.01«Вокальный класс» предназначены для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование (базовой подготовки), а также для их ознакомления с содержанием и формами проведения текущего и промежуточного контроля.

Целью создания методических рекомендаций было воспитание осознанного отношения студентов к процессу формирования общих и профессиональных компетенций в условиях колледжа искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вокальный класс70.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ТАМБОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор колледжа искусств

____________Толмачев Ю.А.

  «___»______________  2021г.

Номер регистрации________

 

МДК. 03.01 Вокальный класс

Методические рекомендации

для студентов, обучающихся по специальности

53.02.01 Музыкальное образование

Тамбов 2021

Утверждено на заседании ПЦК отделения музыкального образования от 26.03.2021г, протокол №6.

Рекомендовано к использованию в учебном процессе научно-методическим советом от 02.04.2021года протокол №____.

МДК.03.01 Вокальный класс: методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование/ сост. Теринцова В.В.; Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тамбовский колледж искусств». – Тамбов, 2021. – 42 с. – Текст: непосредственный.

Методические рекомендации составлены в соответствии с ФГОС СПО для студентов, обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование, и предназначены для использования на занятиях и в процессе самостоятельной работы.

СОДЕРЖАНИЕ

1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………

3

2

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ…………………………….

6

2.1 Содержание практических занятий………………………………

6

2.2 Содержание домашних заданий………………………………….

22

2.3 Контрольные вопросы...………………………………………….

23

2.4 Требования к зачёту………………………………………………

26

3

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ………….………

40

4

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………..

41

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Данные методические рекомендации по курсу МДК.03.01«Вокальный класс» предназначены для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование (базовой подготовки), а также для их ознакомления с содержанием и формами проведения текущего и промежуточного контроля.

Целью создания методических рекомендаций было воспитание осознанного отношения студентов к процессу формирования общих и профессиональных компетенций в условиях колледжа искусств.

Задачами создания методических рекомендаций являются следующие:

  • формировать умение эффективно применять теоретические сведения на практических занятиях;
  • формировать умение вести продуктивную домашнюю самостоятельную работу, используя основные приемы учебной деятельности и рекомендованную литературу;
  • формировать умение компенсировать занятия, пропущенные по болезни или семейным обстоятельствам, за счет различных видов дополнительной учебной активности (демонстрация домашних занятий с отчетами по аудио и видеозаписям, изучение дополнительной методической литературы);
  • формировать умение качественно готовиться к контрольным урокам/зачетам/ и демонстрировать полученные при изучении дисциплины знания, умения, навыки и компетенции в полном объеме во время текущей, промежуточной аттестации.

        Дисциплина является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.01 Музыкальное образование.

Спецификой преподавания дисциплины является её практическая направленность, не исключающая освоение теоретических сведений, в рамках изучаемого материала по вокальной методике.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется во время:

  • проверки еженедельных домашних заданий;
  • наблюдения за работой студентов на практическом занятии и освоением базовых теоретических понятий дисциплины;

Промежуточный контроль по дисциплине осуществляется во время:

  • контрольных уроков (1,2,7,8 семестры);
  • зачета (3 семестр)
  • экзаменов (4,6 семестры).

2. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ

Требования к содержанию учебной дисциплины

Освоение базовых вокальных навыков -1 курс

На первом курсе осуществляется начальный этап вокально-технической работы, обеспечивающей развитие вокальных представлений, вокального слуха и певческих возможностей студентов.

Работа со студентами ведётся в среднем регистре.

В результате первого года обучения студент должен освоить:

  • правильную постановку корпуса;
  • первоначальные навыки использования певческого дыхания в координации с работой других частей голосового аппарата;
  • мягкую атаку звука;
  • навыки правильного формирования певческих гласных и согласных в середине диапазона.

Работа над вокальным репертуаром -1 курс

В течение учебного года студент должен изучить:

  • 2-4 вокализа;
  • 3-4 произведения с текстом (русская и зарубежная классика);
  • 2 произведения из детского репертуара;
  • 2-3 народные песни с сопровождением. Исполнение должно быть осмысленным, выразительным.

На контрольном уроке в конце 1 и 2 семестров студент должен исполнить 2 произведения:

  • вокализ (с названием нот);
  • произведение русского, зарубежного композитора или русскую народную песню с сопровождением.

 Совершенствование базовых вокальных навыков -2 курс

На протяжении второго года обучения студент должен:

  • совершенствовать владение певческим дыханием и закреплять чувство опоры звука, навыки высокой позиции звучания, кантиленного пения в доступном диапазоне;
  • закреплять навыки вокальной артикуляции и дикции;
  • контролировать чистоту певческой интонации, качество звучания (элементарный анализ певческого процесса);
  • добиваться выравнивания регистров певческого голоса;
  • развивать вокально-исполнительские навыки;
  • формировать навыки пения народных песен a cappella.

Вокально-художественный репертуар для учащихся второго курса несколько усложняется (форма, содержание), но при выборе произведения следует избегать слишком широкого диапазона и эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке звука.

Работа над вокальным репертуаром-2 курс

В течение учебного года студент должен изучить:

  • 2-3 вокализа;
  • 4-5 произведений с текстом (классика русская и зарубежная, песни композиторов двадцатого века);
  • 2-3 народные песни.

На контрольном уроке в конце 3 и 4 семестров студент должен исполнить 2 произведения:

  • вокализ;
  • произведение русского, зарубежного композитора или народную песню с сопровождением.

Работа над качеством освоения вокальных навыков-3 курс

На 3 курсе продолжается работа по расширению диапазона голоса, выравниванию звучности, развитию чёткой дикции, освоение динамических оттенков, формированию хорошего вокального звучания на основе высокой позиции.

На 3 курсе студент должен овладеть:

  • певческим дыханием и опорой звука;
  • кантиленным пением на основе навыка гибкого владения дыханием;
  • округлостью и ровностью звучания гласных на всем выявленном диапазоне голоса;
  • научиться филировать звук на среднем участке диапазона.

Работа над вокальным репертуаром -4 курс

В течение года студент должен изучить:

  • 2 вокализа;
  • 2-3 произведения с текстом (классические произведения: ария, романс, песни композиторов 20 века);
  • 2-3 детские песни;
  • 2-3 народные песни a cappella.

На контрольном уроке в конце 5 и 6 семестров студент должен исполнить 3 произведения:

  • вокализ;
  • произведение русского или зарубежного композитора несложную арию или детскую песню.
  • народную песню a cappella.

Работа над качеством освоения вокальных навыков -4 курс

Обучение на 4 курсе предусматривает развитие вокального слуха, вокально-технических возможностей (гаммы мажорные, минорные в ускоренном движении, арпеджио, форшлаги, группетто и т.д.) и исполнительских навыков, навыков декламационной выразительности с сохранением опоры звучания, умение анализировать певческий процесс и применять полученные знания на практике.

Студент на 4 курсе должен овладеть:

  • подвижностью голоса и различными типами вокализации;
  • декламационной выразительностью при сохранении полноценного звучания голоса, учиться переходить с пения на разговорную речь и наоборот с разговорной речи на пение.

Работа над вокальным репертуаром -4 курс

В течение года студент должен изучить:

  • 2-3 вокализа;
  • несложную арию или
  • 2-3 классических романса, произведение композиторов 20 века;
  • 2-3 народные песни a cappella.

На контрольном уроке в конце 7 семестра студент должен исполнить 3 произведения:

  • вокализ;
  • несложную ария или романс, детскую песню;
  • народную песню a cappella.

Квалификационный экзамен в 8 семестре.

Экзаменационные требования:

  • вокализ;
  • несложная ария или романс, детская песня;
  • народная песня a cappella.

2.1 Содержание практических занятий

Перечень упражнений в рамках изучения учебной дисциплины «Вокальный класс»

Успешное и быстрое овладение вокально-техническими навыками возможно только при постоянном самоконтроле и тренинге, что и обеспечивает самостоятельная работа. С этой целью в домашнюю работу студента включаются необходимые упражнения: на выравнивание гласных, на выработку чёткой дикции, на сглаживание регистров и т.п. Наиболее рациональные приспособления помогают выполнить предложенные педагогом самостоятельные упражнения, в процессе которых студент наилучшим образом проведёт через свои ощущения нужное вокальное звучание, найдёт наиболее оптимальные и удобные двигательные варианты для его осуществления.

Для самостоятельной работы студентам можно предложить следующий комплекс упражнений:

- «зевок» производится с максимальным поднятием нёбной занавески и фиксированием этого положения от нескольких секунд и до 2-5 минут;

- «горячая картошка» выполняется для расширения глотки.

Для правильного голосообразования студент должен держать свой корпус прямо и свободно, слегка подняв голову и развернув без напряжения плечи. Лицо должно быть не напряжённым и спокойным. Для расслабления мышц шеи рекомендуются наклоны головы вправо-влево, вперёд-назад.

- «стон» обеспечивает свободу фонационных путей. Сидя на стуле, студент стонет на звук «м» с закрытым ртом в различных тональностях, при этом мышцы лица, шеи, ног и рук совершенно свободны. Выполняется тихо и спокойно, с поворотами головы то вниз, то вправо, то влево, пока студент не почувствует вибрацию в области «маски», а воспроизводимое звучание будет лёгким и свободным;

Упражнения для нижней челюсти проводятся плавно, осторожно, без резких движений и толчков:

1. Жевательные движения сначала с закрытым, а потом широко открытым ртом.

2. Повороты челюсти вправо-влево, вперёд-назад.

3. Максимально свободное опускание челюсти.

4. Это упражнение выполняется надавливанием кулака на нижнюю челюсть, как бы стремясь закрыть рот, но в то же время, сопротивляясь, держа его открытым. После резкого отвода руки в сторону должно появиться ощущение полной свободы нижней челюсти, которое необходимо запомнить и зафиксировать.

Дыхание - это основа пения, которое является важнейшим средством вокальной выразительности и фразировки. Оно оказывает самое большое влияние на характер звучания. Для тренировки нижнереберного-диафрагматического дыхания можно использовать следующие виды упражнений:

«внезапный испуг». Вдох надо, как бы «затаить». В этот короткий момент «затаивания» воздуха происходит смыкание голосовых связок, которое преграждает путь выдыхаемому воздуху, тем самым создаёт условия для экономного его расходования.

«свеча». Дуть на воображаемое пламя свечи. Выдох медленный, ровный, тёплый. Дома можно взять реальную свечу н дуть на неё звук «с», сначала на расстоянии 30-50 см, а затем приближая к самому рту. Пламя свечи не должно колебаться.

«упрямая свеча». Тренировка интенсивного выдоха. С расстояния 1 метра задувается свеча рывками, ощущая толчок диафрагмы, при активном движении мышц живота.

«дырявый мяч». Выпускается воздух из лёгких на звук «с» или «ш», с каждым разом увеличивая время выдоха, как бы изображая дырявый мяч.

«погашу свечу». Сначала необходимо на одном выдохе погасить две воображаемые свечи, затем три свечи и т.д. Порция воздуха на каждую свечу становится меньше, хотя объем воздуха остаётся гот же.

«гудок». На звук «у» постепенно выпускается воздух, с каждым разом увеличивая, продолжительность упражнения.

В работе над произведениями студенту следует соблюдать основные правила дыхания:

  1. Дыхание надо брать «по заданию»: перед большой фразой и длинными нотами - больше, перед короткими - меньше.
  2. Нельзя отделять дыханием подлежащее от сказуемого, глагол от дополнения, определение от определяемого и т.п.
  3. В случае отсутствия в пении пауз необходимо делать короткий, активный вдох за счёт сокращения заключительного звука фразы, предложения, части песни и др. (отнимая у этого звука лишь самую незначительную часть).
  4. Недопустимо брать дыхание среди слова.
  5. В песне важны содержание музыкального и словесного текста, его эмоциональная выразительность, в зависимости от которых берется дыхание: то продолжительное, то короткое, то ролевое, активное, то небольшое.

Умение управлять своим дыханием способствует углублению интерпретации эмоционального содержания песни и раскрытию ее художественного образа.

На начальном этане нужно научиться пользоваться головным и грудным резонаторами (так называемыми усилителями звука), ощущать звук «в маске», так как это один из показателей правильного голосообразования.

«Маска» - это головное резонирование, т.е. ощущение вибрации в области маскарадной маски, а именно лобных и гайморовых пазухах, передних верхних зубах, передней части нёбного свода и темени. Придаёт голосу блеск, полётность и звонкость. Грудное резонирование происходит от вибрации крупных бронхов и трахеи. Оно придаёт голосу мощь, округлость. Нужно стремиться, чтобы головной и грудной резонаторы работали одновременно. Увлечение только головным резонатором приводит к зажатости голоса, а только грудным - к детонированию и «качке» голоса.

Овладению навыками головной «маски» и грудного резонирования помогут такие упражнения: сначала студент кладёт локти на стол, на звуке «м» постукивает пальцами в области лобных пазух, добиваясь ощущения вибрации и как бы «онемения». Далее на звуке «м» похлопывает пальцами в области гайморовых пазух, а затем по крыльям носа. Ребром указательного пальца постукивает верхнюю губу на звуке «в», а затем нижнюю губу на звуке «з». Потом студент приступает к озвучиванию грудного резонатора на нижних звуках диапазона. Ребром ладони постукивает на звуке «ж» в области грудины и на звуке «м» в области нижних рёбер слева, справа, сзади.

Практическое задание №1.

Исполнение вокализов на разные виды техники.

Ход работы:

Разучивание вокализа с названием нот - сольфеджио, затем исполнять на различные слоги («лё», «ли», «ля») и звуки («у», «а», «и», «о»).

При изучении вокализа следует:

  • изучить отдельные указания автора о характере исполнения тех или иных мест;
  • определить форму;
  • обратить внимание на динамические оттенки и на изменение темпа и ритма;
  • найти кульминацию;
  • выравнивать звучность гласных и добиваться правильного чёткого произношения согласных;
  • следить за интонацией;
  • работать над «сглаживанием» регистров и переходных нот;
  • работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
  • добиваться нужного звуковедения, вносить в исполнение элементы художественно-исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии и кульминацию произведения;
  • при выборе индивидуального репертуара избегать высокой или слишком низкой тесситуры, а также эмоциональной перегрузки, ведущей к форсированию звука.

Вопросы к практическому заданию №1

  1. Что такое вокализ?
  2. Какие проблемы в звукоформировании можно исправить, работая с вокализом?
  3. Примерный план разучивания вокализа.
  4. Правила подбора наиболее звучащих фонем для исправления певческих недостатков.
  5. Формирование фонетических особенностей гласных звуков и применение их на практике.
  6. Особенности изучения вокализов для выработки основных певческих навыков (певческого дыхания, ровного, плавного, кантиленного пения, сглаживанию регистров, выработки высокой позиции звучания, выравнивания гласных).

Учебная и специальная литература

1. Абт, Ф. Школа пения. Избранные упражнения для голоса с фортепиано / Ф. Абт, М., 2006. -56 с.

2. Вилинская, И. А. Вокализы для среднего голоса. Учебный репертуар /И. А. Вилинская, Киев: 2011. -85 с.

3. Конконе, Д. Полное собрание вокализов ор. 11./ Д. Конконе, М, 1986.-156 с.

Практической задание№2.

Исполнение произведений русской и зарубежной классики, современных вокальных произведений, романсов.

Ход работы:

Работа над произведениями с поэтическим текстом ставит перед обучающимися более сложные задачи, а именно правильность передачи эмоционально-выразительного содержания. Поэтому следует осмыслить текст произведения, и добиваться подчинения вокально-технического исполнения художественным.

План работы над вокальным произведением:

  • сбор и изучение информации об авторах, стилистических и жанровых особенностях создания произведения;
  • осмысление формы, в которую композитор облёк поэтический текст, а также определение динамической кульминации, логической кульминации, которая заключена в поэтическом тексте, не всегда совпадающей с динамической;
  • разбор произведения по частям: периодам, куплетам, предложениям и фразам, в которых также выявление их динамического и смыслового развития;
  • разучивание мелодии сольфеджио по предложениям и фразам;
  • работа над: чистотой интонации, певческим дыханием, над оформлением звука, т. е. артикуляцией, дикцией, певческой позицией и звуковедением с опорой на динамические оттенки;
  • работа над звуковедением необходимым в данном произведении: т.е. над легато, нон-легато, маркато и стаккато;
  • работа над художественно-выразительным исполнением с учётом, темпа, ритма, динамического плана развития художественного образа;
  • самоконтроль и самоанализ в процессе работы над произведением.

Вопросы к практическому заданию№2

  1. Отличие певческого дыхания от бытового дыхания. Типы дыхания.

      Фазы дыхания (вдох, физиологическая задержка, выдох). Опора

          дыхания. Певческая опора.

  1. Атака звука и её виды в пении.
  2. Механизм возникновения разных видов атаки.
  3. Значение различных видов атаки для выработки верного певческого

      звука.

  1. Рекомендуемое положение гортани при пении?
  2. Сколько природных регистров у мужчин и женщин?
  3. Методы сглаживания регистровых переходов.
  4. Работа губ, языка и мягкого неба при произношении гласных и

      согласных в пении.

  1. Взаимосвязь работы артикуляционного аппарата и гортани.
  2. Влияние гласных на качество певческого звука.
  3. Понятие орфоэпии.
  4. Отличие певческой орфоэпии от речевой.
  5. Редукция гласных в пении.
  6. Алгоритм разучивания музыкального произведения.

Литература

Основные источники:

1. Варламов, А.Е. Полная школа пения: учеб. пособие / А. Е. Варламов. - 4-е  изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань; Планета Музыки, 2012. - 120 с. [Ноты].  

2. Дюпре, Ж.-Л. Искусство пения [Ноты]. Полный курс: теория и практика, включающая сольфеджио, вокализы и мелодические этюды: учеб. пособие / Ж. Дюпре; пер. Н.А. Александровой. – Санкт-Петербург: Лань; Планета Музыки, 2014. - 288 с.: ноты. - (Учебники для вузов. Специальная литература) – Текст: непосредственный.

3. Ламперти. Ф. Искусство пения. (larte del canto): учеб. пособие /Ф. Ламперти –  Санкт-Петербург: Лань; Планета музыка ,2009. – 192 с. Текст: непосредственный.

Дополнительные источники:

Глинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио [Ноты] / М.И. Глинка; под ред.  И.К. Назаренко. -  Москва-   Л.: Гос. муз. издат., 1951. – 58 с. https://avidreaders.ru/book/uprazhneniya-dlya-uravneniya-i-usovershenstvovaniya-gibkosti.html -Текст: электронный.

  1. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. -  Москва, Музыка, 1968. - 675 с. http://krispen.ru/knigi/dmitriev_l_01.pdf -Текст: электронный.

Морозов, В.П. Искусство резонансного пения / В.П. Морозов. -  Москва, 2002. – 494 с. https://new.poiclub.net/wp-content/uploads/2017/09/morozov-iskusstvo-rezonansnogo-peniya.pdf - Текст: электронный.

Практическое задание № 3.

Исполнение народных песен с сопровождением и a cappella.

Ход работы:

При разучивании народных песен необходимо учитывать специфику народного вокала, элементы, присущие только народному пению, которые возникли от речевой, без музыкального сопровождения, естественной интонации:

  1. Техника дыхания. Бесшумный, спокойный и достаточно глубокий короткий вдох, постепенное расходование которого, достигается путём упражнений на непрерывное дыхание, тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»).
  2. Дикция. Произношение гласных и согласных «выпуклое»; языку в народном пении отводится особое место, так от его правильных действий зависит открытие гласных. Все гласные формируются языком именно на кончике, а не всем языком. Действия языка быстрые, ловкие (для этого он должен быть подвижным), направленность действий – вперёд и вниз, в корни зубов. Исполнителю объясняется, что открытый способ звукообразования в народном пении достигается исключительно благодаря нижней челюсти и языку: ударные гласные челюстью, на которой лежит язык, безударные – только языком, надо лишь сохранять естественность, природную установку на открытый тембр гласных звуков. Только быстрые и ловкие перемещения языка, губ помогают сохранить устойчивое положение гортани. Поэтому добиваться этого надо не акцентированием внимания на работе гортани, а освобождением, раскрепощением всего артикуляционного аппарата.
  3. Позиция звука. Высокая, в сочетании с близким посылом (достигается при помощи языка).
  4. Особенности ритмического движения. Смена ритма, использование дополнительных гласных при пропевании согласных, так называемая «огласовка».

Без учёта стилевых особенностей (стиль - комплекс черт, примет, признаков, которые типичны для данной местной традиции народного пения) особенностей в народном творчестве невозможно в полной мере познать национальную народную музыкальную культуру, поэтому при изучении местных особенностей пения нужно:

  • выявить характерные исполнительские приёмы;
  • раскрыть содержание народной терминологии.
  • при разучивании и исполнении народной песни учитывается и особенность местного говора, которая помогает определить исполнительские детали, связанные с манерой произнесения слова:
  • слова, искажённые исполнителями;
  • особые формы окончаний прилагательных, глаголов (качает-«качат»), приставки «пере» (переночуй-«перночуй»);
  • выпавшие звуки (моего - «мово»);
  • фонетические особенности местного диалекта («оканье», замена «е» на «ё» в безударных слогах).

План разучивания народной песни:

  • прочесть внимательно текст песни;
  • прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность;
  • интонационно-образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки);
  • характер движения мелодии и сопровождения;
  • разучить текст песни и мотив (пение мелодии сольфеджио и со словами);
  • работа с текстом: проговаривание и заучивание текста;
  • распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;
  • работа над вокальными трудностями в песне;
  • динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение с образным строем песни;
  • художественная ценность и педагогическая целесообразность песни (краткая аннотация);
  • соответствие песни возрастным физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям;
  • анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа;
  • соответствие стиля и манеры пения культурологическому контексту песни: по способу передачи (устный или письменный); национальной принадлежности (европейская, азиатская, американская, африканская и пр.); разновидностям музыки: народная (фольклор городской или сельский);
  • учёт характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию;
  • интонационно-драматургическое развитие песни;
  • углублённое интонационно-образное восприятие песни путём исполнения наиболее ярких элементов музыкальной речи с помощью пластического интонирования;
  • учёт особенностей многоголосия (втора, канон, подголосочная полифония и пр.) и работа над ним.
  • художественно-выразительное исполнение песни;
  • самоконтроль и самоанализ в процессе разучивания народных песен.

Вопросы к практическому заданию №3

  1. Типы дыхания. Фазы дыхания (вдох, физиологическая задержка, выдох). Дыхание при исполнении народных песен.
  2. Атака звука и её виды в пении при исполнении народных песен.
  3. Методы сглаживания регистровых переходов в народном пении.
  4. Работа губ, языка и мягкого неба при произношении гласных и согласных в пении.
  5. Взаимосвязь работы артикуляционного аппарата и гортани.
  6. Влияние гласных на качество певческого звука.
  7. Редукция гласных в пении.
  8. Разновидности народных песен.
  9. Особенности работы над народной песней с сопровождением и без него.

Литература:

1. Банин, А.А. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. // Региональный центр фольклора / А.А. Банин. – М., 1999.- http://www.old.gnpbu.ru/cgibin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?P21DBN=PEDW&I21DBN=PEDW_PRINT&S21FMT=fullw_print&C21COM=F&Z21MFN=57175 -Текст:электронный.

2.Веретенников, И.И. Народное музыкальное творчество Белгородского края [Текст] / И.И. Веретенников. – Белгород, 2000.

3. Жиров, М.С. Русская народная песня: история и современность. [Текст] / М.С. Жиров, О.И. Алексеева. – Белгород, 2007.

Практическое задание №4

Исполнение песенного репертуара детского сада и школы.

Ход работы:

  1. Анализ песни по предложенному плану. Составление плана работы над вокальными навыками при разучивании песни.
  2. Игра вокальной партии на инструменте без пения.
  3. Исполнение вокальной партии без сопровождения, сольфеджио или с текстом (добиваемся чистоты интонирования).
  4. Исполнение мелодии без пения в нужном темпе и характере.
  5. Исполнение вокальной партии под собственное сопровождение, используя педаль.
  6. Исправление ошибок, отработка трудных мест.
  7. Работа над характером произведения, его образами, выразительностью.

Вопросы к практическому заданию №4

  1. Исполнение произведений под собственное сопровождение (песен

      детского и школьного репертуара).

  1. Умение: анализировать исполнение песни под собственное

      сопровождение; создать музыкальный образ; преодолеть технические

          трудности; следить по нотам за обеими партиями, не глядя на руки.

  1. Изложить план работы над песней под собственное сопровождение.
  2. Продемонстрировать начальный этап формирования навыка исполнения

      детских и школьных песен под собственное сопровождение.

  1. Основные правила подбора, разучивания и исполнения детских и

      школьных песен под собственное сопровождение.

При оценке исполнения произведения под собственное сопровождение учитываем:

  • ансамбль между голосом и инструментом,
  • показ дыхания,
  • чистоты интонирования,
  • чёткость дикции и артикуляции,
  • грамотность и эмоциональность исполнения.

Литература:

1.Левина, Е. Вокальные упражнения. Учимся петь и аккомпанировать: Хрестоматия педагогического репертуара / Е. Левина. – Ростов на Дону: Изд.: Феникс, 2008. - https://spblib.ru/catalog/-/books/12349618-vokal-nyye-uprazhneniya-uchimsya-pet-i-akkompanirovat- Текст: электронный

Практическое задание №5.

Выработка основных вокально-исполнительских навыков.

Ход работы:

К основным вокально-исполнительским навыкам относятся:

  1. Певческая установка. Студенты обязательно должны знать о правильной певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.
  2. Певческое дыхание. Педагог должен учить овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование.  Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширения грудной клетки в средней и нижней её части с одновременным расширением передней стенки живота. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводится репертуар с более продолжительными фразами. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.
  3. Чистота интонирования. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение распеваний на различных звукорядах, главных ступенях лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение без сопровождения.
  4. Певческая артикуляция и дикция. Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата. Произношение в пение строится на общих правилах орфоэпии.

Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является «перенесение» последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных несколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. Навык чёткой дикции можно использовать работу артикуляционного аппарата.

Приёмы, способствующие правильному произношению слов:

  • Выразительное чтение текста песни студентом в процессе разучивания.
  • Произносить слова в высокой позиции в ритме песни (применять этот приём исполнения в быстром темпе).
  • Прочитать текст песни «по секрету» - шёпотом, чётко произнося слова. Возвратившись к песни, исключив утрированность движения губ, сохранить чёткость и ясность в произношении текста.
  • Часто при пении неправильно произносят окончания слов. Необходимо использовать приёмы правильного произношения слов по слогам.

5.        Звукообразование и звуковедение. Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера.

Среди известных методических приёмов для развития слуха и голоса наиболее    распространены следующие:

  • слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
  • сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
  • моделирование высоты звука движениями руки;
  • отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
  • настройка на тональность перед началом пения;
  • устные диктанты;
  • выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
  • в процессе разучивания произведения менять тональности с целью поиска наиболее удобной для обучающегося (где его голос звучит наилучшим образом).

 Основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

  • вокализация певческого материала лёгким стаккатированным звуком на гласную «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
  • вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
  • при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
  • расширение ноздрей при вдохе (а лучше - до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;
  • целенаправленное управление дыхательными движениями;
  • произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
  • беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
  • проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосом по отношению к речевому диапазону;
  • вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счёт способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.

Формируя навык высокой певческой позиции необходимо научиться:

  • Различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильно воспроизвести её голосом. Работая над звуковысотным слухом у исполнителя, тем самым, мы развиваем мелодический, гармонический и ритмический слух.
  • В развитии звуковысотного представления у студентов используется две основные системы: абсолютная и относительная. В обеих системах необходимо широко использовать наглядность в обучении.

Вокально-ладовые упражнения их систематизация по целям и задачам.

Разучить и отработать упражнения для:

  • навыка диафрагмального дыхания;
  • сглаживание регистровых переходов;
  • различные виды атаки звука;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • устранение имеющихся недостатков;
  • атаки звука;
  • соединение двух регистровых зон, двух резонаторов - грудного и головного.

Общие правила выполнения вокальных упражнений:

  • при выполнении упражнения - голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
  • стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
  • в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
  • при пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях;
  • сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создаёт в корпусе ненужное напряжение, ровно держа спину, не горбясь, руки свободно опущены вниз.

Вокально-ладовые упражнения необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Следим за дыханием. Для контроля держим руку на животе. Контролируем работу нижнего резонатора.

Следим за тем, чтобы не дрожали губы, не задирались вверх плечи и голова, не тянулась вперёд шея.

Сохраняем ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает рука, лежащая на животе.

Очень важно не переходить на крик. Это вредно для связок. Стараемся найти средний уровень громкости, удобный для голоса. Никогда не поем «на пределе» громкости.

Выполняем упражнения в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса

Вопросы к практическому заданию №5

  1. Цели и задачи вокальных упражнений.
  2. Основные правила выполнения и составления упражнений в  

      соответствии с уровнем развития учащихся.

  1. Функции распевания.
  2. Общие правила выполнения вокальных упражнений.
  3. Практический показ упражнений на:
  • формирование и совершенствование навыка нижнерёберно –

       диафрагмального дыхания;

  • сглаживание регистровых порогов;
  • отработку различных видов атаки звука;
  • развитие и совершенствование работы артикуляционного аппарата;
  • соединение двух резонаторов - грудного и головного.
  • устранение имеющихся певческих недостатков.

Литература:

1.Левина, Е. Вокальные упражнения. Учимся петь и аккомпанировать: Хрестоматия педагогического репертуара / Е. Левина – Ростов на Дону: Изд.: Феникс, 2008. - https://spblib.ru/catalog/-/books/12349618-vokal-nyye-uprazhneniya-uchimsya-pet-i-akkompanirovat - Текст: электронный

2.Сафронова, О. Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов + CD. Учебное пособие / О. Л. Сафронова – Москва: Издательство: Лань, Планета музыки, 2009. - http://notes.tarakanov.net/katalog/kompozitsii/raspevki/-Текст электронный.

3. Егорычева, М. Упражнения для певца-любителя / М.  Егорычева. – Москва: Музыка, 2007. - https://www.vstudio.ru/books/Uprajnenia.pdf - Текст: электронный.

2.2. Содержание домашних заданий.

Студент самостоятельно должен:

  1. Выучить нотный и литературный текст изучаемого произведения наизусть;
  2. Иметь представление об авторе и эпохе создания, произведения его стилистических и жанровых особенностях;
  3. Работать над укреплением певческого дыхания (дыхательная гимнастика);
  4. Следить за правильностью звукообразования.

Самостоятельная работа становится действенным средством в вокальном обучении только тогда, когда оно проводится систематически и организовано в чётко продуманной системе заданий, с соблюдением правил гигиены голоса.

Основные правила гигиены голоса:

  1. Не кричать, не форсировать звук.
  2. Не переохлаждать голосовые связки разговорами и пением на улице, быстрой ходьбой и дыханием через рот.
  3. Перед большой нагрузкой голосовых связок не есть острую или очень сладкую пищу, щёлкать семечки, употреблять алкоголь и табачные изделия.
  4. Не петь в больном состоянии (при ангине, ларингите, фарингите, простуде).
  5. Избегать стрессовых ситуаций, итог которых может принести к потере голоса.

Студент вокального класса обязательно должен знать анатомо-физиологические особенности голосового аппарата, а также мутационные периоды различных типов голосов и возрастов. Благодаря этим знаниям ему будет легче понимать требования и рекомендации педагога. В свою очередь, педагог, при необходимости, может гибко корректировать методику обучения.

Такая направленность в работе создаёт условия для непрерывного совершенствования учебного процесса с целью повышения его эффективности.

3. ТРЕБОВАНИЕ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для получения оценки за участие в теоретической и практической части каждого занятия студентам рекомендуется:

1.        Самостоятельно изучать рекомендованные педагогом учебники, учебные пособия, по вопросам вокала, а также по своему усмотрению выбрать дополнительную литературу;

2.         Подготовить ответы на вопросы по различным проблемам учебной дисциплины.

3.        Качественно разучивать вокализы, вокальные произведения;

4.        Проводить анализ изучаемого репертуара по плану, предложенному преподавателем.

Требования к контрольным урокам, зачетам, экзаменам

1 курс

На контрольном уроке в 1 семестре и зачете во 2 семестре студент должен исполнить:

1.Вокализ (с названием нот);

2.Произведение русского, зарубежного композитора или детскую песню;

3. Народную песню с аккомпанементом.

2 курс

На экзамене в 3 семестре и контрольном уроке в 4 семестре студент должен исполнить:

1.Вокализ (с названием нот);

2.Произведение русского или зарубежного композитора или детскую песню;

3.Народную народную песню с аккомпанементом.

3 курс

На экзамене в 6 семестре студент должен исполнить:

1.Вокализ;

2. Романс русского или зарубежного композитора, несложную арию или

    детскую песню;

3. Народную песню a cappella.

4 курс

1.Вокализ;

2. Романс русского или зарубежного композитора,несложную арию или

    детскую песню;

3. Народную песню a cappella.

  1. В результате выполнения задания по разучиванию вокализа студент должен: знать темп, ритм, тональность, форму вокализа, выучить наизусть вокальную партию, брать дыхание по нотному тексту. Исполнить Вокализ на различные слоги для демонстрации различных видов вокальных навыков.
  2. Исполнение произведений русской и зарубежной классики, современных вокальных произведений, романсов в соответствии с требованиями программы. Концертное исполнение вокальных произведений, соответствующих курсовым требованиям.
  3. Художественно-выразительное исполнение песни, демонстрация различных видов вокальной техники при исполнении народных песен с сопровождением и без него, концертное исполнение произведений, соответствующих курсовым требованиям.
  4. Исполнение песни с текстом, составление плана работы над вокальными навыками в песнях детского репертуара, художественно-выразительное исполнение произведений под собственное сопровождение, соответствующих курсовым требованиям.
  5. Устные объяснения упражнений, практический показ упражнений на отработку различных видов вокальной деятельности.

4. ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

  1. Варламов, А.Е. Полная школа пения: учеб. пособие / А. Е. Варламов. –

      4-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань; Планета Музыки, 2012. - 120 с.  

      – Текст непосредственный.

  1. Дюпре, Ж.-Л. Искусство пения. Полный курс: теория и практика,

      включающая сольфеджио, вокализы и мелодические этюды: учеб.  

      пособие / Ж. Дюпре; пер. Н.А. Александровой: Учебники для вузов.  

      Специальная литература – Санкт-Петербург: Лань; Планета Музыки,  

      2014. - 288 с. - Текст непосредственный.

  1. Ламперти. Ф. Искусство пения. (larte del canto): учеб. пособие /

      Ф. Ламперти. – Санкт-Петербург: Лань; Планета музыка, 2009. – 192 с.

      Текст непосредственный.

Дополнительные источники:

Основные источники:

1.Глинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио/ М.И. Глинка; под ред.  И.К. Назаренко. -  Москва-   Л.: Гос. муз. издат., 1951. – 58 с. https://avidreaders.ru/book/uprazhneniya-dlya-uravneniya-i-usovershenstvovaniya-gibkosti.html - Музыка (знаковая): электронная.

  1. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. -  Москва, Музыка, 1968. - 675 с. http://krispen.ru/knigi/dmitriev_l_01.pdf -Текст: электронный.

3. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения / В.П. Морозов. -  Москва, 2002. – 494 с. https://new.poiclub.net/wp-content/uploads/2017/09/morozov-iskusstvo-rezonansnogo-peniya.pdf - Текст: электронный.

Примерный репертуарный список

I курс

Вокализы

  1. Абт Ф. Вокализы: №1-8 (для средних и низких голосов)
  2. Ваккаи Дж. Практический метод итальянского пения: №1-5 для высоких

      и средних голосов.

  1. Зейдлер Г. Вокализы.
  2. «Вокализы на народные темы в обработках советских композиторов:

      №1-10 для средних и низких голосов».

  1. Конконе Дж. Вокализы для среднего и высокого голоса.
  2. Соколовский Н. Вокализы тетр. 1: №1-8 для средних и низких голосов
  3. Трояновская А. 50 вокальных этюдов на основе народных песен: №1-10

       (для высоких и средних голосов).

Произведения русских композиторов

  1. Алябьев А. Зимняя дорога. Незабудка. И я выйду на крылечко.
  2. Аренский С. «Там, вдали за рекой». «Комар один, задумавшись».

«Расскажи, мотылек».

  1. Глинка М. «Не щебечи, соловейко». «Ты, соловушка, умолкни». «Воет

ветер».

  1. Кюи Ц. «Зима». «Май». «Осень». «Весенняя песня».
  2. Лядов А. «Колыбельная».
  3. Чайковский П. «Осень». «Колыбельная». «Чаровница».

Произведения зарубежных композиторов

  1. Бах И.С. Уходит день. За рекой старый дом. Нам день приносит свет зари.
  2. Бетховен Л. Волшебный цветок. Сурок. Походная песня. Малиновка.
  3. Гайдн И. Тихо дверцу в сад открой.
  4. Григ Э. Лесная песня. Старая мать. Цветы говорят.
  5. Мендельсон Ф. Привет.
  6. Моцарт В. Весенняя. Колыбельная. Тоска по весне.
  7. Шуберт Ф. К весне. Швейцарская песня.
  8. Шуман Р. Небывалая сторона. Мотылек. Совенок.

Зарубежные народные песни для детей

 (в обработках советских композиторов)

  1. Румынская народная песня «На вертолете».
  2. Шведская народная песня «Карусель».
  3. Американская народная песня «Дождик».
  4. Болгарская народная песня «Нани, Нани» (обр. А. Александрова).
  5. Кубинская народная песня «Суп из воздуха» (обр. В. Агафонникова).
  6. Немецкая народная песня «Наша дружба крепка».
  7. Бразильская народная песня «Ирапуру» (обр. М. Парцхаладзе).
  8. Польская народная песня «Рыбка».
  9. Французская народная песня «Три овечки» (обр. В. Сибирского).

Народные песни

  1. «Земелюшка чернозем»
  2. «Ай, на той горе калина стоит»
  3. «В сыром бору еленька»
  4. «Выходили красны девицы» (обр. А. Лядова)
  5. «Ах, утушка луговая», «Ай, на горе дуб, дуб»
  6. «У меня ль во садочке»
  7. «Ходила младешенька по борочку» (обр. Н. Римского-Корсакова).
  8. «Под яблонью зеленой»
  9. «На горе-то калина»
  10. «Эй, ухнем» (обр.А.Александрова)

II курс

 Вокализы

  1. Глинка М. Вокальные  этюды: №1-3, №5-9 (для средних голосов).
  2. Завалишина М. Четыре вокализа (для высоких голосов).
  3. Конконе Д. 50 вокализов: №1-11 (для средних голосов).
  4. Лютген Б. Ежедневные упражнения. 20 маленьких вокализов:

      №1,4,5,7,9,10 (для высоких голосов).

  1. Соколовский Н. Вокализы, тетр. 1: №9-17 (для средних и низких

          голосов).

Произведения русских композиторов

(для высоких голосов)

  1. Алябьев А. «Плачет дева гор», «Увы, зачем она блистает», «Я вижу

     образ твой».

  1. Балакирев М. «Колыбельная песня», «Среди цветов».
  2. Варламов А. «Горные вершины», «Белеет парус одинокий», «Ты не пой,

      соловей».

  1. Глинка М. «Не пой, красавица, при мне», «Северная звезда», «Ах ты

      ночь ли, ноченька».

  1. Даргомыжский А. «Юноша и дева», «В темну ночку, в чистом поле»,

     «Вертоград», песня Ольги из оперы «Русалка».

  1. Кюи Ц. «Тучка», «Коснулась я цветка».
  2. Римский-Корсаков Н. «Тихо вечер догорает», «Мне грустно»,

     «Пленившись розой, соловей».

  1. Чайковский П. «Весна», «Мой садик», «На берегу».

(для средних голосов)

  1. Алябьев А. «Два ворона».
  2. Аренский А. «Спи дитя моё, усни», «Звезда блестящая скатилася с

      небес».

  1. Балакирев М. «Не пенится море», «Сосна», «Утёс».
  2. Варламов А. «Бог с тобой», «Для чего летишь, соловушка».
  3. Глинка М. «Признание», «Что красотка молодая», «Что ты клонишь над

      водами». Песня Ильинишны из музыки к пьесе Кукольника Н. «Князь

          Холмский» («Ходит ветер у ворот»).

  1. Гурилев А. «Улетела пташечка», «Грусть девушки».
  2. Даргомыжский А. «Дайте крылья мне», «Цветы полей». «Не скажу

      никому».

  1. Кюи Ц. «Майский день».
  2. Рубинштейн А. «Певец».
  3. Римский-Корсаков Н. «Тихо вечер догорает».

Произведения зарубежных композиторов (для высоких голосов)

  1. Бетховен М. Прощание Молли. Люблю тебя.
  2. Брамс И. Колыбельная. В зелёных ивах дом стоит. Под дождём.
  3. Векерлен Ж. Песня бабочки.
  4. Григ Э. Благодарность! Лесные странствия. В челне.
  5. Моцарт В. Волшебник. Маленькая пряха. К Цитре. Ария Барбарины из

      оперы «Свадьба Фигаро».

  1. Мендельсон Ф. На крыльях чудной песни.
  2. Перголези Д. Если любишь.
  3. Шуберт Ф. Розочка в поле. Рыбачка. Форель.
  4. Шуман Р. Весенняя весть. Воскресенье. Песня горного пастушка.
  5. Бетховен Л. Краса любимого села.
  6. Глюк X. «Мне не страшны», «Стынет, тоскует кровь», ария из оперы

      «Орфей».

  1. Гуно Ш. Романс Зибеля из оперы «Фауст».
  2. Григ Э. Заход солнца. Песня в горах. Старая песня. К родине.

Песни композиторов двадцатого века

 (для высоких голосов)

  1. Блантер М. Колыбельная. Дубрава.
  2. Богословский Н. Я на подвиг его провожала.
  3. Дунаевский И. Сон приходит на порог.
  4. Герчик В. Весенняя песенка. Осень пришла. Зимой.
  5. Кабалевский Д. Песня из оперы «Семья Тараса».
  6. Новиков А. Размечтался солдат молодой.
  7. Туликов С. Родина-мать. Курский соловей.
  8. Хромушин О. Колыбельная.
  9. Шостакович Д. Заря встаёт.

(для средних голосов)

  1. Аракишвили Д. На холмах Грузии.
  2. Блантер М. Грустные ивы. У крыльца высокого. Рано-раненько.
  3. Будашкин Н. Шуми, моя нива.
  4. Герчик В. Пчела.
  5. Дунаевский И. Доброе Утро.
  6. Журбин А. Смешной человек.
  7. Крылатов Е. Ваши глаза.
  8. Мурадели Н. Солдатские сны. Дружба всего дороже.
  9. Мясковский Н. Казачья колыбельная. У родника.
  10. Пахмутова А. Звезда рыбака.
  11. Пономаренко Г. Отговорила роща золотая.
  12. Прокофьев С. Шёл станицею казак.
  13. Хачатурян А. Песня о герое.
  14. Шапорин Ю. Под вечер примолкла война.

Народные песни (для высоких голосов)

Русские народные песни:

  1. «Как в лесу, лесу, лесное»
  2. «Ходила младешенька»
  3. «Ой, сад во дворе»
  4. «Как во месяце»
  5. «По улице мостовой».
  6. Итальянская народная песня обр. Мельо «Колыбельная».

(для средних и низких голосов)

Русские народные песни:

  1. «Среди долины ровные»
  2. «Земелюшка-чернозем»
  3. «Пойду ль, выйду ль я»
  4. «По небу по синему».

III курс

Вокализы

 Г. Зейдлера, Д. Конконе, Г. Пановки, М. Глинки, Абта.

Произведения русских композиторов

(для высоких голосов)

  1. Булахов П. Не пробуждай воспоминаний.
  2. Варламов А. Разочарование. На заре ты её не буди.
  3. Даргомыжский А. Лихорадушка. Мне грустно. Юноша и дева.
  4. Кюи Ц. Царскосельская статуя.
  5. Мусоргский М. Над Доном сад цветёт.
  6. Римский-Корсаков Н. В темной роще замолк соловей. О чём в тиши ночей.
  7. Танеев С. Пусть отзвучит.
  8. Чайковский П. Растворил я окно. Нам звезды кроткие сияли.

(для средних и низких голосов)

  1. Балакирев М. Среди цветов.
  2. Бородин А. Спесь. Песня тёмного леса.
  3. Глинка М. Если встречусь с тобой.
  4. Даргомыжский А. Привет. Дайте мне крылья.
  5. Рахманинов С. Утро. В моей душе.
  6. Римский-Корсаков Н. Песня гостя из оперы «Садко». Мой голос для

      тебя.

Произведения зарубежных композиторов

(для высоких голосов)

  1. Брамс И. В зелёных ивах дом стоит.
  2. Гайдн И. Даже девушке надменной.
  3. Векерлен Ж. Приди поскорее весна.
  4. Каччини Д. Ариетта.
  5. Моцарт В. К Хлое. Фиалка.
  6. Шуберт Ф. Стой. Блаженство.
  7. Шуман Р. Весенняя ночь. На чужбине.
  8. Бах И.С. Жизнь хороша.
  9. Брамс И. Одиночество в поле.
  10. Гендель Г. Ария Ксеркса из оперы «Ксеркс».
  11. Григ Э. Колыбельная.
  12. Лист Ф. Радость и горе.
  13. Шопен Ф. Колечко.

Песни композиторов двадцатого века (для высоких голосов)

  1. Александров А. Воспоминание.
  2. Василенко С. Жницы.
  3. Живов А. Я глядела в озеро.
  4. Кабалевский Д. Песня о берёзе.
  5. Красев М. Ария Дуни из оперы «Морозко».
  6. Мясковский Н. К портеру.
  7. Хачатурян А. Романс Нины из музыки к драме Лермонтова М.

     «Маскарад».

  1. Шапорин В. Под небом голубым.

(для средних и низких голосов)

  1. Бойко Р. Старые тополя.
  2. Гаврилин В. Из цикла «Немецкая тетрадь»: Осень. Гонец. Добряк.
  3. Кабалевский Д. Три восьмистишья Расула Гамзатова: «Где горянка,

      твои наряды», «У юноши из нашего аула», «Как много было юношей

      лихих».

  1. Мясковский Н. У родника.
  2. Прокофьев С. № 6 из кантаты «Александр Невский». Шапорин Ю.

  Зачем крутится ветер в овраге.

Народные песни

(для высоких голосов)

  1. «Уедешь и вернешься».
  2. «Тонкая рябина».
  3. «Липа вековая» (обр. В. Волкова).
  4. «Между двух белых берез» (обр. Н Речменского).
  5. «Ой, Иван ли ты, Иван» (обр. Н. Чайкина).
  6. Чешская народная песня «Мне моя матушка говорила».
  7. Французская народная песня «Птички».

(для средних и низких голосов)

  1. «Хорошо было детинушке» (обр. И. Ильина).
  2. «Пчелы мои» (обр. Ю. Кочурова).
  3. «Вниз по матушке-реке» (обр. Ю. Слонова).
  4. «Кого нет, того жаль» (обр. Н. Черемухина).

IV курс

Вокализы

М. Глинки, А. Гречанинова, М. Завалишина, Г. Зейдлера, Д. Конконе, Г. Пановки, Н. Ракова.

Произведения русских композиторов (для высоких голосов)

  1.  «Балакирев М. Мне ли молодцу разудалому. Баркарола. Песня золотой

        рыбки.

  1. Бортнянский Д. Ария Саншетты из оперы «Сын-соперник».
  2. Глинка М. Зацветёт черёмуха. Венецианская ночь. Адель. Колыбельная

      песня.

  1. Даргомыжский А. Голубые глаза. Чаруй меня. Песня рыбки.
  2. Ипполитов-Иванов М. Ариозо Аси из оперы «Ася». Ласточка. Под

      небом голубым. Осень осыпается.

  1. Мусоргский М. «По-над Доном сад цветёт». С няней.
  2. Рахманинов С. Сон. Дитя, как цветок ты прекрасна.
  3. Римский-Корсаков Н. На холмах Грузии. Свеж и душист. Ариозо

      Милитрисы из оперы «Сказка о царе Салтане».

  1. Танеев С. «Когда кружась, осенние листы». Фонтаны.
  2. Чайковский П. «На землю сумрак пал». «Я тебе ничего не скажу»,

     «Глазки весны голубые», «Хотел бы в единое слово».

(для средних и низких голосов)

  1. Балакирев М. Догорает румяный закат. Песня Селима.
  2. Бородин А. Спящая княжна.
  3. Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин». «Попутная».
  4. Даргомыжский А. Ночной зефир. К славе.
  5. Рахманинов С. Полюбила я на печаль свою.
  6. Римский-Корсаков Н. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Мой

      голос для тебя. Не пенится море.

  1. Танеев С. Не ветер, вея с высоты. Моё сердце-родник.
  2. Чайковский П. Слеза дрожит. Благословляю вас, леса.

Произведения зарубежных композиторов (для высоких голосов)

  1. Бах И.С. Не печалься.
  2. Брамс И. Звучат нежней свирели. Песня девушки.
  3. Беллини В. Я рождена для скорби. О, дай снова радость.
  4. Григ Э. Горе матери. С добрым утром.
  5. Гайдн И. О, нежный звук.
  6. Гендель Г. Ария Альмиры из оперы «Ринальдо».
  7. Дворжак А. Помню.
  8. Дебюсси К. Прекрасный вечер.
  9. Лист Ф. Как птичек звонок хор.
  10. Моцарт В. Моя цитра. Ария Керубино («Сердце волнует»...) из оперы

          «Свадьба Фигаро».

  1. Перголези Д. Ария из оперы «Служанка госпожа».
  2. Пуленк Ф. Мысли полны только тобой. Моей гитаре.
  3. Шуман Р. Лотос. Орешник.

(для средних и низких голосов)

  1. Бах И.С. В твою десницу (ария).
  2. Бетховен Л. Прощание.
  3. Брамс И. Тебе не видеть боле. Ода Сафо.
  4. Шуберт Ф. Из цикла «Зимний путь»: Липа. Ворон. К музыке.

Песни композиторов двадцатого века (для высоких голосов)

  1. Александров А. Колечко. Элегия.
  2. Кабалевский Д. Ария Насти из оперы «Семья Тараса».
  3. Левина 3. Певец. И в эту ночь.
  4. Раков Н. Лес. Утёс.
  5. Свиридов Г. Зимняя дорога. Роняет лес багряный свой убор.
  6. Френкель Я. Ариозо Дарьи из оперы «Угрюм-река».
  7. Шапорин Ю. Пастушок. Осень.

(для средних и низких голосов)

  1. Гаврилин В. Из цикла «Времена года»: Зима. Весна. Лето. Осень.
  2. Мясковский Н. Эльбрус и самолёт. Подсолнух.
  3. Свиридов Г. Как небеса твой взор блистает.
  4. Шостакович Д. Из цикла «Испанские песни»: Первая встреча.

      Черноокая.

Народные песни (для высоких голосов)

  1. «Под серебряной луной».
  2. «Спи, младенец мой прекрасный» (обр. В. Волкова).
  3. «Далеко, далеко степь за Волгу ушла» (обр. Н. Речменского).
  4. Рожавская Ю. «Вечерняя песня».
  5. Билаш А. «Белая акация».
  6. «Заиграй, моя волынка».
  7. «Хорошо было детинушке».
  8. «Окрасился месяц багрянцем» (обр. В. Волкова).
  9. «При долинушке куст калины» (обр. И. Ильина).
  10. «Ой, каб Волга-матушка да вспять побежала» (обр. П. Куликова).
  11. «Пчелы мои» (обр. Ю. Кочурова).
  12. «Я нигде дружка не вижу» (обр. М. Матвеева).
  13. «Уж ты сад» (обр. Н. Сизова).
  14. «Чтой-то звон» (обр. А. Титова).
  15. «Сказали мне про молодца» (обр. Г. Тихомирова).