Воспитание и обучение начинающего скрипача в современных условиях

Современное образование в музыкальной школе это не только приобретение знаний,навыков.умений,но и присвоение культурных ценностей ребёнку. Таким образом, перед педагогом стоит задача по воспитанию и обучению ребёнка,однако, в постоянно изменяющемся обществе необходимо производить постоянную адаптацию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение преподавателя

МБОУ ДО «ДШИ» г. Котово

Волгоградская область

Коваленко И.В. класс скрипка

Воспитание и обучение начинающего скрипача в современных условиях.

Занятия музыкой в массовом сознании зачастую ассоциируются с получением наслаждения, удовольствия, либо, с нудными занятиями гаммами, упражнениями и скучными классическими произведениями. Нужно обратить внимание на музыкальные занятия, на развитие сознания, интеллекта и других способностей детей. В этом плане, заслуживает внимания, как педагогов, родителей, так и людей, от которых зависит сфера музыкального образования и воспитания детей. «Российская система музыкального образования до сих пор считается одной из лучших в мире, поскольку с ее помощью на свет появляются так называемые «крепкие профессионалы» — люди не всегда творческие, не всегда одарённые, однако в своей узкой области умеющие многое. Последнее десятилетие перевернуло не только всё общественное устройство, но и отменило многие приоритеты и ценности. Образование и культура как таковые из числа этих ценностей выбыли, уступив место чисто прагматическим ориентирам. Если учиться, то первый вопрос: «Для чего? Что это даст моему ребенку?" При таком конкретном и практическом подходе музыкальное образование утратило свою привлекательность. Теперь оно не идет ни в какое сравнение с престижными ныне специальностями - менеджментом, экономикой, правом, психологией, финансами и прочими профессиями. Быть музыкантом стало невыгодно, а значит, не престижно. Система профессионального музыкального образования ШУВ ("школа — училище — вуз») находится в состоянии кризиса, выхода из которого пока не видно.

Современное образование в музыкальной школе это не только приобретение знаний, навыков, умений, но и присвоение культурных ценностей ребенку. Таким образом, перед педагогом стоит задача по воспитанию и обучению ребёнка, однако, в постоянно изменяющемся обществе необходимо производить постоянную адаптацию.

Для того чтобы раскрыть умение обучаться, педагог должен найти индивидуальный путь взаимодействия с учеником, опираясь и на уникальные дарования, и на свои личностные качества. Это особенно значимо в классе по специальности (скрипки), где происходит сложнейший процесс раскрытия таланта ученика. Именно поэтому важен индивидуальный подход к ученику.

Индивидуальный подход включает в себя, по крайней мере, три аспекта:

1 Всесторонне узнать ученика, выявить грани его способностей, таланта, характера, черт личности;

2 Хорошо знать психолого-педагогические аспекты общения педагога и обучающегося в классе, психологическую сторону овладения навыками игры на инструменте, поведения на эстраде и др.;

3 Уметь индивидуально подходить к ученику, влиять на него целенаправленно, развивая его самооценку, стремление к совершенствованию, умение заниматься самостоятельно.

Главной задачей для педагога является открыть ученика для себя, понять его возможности и перспективы, а затем всеми средствами помочь ему открыть самого себя, осознать и проявить свои сильные стороны и тем самым открыть его для искусства. Особое значение имеет встречный поток инициативы, активности. Поэтому педагог и ученик с психологической точки зрения вступают в равное взаимодействие, занимаются творчеством, в совместной работе они вместе открывают новое.

Применение методов мотивации важный компонент в процессе обучения с начинающими скрипачами.

Мотивация (motivatio) система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях.

Различают мотивацию положительную и отрицательную.

Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных.

Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение».

Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Приведу обзор методов развития мотивации в классе скрипки.

Метод создания позитивной эмоциональной атмосферы в процессе обучения. Положительные результаты в развитие школьников достигаются, когда педагог развивает возможности детей, создает для них определенные условия, проявляет эмоциональную поддержку. Ребята не должны бояться задавать вопросы, если что-то им непонятно во время урока. Педагог должен обладать открытым, позитивно настроенным мироощущением и достаточной коммуникабельностью. Всякое насилие, крик, жесткость с его стороны внушают ребенку ужас, калечат психику, тормозят развитие личности, притупляют ум и волю. Стремление сформировать полноценную личность исключают для педагога унижающие ребенка насмешки, замечания, раздражительность и нетерпимость. Следует оценивать конкретные поступки ребенка, а не оценивать личность в целом. Это способствует укреплению уверенности школьников в своих силах, самоуважению. Работа педагога по формированию мотивации в конкретных видах деятельности (игре на скрипке) тесно переплетается с работой по улучшению общего эмоционального самочувствия этих детей в классе, изменению их положения в системе личных отношений. Начинать любое дело с чувством успеха: оно должно не только появляться в конце, но быть и в начале действия. Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу для профессионального педагога. Поэтому урок следует начинать и заканчивать в атмосфере душевного комфорта. Очень важно найти правильную тональность общения – с одним можно разговаривать лишь тихо и ласково, с другим необходимо использовать все богатство эмоционально окрашенной речи. Некоторые дети лучше всего реагируют на сдержанность, «дистанционность» – это придает им значительность в собственных глазах. Но в любом случае одно из основных требований к педагогу – безмерное чувство такта и абсолютное уважение к ученику.

Метод продуктивной коммуникации.

Владение навыками коммуникации нужны каждому человеку. От этого зависит построение взаимоотношений, умение излагать свои мысли, мотивация к действиям, навык убеждения и как следствие достижение поставленных целей.

Основой продуктивной коммуникации является уважение к собеседнику, умении слушать, понимание его слов, чувств и эмоций. Это помогает, определить, в чем человек нуждается и к чему стремится.

Методы коммуникации бывают вербальные и невербальные. К вербальным способам относятся слова, смысл речи.

Мимика, жесты, тон, интонация, громкость и тембр голоса являются невербальными способами общения.

Вот несколько примеров, как можно направить ученика, вместо того чтобы сосредоточиваться на проблеме, а затем ругать.

Негативное замечание: Ты меня не слушаешь.

Как направить ребенка в позитивное русло: Пожалуйста, слушай меня внимательно...

Негативное замечание: С тобой не договоришься. Я хочу, чтобы ты..

Как направить ребенка в позитивное русло: Давай попробуем сделать то, что я говорю, пожалуйста.

Негативное замечание: Так у тебя ничего не получится.

Как направить ребенка в позитивное русло: Давай-ка посмотрим, нельзя ли сделать это иным способом.

Невербальная коммуникация воспринимается учащимися более искренне, так как на уровне подсознания больше половины информации человек принимает из невербальных источников.

Поэтому также важно применять невербальные методы продуктивной коммуникации. Вот несколько рекомендаций:

  1. Повторение жестов собеседника помогает установить контакт и вызвать доверие.
  2. Сохранение дистанции личного пространства.
  3. Во время разговора позы и жесты должны быть открытыми, демонстрируя доброжелательность и искренность.
  4. Говорите в спокойном темпе, не слишком громко, но четко произнося слова.
  5. Когда слушаете собеседника, периодически кивайте. Это знак, выражающий готовность к сотрудничеству.

Нам нужно поправлять детей, но при этом следует меньше сосредоточиваться на негативных характеристиках их поведения и чаще давать им возможность улучшить поведение. Даже исправлять ошибки ученика в позитивном ключе нужно не слишком часто, иначе это потеряет эффективность. Всякий раз, исправив ребенка, нужно затем три раза похвалить его за позитивные действия. Чтобы уравновесить негативное, позитивного нужно больше. Также детей можно поощрять при помощи наград: за участие в конкурсе, за отличное окончание учебного года, за лучшее исполнение и т.д. Любое достижение или старание учащегося нельзя оставлять без внимания, это способствует развитию уверенности в себе, в своих возможностях и является хорошим стимулом в дальнейшем обучении.

Постоянно творческое общение с родителями учеников важное требование для педагога. Родители помогают создать более точное и полное представление об ученике. Благодаря этому можно гораздо быстрее найти контакт с учеником. Участие родителей в деятельности ребенка помогает не только педагогу. Этот метод влияет на взаимоотношение учеников и родителей, содействует их взаимопониманию и взаимоуважению. Наблюдая за уважительным и серьезным отношением к ребенку, видя полную самоотдачу педагога, родители гораздо свободнее и с большей радостью начинают общаться со своими детьми. Роль педагога в жизни ребёнка не менее важна, чем роль родителей, ведь то, что человек приобретает в школе, он также сохраняет в течение всей последующей жизни.

Ребенок – это личность, уже способная на собственное, оригинальное мышление, на выражение собственного «я», на проявление воли. Педагог, используя различные методы и создавая педагогические условия, может повлиять на нравственное и духовное развитие ученика. Это важно для становления полноценной личности.