Фортепианные упражнения в развитии технических навыков начинающего пианиста (методическая статья)

Кадырматова Ирина Михайловна

Практически полезные упражнения для работы в классе фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya_uprazhneniya.docx26.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Детская школа искусств им А.С. Голубкиной», г. Зарайск

 

Фортепианные упражнения

 в развитии технических навыков

начинающего пианиста

(методическая статья)

                                             

   

               

                                       Автор: Кадырматова Ирина Михайловна ,

преподаватель Высшей категории по кл. фортепиано

                                                     2024 г.

Введение

Техника фортепианной игры есть  способность воплощать в игре на рояле наши музыкальные и художественные представления. Настоящая техника не существует независимо от художественных намерений исполнителя, она формируется именно как следствие художественных, слуховых намерений и применительно к ним. Трудности моторики являются своеобразной преградой для воплощения художественного замысла; но, с другой стороны, именно техника и направляет творческое воображение. Это взаимовыгодное условие для успешного исполнения произведения.

«Музыкальной таблицей умножения» называл гаммы Иосиф Гофман. И гаммы очень нужны пианисту, как начинающему, так и весьма подвинутому ученику и даже опытному искусному исполнителю. Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним, - говорил К.Черни.

Яркая двигательная одаренность встречается редко. Приобретение техники движений всегда связанно с развитием мышечных ощущений, с другой стороны работа над техникой требует и волевых качеств, большую работе над техникой играют роль эмоциональные переживания, ощущение пульса, а так же достаточный уровень развития слуха.

Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый. Технические возможности учащихся предпочтительно развивать на красивой, выразительной музыке, чем  можно добиться творческого, образно-эмоционального отношения к работе над  техникой.

Этапы работы:

   

 1. Упражнения для организации игрового аппарата

 2. Упражнения на постановку руки

 3. Упражнения для средних классов (терции, арпеджио, трели…)

Упражнения для организации игрового аппарата.

Прежде чем приступить к развитию технических навыков учащегося, необходимо организовать его посадку за инструментом. Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги и т.д.

Упражнения «Мельница», «Кулачеи», «Рисунок», «Шалтай-болтай» - начальные упражнения по А.Артоболевской очень хорошо подготавливают ребенка к началу игры на инструменте.

Упражнения на постановку руки:

Упражнения «Лебедь», «Парашют», «Мягкий кулачок» готовят руку маленького пианиста, при активном слуховом контроле следить, чтобы ребенок не играл резким звуком.

Упражнение  «Машинка» готовит кисть к игре, помогает ей стать гибче, податливей.

Упражнение «Марширующие гномы». Пальцы «шагают», как гномы шагают ножками. Работают пальцы попарно.

Ребенку интересно услышать историю о забавных гномах, которые шагают ножками, сидя на стульчиках. Предложите ребенку тоже так попробовать. Обратите внимание на движения его тела: ноги шагают, колени согнуты, а сидит он спокойно, не подпрыгивая. Теперь ученику понятно, что кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.

Упражнение «Паучок», или «Краб». «Шагают» все пальцы. Преподаватель дает команду какими пальцами «шагать». Причем следует называть разные пальцы для левой и правой руки. Например, одновременно « шагают» в левой руке 5 и 1, в правой руке 2 и 4 пальцы, или в левой руке 3 и 1 в правой 3 и 5. Так ребенок быстро запомнит номера пальцев.

Упражнение  «Паучки пошли в поход». Расскажите, как паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), осторожно отдает второму паучку. Так они и ходят, передавая, друг другу «тяжесть». Ребенок переносит «тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку

Упражнения для средних классов (терции, арпеджио, трели)

В далекую пору раннего клавирного исполнительства музыканты нередко обходились не только без подкладывания первого пальца, но и вообще без него. Лишь постепенно первый палец входит в употребление, становясь, по словам французского пианиста. А. Корто, своего рода «множителем пальцев» или же (пользуясь выражением известного русского пианиста- педагога В. Сафонова) «рычагом, на котором вращается вся техника». Поисками приемов рационального подкладывания занимались авторы многих фортепианных школ.

Особенно часто встречаются следующие ошибки:

  • первый палец подготавливают к подкладыванию слишком рано
  • уже при опускании второго   пальца его сразу глубоко подводят под ладонь.

Результат - напряжение руки и рывок, порождающий ненужный акцент

на следующем за тем звуке;

  • первый палец, наоборот, подкладывают   в последний   момент, (этот недостаток встречается чаще). Характерный признак такого запоздалого подкладывания - резкое движение («дергание») локтем в сторону; кисть    при подкладывании остается неподвижной, а первый палец «подсовывают» под неподвижную же ладонь.

Сам термин «подкладывание» не слишком удачен, он вызывает представление о пальце, который кладется на клавишу. Г. Нейгауз предлагает «понятие подкладывание первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и

натуральным понятием перекладывание руки через первый палец».

Необычное упражнение на подкладывание и перекладывание встречается в одной современной французской фортепианной «Школе». Хроматическую последовательность из пяти звуков здесь рекомендуется играть следующей аппликатурой:

Вот некоторые упражнения для работы над техническим материалом в быстром темпе:

Играть гаммы и арпеджио быстрыми, стремительными « перебежками» и остановками на первых нотах каждой октавы (или через две октавы). Наостановках с легким акцентом рука должна мгновенно освобождаться, как  взлетая вверх и чуть придерживая клавишу пальцем, спокойно опускаться в исходное положение

В терцию и – терциями

Игра гамм двойными нотами, по выражению Г.Нейгауза, - «вещь преполезная». Прежде чем приниматься за игру гамм двойными нотами, стоит поработать над подготовительными упражнениями.

Начинать можно с извлечения каждой терции или сексты по отдельности, со всех ступеней гаммы, в разных тональностях, прикосновением хорошо опертым, весомым.

Затем полезно играть терции теми же аппликатурными вариантами, но теперь уже легким звуком, в подвижном темпе:

А.Шмидт-Шкловская называет такое упражнение «Прогулкой»: Исполняется оно как бы похлопывающим движением, близко к клавиатуре, цепкими кончиками пальцев при спокойной кисти.

Полезны упражнения, в которых одна и та же терция поочередно берется разными пальцами.

Существуют и многие другие упражнения, которые помогают ощутить двухголосный характер двойных нот и, соответственно, развивать самостоятельность, независимость пальцев.

Практически все  упражнения годятся и для освоения гамм секстами. Поскольку игра секст подготавливает ученика, не берущего еще октаву, к октавной игре, полезно поиграть верхний голос секстовой гаммы отдельно, одним пятым пальцем так, чтобы в руке сохранялась форма этого интервала:

Работа над арпеджио.

Поскольку арпеджио - это не что иное, как разложенные аккорды, естественно начать их изучение с игры самих аккордов. Это помогает освоить структуру арпеджио, ощутить в руке их форму.

Можно порекомендовать следующие упражнения, предвидящие игру

арпеджио  коротких и длинных:

Трель

Боковое движение по терциям. Играть вверх на октаву и обратно с небольшим поворотом в сторону пятого пальца. В медленном темпе хорошо играть эти упражнения преувеличенным движением, в подвижном темпе - с небольшой амплитудой, ощущая вращение внутри руки.

        

Упражнения для преодоления трудностей при игре октав, аккордов,

скачков.

С аккордами ученик знакомится довольно рано. Аккорды помогают найти устойчивое положение рук на клавиатуре с опорой на пятом пальце.

Упражнения позволяют выработать независимость пальцев, крепость свода кисти, точность удара в аккордах.

К октавам можно приступить при наличии достаточной растяжки мышц кисти руки. При игре октав важно следить за свободой неиграющих пальцев, а также за упругостью свода руки. Хорошо поиграть упражнение на легкость и подвижность октав:

Лист' наряду с обычными упражнениями в октавах охотно применял октавные и аккордовые построения с поперечным ударом рук (так называемые

«Слепые октавы»)

Заключение.

Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе обучения во многих отношениях - для освобождения, координации движений при отшлифовке определенных пианистических навыков. В дальнейшем пианисту для преодоления технических трудностей в произведениях приходится самому изобретать разнообразные упражнения.

Для успешного воспитания техники пианиста необходимо, чтобы за время обучения в его репертуаре были этюды и пьесы, включающие разные виды техники, различную фактуру, требующие разнообразных вариантов движений как правой, так и левой руки.

Упражнения связаны с музыкой (они охватывают различные виды техники и всевозможные приемы звукоизвлечения) и постепенно переходят в работу над произведениями.

Благодаря своей лаконичности, они легко запоминаются, исполнение их не утомляет ученика, не притупляет его внимание.

Важнейшим условием успешной работы является сознательный слуховой контроль. Ни один звук не должен прозвучать до их музыкального представления.

При организации работы над упражнениями нужно иметь в виду несколько моментов: -

1. Приучать ученика систематически играть упражнения.

2. Упражнения должны быть разнообразными, с упором на полезное.

3. Каждое     упражнение,   через   некоторое   время   заменить   новым  по возможности более сложным.

4. Упражнение нужно уметь играть долго, развивая выносливость руки и пальцев.

5. Каждое упражнение должно заключать в себе определенную трудность.

6. Прежде чем давать упражнение ученику, педагог должен сам поработать над ним, чтобы почувствовать пользу. Упражнения должны проверяться практикой.

Все возможности игрового аппарата должны использоваться в соответствии с поставленными художественными задачами и физиологическими данными учащегося. Поэтому нельзя говорить абстрактно о каком либо одном, единственно правильном методе обучения.

Огромное значение для успеха художественно-пианистической деятельности имеет способность к концентрации внимания. Сосредоточенность на разных этапах работы над музыкальным произведением распространяется на различные проблемы. Не «вообще упражнение», а только конкретное, целенаправленное упражнение может дать необходимые результаты. Сознательная, конкретная постановка цели в работе должна соответствовать конкретной ее реализации. Механическое упражнение без художественной  или  технической цели бесполезно и вредно.

Список использованной литературы

  1. Бирман А. О художественной технике пианиста. - М: Музыка,1973.-139с.
  2. Борзенков А.Н. Начинаю играть на рояле.- С.-Петербург: Композитор, 1998.- 83 с.

     3. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. - М.: Музыка,

1985.-135с.

     4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.:Музыка,1982.-298с.

     5. Николаев А. Школа игры на фортепиано.- М.: Музыка, 2002.-199с.

     5. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Сов.композитор, 1989.-144с.

     6. Шмидт-Шкловская А.О воспитании пианистических навыков.-М.:

Музыка, 1971.-70с.