О произведении «The Match Girl Passion» Дэвида Лэнга

Небольшая заметка о хоровом произведении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл david_lang_the_match_girl_passion.docx15.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О произведении «The Match Girl Passion» Дэвида Лэнга

Все ли знают сказки Андерсена? Сейчас каждый с уверенностью может  назвать и пересказать любую его сказку. А все ли знают о коротком драматическом рассказе «Девочка со спичками»? Эта сказка повествует о маленькой девочке, которая продаёт спички.  Она замерзает в канун Нового года, так как не хочет возвращаться домой, думая о наказании от жестокого отца. Она зажигает списку несколько раз, чтобы согреться. В эти мгновения перед её глазами встают сказочные сны. Это и жирный гусь, поднимающийся с тарелки и идущий к ней навстречу, и рождественская ёлка с игрушками, и давно умершая бабушка. Заканчивается эта история трагически, так как девочку находят замёрзшей с пустым коробком спичек.

Спустя несколько лет интерес к этому сочинению зажёгся снова. 25 января 2015 года в Концертном зале Auer на территории кампуса Университета Индианы Bloomington campus, было исполнено произведение Дэвида Лэнга «The Little Match Girl Passion», в рамках программы "Огонь и лед: мистериальные и магические песни». Премьерой дирижировал Доминик ДиОрио.  Это хоровое произведение основано на рассказе Ганса Христиана Андерсена 1845 года «Девочка со спичками». Чистая интонация хоровых голосов и глубина проникновения, с которой дирижёр исполнил это сочинение, поражает хрупкостью и прозрачностью. В конце произведения голоса истаивают, словно в дымке. Произведение было написано в 2007 году. Первая премьера композиции состоялась в Карнеги-холле в зале Занкель-Холл 27 октября 2007 года в Театре голосов под управлением дирижёра Пола Хиллиера.  В 2008 году Д. Лэнг получил Пулитцеровскую премию за это сочинение, а в 2010 году премию Грэмми от проекта «Harmonia Mundi». Сочинение написано для камерного хора и четырех солистов, которые одновременно играют несложный ритм на ударных инструментах. Это колокольчики, бубенчики, барабаны, тарелки. Они создают загадочное и хрупкое звучание. Композиция делится на 13 частей.

 1. Пойдем, дочь моя

2. Было ужасно холодно

3. Самое дорогое сердце

4. В старом фартуке

5. Покаяние и раскаяние

6. Там горели огни

7. Терпение, терпение!

8. А! возможно

9. Помилуй, Боже мой

10. Она зажгла еще одну спичку

11. Начиная с шестого часа

12. Она снова потерла спичку

13. Когда придет моя пора уйти

14. Утро на рассвете

15. Мы сидим и плачем

В чём же загадка этого сочинения? По словам композитора, его пьеса "Девочка со спичками" представлена в формате «Страстей по Матфею» Баха, чередуя повествование Андерсена с репликами толпы и реакциями персонажей, совсем как в "Страстях" Баха. Слово "страсть" происходит от латинского слова, обозначающего страдание. Эти реплики являются реакцией толпы, покаянными мыслями, высказываниями общего горя и трагизма, потрясения или раскаяния, они помещают нас в центр действия. Композитор перерабатывал  рассказ Ганса Христиана Андерсена,  перевод рассказа Х. П. Паули на английский язык в 1872 году, либретто Пикандера из «баховских» "Страстей по Матфею и Евангелие от Святого Матфея. Сам композитор пишет об идее сочинения: «В моей пьесе нет Баха и нет Иисуса — скорее страдание маленькой спичечной девочки было заменено страданием Иисуса, подняв ее печаль на более высокий уровень. Однако меня всегда интересовало то, что Андерсен рассказывает эту историю как своего рода притчу, рисуя религиозную и моральную эквивалентность между страданиями бедной девушки и страданиями Иисуса. Девушка страдает, ее презирает толпа, она умирает и преображается».

И слушая эту композицию, мы сопереживаем вместе с девочкой, радуемся её воспоминаниям, страдаем и переживаем её горе, плачем о её скорой кончине, но образ её остаётся с нами… Остаётся и горит в глубине сердца, словно подожжённая последняя спичка…