Проект " Путь к успеху". Методические рекомендации к работе с одаренными детьми на уроках "Фортепиано"

Алексеева Ираида Петровна
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляют одно из перспективных направлений развития системы образования. Развитие и воспитание одаренных и талантливых детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, развития науки и культуры в производстве и социальной жизни.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей

« Лихославльская детская школа искусств»

Методические рекомендации к работе с одаренными детьми на уроке «Фортепиано»

Выполнила преподаватель фортепиано

Алексеева Ираида Петровна

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Основные цели и задачи 

3. Ожидаемые конечные результаты реализации

4. Принципы работы с одаренными детьми

5. Основные направления работы

6. Стратегия работы с одаренными детьми

7. Методическое обеспечение системы работы с одаренными детьми

                                           

Актуальность проблемы.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляют одно из перспективных направлений развития системы образования. Развитие и воспитание одаренных и талантливых детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, развития науки и культуры в производстве и социальной жизни. Необходимость создания системы работы с одаренными и талантливыми детьми возникла давно. Анализ участия учащихся Лихославльской детской школы искусств в региональных, российских и международных конкурсах и фестивалях показывает, что в школе имеется категория одаренных детей, чей творческий потенциал нуждается в поддержке и развитии.

Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.

В научном мире за последние десятилетия разрабатывались несколько концепций одаренности, как в нашей стране, так и за рубежом. Проблема одаренности в современном мире становится особенно актуальной и требует создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффектное использование на практике. «Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться». Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.

Творческие дети – «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Рассматриваемые вопросы имеют постановочный характер и могут стать началом  активной  деятельности  по  развитию и совершенствованию работы с одаренными детьми.

Концепция работы с одарёнными детьми

Концепция программы основывается на следующих принципах:

  • выявление одаренных детей;
  • выявление и развитие творческих задатков детей;
  • создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
  • расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтением популярной музыкальной литературы.
  • включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности;
  • обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению инновационных технологий на материале современных учебно-методических пособий;
  • сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения;
  • создание музыкальной среды для воспитания ребенка;
  • интенсификация педагогического процесса;
  • бережное отношение к традициям преподавания музыки предыдущими поколениями музыкантов.

 К группе одарённых детей могут быть отнесены учащиеся, которые:

1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3) испытывают радость от умственного труда.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина мышления однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

2) дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Можно выделить следующие формы обучения одаренных детей:

1.    индивидуальное обучение или обучение в малых группах по образовательным программам творческого развития в определенной области;

2.    мастер-классы, творческие лаборатории, открытые уроки;

3.    система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

4.    научные конференции, методические семинары.

Благоприятные возможности образования в ДМШ четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения, необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.

В школе можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.

Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Очень важно не создавать у него «чувства исключительности»: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что ДШИ  посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.

Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая  -  это эксплуатация неординарных способностей ученика (вокальных, сценических, музыкальных и т.д.) ради престижа учебного заведения или его преподавателя, что часто идет во вред самому ребенку. Вторая — это неосознанное стремление преподавателя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.

Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного художественного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути в искусстве.

Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся – принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для одаренных учащихся.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность.

В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой деятельности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения.

Одарённые дети:

  • как правило, более активные учащиеся и всегда чем – либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся непосредственно к уроку;
  • настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную и информацию;
  • благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
  • они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений;
  • умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  • некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Программа обучения одаренных детей должна:

  1. Иметь системный подход в развитии способностей ребёнка;
  2. Поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
  3. Обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
  4. Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
  5. Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;
  6. Способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
  7. Включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

2. Основные цели и задачи

Целью программы является определение стратегии педагогического, и научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми, формирование системы  поддержки и защиты одаренных детей.

Основные задачи программы:

  1. Координация и активизация работы школы с одаренными и способными детьми на основе обеспечения единой системы исследования природы и развития одаренности.
  2. Повсеместное проведение диагностических обследований детей на выявление одаренных и способных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех ступенях обучения).
  3. Составление банка данных об одаренных детях, прогнозирование их развития.
  4. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей на основе дифференцированного обучения их в различных образовательных областях, художественного творчества; совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, методик.
  5. Создание необходимых условий для дифференцированного обучения всех одаренных детей.
  6. Определение комплекса мер, обеспечивающих поддержку и стимулирование активной деятельности одаренных и способных детей, а также специалистов, работающих с ними.

3. Ожидаемые конечные результаты работы с детьми

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • поднять статус таланта в целом и престиж ребенка, обладающего этим талантом;
  • активизировать инициативы и творчество учащихся в разных областях деятельности;
  • повысить качество образования и воспитания учащихся;
  • разработать основы для развития одаренности и талантов у детей в современных условиях;
  • обеспечить равные возможности в развитии способностей;
  • повысить профессиональное мастерство педагогов, работающих с одаренными детьми;

4. Принципы работы с одаренными детьми

В работе с этой категорией учащихся надо руководствоваться:

  • Принципом индивидуализации обучения;
  • Принципом свободы выбора учащимся образовательных услуг, помощи, наставничества;
  • Принципом возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принципом максимального разнообразия представляемых возможностей;
  • Принципом особого внимания к проблеме межличностных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • Принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.

5. Основные направления работы

1. Диагностика как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности

6. Стратегия работы с одаренными детьми

Установить последовательность действий, общий план достижения целей деятельности, направленных на получение планируемого результата

I. Диагностика.
1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности, емкости;
2. Создание банка методик для диагностирования учащихся;  

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования;

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования;
5. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.
1. Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных
на творческую самореализацию и самодостаточность;
2. Информирование учащихся о новейших достижениях в избранной ими области практической (творческой) деятельности;
3. Знакомство учащихся с новинками музыкальной литературы. Организация помощи учащимся в подборе литературы;
4. Привлечение творческих педагогов, работников культуры и др. организаций для общения с детьми;
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учащихся;

6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;
7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание
стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие творческих способностей.
1. Проведение олимпиад, конкурсов, конференций внутри учреждения;
2. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:
выполнение творческих тематических заданий;
выполнение проблемных и исследовательских работ;
выполнение проектов;
приобщение (в различных формах) к работе преподавателя;
повышение степени сложности заданий.
IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности.
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных победителям конкурсов различного уровня.

2.Освещение высоких результатов учеников в газете.

7. Методическое обеспечение системы работы с одаренными детьми

Информационное обеспечение:

1. Нормативно-правовое обеспечение;
2. Программное обеспечение (образовательные программы)
Организационно-методическое обеспечение:
1. Повышение квалификации педагогов через систему тематических семинаров.

2. Повышение квалификации преподавателей через курсовую подготовку.
3. Изучение обобщения опыта работы преподавателей.

4.Связ с куратором школы и ведущими педагогами ТМК им. М.П.Мусоргского.

5.Участие в мастер – классах ведущих педагогов.