Работа над свободой игрового аппарата в классе баяна/аккордеона

Трофимова Наталья Анатольевна

Проблема мышечных зажимов у музыкантов нередкое явление. Встречается очень часто ввиду различных факторов: конструктивных особенностей баяна, психолого-физиологической составляющей каждого исполнителя. 
В статьте приведен комплекс упражнений без инструмента, с инструментом на основе собственных наблюдений и авторской методики известной советской пианистки-педагога А.А. Шмитдт-Шкловской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_svobodoy_igrovogo_apparata.doc64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Трофимова Наталья Анатольевна,

педагог дополнительного образования,

 ГБНОУ Дворец учащейся молодежи СПб,

г.Санкт-Петербург, РФ

Работа над свободой игрового аппарата в классе баяна/аккордеона

        

        

        Проблема мышечного зажима музыканта – одна из важных тем при обучении игры на баяне.  Одна из сторон данной темы -   репродуктивная (мышечная свобода игрового аппарата). Вторая – реконструктивная (идейно-глубокая, включающая в себя контроль над собственными  психофизиологическими ощущениями  в момент игры на баяне).
        Формирование свободного исполнительского аппарата позволяет эффективно развиваться в классе баяна. Свободные движения рук, отсутствие мышечных зажимов активизируют процесс освоения техники игры, основное назначение которой -   полноценное раскрытие художественного замысла в музыкальном сочинении.

        Данный доклад не претендует на полный охват намеченной темы, поскольку в специальной литературе по баяну не разработаны  вопросы мышечных  зажимов.          В основу взяты специальные упражнения высокопрофессионального педагога-пианиста с богатым опытом А.А.Шмидт-Шкловской.

        Цель — формирование свободного исполнительского аппарата у  начинающего баяниста.
        Задачи:
        *Владение специальными упражнениями,
        *Освоение навыков  посадки,  положения рук за инструментом,

        *Развитие внутренней свободы учащегося,
        *Воспитание навыков самоконтроля учащегося,
        *Устранение психологического дискомфорта учащегося в занятиях.

        

        Сроки реализации решения проблемы: от 1 года до 3 лет. Заблаговременно применяя комплекс упражнений в классе баяна, мышечная зажатость эффективно предотвращается.  
        

        Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, полезно проделать ряд гимнастических упражнений без инструмента.         Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы, так или иначе участвующие в работе. Они помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата.

1. Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. 

        Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вдохом, поднимите ненапряженные руки вверх; кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные руки вниз. Голову также опустите. В таком положении предоставьте рукам раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.
2. Свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз, вращение головы) для освобождения мышц шеи. Следите за осанкой.
3. Дыхательное упражнение. Очень важно во время игры дышать спокойно и бесшумно, не задерживать дыхание, особенно в кульминациях. Условие нормального дыхания — хорошая осанка (ощущение «стержня» в спине по линии позвоночника).
        Не поднимая плечи, сделайте глубокий вдох так, чтобы легкие до конца наполнились воздухом и грудная клетка расширилась. Выдох постепенный, бесшумный и полный. После небольшой паузы — снова вдох. Выполняйте это упражнение, считая про себя.
4. Чувствуя прогнутую спину и не поднимая плечи, потрясите поднятыми вверх кулаками (тыльной стороной вперед) — «погрозите» ими. Упражнение помогает почувствовать «включенность» рук и всего корпуса.
        При выполнении упражнений 5 и 6 важно
 почувствовать поддержку поясницы и нижних мышц. Несколько выпрямленные руки держите при этом слегка отставленными от корпуса. Их «верх» не должен ощущаться. Плечи не поднимайте.
5. Держите перед собой первым — вторым пальцами воображаемое полотенце.         Руки легкие, покоящиеся на «подставке»; локоть слегка закругленный. Поворачивайтесь на «стержне» вправо и влево.
6. Смена уровня опоры рук («три этажа»).                                                 Руки спокойно лежат на коленях. На счет «раз» положите их на стол. «Два» — руки на пюпитре, «три» — опять на столе, «четыре» —на коленях. Все движения выполняйте просто и естественно. При подъеме рук локти не опускать.
        С помощью упражнений 7—9 вы почувствуете всю руку от корпуса до кончиков пальцев как единый рычаг, работающий «от плеча».
7. Рисуйте в воздухе любые закругленные линии поочередно вторым, третьим, четвертым и пятым пальцами, ощущая палец как продолжение руки (вся рука как бы один «длинный палец»).
8. Круговые движения рук в разные стороны. Следите за осанкой, не поднимайте плечи. Руки собранные, легкие.
9. Повороты вытянутых вперед рук ладонями вверх — ребром — ладонями вниз.
        При поворотах рук вокруг продольной оси хорошо ощущается работа мышц
плечевой кости.

Работа кисти проделывается в следующих упражнениях:
10.
«Лампочка», «Дверной замок». Активная супинация (от лат- «переворачивать») и пронация (от лат.- «наклоненный вперед, внутрь»).  Движения имитируют ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери ключом.
11. Супинация и пронация свободно опущенных рук. Такие движения, особенно супинационный поворот, хорошо освобождают руки.

         Следующие упражнения помогают почувствовать правильную работу пальцев и укрепляют мышцы, участвующие в ней.

         Упражнения с мячом. При их выполнении следите за осанкой. Рука работает «из корпуса», линия ее слегка закругленная. Плечо и предплечье ощущайте как продолжение ладони: а) Ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх. б) Перебрасывайте мяч из одной руки в другую по дуге. в) Отпускайте мяч и сразу же подхватывайте его той же рукой, не давая упасть (рука обращена ладонью вниз). Руку в кистевом суставе не сгибайте. Мяч схватывайте ловко, легко. г) То же, но отпускать мяч одной рукой, ловить — другой.

        Координируйте движения с ритмом. Эти упражнения можно выполнять под музыку.  Хватательные движения развивают сгибатели пальцев, в особенности сгибатели основных фаланг.

        Упражнения с опорой на стол: «Пружина пальцев-приминанание». Работа ладонных сгибателей пальцев.

        «Иди ко мне» -прямыми пальцами в ладонь.

        «Пока, пока!» -помахивание всеми пальцами одновременно.Свободно и естественно помахивайте всеми пальцами, подобно тому, как машут, прощаясь, дети.

        «Стряхнуть соринки». Пальцы естественно собираются, как бы подметая и легко схватывая какой-нибудь невесомый предмет. Кисть в работе не участвует. Ладонь широкая.

        Положив руки на колени, веерообразно разводите и собирайте пальцы, как бы разглаживая платье. Пальцы не натягиваются, двигаются без усилий, как бы сами собой. Запястье при этом не поднимать. Ладонь полностью соприкасается с материей — трение о материю помогает ощутить ее расширение и сужение.

        Далее это упражнение делается в воздухе. При возвращении в исходное положение пальцы собираются, второй палец соприкасается с первым. Выполняйте упражнение только пальцами, не вращая кисть.

        «Хлебные шарики». Крутим пальчиками (1-2, 1-3, 1-4, 1-5) «хлебные шарики». Двжения очень мелкие, тем самым повышается тактильность.

        « Подушечки». Слегка прижимайте подушечки 2—5 пальцев к первому, как бы прощупывая их.

        «Прикосновения». Дать ученику материю:  пушистую, колючую, шершавую и жесткую для тактильного ощущения каждой, сравнивая со звуком.

        «Аплодисменты». Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом руками круг перед собой. Ладони держите близко друг к другу; плечи и руки совершенно свободные. Кисть и предплечье составляют единое целое. Упражнение подготавливает естественное исполнение «стаккато».

        «Танец

». Учащийся вместе с педагогом танцуют под звучащую музыку (на любом аудиопроигрывателе), в которой отчетливо прослушивается ритм (за счет ударной секции). Главным образом, музыка танцевального жанра. Упражнение освобожает мышечные блоки наряду с активной работой ритмической сферы.

        «Координация». Упражнения на раскоординированность действий. а)Поочередно поднимать вверх правую и левую руки с противоположным движением ног назад. б) Гладим по животику -  по головке стучим, и наоборот.  в)Левую руку отводим в сторону, как будто разводим мех, а правая рука выполняет движения вних и вверх по клавитауре, будто играет.

        «Качели». Упражнение похоже на «Танец». Так же исполняется под музыку. Но основное движение здесь у рук. Руки плавно и свободно раскачиваются под музыку.

        Таким образом, специальные упражнения без инструмента лучше выполнять в подготовительном периоде.  Этот период не ограничен по времени и  длится на усмотрение педагога. В дальнейшем, когда учащийся будет уже владеть начальными навыками игры на инструменте, эти упражнения (или их часть) так же выполняются регулярно, но уже не так часто.

        Конечная цель - научить ребенка чувствовать свое тело, уметь расслаблять мышцы, но таким образом, чтобы они были не вялыми, а способными к двигательной  активности мышц. («Свобода- это готовность к действию, а не мертвый покой» Г.Нейгауз).

        Подготовительный  период без инструмента является наиважнейшим, поскольку создает почву для  успешных занятий на инструменте в будущем.

        

        Баян-инструмент сложный. Несмотря на множество достоинств, он весьма непрост, чтобы найти с ним контакт:

  • Баян -  тяжелый по весу;
  • Нужно играть двумя руками и при этом тянуть мех (расскоординированность действий);
  • Играем не глядя на клавиатуру. Левую руку мы не видим,  все на ощупь;
  • Компрессия меха и упругость клавиатур;
  • Плечевые ремни стягивают спину (скованность движений);
  • Левый рабочий ремень так же прижат и мешает свободному переменщению руки. В общем, руки на баяне находятся достаточно в неудобном положении.

     Значительное влияние на развитие постановочных и игровых навыков оказывают и качественные показатели инструмента: акустические данные (динамический потенциал, так называемый «ответ»), герметичность инструмента, экономность расхода воздуха, исправность и отрегулированность клавиатур и механик,различная степень упругости правой и левой клавиатур.

        Все эти аспекты необходимо учитывать для максимально свободного управления баяном.

        Обычно педагоги не придают особого значения тому, что ребенок, который впервые пришел на урок, испытывает робость, смущение, вызванное новой непривычной обстановкой. Подобное состояние обычно выражается в общей скованности, при которой все его мышцы могут оказаться напряженными еще до знакомства с инструментом. Если же не обратить на это внимание и дальше продолжать процесс обучения, то при взятии инструмента напряжение может усилиться еще за счет хватательного рефлекса.

        

        

Упражнения за инструментом.

        

1. Посадка. Ощущения главных точек опоры: ног  и поясницы. Упражнение «Замри». Без плечевых ремней удерживаем ногами баян. Как только баян фиксируется — надеваем ремни.

2. Работа с мехом. Упражнения «Спокойное дыхание», «Самолет прилетел», «Самолет улетел», «Ветер». Исполняется с  помощью воздушного клапана. Учащийся дышит вместе с  мехом.

3. Рождение звука на правой клавиатуре. Опору кисти лучше чувствовать не в кончиках пальцев (или в «косточках»), а в середине ладони, широкой, с пологим, пружинящим «сводом». Извлекаем звук разными пальцами на одной и той же ноте с дыханием.

4.  «Лифт». Движения правой руки вниз и вверх по клавиатуре. Цельная рука. Направляющее движение локтя при движении вниз.  Ощущение поддержки в пояснице.

5. «Нежность». Упражнение для ощущения контакта ладони с клавиатурой. Гладить ладонью клавиатуру.

6. «Дирижер» , «Балерина». При игре пьес ищем  наиболее активные движения руки в зависимости от характера музыки. Грубо говоря,  если играем кантилену, то ведущая роль принадлежит плечевому суставу. Если музыка со штрихом «стаккато», то больше работает предпечье, запястье, кисть.

        Движения рук можно связать с фразировкой музыки. Рука «дышит» по фразам, мотивам.

         Движения рук во время исполнения музыки помогают освободить игровой аппарат от ненужной зажатости, придают уверенность исполнителю, делают звучание более живым и одухотворенным.

        «Улыбка». При игре выученного веселого произведения учащийся добавляет улыбку во время игры. Если не может этого сделать, значит есть зажатость.

        Стоить заметить, как перед публичным выступлением у многих учащихся еше больше зажимаются мышцы, руки становятся «деревянными», теряется двигательная активность пальцев. Волнение выступать на сцене дает сильный сбой по всему организму.

         Приведем некоторый список упражнений, которые помогут облегчить мышечное напряжение, идущее от чрезмерного психологического напряжения.

        

        Упражнения на снятие мышечного напряжения перед выступлением на публике.

        

        Потягивание. С добрым утром!
        Потянитесь в разные стороны. Зевайте. Делайте это с огромным удовольствием каждой мышцей вашего тела.

        Макушка.         

        Стопы параллельно друг другу. Руки и плечи опущены и свободны. Смотрите вперед перед собой. Потянитесь макушкой вверх, как будто у вас из позвоночника растет деревце вверх. Повторите 5 раз. Следите за свободой шеи и плеч.

        Разогрев.
        Энергично и активно растирающими движениями начните массировать кисти рук, продвигайтесь к плечам,плечо, шею, грудную клетку, все туловище, спину, ноги начиная со стоп, двигаясь к телу.         Это позволит вам быстро прийти в тонус.
        
Растяжка.
        Как будто растягивайте вокруг себя пространство. По горизонтали, по вертикали, по диагонали. Тянитесь с удовольствием.
        
Железный человечек. На счет раз- напрягите мышцы всего тела. На счет два- максимально расслабьте. Повторите 5 раз. Следите за сободой плечевого отдела.
        
Плечи к ушам.
        Раз-дотянитесь плечами до ушей. Два-зафиксируйте положение. Три-исходное положение, расслабьте мышцы. Повторите 5 раз. Следите за свободой.
        
Ухо к плечу.
        Раз- дотянитесь правым ухом до правого плеча. Два-зафиксируйте положение. Три- расслабьте мышцы. Повторите 5 раз.
        
Марионетка. 

        Раз-представьте, что вы кукла-марионетка, бросьте корпус вниз. Вы повешены как кукла за одну нитку, которая прикреплена к копчику. Два- считая до 10 медленно поднимаетесь выстраивая позвоночник в исходное положение. Повторите 5 раз. Следите за свободой.
        
220 Вольт.

        Тряситесь всем телом. Как будто через вас прошел ток. Следите за расслаблением.

        

        Этот комплекс выполняется около 5-6 минут. Учащимся нравятся эти движения, после сделанных упражнений настроение у них поднимается, а значит часть мышечного напряжения уходит. Регулярность выполнения упражнений наряду с моральной поддержкой педагога, верой в своего ученика, дает свои продуктивные результаты.

        Стоит заметить, что каждый педагог в процессе работы с учеником должен подмечать его индивидуальные особенности, и, исходя из них, только потом уже планировать свою работу. Необходимо знать, какие мышцы включаются в работу в тот или иной момент. Не стоит забывать о наличии недостатков, которые бывают в строении рук учащегося, и необходимо помочь преодолевать их.

        Таким образом, учащийся и педагог движутся к реализации основной цели — легкая, свободная, непринужденная игра на инструменте.  Юный баянист с удовольствием выступает перед зрителями, донося до них художественный смысл исполняемой музыки.

         Формирование исполнительского аппарата, ведущего к освоению игры на баяне, будет эффективнее благодаря регулярному и систематическому выполнению специальных упражнений в преодолении мышечных зажимов.  

        Приведенный ряд упражнений послужит баянистам ориентиром в большом мире искусства игры на баяне.

     Учащиеся станут более раскрепощенными и уверенными в себе, вырастут гармонично развитыми личностями.

Список используемой литературы:

  1. Алешина З.И. Вопросы воспитания двигательной культуры баяниста на    начальном этапе обучения. - Свердловск, 1984
  2. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне // Баян и баянисты. Cборник статей. Часть2. Общ.ред. Ю. Акимова. – М.: Советский композитор, 1974
  3. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне: Метод. пособие для педагогов ДМШ, учащихся ССМШ, муз.училищ, вузов.- М.: Музыка, 2004
  4.  Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. - М., 1988
  5. Семенов В.А. Современная школа игры на баяне. - М.: Музыка, 2003
  6. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков».  - Л., Музыка, 1985