«Формирование устойчивого и позитивного отношения к обучению на отделении народных инструментов ДШИ».
Актуальность проблемы Мотивация обучения в школе искусств является важной задачей, которую вынуждены решать и преподаватели, и родители учащихся. Ведь если эта задача решена, то ребѐнка уже не надо заставлять, он сам ищет возможность позаниматься, и никогда не придѐтся уговаривать его не бросать музыку. Для достижения успеха в учебе необходим высокий уровень мотивации учения, который иногда восполняет недостаток специальных способностей. Учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого – сформировать у него мотивацию к учебной деятельности. Актуальность данной проблемы заключается в снижении мотивации к игре на баяне и аккордеоне и гармони, снижении общего интереса родителей к обучению детей в музыкальной школе. Что же это за причины, которые приводят к снижению мотивации к обучению. Само отношение общества к интеллектуальной собственности, научно- технический прогресс, телевидение и интернет, пропаганда гламурного образа жизни, - это все напрямую действует на подрастающее поколение. Демотивирует учащихся и принятый в семье стиль воспитания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Добрый день, дорогие коллеги, меня зовут Фирсова Анастасия Михайловна, я преподаватель отделения народных инструментов по классу баяна и гармони.
И сейчас я Вам представлю Методический доклад с практическим показом «Формирование устойчивого и позитивного отношения к обучению на отделении народных инструментов ДШИ».
Тоесть мотивации. Актуальность проблемы Мотивация обучения в школе искусств является важной задачей, которую вынуждены решать и преподаватели, и родители учащихся. Ведь если эта задача решена, то ребѐнка уже не надо заставлять, он сам ищет возможность позаниматься, и никогда не придѐтся уговаривать его не бросать музыку. Для достижения успеха в учебе необходим высокий уровень мотивации учения, который иногда восполняет недостаток специальных способностей. Учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого – сформировать у него мотивацию к учебной деятельности. Актуальность данной проблемы заключается в снижении мотивации к игре на баяне и аккордеоне и гармони, снижении общего интереса родителей к обучению детей в музыкальной школе. Что же это за причины, которые приводят к снижению мотивации к обучению. Само отношение общества к интеллектуальной собственности, научно- технический прогресс, телевидение и интернет, пропаганда гламурного образа жизни, - это все напрямую действует на подрастающее поколение. Демотивирует учащихся и принятый в семье стиль воспитания.
В основном, родители занимаются зарабатыванием денег, находясь далеко от проблем ребенка, предоставляя ему свободу выбора и действий. Многие дети бросают музыкальную школу, проучившись в ней 2-3 года. Именно поэтому в настоящее время возникла острая необходимость в поиске новых подходов, методик преподавания для увеличения интереса учащихся к обучению, повышения их уровня мотивации. Для этого нам, преподавателям, нужно знать и владеть различными формами и методами обучения, искать различные формы развития музыкальных способностей, искать способы заинтересовать детей музыкальным искусством, чтобы удержать их в музыкальной школе. Дети, рождѐнные в XXI веке, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках!
Начальный период обучения который является важным вводным этапом в обучении, позволяет окунуть детей в музыкальное искусство, увидеть цель, к которой они должны стремиться с помощью инструмента. В настоящее время проблема начального обучения на баяне, аккордеоне и гармонике стоит особенно остро в связи с новыми условиями, в которых работают преподаватели, ведь период, когда аккордеон и баян пользовались всенародной любовью, были самыми популярными инструментами, когда конкурс в музыкальную школу давал возможность отобрать самых одаренных детей для обучения, к сожалению, прошел. Раньше средний возраст поступающего по классу аккордеона и баяна ученика составлял 9-11 лет. Сегодня ситуация изменилась. Основная возрастная категория детей, поступающих в детскую школу искусств, и желающих обучаться игре на аккордеоне и баяне, это дошкольный и младший школьный возраст. Имеющиеся методические пособия и школы игры на аккордеоне и баяне рассчитаны в основном для детей 9-11 лет, и предполагают обучение игры на аккордеоне и баяне сразу по нотам. Но такие методики не приемлемы для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как их физиологические особенности предполагают усвоение любого познавательного материала в условиях игровой деятельности, Сама жизнь диктует нам, преподавателям, искать и внедрять новые формы в обучении, то есть использовать в своей работе инновации. Именно поэтому, в отличие от ранее предлагаемых методик мы начинаем именно с упражнений в игровой форме. Сначала выполняем упражнения без инструмента, потом - упражнения на аккордеоне и баяне. С первых уроков ребѐнок держит инструмент, но не общается напрямую с нотами.На начальном этапе обучение ребѐнка с рук. Наша преподавательская задача - постоянно мотивировать ребѐнка к занятиям музыкой, к обучению музыке. А лучшая мотивация - когда у ребѐнка получается сразу. И всѐ. Поэтому нельзя обходить стороной этот метод обучения. Цель такой методики заключается в том, чтобы методы и формы ведения урока были направлены на раскрепощение ребѐнка, придание ему веры в свои возможности. Занятия строятся с учѐтом возрастных особенностей детей, их музыкальных данных, возможностей развития, приобретѐнных знаний. То есть применяется технология индивидуального подхода.
Значение технологии коллективного музицирования. С первых шагов обучения происходит освоение первоначальных навыков игры в ансамбле. Игра в ансамбле учитель-ученик пробуждает любознательность ребѐнка, повышает его интерес к занятиям. Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь детей в прекрасный мир музыки и не даѐт им скучать на уроке. Cоздавая ансамбль, учитывается совместимость характеров учеников, близость друг друга по возрасту, по уровню развития, интересам, степень их технической подготовки владения инструментом. Кроме игры в дуэте и трио на аккордеоне и баяне, мы практикуем игру с использованием шумовых инструментов. Ребят всегда увлекает ансамблевый вид деятельности. Занятия ансамблем и приносят им большую радость совместного творчества, развивают у них целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручка, поддержка. Что способствует повышению мотивации к успешному обучению в ДШИ.
Значение исполнительской практики. Некоторым ученикам нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики. Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре. Привлекаются к участию в различных концертах, как в школе, так и за еѐ пределами, например, в детских садах и общеобразовательных школах. На таких концертах могут выступать все дети, независимо от способностей. И это тоже является ещѐ одним фактором для мотивации детей к дальнейшему обучению.
Роль музыкальных конкурсов. Часто стимулом для работы является возможность участия в исполнительских конкурсах разных уровней. Если перед учеником поставлена определѐнная цель - то для еѐ достижения необходимо найти силы и время, побороть лень. Участие в конкурсах соответствует детской потребности к соревнованиям, а также расширяет репертуар, укрепляет сценическую выносливость, становится праздником. После конкурса часто появляется желание заниматься, наблюдается прогресс, улучшаются результаты работы.
Роль семьи в музыкальном воспитании. Роль семьи в мотивации детей к успешному обучению играет Немаловажное значение, а может даже и основополагающее. Для более эффективной работы необходимо поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребѐнка и по возможности создаѐм прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик». Доводить до сознания родителей, что их ребенок начал заниматься серьѐзным делом, требующим способностей, внимания, терпения, трудолюбия. Знакомим родителей со всеми особенностями системы обучения в ДШИ. Проводить тематические родительские собрания, индивидуальные беседы, на которых объясняем, как правильно и эффективно помочь ребѐнку в организации домашних занятий. Ребѐнок работает с большим желанием, если видит, что к его труду родители проявляют интерес и заинтересованы в его обучении в музыкальной школе, что для них очень важно. Одним из первых шагов к установлению партнерских отношений может считаться помощь в поиске и выборе приобретаемого инструмента, которую способен оказать учитель родителям ученика. Родителям учащихся 6-8 лет, а иногда и родителям более взрослых детей, считаем, целесообразным предлагать присутствовать на уроках. Ведь взрослый человек запоминает материал урока лучше ребѐнка и в случае необходимости может помочь учащемуся при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило, больше заинтересовываются обучением ребѐнка и побуждают юного музыканта заниматься усерднее.
Использование современных технологий. Ни для кого не секрет, что Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. В работе с учащимися в классе баяна и аккордеона активно используются цифровые и электронные ресурсы (аудио, видеоматериалы, текстовые и др. документы, возможности Интернета). Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и необходимости собственной образованности. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, мы даем такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением. Просматривая фрагменты выступлений профессиональных исполнителей, учащиеся учатся сценической культуре. Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся. Например, в нашей школе регулярно проводятся такие мероприятия как (отчетные концерты, концерты к праздникам, родительские собрания, классные мероприятия т.п.).
Очень нравится детям игра под фонограмму, она значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Такая работа позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом, а также является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением аккордеона или баяна под аккомпанемент целого оркестра. Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу: раскрепощает их, снимает зажатость, страх публичных выступлений, позволяет ощутить себя настоящими артистами, играющими в сопровождении целого коллектива. Использование современных технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребѐнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже готов к качественному восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги, следует отметить, что:
· Процесс мотивации - постоянно развивающееся явление. По мере усложнения задач обучения происходит и повышение мотивации к обучению, оказывается несомненное влияние на развитие личностных качеств учащихся, умение находить в музыкальном искусстве средство гармонизации своего внутреннего мира.
· Использование современных образовательных технологий в классе создаѐт ситуацию успеха для учащихся и стимулирует к дальнейшему их развитию.