2-Статья- "ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ" авторы: Муралева М.Г., Ларина Т.А.

Ларина Татьяна Альбертовна

"В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат". В.А.Сухомлинский

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Статья

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ.

Составители:

        педагог дополнительного образования

                                                                                   Ларина Татьяна Альбертовна

концертмейстер

                                                                                 Муралёва Мария Геннадьевна


Санкт-Петербург

2024

Музыкальное воспитание ребенка – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления их творческой личности. В наши дни проблема развития творческих способностей детей очень актуальна, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности, да и просто уверенные в себе люди. Наша главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих, разносторонних, внимательных, способных к разным формам творческой деятельности.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста, творческие способности наиболее ярко проявляются в театрализованной деятельности интересной и доступной для них, поскольку она воздействует на воображение ребёнка и словом, и действием, и изобразительным искусством, при этом позволяя удерживать внимание детей на высоком уровне. Через такой интерес повышается умственная активность ребят, она помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство очень близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, сказка, а потребность в игре и сказке у детей особенно дошкольного и младшего школьного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие четырёхлетние детки с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой или сказкой. Всем известно, что дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему «желанию» и представлению, а потом проживают его и действуют в этом сказочном воображаемом ими мире. Очень важно использовать такую всесильную детскую фантазию правильно, развивая и направляя её в творческое русло.

Решая задачу последовательного формирования и развития творческих способностей детей в театрализованной и музыкальной деятельности, можно выделить следующие этапы работы:

  1. У самых младших ребят следует постепенно начать сформировывать простейшие образно-выразительные умения (например, умение имитировать характерные движения животных, и звуков).
  2. С детьми в средних группах можно приступить к работе над обучением элементам художественно-образных средств (разная интонация, мимика, пантомима).
  3. В старшей группе можно смело пробовать совершенствовать художественно-образные исполнительские умения, развивать творческую самостоятельность ребят в передаче художественного образа, в выразительности речи, пения и пантомимы.

Важно помнить, что задача музыкально-театральной деятельности состоит не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, максимально открывая и показывая свои способности.


Чтобы привить детям любого возраста любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, важно использовать яркие, интересные, новые произведения, рекомендованные не только программой, а также те, которые не предназначены специально для детей, тем самым раздвигать границы их кругозора. Дети очень восприимчивы ко всему подлинно-настоящему, прекрасному, поскольку у них ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления и вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять представления детей о музыке разных времён и народов (П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ и многие другие композиторы).

При работе над детским спектаклем или каким-то творческим музыкальным проектом следует придерживаться нескольких основных правил: надо стараться не перегружать детей, не давать им вмешиваться в действия своих «коллег», предоставлять детям возможность пробовать себя в разных ролях и образах – ведь этот процесс очень увлекательное занятие. В ходе подготовки и работы репетиции строятся по самым разным сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий, психического и физического состояния, а также настроения детей. Когда все «условия» соблюдены и всё складывается, то дети ждут репетиций с нетерпением, работают с желанием и радостью. Первое знакомство детей с произведением или спектаклем должно быть эмоционально насыщено, чтобы пробудить их интерес к предстоящей работе. Часто материалом для сценического воплощения служат сказки, дающие яркий, широкий, многозначительный образ со своими чудесами и тайнами, приключениями и превращениями, всё то, что очень близко ребёнку. Сказки пробуждают много оттенков детской души, например, сострадание, желание понять другого человека и помочь ему, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом и многое другое. Материал следует подбирать, отталкиваясь от возрастных возможностей детей, их знаний и умений, но при этом важно обогащать их жизненный опыт, стараться пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько основных этапов работы над спектаклем или музыкальным проектом: 1. выбор подходящего музыкального материала или спектакля, обсуждение с детьми; 2. работа над отдельными эпизодами в форме игры с импровизированным близким по смыслу тексту; 3. разучивание вокальных номеров; 4. работа над пластикой и движениями; 5. переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; 6. работа над выразительностью исполнения; 7. репетиции отдельных номеров, сцен, с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением; 8. генеральные репетиции всего спектакля, или другого музыкального материала с элементами костюмов, реквизита и декораций, распределение ответственных за смену декораций и реквизита; 9. и, наконец, премьера. Премьера - это всегда волнение, суета и, конечно, праздничное настроение. Дети постепенно начинают понимать, что такое коллективность, как от их внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех всей творческой деятельности. Очень важно обсуждать с детьми результат их работы после выступления, но лучше это делать не сразу, поскольку дети слишком возбуждены. Эмоции поутихнут через день-два и в спокойной беседе можно разобрать все плюсы и минусы проделанной работы, выяснить, насколько критически дети относятся к собственной игре, к исполнению и к своим товарищам. Обсуждение должно быть аккуратно направлено в такое русло, чтобы, указав на основные промахи и недостатки ребят, их не обидеть. Самое приятное для детей, это конечно же похвала. Обязательно надо отметить наиболее удачные и интересные моменты их выступления.

Изучая вопрос формирования проявлений и развития творческих способностей детей, надо помнить, что основной закон детского творчества – это его ценность, его важность, но не в достигнутом результате, что несомненно важно, а в самом процессе творчества. Ведь намного ценнее то, как создадут дети, как реализуют себя, как будут творчески подходить к процессу, как будут перевоплощаться в разные сценические и концертные образы. Педагогу следует внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей, стараться в каждом ребенке находить его сильные стороны. В основу всего музыкально-педагогического процесса положен индивидуальный подход, уважение к ребенку, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, надо стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Таким образом, будет постепенно формироваться достаточно высокая самооценка, что бесспорно очень важно в любом творческом процессе.