3-Статья- "ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОНОГРАММЫ И ИГРОЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ." авторы:Муралева М.Г., Ларина Т.А.

Ларина Татьяна Альбертовна

В жизни человека музыка открывает путь в мир, где царят эмоции и чувства, успокаивая или возбуждая, веселя или заставляя грустить. Она и есть тот «язык», с помощью которого общаются люди разных народов и национальностей. «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым. Его можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». Платон

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Статья

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОНОГРАММЫ И ИГРОЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ.

Составители:

        педагог дополнительного образования

                                                                                   Ларина Татьяна Альбертовна

концертмейстер

                                                                                 Муралёва Мария Геннадьевна


Санкт-Петербург

2024

         Концертмейстер — это не тот человек, который добросовестно исполняет партию аккомпанемента, это чуткий музыкант, первый помощник педагогу, воспитатель для учащихся, искатель музыкальных образов, и конечно же неотъемлемый и активный участник всего творческого процесса. Быть хорошим концертмейстером – это призвание, любовь к своему делу, выдержка и постоянная работа над совершенствованием своего мастерства. Так есть ли разница между «живой» игрой концертмейстера и записанной фонограммой? Безусловно есть. Фонограмма не подстроится при каждом исполнении какого-либо музыкального произведения по темповым и динамическим нюансам под солиста, напротив, подстраиваться придется ему; Под неё сложнее выполнить подробную работу над отдельными фразами, вокальными партиями, а без наличия музыкального вступления под фонограмму проблематично даже вступить; звуковой баланс фонограммы довольно ограничен, от технических накладок также никто не застрахован; про какие-либо изменения в записанной фонограмме можно просто забыть, придется ее перезаписывать. Концертмейстер же, напротив, всегда вовремя среагирует на темповые или динамические изменения, вовремя остановится, продублирует вокальную партию при необходимости, поддержит и воплотит творческие эксперименты в процессе поиска нужных образов, смысловых ударений и интонационных красок. Помимо исполнения своей партии, концертмейстер всегда сосредоточенно анализирует и старается подстроиться под исполнителя. Каждое новое исполнение одного и того же произведения будет отличаться от предыдущего, ведь не бывает двух одинаковых исполнений, разве что в записи. Очень важен слуховой контроль, выстроенный баланс звучания аккомпанемента с партией солиста или ансамбля - это всё является показателем профессионализма концертмейстера и основой всего творческого процесса. Конечно, опыт приходит через длительную практику, и желание совершенствоваться, ведь воспитание пианиста концертмейстера зависит от многих факторов. Прежде всего это должен быть музыкант, обладающий хорошими исполнительскими навыками, так как партии аккомпанемента встречаются очень сложные в исполнении, он должен уметь бегло читать с листа музыкальные произведения, конечно, пригодится навык совмещения вокальной партии с партией аккомпанемента, умение транспонировать, и подбирать по слуху. Но даже обладая всеми вышеперечисленными навыками, пианист не достигнет совершенства в концертмейстерском искусстве без саморазвития. Просто смотреть в ноты и правильно играть свою партию будет как минимум неправильно, и не профессионально. Можно с уверенностью сказать, что не всегда в одном музыканте - пианисте сочетаются все грани пианистического мастерства, не каждый яркий солист способен быть чутким концертмейстером, и не каждый профессиональный концертмейстер смог проявить себя в сольной карьере. Возможно, это зависит от темперамента человека, его мироощущения, психологических особенностей, но главное надо любить свое дело, совершенствоваться, постоянно быть в поиске, ведь как известно под лежачий камень вода не течет. Концертмейстер всегда должен помнить о том, что он уже не один, а как минимум вдвоем, что еще более подчеркивает значимость и ответственность. Совместное творчество объединяет, учит ответственности не только за себя, но и за других участников творческого процесса. В деятельности концертмейстера объединяются творческие, исполнительские, педагогические и психологические функции (это умение контролировать качество исполнения, как своего, так и солиста, это знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, это умение подсказать правильный путь к исправлению разного рода недостатков). В современном мире применение технических средств довольно широко распространено в музыкальной сфере, но всегда и во все времена ценилось именно «живое» исполнение, фонограмма же нужна в тех случаях, когда нет возможности исполнить аккомпанемент вживую.

Ниже, в таблице приведем примеры отличий в работе с роялем и с фонограммой поэтапно.

Этап

Работа с роялем

Работа с фонограммой

Предварительный

Зрительное прочтение нотного текста, его музыкально-слуховое представление, первоначальный анализ текста, проигрывание целиком (чтение с листа).

Произведение можно прослушать в записи, если таковая есть.

Аналитический

Анализ и выявление различных особенностей произведения (стилистика, жанр, фактурные особенности, темп, эмоционально-образная концепция). И солисту, и концертмейстеру можно делиться собственными впечатлениями, знаниями и выводами.

Попробовать услышать все особенности, проработанные с концертмейстером. Иногда встречаются фонограммы, где записана игра концертмейстера. В этом случае нужно понимать, что работа первых двух этапов была уже проделана, что дает солисту спокойно работать с фонограммой.

Основной

Техническая проработка эпизодов с различными элементами трудностей, проработка деталей (темп и технические элементы), недопустимость фальшивых нот, репетиционные проигрывания (пропевания).

Фонограмма всегда рассчитана на определенный метроритм, на единый темп, что может провоцировать солиста на недоработку трудностей, на его невслушиваемость в мельчайшие нюансы. Солист может не успевать за темпом, заданным фонограммой изначально, это наводит на мысль, что работа с фонограммой как для солиста так и для ансамбля возможна только на самом последнем этапе выучивания произведения, когда все детали уже доведены до нужного уровня, и преодолены многие технические трудности.

Заключительный

Нахождение выразительных средств, динамика и драматургия.    Мастерство концертмейстера, как проводника музыкального материала до сознания и души учащегося требует разносторонних музыкальных знаний, талантов, владения всеми исполнительскими навыками на инструменте, знание основ певческого искусства, отличного музыкального слуха. Концертмейстеру необходимо уметь слушать солиста, мысленно петь и дышать вместе с ним, не перекрывать его партию своим звучанием, надо видеть не только свои строчки аккомпанемента, но и следить за партиями солиста, или ансамбля, умение не останавливаться при неточном исполнении, а собранно и целеустремленно следовать до конца произведения вместе с солистом тоже очень важно. Выразительное исполнение, точное соблюдение динамики, штрихов, цезур, кульминационных моментов так же является показателем уровня концертмейстера.

После работы с концертмейстером, учащимся довольно сложно переходить на работу с фонограммой, ведь тут нет тех средств выразительности, которыми владел солист изначально, всё более ровно. И задача педагога показать и рассказать учащемуся новые средства выразительности, присущие стилю работы под фонограмму (под минус). Остается временная сетка, гармония, темп, иногда звучание (оно отличается, но приближенно к тому, что привык слышать ребенок).  Отчасти меняется стилистика произведения, а значит и дыхание, и артикуляционная подача материала, значит скорее всего будет единый темп без агогических вкраплений, таким образно получается, что всю образно-эмоциональную нагрузку берет на себя текст, (если он есть), качественная аранжировка оркестровых партий, и владение автором законами гармонии и мелодики.

Музыку мы все любим слушать потому, что она уводит нас в мир чувств, невысказанных слов, измененного состояния сознания, где тембральное богатство красок, художественно-драматические нюансы динамики, высокий эмоциональный тонус кульминаций и пронзительные заключительные гармонии волнуют душу. Все эти возможности глубочайших потрясений изначально кроются у композитора в голове, и душе, затем в его текстах, а далее в цепочке – исполнитель, являясь неким связующим звеном, он должен донести все это волшебство до слушателя и зрителя. Концертмейстер в этом ряду занимает почетное место проводника и педагога, психолога и помощника исполнителю. Такое богатство выразительных возможностей поставить в один ряд с фонограммой (исполнением под минус) практически невозможно. Конечно, проще и понятнее, когда педагог включил музыку, нажав на кнопку и началась работа, ведь люди при этом не зависят друг от друга, потому что порой бывает очень трудно собраться всем вместе как педагогам, так и исполнителям-солистам. Но, пожалуй, это и будет единственным преимуществом работы с фонограммой. Подводя итог в нахождении отличительных особенностей в работе между концертмейстером и фонограммой, хочется вспомнить высказывание великого педагога, пианиста А.Гольденвейзера: «Каждое музыкальное исполнение неповторимо. Произведения можно сыграть много раз, но каждый раз, исполнение никогда не бывает вполне тождественным. Всякий раз это новое проявление воли исполнителя».