Первоначальный этап работы над вокальным произведением на уроках Татарского сольного пения

Хисамова Резеда Мансуровна

работа над татарскими вокальными произведеними в городских школах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervonachalnyy_etap_raboty.docx18.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хисамова Резеда Мансуровна

Первоначальный этап работы над вокальным произведением на уроках татарского вокала

Мы с вами живем в прекрасной многонациональной Республике Татарстан.  В Республике два Государственных языка. Но, к сожалению, время диктует свои правила и большинство детей говорит на русском языке. Поэтому у них, как и преподавателей татарского вокала возникают определенные сложности с изучением татарских песен.

На сегодняшний день возрождение национальной культуры –один из актуальных вопросов, поставленных социумом перед педагогами дополнительного образования.  Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно-политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Несмотря на общественную значимость национальной музыки в воспитании детей, большинство учащихся, особенно городских школ, воспринимают татарскую народную музыку, как некую ЭКЗОТИКУ. Для большинства учащихся это:

*непонятный речевой диалект

*чуждая эстетика звукоизвлечения

Все это нередко вызывает у ребят реакцию неприятия, так как у современных детей сформировался стереотип музыкального мышления на восприятие массовой музыкальной культуры.

 Современная образовательная система предлагает в школах программу «Музыка», в основе которой лежит знакомство и изучение таких жанров как: опера, рок-опера, мюзикл, оперетта и другие жанры. Песенный репертуар в программы не включен, нет единого маркера для формирования певческих навыков и, зачастую, оставляет желать лучшего. Сегодня стоит острая проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, татарской песне, не извращая традиций, не выдавая ее за экзотику.

Приобщение к национальной культуре, народной песне должно проходить (так у нас в школе и проходят) средствами родной разговорной речи через:

-изучение Устного народного творчества

-общения в группе, с педагогами, с родителями

-Общение в форме диалога, что способствует развитию навыков общения на родном языке.

Фонематика татарского языка во многом отлична от русской. В ней присутствуют звуки, которые непривычны для русского произношения, например:

Ә

Ү

Җ

Ң,

Ү

Һ

Ө

 В классе татарского вокала очень важно уделить большое внимание работе над дикцией и артикуляцией для точной передачи смысла текста песни . Особенность работы конкретно в моем классе явлется  то, что не все обучающиеся владеют татарским языком, что требует повышенного внимания со стороны педагога

Начало работы над песней в классе Татарского вокала.

  1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ

(Исполнение педагогом песни  с концертмейстером, либо прослушивание песни в записи)

  1. Работа над литературным текстом :
  • Чтение текста в медленном темпе
  • Разбор и перевод трудновыговариваемых слов
  • Перевод текста песни (куплета)
  • Работа над произношеием (подписываем в тексте как правильно произносить слова)
  • Читаем шепотом текст песни в ритме песни.
  1. Творческая работа

-читаем текст песни

в роли строгого Начальника

(Учителя, волшебника, Бабушки).

  1. Сольфеджирование песни
  2. Работа над фразировкой

Татарские мелодии зачастую обладают широкой распевной мелодикой, поэтому их исполнение необходимо предварять серьезной работой певческого дыхания . Для этого в классе выполняется комплекс упражнений на проотяженность певческого дыхания .

УПРАЖНЕНИЯ:

-ШИНА ( имитируем Надувание шины)

-ВЬЮГА ( имитация зимней вьюги, метели)

-ПАРОВОЗИК  (Чух-чух-чух.непрерывный ход транспорта)

-Дрель ( БОЛЬШАЯ и малая ) РЫЧИМ Р_Р_Р-

-ЗМЕЯ (шипим Ш_Ш_Ш_Ш)

-ЛОШАДКА (бодрая,уставшая, уходяща вдаль) цокаем

Песни родной земли стоят в ряду самых ярких и значительных явлений в художественном наследии народов Республики. Их притягательная сила в искренности, глубине и совершенстве поэтических образов, в жизненной энергии музыкальных ритмов.Народная манера  пения наряду с языком –важнейшее составлющее этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей. Именно родная культура должна стать неотъемлемой         частью души ребенка, началом порождающим личность. И моя задача, как педагога-привить ученику любовь к родному  языку и сохранению традиций татарского народа