«Специальность (балалайка)» на тему: «Работа над художественным образом музыкального произведения В.В. Андреева вальс «Грёзы»

План - кончпект открытого урока с учащимся 5 класса по классу балалайки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект открытого урока31.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №7» города Курска

План-конспект

открытого учебного занятия по предмету «Специальность (балалайка)» на тему:

«Работа над художественным образом музыкального произведения В.В. Андреева вальс «Грёзы»»

с обучающимся 5-го класса ДПП

в области музыкального искусства «Народные инструменты» Аникановым Никитой, 8 лет обучения

преподавателя высшей квалификационной категории

Голозубовой Натальи Валентиновны,

концертмейстер первой квалификационной категории

Маренкова Лариса Васильевна

Курск, 2024 г.

Тема урока: «Работа над художественным образом музыкального произведения в классе балалайки на примере Вальса «Грёзы» В.В. Андреева».

Дата проведения: ,

Цель урока: развитие и совершенствование технических и творческих навыков игры на балалайке в процессе работы над музыкальным произведением (В. Андреев Вальс «Грёзы»).

Задачи урока:

Образовательные:

- обеспечить закрепление обучающимся навыков исполнения упражнений с помощью традиционной аппликатуры;

- добиться осознанного понимания и применения полученных знаний, умений и навыков при раскрытии художественного образа изучаемого произведения в соответствии с замыслом композитора;

- познакомить учащегося с интересными фактами из биографии композитора и исполнителя В.В. Андреева

Развивающие:

- способствовать развитию музыкального мышления, слуха, памяти, воображения, эмоционального исполнения, творческих способностей, внутренней культуры;

- развивать умение применять различные приёмы игры на балалайке в ходе работы на уроке;

- способствовать формированию эстетического и нравственного мировоззрения на примере изучения классического репертуара русского композитора Андреева;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию устойчивого интереса к предмету «Специальность»,

- воспитывать способность к эмоциональному сопереживанию при исполнении изучаемого произведения, умения грамотно и верно передать характер, жанр, стилистические особенности Вальса«Грёзы» композитора В. Андреева.

Тип урока: комбинированный, продолжительность 40 мин.

Форма урока: индивидуальный урок с элементами исследования.

Методы и технологии обучения:

словесные:

- беседа; анализ;

наглядные:

- педагогический показ на инструменте балалайка;

- демонстрация видеоролика исполнения Вальса «Грёзы» В. Андреева для лучшего понимания художественного образа и совершенствования технических приемов обучающегося;

практические:

- игра гаммы, упражнений, этюда, работа над пьесой;

Технология обучения в сотрудничестве:

- сотрудничество по трем направлениям: учитель-ученик, ученик-концертмейстер, учитель-концертмейстер.

здоровьесберегающие:

- соблюдение правильной посадки, постановки рук, подбор музыкального репертуара с учётом возрастных особенностей обучающегося.

Оснащение урока: нотный материал, наглядные пособия, музыкальные инструменты (балалайка, фортепиано), подставка, пульты, технические средства обучения (ноутбук).

План урока

  1. Организационный момент (2 минуты)

- объявление темы открытого урока;

- цель и задачи урока;

- представление обучающегося, который участвует в открытом уроке.

  1. Основная часть. Актуализация знаний. (35 минут)
  1. Техническая подготовка на примере упражнений Шрадика –

на все традиционные приёмы игра на балалайке;

2) А. Зверев. Этюд №10,D-dur;

3) «Работа над художественным образом музыкального произведения в

классе балалайки на примере Вальса «Грёзы» В.В. Андреева»:

- проигрывание пьесы,

- беседа с обучающимся (определение особенностей жанра, темпа, формы);

- работа над 1 частью произведения;

- работа над 2 частью произведения, кульминацией;

- исполнение Репризы с учетом полученных на уроке результатов в процессе работы над 1 частью;

4) Прослушивание в записи Вальса «Грёзы» Андреева в исполнении профессионального артиста (видеоролик).

III. Подведение итогов открытого урока. (3 минуты)

Анализ. Самооценка. Домашнее задание. Оценка/

Ход урока.

  1. Организационный момент: представление обучающегося; объявление темы урока, его цели и задач.

Тема открытого учебного занятия по предмету «Специальность»: «Работа над художественным образом музыкального произведения в классе балалайки на примере Вальса «Грёзы» В.В. Андреева».

Урок буду вести я, преподаватель высшей квалификационной категории, Голозубова Н.В., концертмейстер – преподаватель первой квалификационной категории Маренкова Л.В. Урок проводится с учащимся 5го класса ДПП в области музыкального искусства «Народные инструменты» Аникановым Никитой (8 лет обучения).

Цель урока: развитие и совершенствование технических и творческих навыков игры на балалайке в процессе работы над музыкальным произведением.

Задачи – образовательные, развивающие, воспитательные - отражены в плане-конспекте занятия. Постараемся их достигнуть в процессе работы.

  1. Основная часть. Актуализация знаний. (35 минут)
  1. Начнем с технической разминки и проверки домашнего задания - упражнения Шрадика: играем на струнах, используя традиционные приёмы пиццикато1, пиццикато2, удары сверху вниз и снизу вверх, штрихами легато, стаккато, нонлегато.

При игре на балалайке упражнений добиваться четкости звукоизвлечения, соблюдения динамических отттенков, хорошего качества звука с плавными переходами с одной струны на другую.

  1. Исполнение Этюда №10 А. Зверева.

Строение мелодии квадратное - из фраз по 4 такта. Основная тональность Ре мажор, размер 4\4. В этюде используются различные приёмы игры. При исполнении ударов (бряцание) – работать над четкостью ритмического рисунка с использованием правильной аппликатуры, в соответствии с указанными в тексте динамическими обозначениями. Делать акценты на 1 и 3 доли. Обратить внимание на игру большим пальцем. Стараться в целом играть связно, мягко, ровно.

  1. «Работа над художественным образом музыкального произведения в классе балалайки на примере Вальса «Грёзы» В.В. Андреева»:

Переходим к основной части занятия – работе над художественным образом произведения. В репертуаре по специальности у обучающегося Вальс «Грёзы» Василия Андреева. Сделаем небольшое вступление и поговорим с Никитой о творчестве Андреева.

Вопросы преподавателя:

В каком году и где он родился?

Когда соприкоснулся с музыкой?

Что повлияло на его творчество?

Каково значение деятельности Андреева?

Когда Андреев написал вальс «Грёзы»?

Какие характерные признаки имеет жанр вальса?

Охарактеризуем кратко изучаемое произведение. Это лирическая пьеса кантиленного характера, имеет в своей метроритмической основе ярко выраженное вальсообразное движение. Вальс написан в 3-хчастной репризной форме со вступлением. Его тональность Ля мажор, размер 3\4.

Домашнее задание было поработать над текстом и звуком. Сыграем пьесу целиком в сопровождении концертмейстера. (После исполнения обсуждаем с учащимся недочеты, трудности, удачные моменты.)

Преподаватель:Поговорим о музыкальном образе Вальса. Название «Грёзы» говорит нам о том, что это программное произведение, и исполнитель должен передать в музыке соответствующее настроение – несбывшиеся мечты или волшебный сон. Мелодия льётся свободно, спокойно, погружая нас в мир мечтательных видений, приятных воспоминаний, созерцания чего-то прекрасного. Задача исполнителя – передать образ воздушного, легкого танца, в ритме которого кружатся пары.Поскольку пьеса называется бессюжетно «Грёзы», то каждыйчеловек может предаться собственным мыслям, надеждам и мечтам, вообразить свою историю. Мы подобрали стихи, которые помогут понять художественный образ произведения.

Может, мечтается. Может быть грезится.

Может, сбывается сон наяву…

Я этой утренней музыки пленница…

Вслух – не умею. Но молча – пою.

Никита, уверена, что у тебя есть мечта, которая когда-нибудь обязательно сбудется. Будем конкретно и последовательно по частям работать над художественным образом Вальса Андреева.

1 часть. Начинается со вступления в партии фортепиано, которое готовит солиста к исполнению пьесы в нужном темпе. Мелодическая линия состоит из фраз по 4 такта. Основное внимание в игре обращать на плавность проведения темы большим пальцем левой руки, совершая незаметные переходы с одного лада на другой. Параллельно стоит задача - выстроить динамическую линию от пиано к меццо форте и обратно, используя мягкое ровное звукоизвлечение на легато. В последних 3-х тактах приём игры бряцание - по 6 ударов вниз-вверх в каждом такте. Следует добиваться передачи в музыке образа сладких грёз, поэтому играть надо напевно, спокойно, без «крика» - резких толчков.

2 часть (середина). Тональность здесь Ре мажор. Музыка становится более подвижной, к новой мелодии добавляются подголоски. Здесь танцевальные черты выявлены ярче,рисуя образ кружащихся в вальсе пар. Работаем над балансом присочетании темы (на 1 струне) с подголосками, над преодолением технических трудностей, метроритмом, легкостью в передаче вальсообразного движения. Во 2 части используется так же приём бряцание – удары вниз-вверх. В конце средней части – замедление, которое готовит повтор 1 части.

Реприза. Первоначальный образ с его безмятежностью и мечтами возвращается, волнение уходит. Мелодия развивается волнообразно, взлетает то вверх, то внезапно падает вниз. Эти волны приводят к кульминации, которую исполнитель должен почувствовать и суметь передать в игре естественно и логически верно.Равномерная 3-х дольная пульсация вальса не прерывается на протяжении всей пьесы. Над этой частью работа на уроке уже велась, поэтому при исполнении репризы учащийся должен стремиться выполнить все предыдущие пожелания преподавателя, закрепить полученный на данном этапе результат.

  1. В завершении урока послушаем изучаемое произведение –

Вальс «Грёзы» Василия Андреева - в исполнении …… (видео).

Спросить учащегося о впечатлении. Конечно, надо еще много работать, будем учиться у мастеров балалайки и постараемся приблизиться к хорошему профессиональному исполнению, которое только возможно по нашим силам.

  1. Подведение итогов урока: анализ, самоанализ, оценка за урок. Домашнее задание:
  • Играть упражнения всеми штрихами, освобождая кисть и соблюдая указанную в нотах аппликатуру. Следить за посадкой, постановкой рук.
  • В Этюде следить за звукоизвлечением, динамикой, плавностью перехода с одной струны на другую, слушать мелодию в верхнем голосе.
  • В вальсе «Грёзы» Андреева работать над техническими приёмами, над штрихом легато в ведении мелодии, фразировкой, динамикой –то есть важными средствами выразительности, которые помогают передать художественный образ и композиторский замысел музыкального произведения.