Статья - "Слушание музыки, как шаг к формированию музыкального восприятия детей." авторы: Муралева М.Г., Ларина Т.А.

Ларина Татьяна Альбертовна

Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, и нравственности человека. Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Статья

Слушание музыки, как шаг к формированию музыкального восприятия детей.

Составители:

        педагог дополнительного образования

                                                                                   Ларина Татьяна Альбертовна

концертмейстер

                                                                                 Муралёва Мария Геннадьевна


Санкт-Петербург

2024

Слушание музыки – именно с него начинается знакомство детей с классической музыкой. И как именно пройдет это знакомство зависит в первую очередь от педагога, главной задачей которого будет заинтересовать учеников тем необъятным богатством звуков, красок, которое таит в себе музыкальное искусство, расширить кругозор детей, привить им интерес, а затем и любовь к искусству. К сожалению, наряду с основными музыкальными предметами, слушание музыки, а точнее его значение довольно снизилось. Но ведь оно несет в себе непосредственное музыкальное развитие детей: происходит развитие образного мышления, фантазии, дети учатся правильно выражать свои мысли, расширяется кругозор. В нашей современной жизни слушание музыки стало доступным для всех, звуча на радио и телевидении с раннего утра до поздней ночи, музыкой сопровождается практически любая немузыкальная передача. И как следствие - вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки, т.к. люди просто отвыкают слушать и воспринимать музыку всерьез. Сейчас учащиеся практически не слышат настоящей, серьезной музыки, которая трогала бы их сердца и души. В большинстве их окружает лишь музыка низкопробная, и такая музыка звучит почти везде. Глядя на все это, мы видим, как важна становится проблема поиска целенаправленного слушания музыки, которое будет помогать формировать правильное музыкальное восприятие. Важную роль здесь играет педагог-музыкант, который должен построить свою деятельность так, чтобы дети, смогли «увидеть» всю глубину музыкального произведения, понять чувства, которые

хотел передать композитор, а через них - получить «успокоение» и как результат - художественное наслаждение. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, а как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе постижения развиваться, ведь музыка, как и всякое искусство, доставляет человеку только положительный эмоциональный заряд. После хорошего концерта ощущение этого заряда хранится ни один день, иногда год, и более, а иногда и всю жизнь. Это ощущение делает человека в чем-то даже умнее и нравственнее, облагораживает и возвышает его. Еще один несомненный плюс в слушании музыки — это то, что оно позволяет знакомить детей со значительно более сложной музыкой в сравнении даже с той, которую они сами исполняют. Слушая музыку, дети получают возможность узнать новые вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в разном, хорошем исполнении, а также услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох.

Целью слушания музыки можно назвать - создание предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, воспитание культуры слушания музыкальных произведений, которая обязательно будет необходима для приобщения детей к музыкальному искусству в целом, ведь так важно попытаться понять, о чем «рассказывает» музыка? Это не простая задача для педагога, поскольку выявлять особенности - трудно, а формировать их - особенно сложно.

На первоначальном этапе обучения и формирования культуры слушания музыкальных произведений важно акцентировать внимание на следующих моментах: самое важное - это увлечь и заинтересовать ребенка, сделав процесс слушания ярким эмоциональным переживанием. Только прочувствовав музыку, и получив музыкальные впечатления ребенок получит свой личный слушательский опыт. Педагог должен постараться объяснить, что мир музыкальных звуков надо воспринимать как особый мир, войти в который возможно только через чувственное восприятие характера музыки. Постепенно у детей должны сформировываться первоначальные навыки слухового наблюдения музыки, с помощью которых педагог познакомит детей с общими закономерностями музыкальной речи и основными музыкальными терминами. Опираясь на долгосрочную память, эмоциональную отзывчивость и увлеченность учащихся, педагог создает для них так называемый «фон» музыкальных впечатлений и первоначальных знаний. Чтобы процесс восприятия был активным и творческим, важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Очень полезно в связи с прослушанной музыкой задавать детям вопросы, (как устно, так и письменно), которые служат проверкой, и закреплением знаний. Например, они должны произведение, композитора, какие-то особенности и др. Иногда можно предложить проанализировать прослушанное произведение (здесь можно использовать наводящие вопросы). Младшим детям интересны такие задания, как рисование образа на основе прослушанного произведения. Они с особым вдохновением передают образы, свои мысли и чувства именно в рисунках. Комбинация «вижу, слышу, чувствую» помогает расширить границы восприятия, развивая воображение, формируя интерес к музыкальному искусству. Все перечисленные приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, и являются верным способом активного анализа музыки. Важно помнить, что при подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы оно отвечало двум ведущим позициям – высокой художественности и доступности. Только тогда музыка вызывет у детей интерес и положительные эмоции. Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если педагог привлекает художественную литературу (короткий образный рассказ, сказка, стихотворение). Не менее важным является знакомство с краткой биографией композитора, произведения которого детям предстоит услышать. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, особенно эмоционально проявляют интерес к программным пьесам. Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характер содержания произведения, на средства музыкальной выразительности. Слово должно помочь разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами.

Подводя итог, хочется сказать, что научить детей активно и правильно слушать музыку – дело сложное. Задача педагога музыканта, сформировав у детей интерес - показать им все способы приобщения к миру музыки.