«Учебно-воспитательная работа в оркестре русских народных инструментов».

Методическая разработка преподавателя высшей категории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022_metod_razrabotka_golozubova.docx28.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Учебно-воспитательная работа

в оркестре русских народных инструментов».


Методическая разработка

Преподавателя высшей категории

народного – щипкового отделения Голозубовой Н. В.








2022 г.

Введение

Исполнительство на народных инструментах, игра в творческом коллективе, играет особую роль в воспитании подрастающего поколения. Ценностные ориентации, передаваемые из поколения в поколение, способствуют формированию в сознании учащихся позитивных аспектов духовно – нравственной и этической культуры, которая проявляется в особом чувстве народности, любви к Отечеству, уважении к своим национальным традициям.

Современные оркестры русских народных инструментов – серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

Оркестр русских народных инструментов – оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в городе Санкт – Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п.

Период становления оркестрового коллектива в ДШИ является, пожалуй, одним из самых сложных. В это время, наряду с большой педагогической и организационной работой, идет серьёзная учеба, преодолевается масса трудностей, с которыми приходится сталкиваться. Необходимо терпеливо и доходчиво объяснять участникам важность начатого дела, настойчиво добиваться выполнения намеченного плана работы ансамбля, оркестра. Подобные трудности на практике встречаются и, естественно, будут встречаться на творческом пути коллектива, но преодолевать их будет значительно легче, благодаря уже сложившимся чувствам дружбы и товарищества, уважения, взаимопонимания и взаимопомощи.

Коллективный характер работы при разучивании и исполнении музыкальных произведений, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед исполнительским коллективом делают класс оркестра эффективной формой учебно – воспитательного процесса.

Учебно воспитательная работа – это составная часть и направленное условие деятельности любого самодеятельного коллектива. От ее качества зависит исполнительский уровень, стабильность перспективы творческого роста.

Цель учебно-воспитательной работы в самодеятельных коллективах – максимально способствовать всестороннему гармоническому развитию личности, формированию духовного облика участников, воспитанию качеств, в утверждении которых заинтересовано наше общество. Само понятие «учебно-воспитательная работа» - раскрывает две стороны этого единого процесса обучения и воспитания. Это означает, что руководитель, обучая, обязательно ставит перед собой воспитательные задачи.

Таким образом, одна сторона в воспитании участника оркестра – это образование и обучение его как музыканта. Другая сторона – это воспитание его как личности, формирование в нем определенных идейно-политических, гражданских, нравственно-эстетических качеств, отвечающих духу нашего общества.

1. Основные группы инструментов оркестра русских народных инструментов, типы и виды оркестров и ансамблей.

Возрождение народного инструментального исполнительства связано с именем В. В. Андреева – реформатора русских народных инструментов. Ансамбль балалаек, созданный В. В. Андреевым, дал начало всем без исключения формам народных ансамблей. Ансамбль, как форма музыкального исполнительства, с этой точки зрения представляет значительный интерес по нескольким причинам. Во – первых, руководитель имеет возможность большее количество времени уделить всестороннему воспитанию музыканта – исполнителя. Во – вторых, такой коллектив более мобилен, его удобнее использовать в концертной практике. Начиная работу с ансамблем народных инструментов, руководитель должен определить инструментальный и количественный состав, формируемый из однородных или разнородных инструментов. К однородным составам ансамблей относятся те, которые состоят из одних домр, балалаек, баянов, гитар и т. п ; к разнородным (смешанным) ансамблям, относятся те, которые состоят одновременно из балалаек, домр, баянов, ударных инструментов, духовых народных инструментов, гитар. В настоящее время существуют различные по составу ансамбли народных инструментов. Но прежде чем оркестр «заиграет», музыкантов нужно научить играть на инструменте, обучить нотной грамоте, элементарной теории музыки. Развитие этих двух сторон требует своеобразной методики музыкально-образовательной и воспитательной работы, такой методики, которая позволяла бы решать эту задачу в комплексе. Подобная методика достаточно подробно и глубоко разработана применительно к профессиональному музыкальному образованию, где изучение всех предметов – теории музыки, музыкальной литературы, сольфеджио – и воспитательная работа рассматриваются как составные части в подготовке высококвалифицированного музыканта, и поэтому их изучают как предметы специального цикла.

Оркестр народных инструментов формируется из обучающихся старших классов, играющих на домрах, балалайках, баянах. Но в виде исключения, к занятиям в оркестре, могут быть допущены наиболее способные учащиеся младших классов, успешно выполняющие свою программу в специальных классах и успевающие по теоретическим дисциплинам. Для развития и расширения оркестрового класса практикуется обучение, в порядке ознакомления, на оркестровых инструментах детей разных направлений, это пианисты, которые исполняют партию на рояле или электрическом пианино и учащиеся, играющие на духовых инструментах, это обогащает звуковую палитру, вносит новую тембровую окраску. Это нужно всячески поощрять и развивать.

Что же касается методики работы в оркестре, то принципы ее организации и направленность должны быть несколько иными. Необходимо учитывать тот факт, что большинство участников оркестра рассматривают изучение музыки, овладение музыкальным инструментом, как путь к расширению своего общекультурного и музыкального кругозора, как форму удовлетворения духовных потребностей. И отношение к обучению у них, поэтому носит индивидуальный и строго выборочный характер. Участник воспринимает и запоминает то, что его по каким-либо причинам интересует, привлекает. Хотя воспитательная и музыкально-образовательная работа есть единый процесс, тем не менее, дифференцировать эти две его стороны в деятельности руководителя необходимо.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Музыкально - образовательная работа в оркестре требует применения системы различных форм и методов.

Групповая форма урока, как метод, применяется для разучивания музыкальных произведений по партиям Прививается не только основной навык – слаженная игра, но и тщательно, в медленном или умеренном темпе разучивается текст партий: грамотно, ритмично, без ошибок, повторения и остановок, правильными штрихами и звуком красивого тона. Чувство ансамбля, т.е. умеренно играть слитно, вместе, приобретается постепенно. Навык вовремя вступить, быстро ориентироваться в смене функций партии ансамбля, слушать соотношение звучности партий – задачи весьма сложные, совпадающие с задачами профессионального ансамбля. Затем репетиция.

Репетиция – основная форма работы в оркестре. Рассматривая формы и методы работы с оркестром русских народных инструментов можно установить, что основной формой работы является репетиция. Исходя из требований детской школы искусств, репетиционной базы и свободного времени, участников оркестра, руководитель определяет количество репетиций. В процессе их планирования назначаются, кроме того, индивидуальные и групповые занятия.

К основным формам относятся прослушивание музыки, беседы о музыке и музыкантах. Рекомендуется проводить её и на репетициях, и как самостоятельные занятия. Такой работой можно охватить весь коллектив оркестра.

Тематика может быть самой разнообразной – от знакомства с творчеством одного композитора, исполнителя до рассмотрения общих проблем музыкального искусства, его влияния на общественную жизнь, отражения в нем важнейших социально-исторических событий.

Руководитель коллектива может использовать и такие формы, как коллективные посещения концертов, музыкальных спектаклей, лекций-концертов, занятий музыкального лектория, клуба любителей музыки, просмотр музыкальных фильмов, тематические экскурсии и т.д. Эти мероприятия проводятся в свободное от репетиций время. Участвует в них либо весь оркестр, либо часть его.

Что же касается форм музыкального самообразования, то это могут быть различные самостоятельные занятия участников оркестра по изучению теории музыки, музыкальной грамоты, дирижирования, общих проблем искусства и художественной самодеятельности и т.д. Организуются они в основном в индивидуальном порядке и не регламентируются. Это может быть чтение книги о музыке и музыкантах, об искусстве, посещение музея, слушание радио и телевизионных передач, грампластинок.

Методы музыкально-образовательной работы можно разделить на словесные (объяснение, рассказ, беседа), практические (обучение игре на инструменте, навыкам дирижирования) и наглядные (показ, проигрывание, оформление плакатов, стендов т т.п.).

Каждый руководитель, в зависимости от степени владения теми или иными методами, от личного вкуса, предпочитает использовать свой определенный набор методов.

Воспитательная работа в самодеятельном оркестре может проводиться по двум направлениям: путем лекций и бесед внеучебного характера или непосредственно в процессе музыкального обучения, когда воспитание образует вместе с обучением единый педагогический процесс. Оба направления связаны друг с другом как по формам и методам организации и проведения, так и по своей конечной цели – подготовке музыкально образованного, нравственно воспитанного оркестранта. По организационной форме проведения занятий, урок можетбыть: как урок – групповое занятие, сводная репетиция, генеральная репетиция, концертное выступление, открытое занятие.

Процесс работы строится с учетом развития музыкальных способностей обучающихся и приобретенных исполнительских навыков. Составной частью обучения и воспитания коллектива является участие в открытых концертах, которые стимулируют работу, так как придают деятельности коллектива общественную значимость, делают ее более целенаправленной и интересной, развивают артистичность, творческое внимание, чувство ответственности. а также служит благородной цели популяризации русских народных инструментов.

На занятиях отрабатываются оркестровые партии, уделяется внимание расстановке аппликатуры, выбору позиций, отработке штрихов и динамики. Кроме того, все педагоги играют в оркестре, исполняя ведущие партии. На занятиях в оркестровом классе учащиеся должны научиться:

1. Применять в оркестровой игре практические навыки игры на инструменте, приобретенные в специальных классах

#1057;лышать и понимать музыкальное произведение – его основную тему, подголоски, вариации и т.п. исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами.

#1048;сполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижера.

4. понимать дирижерские жесты.

5. Уметь читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней.

Занятия в оркестре должны также способствовать развитию у детей гармонического слуха и музыкальной памяти.

Основные задачи обучения и воспитания решаются во время репетиций, все остальные формы и методы носят вспомогательный характер.

Процесс воплощения творческих задач зависит от подготовки к занятиям руководителя. Он должен иметь в наличии партитуру и голоса, которые должны быть тщательно проанализированы и скорректированы, определены их форма и содержание, установлены динамические и педагогические оттенки, проставлена аппликатура, намечены штрихи и приемы игры.

Методом обучения – способами работы руководителя и участников коллектива, при помощи, которых развиваются способности являются: - проверка знаний, умений и навыков по пройденному и текущему репертуару; познание нового, т.е. изучение новых штрихов, приемов игры, определение рациональной аппликатуры, работа над звуком и правилами чтения нотного текста; закрепление изученного материала, установка единства фразировки, динамики, темпа; выявление характера и содержания произведения; повторение пройденного материала на более высоком художественном уровне. Руководитель оркестра обязан требовать от учащихся самого серьезного и внимательного отношения к домашним заданиям по изучению своих оркестровых партий. Хорошее знаний партий дает возможность уделять основное время оркестровых занятий работе над художественной стороной исполняемых произведений. Во время занятий нужно подробно знакомить учащихся со всеми музыкальными терминами, встречаемых в изучаемых произведениях, объяснять их значение и требовать строгого их соблюдения. Необходимо, чтобы все оркестранты принимали самое активное участие в организации и проведении занятий. Развитие и укрепление чувства коллективизации, дружбы и товарищества – одна из основных задач руководителя оркестра.

В каждом конкретном коллективе руководитель применяет наиболее целесообразные методы воспитательной работы с учетом возрастного состава, уровня специальной подготовки, степени развитости художественного мышления, эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к искусству у участников и с учетом тех задач, которые стоят в данный период перед оркестром.

Например, на первом этапе музыкально-образовательная и воспитательная работа с оркестрантами должна преследовать цель пробудить или поддержать у них интерес к занятиям, этого добиться непросто. Но достижение этой цели во многом облегчается тем, что большинство участников приходит в оркестр как раз из-за возникновения интереса к народному инструментальному творчеству. Задача руководителя – не дать пропасть этому интересу, а всячески его развивать и укреплять. Для этого нужно с первых же занятий «втянуть» оркестрантов в мир большой музыки, сформировать у них определенные ценностные представление о ней.

В данном случае руководителю следует обратиться к объяснению, анализу предлагаемой музыки (лучше программной), основных образов, рассказу об исторических событиях, положенных в основу сочинения. Такой путь приобщения к музыке, который помогает слушателям «оттолкнуться» от каких-то реальных явлений, событий, картин, образов, весьма эффективен.

Для прослушивания и анализа рекомендуется брать не только произведения, которые входят в репертуар оркестра. Но и иные, доступные пониманию начинающих музыкантов. Особенно эффективно в воспитательном отношении привлечение руководителем произведений программной музыки русских и советских композиторов – Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и других.

Многие руководители оркестров часто ограничивают музыкально-образовательную работу с коллективом рамками классической «серьезной» музыки или только народной музыки. В современных же оркестрах большинство участников – молодежь, которая весьма живо интересуется эстрадной, особенно вокально-инструментальной музыкой. Многие собирают пластинки, магнитофонные записи, ходят на концерты, обмениваются со сверстниками мнениями об этих сложных, порой противоречивых явлениях нашей музыкальной жизни. Этот интерес можно подчинить воспитательным задачам, стоящим перед коллективом. Привлечь участников к аналитической работе можно путем организации диспутов о музыке, заседаний клубов любителей эстрадной музыки и т.д. все это развивает способность правильнее понимать и оценивать любую музыку. Такие мероприятия могут стать одним из мощных и эффективных способов воспитания, развития эстетического вкуса, эмоционально-нравственной культуры.

Говоря о воспитательной работе, нельзя не остановиться на системе требований, которые каждый руководитель должен предъявлять к участникам оркестра. Эти требования могут выполнять две функции: воспитательную и организационную. Характер и уровень требований зависит, прежде всего, от уровня развития оркестра. Чем выше организация коллектива, тем, естественно, выше, жестче требования, и наоборот.

Однако, в любом случае требования дают нужный результат, если они отвечают целому ряду условий, и руководитель при этом методически правильно ведет занятия.

Требования должны быть понятны, оправданы, посильны для выполнения, последовательны. А кроме того они должны находить поддержку в коллективе. Руководитель обязан постоянно следить за тем, чтобы они отвечали этим условиям. Несоблюдение одного их условий ведет к конфликтным ситуациям, нарушает педагогическую целесообразность занятий.

Важным воспитательным средством в руках руководителя, служащим формированию и поддержанию у участников оркестра устойчивого интереса к занятиям, сознания ответственности за свое дело, является моральное поощрение. Служить искусству, заниматься художественным творчеством – дело трудное, оно требует, кроме одаренности, полной самоотдачи.

У участников оркестра далеко не всегда получается так, как требует руководитель и интерес коллектива.

Поддержать, поощрить их – обязанность руководителя. Способов поощрения много: устная похвала, благодарность, почетная грамота, диплом, памятный подарок. Формой поощрения может быть интересная туристическая поездка или поездка с концертами, экскурсии в музеи и памятные места.

Важным фактором, обогащающим процесс воспитания в оркестре, являются его традиции. У оркестра может быть много традиций: и коллективное празднование дней рождения участников, и регулярное совместное проведение выходных дней, чествование участников оркестра за высокое исполнительское мастерство, и другие.

У каждого коллектива в процессе развития складываются свои традиции. Они помогают сплочению коллектива, развивают его перспективные линии, наполняют каждого участника сознанием причастности к социально важной деятельности, которая поддерживается и поощряется обществом.

Формирование и развитие традиций – дело всего оркестрового коллектива, его актива и руководителей. Думается, нет необходимости объяснять, какую из традиций можно сделать первой по значению для оркестра. Лучше всего, если это будет ежегодное проведение дня организации оркестра. В этот день можно провести собрание коллектива, дать большой отчетный концерт, на котором перед слушателями выступят и руководители Дома культуры, отдела культуры. Традиционными могут стать и различные творческие вечера участников оркестра (10,15, 20 лет творческой деятельности), внесших большой вклад в его становление и развитие. Такие традиции воспитывают молодых участников, способствуют укреплению дисциплины в оркестре.

Подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть, что в деятельности оркестра можно условно выделить четыре основных воспитательных фактора:

  • Музыкально-образовательная работа, связанная с расширением знаний оркестрантов в области музыкального искусства. Художественной культуры в целом;
  • Творческая деятельность, которая носит всегда конкретный характер, развивает творческие навыки и умения;
  • Наличие коллектива, формирующего систему духовно-эстетических отношений, воспитывающего определенные нравственные качества человека;