Статья "Концертмейстерские задачи"

Рахимзянова Надежда Рашитзяновна

Концертмейстерское искусство – это прежде всего многогранное искусство. Концертмейстер в классе вокала, хора, хореографии, в инструментальном классе должен обладать всеми талантами.. Ни одна из музыкальных профессий не заключает в себе столько  труда, многогранности и умений. Я уже не говорю о бесконечном таланте и любви к этому делу. Ни один инструмент кроме фортепиано, не обладает столь великими музыкальными возможностями   и  сложной механикой.  В чем же заключается эта сложность и уникальность  работы концертмейстера-пианиста?  Нужно разобраться с самого начала,  с самых азов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsermeysterskoe_iskusstvo.docx24.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района  г. Санкт-Петербурга

Музыкальная  статья

«Концертмейстерские задачи»

Автор:

Педагог дополнительного образования,

концертмейстер

Рахимзянова  Надежда  Рашитзяновна

г. Санкт-Петербург

2024

                              CОДЕРЖАНИЕ

Вступление ……………………………………………………………….  стр.3

Фортепиано - уникальный музыкальный инструмент…………………..стр.4

Транспонирование нотного текста  ……………………………………………………………………………… стр.5

Импровизация как вид искусства…………………………………………………………………    стр.6

Читаем с листа  с удовольствем и с интересом………………………………………………………………       стр.7

Заключение  ……………………………………………………………….. стр.8

                                            ВСТУПЛЕНИЕ

      Концертмейстерское искусство – это прежде всего многогранное искусство. Концертмейстер в классе вокала, хора, хореографии, в инструментальном классе должен обладать всеми талантами.. Ни одна из музыкальных профессий не заключает в себе столько  труда, многогранности и умений. Я уже не говорю о бесконечном таланте и любви к этому делу. Ни один инструмент кроме фортепиано, не обладает столь великими музыкальными возможностями   и  сложной механикой.  В чем же заключается эта сложность и уникальность  работы концертмейстера-пианиста?  Нужно разобраться с самого начала,  с самых азов.

ФОРТЕПИАНО – УНИКАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

          Фортепиано – это удивительный  инструмент, пожалуй, самый совершенный.   На фортепиано можно исполнить любое музыкальное произведение, будь то оркестровое, вокальное, инструментальное. Фортепианный репертуар является самым обширным. Для этого инструмента сочиняли музыку великие композиторы разных эпох. Для  фортепиано пишут очень многие композиторы, которых привлекают богатейшие возможности этого инструмента. Его диапазон  включает  диапазоны  почти всех остальных  музыкальных  инструментов. Сила  звука  может  меняться от легчайшего еле слышного пианиссимо до громоподобного фортиссимо. Фортепиано может звучать как оркестр.

          Природа фортепиано  дарит  музыканту - пианисту    возможности исполнения  многоголосной,  мощной,  аккордовой  и богатой  фактуры. И из этого сразу же понятен вывод - концертмейстер должен быть прекрасным пианистом-исполнителем и  быть особенно  компетентным в своей области. Концертмейстер  аккомпанирует всем музыкантам-инструменталистам, вокалистам, хору, танцорам.  И поэтому, концертмейстер должен разбираться во всех сферах  музыкального искусства: вокальное и хоровое, хореография во множестве  ее  гранях, знать все музыкальные  инструменты: их природу звучания,  тембры,  нюансировку,  способы  звукоизвлечения  и дыхания на том или ином инструменте. Все эти задачи и умения не встречаются в таком количестве и объеме  у других музыкантов, как у концертмейстера-пианиста. В этом и заключается уникальность профессии концертмейстера - знать и уметь все.

 

                           ТРАНСПОНИРОВАНИЕ НОТНОГО ТЕКСТА

          В продолжение   нашей темы о сложности и уникальности профессии, несколько слов скажу о таком навыке концертмейстера, как транспонирование. Ни вокалисту, ни другому музыканту, играющему на каком-либо инструменте, не нужно транспонировать в своей музыкальной деятельности,  ну или почти не нужно. Транспонирование для концертмейстера - это его поприще. Транспонирование порою очень сложно-фактурных неизвестных тебе ранее произведений,   да еще и в далекую бемольную или диезную, не всегда особо удобную тональность. И самое ответственное в этом деле - это то, что  транспонировать нужно сразу без ошибок, легко и непринужденно,  как говориться без нервов.  Конечно, это и интересно и порою сложно, но что ни  сделаешь  ради любимого дела.  Конечно же, будешь много и упорно практиковаться и просто заниматься дома на инструменте,  как в годы учебы в музыкальной школе, училище и консерватории. Моя очень талантливая преподаватель по концертмейстерскому классу всегда  советовала мне  транспонировать каждый день  дома по одному романсу или любой пьесе для отличного результата и уверенного «самочувствия» в рабочие моменты, когда от тебя требуется незамедлительное и качественное исполнение любого музыкального  произведения  в  любой  тональн

                       ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ВИД ИСКУССТВА

          По моему опыту,  самый важный и главный аспект концертмейстерской деятельности - это импровизация. Умение  прекрасно импровизировать, играть на слух, создавать «звучащий» и талантливый аккомпанемент  при отсутствии нот  и желательно также очень быстро с первых минут во время работы с солистами. Конечно, навык импровизации  для концертмейстера нужен более в эстрадном направлении, в  «современном» не классическом звучании  аккомпанемента. Это не классическая музыка, где всегда есть ноты  и свои законы.  В импровизации -  в роли аранжировщика, создателя нот  выступает сам пианист-концертмейстер, обладающий следующими навыками и умениями: отличный слух, знание классической и джазовой гармонии, высокий уровень исполнительского мастерства, навыки импровизации на фортепиано.  Умение импровизировать является одним из самых творческих  моментов  в работе концертмейстера .  Но и этот навык  не  приходит сразу  так быстро, он формируется постепенно  и в большей степени  во  время работы с солистами – вокалистами. Если даже ты что-то не  знаешь в законах импровизации и гармонии,  ты должен продолжать учиться и развиваться самостоятельно, как студент и ученик. К примеру,  я ходила  и хожу в библиотеку и беру  необходимые книги по импровизации, законам гармонии,  композиции, музыкальной формы   и т. д.  и разбираюсь во всем сама. Мне очень помогало то, что я слушала,  как другие  талантливые концертмейстеры  играют вокалистам сходу, без нот,  импровизируют,  делают это прекрасно на слух.  Я "впитывала и улавливала"  для себя определенные музыкальные моменты,  «изюминки» в  их игре в плане гармонии,  аккордов,  голосоведений,  мелизмов,  украшений,  фактуры, стилей и  жанров.  Работа концертмейстера с вокалистами - это отдельная интересная тема.  Особенно навык умения импровизировать пригодился мне во времена  работы в театре. В театре я работала пианистом-концертмейстером в музыкальных спектаклях.  « Театр на Моховой» - это замечательный  учебный театр для начинающих актеров, студентов театральной академии, это трамплин в необыкновенно  интересную   актерскую жизнь.  Для меня своего рода это было что-то новое,  необычное, радостное   и безумно волнительное. Я была полноправным участником театрального действия,  у  меня  была  роль  на сцене, роль актрисы-пианистки. Почти все  музыкальное сопровождение в спектакле было фортепианным и соответственно лежало на мне.  Это был спектакль   под названием    « На любовь свое сердце настрою»,  посвященный песенной лирике Булата  Шалвовича  Окуджавы.  Спектакль о молодости, мечтах, надежде,  любви,  жизни и дружбе, и оборвавшей все эти мечты и надежды войне. Нот с аккомпанементом песенного творчества Булата  Шалвовича  Окуджавы  существует мало и поэтому, все музыкальное сопровождение спектакля должно было быть сделано мною.   Вот здесь - то и пошел в силу мой навык импровизации и даже, в какой-то степени, композиции построения   музыкального произведения.

ЧИТАЕМ С ЛИСТА С УДОВОЛЬСТВИЕМ И С ИНТЕРЕСОМ

          Важный аспект в работе концертмейстера - это умение читать с листа. Конечно, это делать нужно с первого раза, без предварительной подготовки, без ошибок, с учетом всех музыкально - выразительных нюансов  и с первой секунды быть опорой и поддержкой для солиста, хора, и т.д. По моему мнению, здесь важна очень эмоциональная устойчивость концертмейстера - спокойствие, концентрация  внимания, сосредоточенность, умение в большом объеме видеть и слышать  нотный текст  вперед.  Сложная задача, но выполнимая. Здесь нужно стремиться к тому, чтобы любые вокальные произведения, будьто волшебные арии Моцарта и Верди, романсы Рахманинова и Чайковского,  любые клавиры опер,  симфоний, балетов ,    не были для концертмейстера камнем преткновения, а были исполнены с первого разас идеальным отображением  композиторского  замысла, в  безупречном  ансамбле с солистом   и с необыкновенной легкостью настоящего мастера своего любимого дела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В эту статью я вложиламоменты  из своей жизни, которые связаны с моей   деятельностью   концертмейстера.  В целом, самое главное в нашей работе – это быть  помощником, надежной опорой и в эмоциональном плане и  в музыкальном,  не выделяясь на первый план.    

  Как - бы не была сложна жизнь концертмейстера, здесь важна простая истина- любить  свою работу. Любить, открывать  для себя в этой профессии новые и интересные грани,  искать всевозможные  способы собственной реализации  и роста. Продолжать учиться, не успокаиваться, не терять интереса и постоянно узнавать новое - вот главный девиз!

.