Статья на тему «Организация домашних занятий учащегося музыкального объединения»

Чекоданова Анастасия Михайловна

Домашние занятия - это закрепление знаний и навыков, полученных на занятии с учителем в учебном учреждении. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося дома является ясная постановка задач, стоящих перед ним.  Общие рекомендации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_domashnie_zanyatiya.docx15.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Организация домашних занятий учащегося музыкального объединения»

Авторы : Чекоданова Анастасия Михайловна,

Филимонова Ольга Петровна,

педагоги дополнительного образования.

Домашние занятия - это закрепление знаний и навыков, полученных на занятии с учителем в учебном учреждении. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося дома является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько четко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения, зависит успех домашних занятий ученика.

С самых первых занятий нужно усвоить очень важный момент – проигрывание пьес от начала до конца – это не работа. Только в первые недели обучения, когда музыкальные пьесы представляют собой простейшие комбинации нескольких музыкальных звуков и исполняются каждой рукой отдельно, проигрывание подобных пьесок от начала и до конца имеет логический и практический смысл. В дальнейшем работу над музыкальным произведением надо начинать с прослушивания, беседы о характере и содержании пьесы, создания исполнительского образа. Дальше нужно вычленить отдельно технически сложные места, аппликатурные позиции, ритмические рисунки для их понимания и усвоения. Зачастую для этого необходима потактовая проработка текста с обязательным счетом вслух.

Работа по кускам, деление на куски – общеизвестный, рекомендуемый прием работы над фразировкой исполнения и музыкальным синтаксисом.

Структурное осознание целостности музыкального построения (периода, всей пьесы) невозможно без четкого осознания отдельных элементов произведения.

Познание произведения учащимися происходит через изучение текста. Важно воспитывать осмысленное отношение к тексту, приучать не только видеть все графические изображения нотной записи, но и слышать в них музыкальное содержание. Педагог на уроке показывает ученику, как зависит выразительность его игры от выполнения указанных в тексте штрихов и оттенков (чтобы пунктуальное их исполнение не охлаждало ученика, а углубляло его эмоциональное отношение к музыке), дома ребенку могут помочь слушатели – родители.

Один из характерных навыков самостоятельности – способность к своей, непредвзятой оценке исполнения, критического отношения к своему исполнению (опять же связь с умением слушать себя). Таким образом, учащиеся должны отдавать себе отчет в том, что удалось сделать, а что не удалось. Направлять внимание ученика в этом отношении следует путем соответствующих вопросов после прослушивания исполненного произведения на уроке.

После того, как ученик выяснит характер трудности, он должен найти наиболее рациональный путь для ее преодоления. Обычно с этой целью лучше всего вычленить наиболее сложные построения и работать над ними отдельно.

Особое внимание в самостоятельной работе следует уделить ритмической дисциплине. Учащийся должен знать, что ритм – это первооснова, определяющая живую жизнь музыки.

При разборе область ритма у учащихся является нередко «отстающей». В этих случаях полезно научить ученика вначале сосредотачивать внимание на особо сложных в ритмическом отношении построениях, ознакомить учащегося с вспомогательными приемами разбора ритмически трудного места.

Общие рекомендации по организации домашних занятий ребенка-музыканта:

  1. Занятия должны быть регулярными. Лучше всего, если ребёнок будет заниматься каждый день в одно и то же время.
  2. Не заставляйте ребёнка заниматься сразу после школы. Перед занятиями он должен отдохнуть и поесть.
  3. Занятия не должны быть продолжительными. Можно делать небольшие перерывы, менять вид деятельности.
  4. Правильно организуйте рабочее место, приучите ребёнка бережно относиться к своему инструменту, «ухаживать» за ним, следите за осанкой ребёнка во время занятий.
  5. Следите за качеством занятий. Большое значение имеет концентрация внимания, вдумчивая работа.
  6. Читайте задания в дневнике, следите за успеваемостью ребёнка.
  7. В работе ставьте цели и их добивайтесь.
  8. В процессе занятий разбивайте произведение на маленькие фрагменты и отрабатывайте их отдельно.
  9. Постарайтесь создать музыкальную атмосферу у себя в семье. Устраивайте музыкальные вечера, смотрите вместе музыкальные программы по ТВ.
  10. Не забывайте похвалить ребёнка, внимательно послушать произведения, которые он исполняет. Ребёнок должен постоянно ощущать вашу любовь и поддержку.