ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Патрина Елена Владимировна

Краткий доклад о методах формирования успешной системы выявления и поддержки талантливой молодежи в системе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_pedagogov_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx20.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ,

ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –

видят мир во всей его свежести и первозданности;

каждый день они заново придумывают свою жизнь.

Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса

окружающего мира с удивлением и восторгом»

П.Вайнцвайг

(психолог, писатель)

В наши дни задача выявления и поддержки талантливых детей ставится очень серьёзно правительством и Президентом. Минпросвещения России уделяет особое внимание работе по поддержке талантливых детей и молодёжи в нашей стране. Сегодняшние дети – это будущие граждане нашей страны, в руках которых будет судьба России, её развитие и благополучие, поэтому необходимо сделать всё, чтобы выявить и полностью раскрыть таланты детей, помочь в их развитии.

Дополнительное образование призвано всесторонне развивать всех школьников и тем самым выявлять и учитывать наиболее яркие способности каждого. Задача педагога – во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

С момента рождения каждый человек наделён огромным потенциалом, способным эффективно развиваться в благоприятных условиях и содействовать достижению наибольших высот. Выявление природных задатков крайне важно, потому как в ходе возрастных изменений временно возникают естественные благоприятные условия для усиления и становления определенных потенциальных качеств, будь то в раннем возрасте, когда ребёнок особенно восприимчив ко всякого рода воздействиям, или в возрасте старшеклассника, когда уже в какой-то степени сформирован мир и личность учащегося.

Дополнительное образование и воспитание в общеобразовательном учреждении – целенаправленный процесс, синтезирующий в себе восприятие прекрасной стороны действительности, активизацию познавательной инициативы и психических качеств через различные виды искусств, благодаря чему происходит всестороннее развитие личности. Практика, в моём случае, вокального воспитания показывает, что дети, имеющие выраженные задатки музыкальности, не только готовы к организации дополнительного сопровождения, но и нуждаются в нём.

 Поэтому построение работы со способными и талантливыми детьми в системе дополнительного образования через дополнительные занятия является актуальным направлением, которое по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательной среды.

Кто такой способный, талантливый или одарённый ребёнок?

Как определить юного гения вокального искусства?

Существует теория, что до уровня, например, одарённого можно развить практически любого здорового ребёнка при условии создания благоприятных условий, подходящих именно его личности. Для других одарённость — уникальное явление, в котором все факторы из вне имеют минимальное значение на развитие таланта.

В любом случае одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Таким образом, можно каждого учащегося считать одарённым в том или ином виде искусства, каким он занимается.

Как бы мы – педагоги, не хотели бы, но в последнее время на занятия вокалом приходят дети, которых нельзя сразу отнести к категории одарённых, а зачастую обладающие минимальным набором природных творческих задатков. Всё же, способные и талантливые дети, это дети, отличающиеся более высокими, по сравнению с большинством, творческими способностями и вокальными возможностями их проявления; имеют активную, познавательную потребность. Так же, для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Выявление таких детей необходимо начинать с первого знакомства. Это может быть наблюдение, изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с талантливыми и способными детьми, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности педагога дополнительного образования.

Внешнее проявление вокального творчества многообразно. Оно выражается в более быстром усвоении нового музыкального материала, в любознательности ребёнка, его исследовательской активности на занятиях, ранней увлеченностью каким-либо из направлений в вокальном искусстве.

Такие дети довольно быстро осваивают сложные вокальные произведения. Помимо этого, такие дети имеют хороший гармонический слух, что позволяет им легко исполнять партии вторых и третьих голосов.

В основу работы со способными и талантливыми детьми и молодёжью положены следующие принципы (рассказать кратко о каждом)

1 Системность занятий.

2 Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.

3 Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.

4 Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.

5 Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)

6 Преемственность в работе с другими специалистами.

Формы работы со способными и талантливыми детьми и молодёжью:

  1. Групповая (работа в парах, в малых группах);
  2. Индивидуальная;
  3. Творческо-исследовательская деятельность (выступления на мероприятиях, конкурсы и фестивали).

Система с такими учащимися включает в себя следующие компоненты:

  1. выявление способных и талантливых детей и молодёжи;
  2. развитие творческих способностей на уроках;
  3. развитие способностей во внеурочной деятельности (конкурсы, индивидуальная работа);
  4. создание условий для всестороннего развития способных и талантливых детей и молодёжи.

Главное правило педагога, то о чём он всегда должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то своё, что-то, то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным.