Музыкальная гостиная План-конспект «Осенние краски музыки»

Михалева Валентина Викторовна

Знакомство с «осенними» образами в искусстве и нетрадиционными художественными техниками их изображения.

На занятии используется классическая музыка П.И.Чайковского. Опыт совместной работы с родителями музыкального руководителя и воспитателя.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_gostinaya_muzyka_i_izo.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная

План-конспект «Осенние краски музыки»

Цель: Знакомство с «осенними» образами в искусстве и нетрадиционными художественными техниками их изображения.

Задачи:

- познакомить родителей с «осенними» произведениями П.И.Чайковского из цикла «Времена года»;

- учить соотносить музыку с присущим ей цветом, передавать явления природы в изображении нетрадиционными техниками рисования;

- воспитывать эстетическое отношение к природе, к произведениям искусства;

- способствовать развитию воображения, творческого мышления и творческой активности.

Репертуар: П.И.Чайковский, «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

Оборудование: экспозиция Музея «Детский мир музыки П.И.Чайковского», презентация картин художников на тему «осень». Различная по размеру и цвету бумага; краски – гуашь, разведенная до консистенции жидкой сметаны в тарелочках (красная, жёлтая, оранжевая, зелёная, синяя, коричневая); стаканчики – непроливайки; кисти разного размера; поролоновые губки; овощи; фрукты; ватные палочки.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

- Уважаемые родители, приветствуем вас не просто в музыкальном зале, а в нашей музыкальной гостиной, посвященной осенним краскам.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает Осень: «Не жалейте Лето!

Посмотрите – роща золотом одета!» (З.Федоровская)

- Назовите краски, в которые разукрашивает Осень природу? (ответы)

В это время года на улице самые разные краски! Причем, Осень бывает разная – ранняя, запоздалая, холодная, теплая. Это действительно прекрасное и самое красивое время года. Без кистей и красок так раскрасить мир вокруг может только она. Ну а, вдохновившись этой красотой, поэты, музыканты и художники создают свои произведения искусства, даря, в свою очередь, нам ощущение прекрасного.

Предлагаем и вам настроиться на осеннее настроение, прослушав и просмотрев произведения искусства

Родителям предлагается прослушать музыкальное произведение П.И.Чайковского «Октябрь», сопровождаемое чтением стихотворений и просмотром  видеоряда картин об осени.

  На деревьях листьев мало.
На земле — невпроворот.
Из лоскутьев одеяло
На прощанье осень шьёт. Семен Островский

Листья золотые, падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.    Елена Благинина

 Закружилась листьев стая
И осела у воды.
Это ветер заметает
Желтой осени следы.     Евгения Зих

У берега несмело
Ложится хрупкий лёд.
Печально туча серая
По дну пруда плывёт.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.               Георгий Ладонщиков

Последний слайд – изображение П.И.Чайковского.

- Обратите внимание на портрет – это композитор П.И.Чайковский, музыка которого сопровождает нашу сегодняшнюю встречу. Не просто музыка, а «Осенняя песня», в которой вы, наверняка, смогли услышать осенние образы: легкий ветерок, осенние деревья в роще, падающие и кружащиеся листья, будто танцующие вальс…. Чайковский – русский композитор, который в музыке воспевал красоту нашей природы. К каждому времени года он написал пьесу, всего 12, раскрывая в них образы каждого месяца. Осенний цикл пьес называется «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке».

Музыка не рисует конкретные картины осени, запёчатлённые как остановившиеся мгновения, застывшие позы…. Она передает нам образы, чувства композитора, охватившие его. Но, как удивительно – мы можем тоже их прочувствовать и понять…. Давайте попробуем узнать, какой музыкальный образ изобразит нам музыка сейчас.

Слушание П.И.Чайковского, «Ноябрь. На тройке». Ответы родителей. Обобщение их ответов и подведение к правильному.

Рассказываю и показываю музей «Детский мир музыки П.И.Чайковского». Предлагаю поучаствовать в создании экспонатов для него.

Воспитатель: -  Уважаемые гости, а вы любите рисовать?

- А чем рисуют художники? Давайте представим, что кисточки - наши помощники в рисовании, потерялись! Чем же еще можно рисовать?

(Пальчиками, ватной палочкой, ладошкой)

- А как называются техники рисования, когда мы рисуем кисточкой, карандашом?

-Это традиционные техники рисования. А если мы используем для раскрашивания рисунка предметы, которые вы мне назвали: пальчики, ладошки, ватные палочки, пробки …?

- Так вот, если мы рисуем не с помощью общепринятых материалов: кистей, карандашей, фломастеров, это называется нетрадиционными техниками в рисовании. И сегодня мы с вами будем учиться рисовать в одной из таких техник.

Выбирается техника рисования и используемые материалы.  

Предлагается «нарисовать музыку», передавая её настроение с помощью цвета, различных его сочетаний и оттенков.

Рисование.

После все рисунки собираются для оформления выставки родительских работ «Осенние краски».

Воспитатель: - Уважаемые гости, что нового вы сегодня узнали, посетив нашу музыкальную гостиную?

- Какие осенние мелодии мы сегодня услышали?

- Чем отличаются традиционные и нетрадиционные техники рисования?

- Дома вы можете рассказать об этой технике и нарисовать что-то вместе, всей семьей.

Приложение. Методы нетрадиционного рисования.

Метод «Оттиск поролоном».

Взрослым и детям разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Очень просто и удобно сделать штампики из поролона. Из куска поролона (поролоновой губки) вырезаются контуры предмета нужной формы. Затем их обмакивают в краску необходимого цвета, разведенную до консистенции жидкоообразной кашицы, и оставляют отпечатки на бумаге.

 Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком.
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, вырезав нужную фигурку,  подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на поверхности листа.

Метод «Рисование нитками» или «ниткография».

Данный метод рисования неоднозначен. Здесь есть несколько способов создания рисунков.  Вот один из них: Бумажный лист сворачивается пополам и разворачивается. На одну сторону выкладываются нити, окрашенные и хорошо пропитанные краской,их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Нитки, нарезанные от 20 до 45 см. Лист снова складывается, прижимается. Быстрым движением выдергивают нити. После разворачивания бумаги, на ней остается замысловатый рисунок. Необычная картинка готова.

Метод «Печатание фольгой (смятой бумагой)».

Очень простой метод получения рисунков нетрадиционным образом. Для творческого процесса нужна фольга, бумага для изображения на ней рисунка и гуашь, разведенная так, чтобы она имела консистенцию жидкой однородной кашицы.Для начала необходимо смять фольгу, лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки, прижав к листу, оставляя на нем отпечатки в том порядке, который нужен.

Метод «Набрызг».

Для этого метода берется обычная зубная щетка, на которую наносится краска и любым предметом (можно использовать линейку) проводят по ворсу на себя. Краска будет напыляться на бумагу. После высыхания рисунок готов.

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками.

Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников. Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Рисование точками.

Как метод изобразительного творчества можно выделитьрисование точками. Эта несложная техника понятна даже крохе. Вам понадобятся краски и ватные палочки. Окунаем палочку в краску, и несильным нажатием рисуем точку на листе бумаги, потом еще одну – так до тех пор, пока придуманный образ не проявится на листе бумаги.

Существуют и другие способы нетрадиционного рисования. Все они очень интересны и увлекательны и являются отличной обучающей игрой для детей и взрослых всех возрастных категорий. Не нужно бояться экспериментировать. Результат всегда получается отличным.

Рисунок – прекрасная возможность не только для детей, но и для  взрослых, проявить себя. В изобразительном творчестве человекимеет возможность передать свое отношение к окружающему миру, поделиться страхами и отрицательными эмоциями, а может и передавать чувство радости.  Любая из представленных нетрадиционных техник – своеобразная игра для детей и взрослых, позволяющая ощущать себя увереннее, смелее. Развивать воображение, давать полную свободу самовыражению.