Программа учебного предмета "Музыка" дополнительной общеразвивающей программы "Раннее эстетическое развитие" для дошкольников, (срок реализации – 2 года).

Программа учебного предмета "Музыка" дополнительной общеразвивающей программы "Раннее эстетическое развитие" для дошкольников, (срок реализации – 2 года).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_muzyke_u_rer.docx72.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3»

Дополнительная образовательная программа

раннего эстетического развития

по предмету «Музыка»

срок реализации 2 года.

Нижневартовск

2020г.

Принято

Педагогическим советом

МАУДО г.Нижневартовска

«Детская школа искусств №3»

Протокол № ____

От «____»  _____________2020

Утверждено

Директор МАУДО г.Нижневартовска

«Детская школа искусств №3»

С.В. Очирова _____________________

Приказ № ____________

От «____»  _____________2020

Разработчик

Коркодинова Дарья Александровна, преподаватель музыкально - теоретических дисциплин первой квалификационной категории МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств №3»

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Основные цели и задачи реализации художественно-эстетического развития детей раздел «Музыка»
  3. Основное назначение рабочей программы.
  4. Календарный учебный график на 2021 год.
  5. Прогнозируемый результат
  6. Материально- техническая база.
  7. Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 4-5лет.
  8. Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 5-6лет.

      9. Планируемые результаты освоения детьми программы.

     10. Мониторинг для определения развития музыкальных способностей детей.

     11. Список литературы

Приложение.

Перспективно – тематическое планирование по всем возрастным группам

Диагностические материалы для определения уровня развития музыкальных способностей  

1. Пояснительная записка.

«Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития». (Б.В. Асафьев).

Тенденция в современной дошкольной педагогике раздела «Музыка» рассматривается как средство развития у детей эмоциональной отзывчивости, процесс активизации музыкально - эстетического воспитания и развитие их творческих способностей. Осваивая эту область знаний, дети приобщаются к музыкальному искусству, к восприятию прекрасного, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию музыки и характерные особенности музыкального образа.

Рабочая программа по реализации раздела «Музыка» разработана с учетом основных принципов требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, на основе программы «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко. И программы «Малыш» Петровой В.А.

Данная программа описывает курс подготовки по музыкальному развитию детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет в соответствии с возрастными, индивидуальными и психическими особенностями, на основе обязательного минимума содержания по разделу «Музыка» для ДОУ, с обновлением содержания по программе «Детство» Т. Н.  Бабаевой и В. Логиновой и

 Н.А. Ноткиной, с направлениями работы дошкольного образовательного учреждения. Особенностью данного курса является включение регионального компонента, активизация репродуктивного компонента музыкального мышления через творчество.  

Программа разработана в соответствии с документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Семейным кодексом РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изменениями и дополнениями.);
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями.);
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Основной образовательной программой ДОУ
  • Программа «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко.
  • Программа «Малыш» В.А. Петровой.

Содержание раздела «Музыка» направленно на достижение цели развития музыкальности детей.

Цель программы в соответствии общей образовательной программы: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.

Цель программы в соответствии с Гармонией - создание благоприятных условий для полноценного всестороннего развития ребенка, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Развитие творческих и актерских способностей ребенка, развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству, развитие музыкальности детей, развитие способности эмоционально воспринимать музыку достигается путем решения следующих задач.

Развитие музыкально – художественной деятельности                                                                                                  

Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала ребенка и на этой основе формирование его эстетической культуры. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, наблюдения.

Приобщение к музыкальному искусству

Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, развитие музыкально-творческих способностей, развитие творческой активности через театральную деятельность.  

Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

1.  Развивать коммуникативные способности.

2.  Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.

3.  Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

4.  Заложить основы гармонического развития: развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.

5.  Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной культуре.

6.  Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности.

7.  Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

8.  Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

9.  Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Настоящая программа разработана с учетом принципов построения программы:

1. Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства, и разнообразной художественно-творческой деятельностью.

2. Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.

3. Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях.

4. Принцип культуросообразности  – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.

5. Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.

6. Принцип креативности (организации творческой деятельности).

7. Принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.

8. Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор.

9. Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.

10. Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

2. Основные цели и задачи образовательной области «Музыка» реализуются в основных видах музыкальной деятельности.

Раздел «СЛУШАНИЕ»

Задачи (общие):

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса

Раздел «ПЕНИЕ»

Задачи (общие):

-формирование у детей певческих умений и навыков

-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента

-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок

-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Задачи (общие):

-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений

-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок

-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения

-развитие художественно-творческих способностей

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Задачи (общие):

- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,

- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»

Задачи (общие):

- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки

- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла

- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах

3. Основное назначение рабочей программы:

Предоставить детям систему увлекательных занятий, позволяющих усвоить программу по разделу «Музыка».

Способствовать:

- Формированию музыкальных знаний, умений, навыков;

- Накоплению впечатлений;

- Спонтанному выражению творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

- Импровизации;

- Формированию умения понять образовательную задачу.

В рабочей программе определены музыкальные и коррекционные задачи, необходимые для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка средствами музыки как одной из областей продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, для ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада, для формирования общей культуры детей дошкольного. Программы состоит в системе специально организованных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей. На которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей.

4. Календарный учебный график на 2021 год

Полугодие

Учебное время

1 полугодие

 19.09.2020 – 26.12.2020

2 полугодие

16.01.2021 – 31.05.2021

4. Учебный план

№ п/п

Наименование учебных предметов

Аудиторные занятия

(в часах) за весь период обучения

1.

Учебные предметы

Недельная нагрузка в часах

1.1.

Музыкальный калейдоскоп

33

1

Музыка

33

1

Всего аудиторная нагрузка:

66

Возрастные группы

1-я гр.  

2-я гр.

Длительность       НОД

33

33

Количество в неделю/

Общее время в минутах.

30

30

Количество занятий в год/ общее время в минутах

33/990

33/990

 Объем учебной нагрузки 33 недели.

4.Комбинированные группы компенсирующей направленности.

Роль преподавателя имеет особое значение. На музыкальных занятиях развивается у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формируется правильное фразовое дыхание; развивается сила и тембр голоса и т.д.

 Специфика работы преподавателя   в группах компенсирующей направленности

Специфика работы преподавателя

с детьми.

содержание

Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики.

Развитие психических произвольности познавательных процессов:

Развитие эмоциональной сферы; Формирование коммуникативных умений и навыков в процессе музыкально –ритмических упражнений и игр;

Закрепление двигательных умений

Формы

работы

Праздники, развлечения.

Игры: музыкально-дидактические, музыкально – ритмические,

хороводные,

театрализованные, сюжетно-ролевые;

Игра на детских музыкальных инструментах;

- логоритмические -ритмические игры;

упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

- Упражнения на развития правильного дыхания, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, пространственной организации движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики.

 -Инсценирование песен, хороводов

Самостоятельная музыкально – игровая деятельность

5. Прогнозируемый результат

1-я группа

2-я группа

1.Установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа

2.Различать выразительный и изобразительный характер в музыке

3.Владеть элементарными вокальными приемами. Чисто интонировать попевки в пределах знакомых интервалов

4.Ритмично музицировать, слышать сильную долю в двух-,трехдольном размере

5.Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносить в самостоятельную деятельность, делать попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.

1.Развивать элементы культуры слушательского восприятия

2.Выражать желание посещать концерты, музыкальный театр

3.Иметь представление о жанрах музыки

4.Проявлять себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

5. Активен в театрализации

6.Учавствовать в инструментальных импровизациях

  1. Для реализации программы в ДШИ имеется   материально - техническая база.

СРЕДСТВА

ПЕРЕЧЕНЬ

Технические

-компьютер

-акустическая система

-интерактивная доска

- фортепиано

Учебно-наглядные пособия

-книги-песенники

-Плакаты «Музыкальные инструменты»

- -портреты композиторов

-наборы наглядно-демонстрационного материала

-музыкально-дидактические игры и пособия

Оборудование для организованной образовательной деятельности

- музыкальные инструменты для детей (металлофоны, кастаньеты, губная гармошка, бубны, трещотки, маракасы, колокольчики разных видов, ложки, дудочки и т.д.)

-музыкальные игрушки;

-атрибуты для игр, танцев, инсценировок;

Библиотека преподавателя

-программы по музыкальному воспитанию;

-методическая литература;

-сборники нот;

-фонотека;

Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 4-5лет.

 Возрастные особенности детей 4-5 лет.

В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метро - ритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.

Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.  Начинает развиваться образное мышление.  Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной  

сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.  Речь становится предметом активности детей.  Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.  

Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.  Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.  Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.  У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности;  появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности;  конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием  образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием  памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия;  формированием потребности в уважении со стороны взрослого.

*Содержание образовательной области «Музыка»

Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество. Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.  Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни.

На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 20 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей особенностей каждого ребенка.

 Задачи в области музыкального восприятия-слушания- интерпретации.

  1. Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
  2. Развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
  3. Развивать у дошкольников музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; способствовать освоению детьми элементарной музыкальной грамоты.

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества.

  1. Развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать приобретению ими певческих навыков.
  2. Способствовать освоению детьми приемам игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создании музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
  4. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

  1. Структура и формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности детей 4-5 лет

Раздел «СЛУШАНИЕ»

Задачи:

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

- развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;

- помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;

- развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

- побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;

- развитие музыкально-сенсорного слуха детей;

- расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;

- обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.

Раздел «ПЕНИЕ»

Задачи:

- формирование у детей певческих умений и навыков;

- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

- развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте,

длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

- обучение диафрагмальному дыханию;

- совершенствование голосового аппарата детей;

- закрепление навыков естественного звукообразования;

- обучение пению с жестами.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Задачи:

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

- развитие художественно-творческих способностей;

- развитие музыкально-сенсорных способностей детей;

- содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкально-ритмическую деятельность;

- обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;

- расширение навыков выразительного движения;

- развитие внимания, двигательной реакции.

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Задачи:

- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма;

- работа над ритмическим слухом;

- развитие мелкой моторики;

- совершенствование музыкальной памяти.

Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»

Задачи:

- развитие способности творческого воображения при восприятии музыки;

- способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

- развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;

Формы организации и виды музыкальной деятельности

Программные задачи

Музыкальный репертуар

Н

О

Д

Слушание музыки

Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других), дослушивать произведение до конца.

П.И. Чайковский «Детский альбом», музыка из балета «Щелкунчик», альбом «Времена года»; М. П. Мусоргский «Картинки с вставки», Шуман «Аольбом для юношества» и т.д.

Пение

Обучать детей выразительному пению. Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно.

«Эхо», «Едет, едет паровоз», «Грибы», «Совушка», «Котя. Котенька коток», «Вышла курочка гулять» и т.д.  

Музыкально — ритмические движения

• упражнения    

• пляски  

• игры

• творчество

Формировать у детей навык ритмичного движения. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу, менять движения в соответствии со сменой частей музыки. Совершенствовать танцевальные движения: легкий бег, качание рук, кружение; менять их в соответствии с изменением характера.

В.Гаврилин «Каприччио»; Б.Чайковский «Веселая прогулка».  Н.Сушева «Спокойная ходьба»; Р.Леденев «Лесная тропинка», «Лес шумит», «Бегом» и т.д.

Игра на детских музыкальных инструментах

Узнавать на слух «зов кукушки». Подобрать на фортепьяно и металлофона малую терцию

 «Кукушка» русская народная песня, «Совушка», «Дождик» и т.д.

Самостоятельная деятельность

Содействовать возникновению, закреплению, у детей устойчивого интереса к самостоятельному музицированию.

Иллюстративный материал.

 - формирование устойчивого интереса к импровизации;

- развитие эмоциональности детей.

Календарно тематическое планирование

Тема урока

Дата

Музыка в нашей жизни

Музыкальная осень

Музыкальная осень

Что рисует музыка

Музыка бывает разной

Ищем музыку в лесу

Музыкальные игрушки

Звуки зверей

Шуршащие звуки

Металлические звуки

Деревянные звуки

Стеклянные звуки

Волшебство в музыке

Звуки зимы

Новый год

Звуки зимы

Громко и тихо

Громко и тихо

Папин праздник

Весна - красна

Масленица

Звуки весны

Звуки весны

Шумовые звуки

Шумовые звуки

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки

Пауза

Высокие и низкие звуки

Образы в музыке

Образы в музыке

Звуки лета

Итоговое занятие

  1. Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 5-6лет.

* Возрастные особенности детей 5-6 лет  

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.

Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Структура и формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности детей 5-6 лет

Раздел: «СЛУШАНИЕ»

Задачи:

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

- развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;

- помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;

- развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

- побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;

- развитие музыкально-сенсорного слуха детей;

- расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;

- обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.

Раздел: «ПЕНИЕ»

Задачи

- формирование у детей певческих умений и навыков;

- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

- развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте,

длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

- обучение диафрагмальному дыханию;

- совершенствование голосового аппарата детей;

- закрепление навыков естественного звукообразования;

- обучение пению с жестами.

- учить петь под фонограмму минус

Раздел: «МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 Задачи:

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

- развитие художественно-творческих способностей;

- развитие музыкально-сенсорных способностей детей;

- содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкально-ритмическую деятельность;

- обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;

- расширение навыков выразительного движения;

- развитие внимания, двигательной реакции

Раздел: «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Задачи:

- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма;

- работа над ритмическим слухом;

- развитие мелкой моторики;

- совершенствование музыкальной памяти.

Раздел: «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»

Задачи:

- развитие способности творческого воображения при восприятии музыки;

- способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

- развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;

- формирование устойчивого интереса к импровизации;

- развитие эмоциональности детей.

Календарно тематическое планирование

Тема урока

Дата

1.

Музыка в нашей жизни

19.09.20

2.

Музыкальная осень

26.09.20

3.

Музыкальная осень

03.10.20

4.

Шуршащие звуки

10.10.20

5.

Деревянные звуки

17.10.20

6.

Стеклянные звуки

24.10.20

7.

Шумовые звуки

31.10.20

8.

Музыкальные звуки

07.11.20

9.

Громко и тихо

14.11.20

10

Громко и тихо

21.11.20

11.

Пауза

28.11.20

12.

Волшебство в музыке

05.12.20

13.

Высокие, средние и низкие звуки

12.12.20

14.

Высокие, средние и низкие звуки

19.12.20

15.

Новый год

26.12.20

16.

Регистры

16.01.21

17.

Скрипичный ключ

23.01.21

18.

Звуки и ноты

30.01.21

19.

Звуки и ноты

20.

Оркестр

21.

Папин праздник

22.

Масленица

23.

Музыкальные инструменты

24.

Деревянно – духовые инструменты

25.

Ударные инструменты

26.

Медно – духовые инструменты

27.

Струнные инструменты

28.

Струнно – смычковые инструменты

29.

Клавишные инструменты

30.

Образы в музыке

31.

Весна в музыке

32.

Лето в музыке

33.

Итоговое занятие

  1. Система оценки результатов освоения Программы

            В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

            Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

           Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Процедура отслеживания и оценки результатов развития музыкальности детей проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

  1. Форма и процедура проведения мониторинга промежуточных результатов освоения программы

Мониторинг включает в себя 2 этапа:

Этап 1.

Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку и разделить на количество параметров. Этот показатель необходим для проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2.

Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе и разделить на количество параметров. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения программы.  Эта система позволяет оперативно выявлять детей с проблемами в развитии.

1-я  группа

Ладовое чувство

Музыкально слуховые представления

Чувство ритма

1

2

3

4

Внимание

Умеет ли различать жанры

Высказывание о характере музыки

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением

Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением

Узнает ли песню по вступлению

Активность исполнения

Воспроизведение в хлопках, в притопах,на музыкальных инструментах ритмического рисунка

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями

Соответствие ритма движений ритму музыки

Активность в играх

2-я группа

Ладовое чувство

Музыкально слуховые представления

Чувство ритма

1

2

3

4

5

Внимание

Умеет ли различать жанры

Высказывание о музыке с контрастными частями

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Отображает свое отношение к музыке в рисунке

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением

Пение знакомой мелодии без сопровождения

Подбор по слуху знакомой попевки на металлофоне

Эмоционально исполняет песни

Воспроизведение в хлопках, в притопах,на музыкальных инструментах ритмического рисунка

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

Активность в играх

Умеет составлять ритмические рисунки

и проигрывать на музыкальных инструментах

Научно-методическая

Литература

-«Музыкальное образование в школе» Л.В.Школяр «Академия»2001г

-«Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии» А.Г.Гогоберидзе «Феникс» 2008г

Программы:

-«Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой (М.199г)

-«Звук-волшебник» Т.Н.Девятовой «Линка-пресс»2000г

-«Ритмическая мозаика» А.Н.Бурениной  «Композитор»2000г

-«Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой  «Владос» 1997г

-«Синтез» К.В.Тарасовой М.1999г

-«Камертон» Э.А. Костина «Линка-пресс»2008г

-»Путешествие в мир прекрасного» О.А.Куревина «Баласс» 2001г

-«Ладушки» И. М. Каплунова «Композитор» 2010г

Технологии:

-«Этот удивительный ритм» И.М.Каплунова «Композитор»2005г

Пособия:

-«Музыкальные игры « И.А. Бодраченко «АЙРИС-ПРЕСС»2009г

-«Мы играем, рисуем, поем» М.Ю.Картушина  «Скрипторий»2009г

-«Танцевальная ритмика для детей»Т.И.Суворова «Музыкальная палитра»2004г

-«МЫ играем, сочиняем» А.Н. Зимина «Ювента»2002г

-«Музыкальные ступеньки» М.А.Трубникова М.1998г

-«Воспитание звуком» Т.А.Рокитянская «Академия развития»2002г

-«Новый музыкальный букварь» О.Иванова «Феникс»2008г

-«Азбука пения»М.Е.Белованова «Феникс» 2008г

-«Игровая методика обучения пению» Кацер «Музыкальная палитра»2008г

-сборники из опыта работы Г.Гусевой, Г. Вихаревой, И. Пономаревой, Е.Зарицкой, И. Каплуновой, Роот.

-«Культурно-досуговая деятельность в детском саду», «Народные праздники в детском саду», «Праздники и развлечения в детском саду» М.Б.Зацепина «Мозаика-синтез»2005-2010г.

- «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества» Князева,

- «Знакомство детей с русским народным творчеством»Бударина Т.А., Корепанова О.Н.,

Маркеева О.В. «Детство – пресс» 2010г. Мониторинг в детском саду.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС,2011

Буренина А.И. Ритмическая мозаика (программа по ритмической пластике для детей). - С-П, 2000.

Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши! Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001,

 программы  музыкального образования детей «Тутти» А. И. Бурениной, Т.Э.Тютюнниковой ,

 «Тутти» входит в основной комплект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования

 «Мир открытий», разработанной авторским коллективом А.И.Бурениной, Н.Е.Васюковой,  Т.Э.Тютюнниковой, под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой.,

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011 год

И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» с аудиоприложением,

Периодическая печать

                                            Журналы:

-«Музыкальная палитра»

 -«Музыкальный руководитель»

 -«Веселые нотки»

 «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»

-«Дошкольное воспитание»

Детская литература

-Энциклопедии для детей:

- «Все обо всем» (Музыка и танец)

-«Первая энциклопедия музыки»

-«Детям о музыке»

-«Первые уроки музыки для малышей»

-«Солнечный круг»

Книги «Песенки из мультфильмов»