Программа учебного предмета "Слушание музыки" адаптированных дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (срок реализации – 5 лет)

Программа учебного предмета "Слушание музыки" адаптированных дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (срок реализации – 5 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_programma_slush_muz.docx67.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОЮЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов

ПРЕДМЕТНАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету

ПО.02.УП.02. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Срок реализации: 5 лет

Нижневартовск 2023

Принято

Педагогическим советом

МАУДО г. .Нижневартовска

«Детская школа искусств №3»

Протокол № ____

От «____»  _____________2023

Утверждено

Директор МАУДО г.. Нижневартовска

«Детская школа искусств №3»

С.В. Очирова _____________________

Приказ № ____________

От «____»  _____________2023

Разработчик

Коркодинова Дарья Александровна, преподаватель музыкально - теоретических дисциплин первой квалификационной категории МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств №3»

Рецензент

Методический совет муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Детская школа искусств №3».

Структура программы учебного предмета

 I. Пояснительная записка

- вступление (роль музыкального обучения в формировании личности ребёнка);

- актуальность программы;

- законодательная база;

- адресат программы;

- направленность программы;

- новизна программы;

- цель и задачи программы;

- принципы и методы обучения;

- материально – технические условия реализации учебного предмета.

- срок освоения программы

 II. Учебно – тематический план

III. Содержание учебного предмета  

IV. Система и критерии оценки результатов освоения образовательной программы  

V. Методическое обеспечение учебного процесса  

VI. Список литературы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыка - неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Музыкальное искусство на протяжении всей жизни человека играет огромную роль в его общем культурном развитии. При этом, самое действенное влияние оно оказывает в период раннего детства. Искусство всесторонне формирует человека, оказывает огромное влияние на его духовный мир: эмоциональную сферу, совершенствование мышления, воспитание чуткости к красоте и искусству. Более того, музыкальное искусство помогает человеку осознать себя, самоутвердиться как личность.

На мой взгляд, через музыкальное обучение должны пройти все дети без исключения, поскольку право на музыкальную культуру имеют не отдельные дети, а любой ребенок. «Нет детей без «слуха», а «слух» нельзя отождествлять с музыкальностью, пишет в своей статье М. Керимова, - нет детей без воображения, как и нет неспособных выразить свое воображение в творчестве. Музыка близка эмоциональной натуре детей. Стремясь к гармоничному воспитанию ребёнка, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством».

 При этом, очень важно верить в ребенка, относиться к нему искренне, с пониманием и уважением. Ещё в большей степени можно отнести эти слова к детям с ограниченными возможностями здоровья, число которых, к сожалению, увеличивается в последние годы. По отношению к ним используются не только особые педагогические методы и медицинские средства воздействия, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, к которым, в определённом смысле, можно отнести музыкальное обучение.  

 С 2004 года в педагогическую практику Российской Федерации ввели модель инклюзивного образования, при котором особенные дети могут учиться в обычных массовых школах, также как их сверстники. Это значит, они будут иметь более широкие возможности социализации. Детские музыкальные школы тоже включились в этот процесс, тем более что учёными давно доказано не только общее благотворное влияние музыки на развитие человека, но и её уникальные лечебные, в том числе коррекционные, свойства.  

Актуальность.

Данная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Слушание музыки» (далее по тексту – Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для реализации с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  

Актуальность создания такой Программы в том, что она расширяет возможности для детей с ограниченными возможностями здоровья в абилитации, реабилитации и социализации. При этом, согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья растёт на 5%. Эту же мысль подтвердила Татьяна Синюгина, зам. министра образования и науки Российской Федерации. на V Московском международном салоне образования в апреле 2018 года, - «Количество детей, имеющих инвалидность или ограничения в состоянии здоровья, в России увеличилось многократно».  

Музыка – мощное коррекционно-развивающее и социальнореабилитационное средство. Она развивает интерес к процессу познания, формирует социально-значимые качества личности, увеличивает пространство для развития личности ребёнка, наконец, даёт возможность выбора индивидуального образовательного пути.

Исследования учёных свидетельствуют о том, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки меняется электрическая активность клеток головного мозга, улучшается память. Под влиянием музыки и музыкальных упражнений (игр) при условии правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.  

Этот далеко не полный перечень уникальных свойств воздействия музыкального искусства на ребёнка, говорит об особой актуальности составления и реализации подобных образовательных программ.

 Законодательная база.

Нормативно-правовую базу разработки Программы составляют:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 2013-ФЗ);  
  • «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ;
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «29» августа 2013 года № 1008;
  •  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительством Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
  • «Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями» СанПиН 2.4.2. 3286-15 (утвержденные Постановлением Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26);
  • Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа».      

Адресат Программы.

В общепринятой классификационной таблице «Категории детей с ОВЗ и их особенности» определяется 8 основных категорий:

  • нарушения зрения;
  • нарушение слуха;
  • задержка психического развития (ЗПР);
  • нарушение интеллектуального развития;
  • тяжёлые нарушения речи;
  • нарушение опорно-двигательного аппарата;
  • расстройство поведения и общения;
  • комплексное нарушение развития.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Слушание музыки» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих ментальные нарушения здоровья.  Программа является универсальной, поскольку любое нарушение здоровья (слуха, зрения, двигательных функций, интеллектуального и психического развития) так или иначе сказывается практически на всех функциях человеческого организма. Это утверждение основано на сравнительной характеристике отклонений в здоровье, которая представлена в общепринятой классификационной таблице «Категории детей с ОВЗ и их особенности».

Программа предназначена для детей со следующими отклонениями в здоровье:

  • с незначительным нарушением слуха;
  • с умеренным нарушением зрения;
  • с незначительным нарушением речи (логопаты);
  • с лёгкой задержкой психического развития (ЗПР);
  • с незначительным нарушением интеллекта;
  • с частичным нарушением опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся самостоятельно.

Основная проблема для детей со всеми перечисленными ограничениями в здоровье – трудности в освоении окружающего мира. При этом, ребёнок с патологией в здоровье, также как и здоровый ребёнок, имеет потенциальные возможности развития (на своём уровне). Программа призвана помочь им в этом, поэтому и основным критерием эффективности образования будет степень подготовки ребёнка (приобретение им способности) к жизни в условиях современной цивилизации.

Более того, Программа ориентирована на развитие личности в широком значении этого слова, поэтому применима как в работе с детьми с нормированной степенью развития, так и в интегрированных формах обучения.  

Направленность Программы.

Данная Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на:

  • создание условий для абилитации и реабилитации и полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование навыков осознанного поведения в различных социальнобытовых ситуациях;
  • приобретение коммуникативных навыков, необходимых для полноценного развития детей с различными (определёнными Программой) нарушениями;
  • творческое, интеллектуальное развитие обучающихся;
  • формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Программа направлена на формирование как отдельных качеств, так и в целом способности обучающихся к приобретению новых навыков, умений и знаний, на формирование эмоционально-волевой сферы, коммуникативной составляющей поведения детей и подростков с нарушениями развития.  

Новизна Программы

Новизна данной Программы, прежде всего в содержании цели и задач, в котором значительно смещены акценты в приоритетах. На первом плане – подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, на втором – непосредственно само музыкальное образование. Данная концепция определяет содержание и практическую направленность всех остальных компонентов:  

  • принципов ведения образовательного процесса;
  • применение определённых технологий и методов, направленных на освоение Программы;
  • систему коррекционной работы,  
  • построение учебного процесса, предусматривающее особые требования к репертуару, требованиям усвоения Программы по годам, в том числе варьирование сроков её освоения, системе оценивания, модели выпускника.  

Цель и задачи

Целью реализации дополнительной общеразвивающей программы «Слушания музыки» является:

  • создание условий для абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование жизненных и социальных компетенций через общение с миром музыкального искусства.

В ходе реализации Программа предполагает решение следующих задач: 

  • создание условий для гармоничного развития обучающихся (обеспечение целостного процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности);
  • формирование активной оптимистической жизненной позиции;
  • развитие способностей к социализации и адаптации к жизни в современном обществе, последовательному освоению принятых в обществе социальных норм, в том числе норм устойчивого поведения;
  • адаптация детей к культурному пространству,  приобщение к культурным ценностям;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству, создание условий для творческой самореализации;
  • развитие коммуникативных способностей через формирование навыков творческой деятельности;
  • приобретение знаний, умений и навыков основ игры на музыкальном инструменте (фортепиано, баян, аккордеон).

Задачи Программы перечислены в порядке приоритета, где подчёркивается первостепенность задач морально-духовного, психофизического, коммуникативного свойства.  Достижение определённого уровня результатов обучения на избранном инструменте является задачей второго порядка и служит средством для выполнения задач первого порядка. Такая концепция определяет соответствующие содержание, принципы, формы и методы образования.  

Принципы обучения.

Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Слушание музыки» выстраивается на основе следующих педагогических принципов:

  • принцип гуманизации – предполагает осуществление личностноориентированного подхода, направленного на общее развитие ребёнка с ОВЗ, его социализацию, посильную интеграцию в современную жизнь, что соответствует приоритетным задачам Программы;
  • принцип индивидуального подхода – предполагает построение индивидуальной траектории в образовании ребёнка с максимальным учётом его индивидуальных психофизических и интеллектуально-творческих характеристик; потребностей, возможностей и условий воспитания;
  • принцип системности – предполагает единство и слаженность в процессах диагностики, коррекции и развития детей с ОВЗ, системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также к решению проблем каждого ребёнка;
  • принцип интегрированного подхода – предполагает интеграцию обучения и коррекции путём включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей;
  • принцип непрерывности – гарантирует непрерывность помощи детям с ОВЗ с целью решения проблемы или определения подхода к её решению;
  • принцип комплексного взаимодействия – предполагает постоянное сотрудничество преподавателей-предметников, администрации школы для наиболее успешного реализации цели и задач данной Программы.  

Методы обучения.

Первое условие для организации образовательного процесса детей с ОВЗ – построение индивидуального образовательного маршрута с учётом индивидуальных психофизических и интеллектуально-творческих задатков ребёнка. Для его (маршрута) построения используются соответствующие технологии и методы обучения. Наряду с традиционными методами используются и нетрадиционные (в том числе фрагменты методик).

К традиционным методикам можно отнести:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ, др.);
  • наглядный (показ, демонстрация действий, приёмов, др.);
  • эмоциональный (ассоциации, художественные образы, впечатления);
  • метод упражнений.

К нетрадиционным методикам можно отнести следующие методики:

  • сказка-терапия;
  • метод арт-терапии и арт-педагогики;
  • метод «проб и ошибок».  

Нетрадиционные методы относятся к группе коррекционно-развивающих технологий, должны активно (в том числе фрагментарно) использоваться в ходе построения индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).  

Материально-технические условия реализации учебного предмета

Реализация дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Слушание музыки» предусматривает наличие учебных кабинетов для мелкогрупповых занятий, оборудованных учебной мебелью, соответствующим инструментарием:

  • компьютер
  • доска
  • парты и стулья
  • аудио-видео техника
  • фортепиано

Реализация Программы предполагает кадровое обеспечение образовательного процесса педагогическими работниками, имеющими педагогическое образование и прошедшими дополнительное обучение по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Срок освоения программы

Срок освоения Программы составляет 5 лет. При этом, согласно Уставу ДШИ №3, при определённых условиях усвоения Программы (проявление способностей и повышенной мотивации к обучению), обучающийся может быть переведён на другую образовательную программу.

Возраст поступления – 6-12 лет.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.

Учебно-тематический план

I год обучения

Название темы

Общий объем времени (в часах)

Макс.уч.нагрузка

Самост. работа

Аудит. занятия

1.

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

2

0

2

2.

Образы игрушек в музыке

3

0

3

3.

Настроение и характер человека в музыке.

3

0

3

4.

Сказочные образы  в музыке

4

0

4

5.

Образы природы в музыке

4

0

4

6.

Образы животных и птиц в музыке

3

0

3

7.

Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи

4

0

4

8.

Создание музыкального образа с помощью комплекса выразительных средств

3

0

3

9.

Инструменты симфонического оркестра

4

0

4

Контрольный урок

2

0

2

ИТОГО

32

0

32

II год обучения

Название темы

Общий объем времени

(в часах)

Макс.уч.нагрузка

Самост. работа

Аудит. занятия

1.

Времена года в народном календаре. Осенние народные обряды и песни. Жатва.

2

0

2

2.

Зима. Обряды и песни. Масленица.

2

0

2

3.

Весна. Народные обряды и песни. Веснянки.

2

0

2

4.

Лето. Летние праздники, обряды и песни.

2

0

2

5.

Детский фольклор

1

0

1

6.

Народные музыкальные инструменты

6

0

6

7.

Инструменты, не входящие в оркестровые группы

1

0

1

8.

Инструменты духового и эстрадного оркестра

5

0

5

9.

Музыкальные инструменты – герои сказки С. Прокофьева «Петя и волк»

5

0

5

10.

Содержание музыкальных произведений. Программная музыка

5

0

5

Контрольный урок

1

0

2

ИТОГО

33

0

33

                                                                     

III год обучения

Название темы

Общий объем времени

(в часах)

Макс. учебная нагрузка

Самостоя

тельная работа

Аудитор

ные

занятия

1.

Музыкальный инструмент – человеческий голос

4

0

4

2.

Виды ансамблей и хоров

4

0

4

3.

Элементарные формы и жанры:

а) Песня. Куплетная форма;

б) Марш. Трехчастная форма;

в) Танец: полька, вальс, менуэт

16

0

16

4.

Жанры песни, марша, танца в характеристике образа

7

0

7

Контрольный урок

2

0

2

ИТОГО

33

0

33

IV год обучения

Название темы

Общий объем времени (в часах)

Макс.уч.нагрузка

Самост. работа

Аудит. занятия

1.

Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи.

10

0

10

2.

Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трёхчастная форма.

10

0

10

3.

Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации.

11

0

11

Контрольный урок

2

0

2

ИТОГО

33

0

33

V год обучения

Название темы

Общий объем времени (в часах)

Макс.уч.нагрузка

Самост. работа

Аудит. занятия

1.

Содружество муз

а) музыка и слово;

б) музыка и живопись.

7

0

7

2.

Программная музыка:

6

0

6

3.

Комические образы в музыке: игровая логика, приемы развития

7

0

7

4.

Симфонический оркестр

6

0

6

5.

«Музыка – душа танца»:

6

0

6

Контрольный урок

2

0

2

ИТОГО

33

0

33

Итого часов в курсе

164

0

164

Содержание курса

I год обучения

Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

Музыкальная азбука – азбука выразительных средств музыки. Мир музыкального звука в картинках. Звуки окружающего мира как источник музыкальных звуков. Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях.

Музыкальный материал: «Простая песенка» сл. М.Ивенсена, муз.А. Александрова, «Музыка» сл. Л.Дымовой, муз.Е. Тиличеевой.          

Тема 2. Образы игрушек в музыке

Определить образное и эмоциональное содержание музыкальных произведений.  При слушании музыки выявить «игрушечные» черты

Музыкальный материал: П.Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»; С.Прокофьев «Шествие кузнечиков»; Р.Шуман «Смелый наездник»; Э. Григ «Шествие гномов».Ж.Бизе «Труба и барабан», «Волчок», «Маленький муж-маленькая жена» (Детский уголок); П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», К. Дебюсси. «Кукольный кэк-уок». (Детский уголок),

Тема 3. Настроение и характер человека в музыке

Определить образное и эмоциональное содержание музыкальных произведений.  После выяснения эмоционального содержания музыки обратить внимание на приёмы и средства выразительности, при помощи которых композитор создал тот или иной образ.

Музыкальный материал: Р.Шуман  «Отзвуки театра»;  С.Прокофьев «Раскаяние»;  Г. Свиридов «Упрямец», « Попрыгунья»; Д. Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Резвушка»; С. Слонимский. «Ябедник»; П. Чайковский. «Мама», А. Гречанинов. «Жалоба»; Д. Благой. «Хвастунишка»; Р. Шуман. «Веселый крестьянин»; М. Мусоргский «В углу» (Детская); О.Хромушин «Бармалей».

Тема 4. Сказочные образы в музыке

При изучении этой темы, вспомнить известные детям сказки и персонажи, которые в них изображаются. Слушая музыку, обратить внимание на особые виды ладов (уменьшенный, увеличенный, целотоновый), интервалы, регистры, тембры. Можно отметить выразительные средства злых  и добрых фантастических персонажей.

Музыкальный материал: С.Прокофьев «Сказочка»; С.Екимов «Вальс Дюймовочки»; П.Чайковский «Нянина сказка»; М. Равель «Разговор красавицы и чудовища», «Мальчик с пальчик» (Сказки матушки Гусыни); М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», Э. Григ. «Кобольд», А. Лядов. «Волшебное озеро»; С. Слонимский. «Марш Бармалея»; П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), А.Шнитке «Лес сказок»; Ф.Лист «Хоровод гномов».

Тема 5. Образы природы в музыке

 Музыкальный пейзаж как основа музыкального художественного образа. Изображение стихии воды в музыке. Изображение стихии огня и света в музыке. Главные задачи - развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои жизненные впечатления от окружающего мира природы,  смены состояний природы.

Музыкальный материал: Л. Дюрей «Снег»; Г. Свиридов «Дождик», А. Аренский «Ручеёк в лесу»; Н. Мясковский. «Весеннее настроение»; К. Дебюсси. «Шаги на снегу»; А. Глазунов  «Эпизод бури из симфонической поэмы «Море»; А. Вивальди   «Гроза» III ч. из концерта «Лето»; Бетховен «Гроза. Буря» (Эпизод из IV ч. 6 симфонии); М.Равель «Игра воды»; Н. Римский-Корсаков «Океан – море синее»; А Хачатурян эпизод бури из балета «Гаянэ». Ф.Шуберт «Форель»; К.Дебюсси «разговор ветра с морем»; А.Глазунов «Эпизод бури из симфонической поэмы «Море»

Тема 6. Образы животных и птиц в музыке

Беседа о диких и домашних животных, птицах, рыбах, млекопитающих. Их повадки, характер, размеры и среда обитания. Знакомясь с музыкой, изображающей животных, птиц, рыб, можно обратить внимание детей на выразительную роль темпа, регистров, интервалов, штрихов. Подчеркнуть, что эти понятия — темп, регистр, интервал — аналогичны «скорости», «размеру», «амплитуде движений» животных.

Музыкальный материал: К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь); Г. Галынин. «Медведь»; Д. Шостакович. «Медведь»; Ф. Рыбицкий. «Кот и мышь»; Д. Кабалевский. «Ежик»; Л. Дакен «Кукушка»; Н. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко».

Тема 7. Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи.

Отмечать в произведении преобладающее средство музыкальной выразительности. Основное внимание акцентируется на осознание выразительной роли мелодии как основы музыкального образа произведения. Дается понятие вокальной, кантиленой, инструментальной мелодии. Различные типы мелодического рисунка. Метроритм, пульсация в музыке. Сильные и слабые доли в доли такта. Метрическое своеобразие музыки и чувственное восприятие доли-пульса, музыкального «шага». Динамические оттенки – музыкальные краски, один из важных секретов превращения звука. Выразительные возможности регистра. Умение различать звуки низкого, среднего и верхнего регистров.

Музыкальный материал: Ф.Шопен «Ноктюрн», Es-dur, Ф.Шуберт «Ave, Maria», В.А.Моцарт «Симфония g-moll», П.Чайковский «Похороны куклы», М.И.Глинка Речитатив Руслана из оперы «Жизнь за царя», В.А.Моцарт Концерт для фортепиано с оркестром №23, II ч., К.Сен-Санс «Карнавал животных», С.Прокофьев «Золушка», полночь, А.Филиппенко «Скакалка», М.Мусоргский «Картинки с выставки» (Быдло, Прогулка)

Тема 8. Создание музыкального образа с помощью комплекса выразительных средств

Сравнение пьес, противоположных по образному содержанию. Сравнение произведений с одинаковым названием. Сравнение произведений близких по тематике. Это подготавливает обучающихся к сравнительному анализу музыкальных произведений. При слушании музыки отмечаются идентичные и контрастные приёмы выразительных средств.

Музыкальный материал: С.Прокофьев «Утро» - «Вечер»; П. Чайковский «Утренняя молитва»- «Хор»; К.Дебюсси «Маленький негритёнок» - Р. Шуман  «Засыпающий ребёнок»; Витлин «Дед мороз» (песня) - Р. Шуман «Дед мороз»; С.Прокофьев «Утро» - Э. Григ «Утро»; П. Чайковский «Баба- Яга» - А.Лядов «Баба- Яга». П. Чайковский «Шарманщик поёт» - Д.Шостакович «Полька-шарманка»; П. Чайковский «Итальянская песенка» - Р.Шуман «Сицилийский танец». П. Чайковский «Мужик на гармонике играет» - Г.Свиридов «Парень с гармошкой»- В.Гаврилин «Одинокая гармонь», К.Сен-Санс «Соловей и роза» (вокализ); Н.Римский – Корсаков «Три чуда»; С.Прокофьев «Сказочка»; А. Лядов «Кикимора»

Тема 9. Инструменты симфонического оркестра

Знакомство с музыкальными инструментами. Истории возникновения музыкальных инструментов. Сравнение инструментальных тембров. Сопоставление контрастных тембров: скрипка – виолончель, флейта – фагот, фортепиано – клавесин. Звуковые диапазоны и выразительные возможности.

Музыкальный материал:

К.Сен-Санс «Рондо - каприччиозо» - скрипка, К.Сен-Санс «Лебедь» - виолончель, И.С.Бах «Шутка» - флейта, П.Чайковский «Симфония №6» - соло фагота, П.Чайковский Сцена из балета «Лебединое озеро» - соло гобоя, П.Чайковский «Старинная французская песенка» - соло кларнета, П.Чайковский «Вальс цветов» - соло валторны, Д.Верди «Марш» из оперы «Аида» - труба, М.Равель «Болеро» - барабан, И.С.Бах «Прелюдия C-dur» - клавесин, В.А.Моцарт « Соната №11» - фортепиано

II год обучения

Тема 1. Времена года в народном календаре.

Осенние народные обряды и песни. Жатва. 

Календарные даты, начало жатвы и её ход, песни.

Музыкальный материал: 

Песни, связанные с обрядами и праздниками матушки Осенины. Дожинки, обжинки, жнивные песни, «Осень пришла».

Тема 2. Зима. Обряды и песни. Масленица 

Святки. Разыгрывание святочных обрядов. Рождество. Масленица. Обычаи, гадания. Особые приготовления к праздникам.

Музыкальный материал: 

Колядки, подблюдные песни, масленичные песни.

Н.Римский-Корсаков Проводы масленицы из оперы «Снегурочка»

А.Лядов «Восемь русских народных песен» («Коляда»)

Тема 3. Весна. Народные обряды и песни. Веснянки 

Встреча весны. Образы птиц. Весенние заклички. Описание подготовки к полевым работам.

Музыкальный материал: 

Песни-веснянки. «Ой, кулики», «Весна, весна красная».

Тема 4. Лето. Летние праздники, обряды и песни 

Егорьев день, семик, Иван Купала. Обряды и ход праздников. Семицкие и купальские песни. Завивание березки, кумование, гадание на венках. Различные виды хороводов: круговые и замкнутые.

Музыкальный материал: 

«Ай, во поле липенька» (семицкая), «Около сырова дуба» (егорьевская),

«Во поле береза стояла», «Ходила младешенька», «Бояре».

Тема 5. Детский фольклор 

Колыбельные. Прибаутки. Потешки. Считалки. Дразнилки.

Музыкальный материал: на выбор педагога.

Тема 6. Народные музыкальные инструменты 

Балалайка. Домра. Гусли. Свирель. Гармонь. Трещотка. Коробочка. Возникновение оркестра. Особенности звучания русских народных инструментов.

Музыкальный материал: возможно использование серии «Фонохрестоматии по инструментоведению».

Тема 7. Инструменты, не входящие в оркестровые группы: арфа и орган

Устройство инструментов. Характер звучания. Назначение инструментов. Выразительные возможности.

Музыкальный материал: П.Чайковский фрагмент из балета «Щелкунчик» , К.Дебюсси «Прелюдия» (арфа), И.С.Бах Органные сочинения, С.Франк «Андантино»

Тема 8. Инструменты духового и эстрадного оркестра 

Состав оркестра. История возникновения оркестров. Репертуар.

Музыкальный материал: старинные вальсы в исполнении духового оркестра, эстрадный оркестр О.Лундстрема, современный эстрадный оркестр.

Тема 9. Музыкальные инструменты – герои сказки С.Прокофьева «Петя и волк»

Сопоставление героя сказки и инструментального тембра. Повторение изученных музыкальных тембров.

Музыкальный материал: С.Прокофьев «Петя и волк»

Тема 10. Содержание музыкальных произведений. Программная музыка 

Прослушивание и анализ программных произведений. При знакомстве с музыкой, изображающей картины природы, животных, птиц, рыб, обратить внимание на выразительную роль темпа, регистров, интервалов, штрихов.  Подчеркнуть, что эти понятия - темп, регистр, интервал - аналогичны «скорости», «размеру», «амплитуде движений».

Музыкальный материал: П.Чайковский «Шарманщик поет», Ф.Шуберт «Шарманка», И.Стравинский «Шарманка» из балета «Петрушка», К.Сен-Санс «Ослы», «Кенгуру», «Слон», «Лебедь», Э.Григ «Пер Гюнт», С.Рахманинов «Сирень», П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев», Глазунов «Иней. Лед. Снег» из балета «Времена года».

III год обучения

Тема 1. Музыкальный инструмент – человеческий голос 

Женские певческие голоса – сопрано, меццо-сопрано, контральто. Мужские певческие голоса – тенор, баритон, бас.

Музыкальный материал: А.Алябьев «Соловей» , Н.Римский-Корсаков Ария Снегурочки, П.Чайковский Ариозо Татьяны «Пускай погибну я…» из оперы «Евгений Онегин», Ж.Бизе Хабанера Кармен, М.Глинка Ария Ратмира « И жар, и зной сменила ночи тень» из оперы «Руслан и Людмила», В,А,Моцарт Каватина Фигаро, А.Бородин Ария Игоря из оперы «Князь Игорь»

Тема 2. Виды ансамблей и хоров 

Вокальные ансамбли: дуэт (согласия, противоречия), терцет и трио, квартет, квинтет. Хоры детские, женские и мужские. Инструментальные ансамбли: дуэты, трио, квартет.

Музыкальный материал: В.А.Моцарт  Дуэт Графини и Сюзанны из 3-го действия оперы «Волшебная флейта», дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта», М.Глинка Трио «Не томи, родимый» из 1-го действия «Жизнь за царя», А.Даргомыжский Терцет из 1-го действия оперы «Русалка», М.Глинка Квартет оцепенения «Какое чудное мгновенье…» из 1-го действия оперы «Руслан и Людмила», В.А.Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано, Ре мажор, Й.Гайдн Квартеты, П.Чайковского Хор мальчиков и девочек из 1-й картины оперы «Пиковая дама», А.Бородин Хор девушек «Мы к тебе, княгиня» из 1-го действия оперы «Князь Игорь», хор поселян из этой же оперы, 3-е действие, В.Гаврилин «Перезвоны»

Тема 3. Элементарные формы и жанры 

Сравнить песню, танец, марш. Определить характерные черты каждого жанра.  Знакомство с куплетной и трехчастной формой.

Песня. Куплетная форма.

Марш. Трехчастная форма.

Танец. Полька, вальс, менуэт.

Музыкальный материал: детские песни, С.Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», «Детская музыка» Марш, П.Чайковский «Детский альбом» Полька, Вальс , С.Рахманинов «Полька», И.Штраус «Вальсы».

Тема 13.Жанры песни, марша, танца в характеристике образа 

Музыкальный материал: А.Рыбников «Волк и семеро козлят», А.Половинкин «Золотой ключик»

IV год обучения

Тема 1. Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи 

Осознание выразительной роли мелодии как основы музыкального образа. Ритмический орнамент. Ритмические формулы марша, вальса, мазурки, польки, тарантеллы. Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности.

Музыкальный материал: А.Рубенштейн «Мелодия», Р.Шуман «Грёзы», Э.Григ «Ариэтта», «Птичка», «Весной», М.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Тема 2. Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трехчастная форма 

Роль музыки в выражении чувств и словесного содержания текста песен. Виды арий: лирическая, комическая, ламенто.

Музыкальный материал: Романсы русских композиторов (А.Варламов, А.Алябьев, М.Глинка, А.Даргомыжский), Г.Гендель Ария Самсона из оратории «Самсон», Н.Римский-Корсаков Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» из оперы «Снегурочка», Колыбельная Волховы из оперы «Садко», В.А.Моцарт Ария Лепорелло «День и ночь готов служить» из оперы «Дон Жуан».

Тема 3. Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации. 

Понятие камерной музыки. Знакомство с камерными жанрами инструментальной музыки: прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации.

Музыкальный материал: И.С.Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», Ф.Шопен. Прелюдии, мазурки, вальсы, В.А.Моцарт Соната A-dur, III ч., П.Чайковский «Времена года», С.Рахманинов Прелюдия cis-moll, Г.Гендель «Чакона».

V год обучения

Тема 1. Содружество муз 

Музыка и слово в фольклоре. Из истории оперы. Либретто, речитатив, ария, ансамбль, хор.  Музыка и живопись. Портрет, пейзаж, батальная сцена в музыке и живописи.

Музыкальный материал: Н.Римский-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане», хор «О-хо-хо-нюшки», М.Глинка Опера «Руслан и Людмила, ансамбль «Какое чудное мгновенье», П.Чайковский Опера «Евгений Онегин», ариозо Ленского, К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», Р.Шуман «Карнавал» (Арлекин, Пьеро), Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее» вступление к опере «Садко», П.Чайковский «Времена года», С.Прокофьев Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище).

Тема 2. Программная музыка 

Знакомство с примерами программной музыки, содержание музыкальных произведений, средства музыкальной выразительности.

Музыкальный материал: А.Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро», М.Равель «Волшебный сад», М.Чюрленис «В лесу», К.Дебюсси «Лунный свет», М.Мусоргский «Рассвет на Москве - реке», С.Прокофьев Танцы Фей из балета «Золушка».

Тема 3. Комические образы в музыке: игровая логика, приемы развития 

Изложение музыкального материала в неожиданной интерпретации.

Музыкальный материал: М.Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», Н.Римский-Корсаков Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка», К.Дебюсси «Детский уголок».

Тема 4. Симфонический оркестр

«Биографии» музыкальных инструментов. Партитура.

Музыкальный материал: Б.Бриттен «Путешествие по оркестру», И.С.Бах «Брандербургский концерт» №4, М.Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила», Э.Григ Сюита «Пер Гюнт»

Тема 5. «Музыка – душа танца» 

Из истории балета. Строение балетного спектакля. Танцевальные номера в балете.

Музыкальный материал: П.Чайковский «Лебединое озеро» : Вступление, «Вальс», « Лебеди», «Танец маленьких лебедей», « Одетта и Зигфрид», Испанский танец, «Измена», Финал., С.Прокофьев «Золушка»: Золушка, Фея-нищенка, Урок танца, Вальс, Дуэт., И.Стравинский «Петрушка»: Народные гуляния, Танец Петрушки, Танец Арапа, Танец Балерины, Финал.

IV. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.

Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:

  • беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;
  • обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;
  • представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).

Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме промежуточных контрольных уроков, которые проводятся во всех полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Рекомендуется в 10 полугодии провести итоговый зачет, оценка по которому

Критерии оценки

«5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале;

«4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен, допускает ошибки;

«3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации

Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий.

В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.

Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов — это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательно-пластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.

Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка.

В программе учебного предмета «Слушание музыки» заложен интонационный подход в изучении музыкальных произведений. Интонация и в речи, и в музыке является носителем смысла. Путь к глубокому изучению музыкальной ткани и музыкального содержания проходит через интонацию (В.В. Медушевский). Сам процесс непрерывного слухового наблюдения и слежения заключается в способности интонирования мотивов, фраз внутренним слухом. Интонационный слух лежит в основе музыкального мышления.

С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме

игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по специальности и с творческими заданиями.

На уроке создаются модели - конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие детали музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью таких моделей - конструкций обучающимся легче понять и более общие закономерности (характер, герой, музыкальная фабула).

Приемы игрового моделирования:

  • отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста;
  • сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации;
  • графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций;

-        игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на импровизацию в процессе представления;

-        исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес.

Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм слушания незнакомых произведений.   В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).

Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.

VII.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список методической литературы

  1. Асафьев   Б.   Путеводитель   по   концертам: Словарь   наиболее   необходимых терминов и понятий. М., 1978
  2. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991
  3. Выгодский Л. Психология искусства. М., 1968
  4. Гилярова   Н.   Хрестоматия   по   русскому   народному   творчеству.   1-2   годы обучения. М., 1996
  5. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006
  6. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989
  7. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост.  Науменко. М.,1986
  8. Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988
  9. Конен В. Дж. Театр и симфония. М., 1975
  10. Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. М., 1959
  11. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979
  12. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990
  13. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982
  14. Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1-2. Родная земля. М., 1997
  15. Попова   Т.    Основы    русской    народной   музыки.    Учебное    пособие    для музыкальных училищ и институтов культуры. М.,1977
  16. Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М.-Л., 1951
  17. Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио. Вып 1. Сост. Г. Ушпикова.М.,1996
  18. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М.,1958
  19. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие для музыкальных училищ. Сост. Б. Фраенова. М., 2000
  20.  Русское народное музыкальное творчество. Сост. З.Яковлева. М., 2004
  21. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973
  22. Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г. Ушпикова. СПб, 2008
  23. Способин И. Музыкальная форма. М., 1972
  24. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007
  25. Яворский Б. Строение музыкальной речи. М., 1908
  26. Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. М., 1972

Учебная литература

  1. Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия (с аудиозаписями), 1,2,3 классы. М.,2007

Рекомендуемая литература

  1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. – М., 2001;
  2. Батицкий М. «Знаете ли вы музыку?» М., Музыка, 1985; 3. Гильченок Н. «Слушаем музыку вместе» СПб, 2006;
  3. Дименштейн М. «Педагогика, которая лечит» М., 2008;
  4. Ибука М. «После трёх уже поздно» М., 2002; 6. Романчук О. «Дорогою любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идёт рядом» М.: Генезис, 2010.