Программа учебного предмета "Слушание музыки" дополнительных общеразвивающих программ "Вокальное музицирование", "Инструментальное музицирование" (срок реализации – 4 года);

Программа учебного предмета "Слушание музыки" дополнительных общеразвивающих программ "Вокальное музицирование", "Инструментальное музицирование" (срок реализации – 4 года);

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НИЖНЕВАРТОВСКА

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3»

Слушание музыки

Программа учебного предмета дополнительных

Общеразвивающих общеобразовательных программ

«Вокальное музицирование», «Инструментальное музицирование»

        

        Срок реализации -  4 года

НИЖНЕВАРТОВСК 2018

Рассмотрено:

Методическим советом

МАОУДОД г. Нижневартовска

«Детская школа искусств №3»

Протокол №1 от 29.08.2018г.

Утверждаю:

Директор МАУДО

г. Нижневартовска

«Детская школа искусств  №3»

________________   С.В.Очирова

Приказ №154 от 30.08.2018г.

Разработчик программы:

Коркодинова Дарья Александровна – преподаватель музыкально - теоретических дисциплин МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ №3»

Рецензенты:

Бурнашева Лилия Тимершаевна - преподаватель теоретических дисциплин высшей категории МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ №3»

Марганова Рита Ризаевна - преподаватель теоретических дисциплин первой категории МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ №3»

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Пояснительная записка
  •  Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  •  Срок реализации учебного предмета;
  •  Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом   образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  •  Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  •  Цель и задачи учебного предмета;
  •  Обоснование структуры программы учебного предмета;
  •  Методы обучения;
  •  Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

  1. Учебно-тематический план
  2. Содержание учебного предмета

  •  Сведения о затратах учебного времени;
  •  Годовые требования. Содержание разделов;

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Требования к промежуточной аттестации;

- Критерии оценки;

VI.        Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VII.        Материально-технические условия реализации программы

VIII.  Список рекомендуемой учебной и методической литературы

 -  Список методической литературы;

  - Учебная литература

I.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Вокальное музицирование», «Инструментальное музицирование». Общеразвивающие программы в области искусств основываются на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивают развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Общеразвивающие программы в области искусств реализуются

посредством:

• личностно-ориентированного образования, обеспечивающего

творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

• вариативности образования, направленного на индивидуальную

траекторию развития личности;

• обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей

программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.

3

2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки»

Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки»

составляет 4 года, возраст обучающихся - от 7 до 16 лет включительно.

3. Объем учебного времени и виды учебной работы

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Классы

1

2

3

4

1

полу

годие

ие

2

полу

годие

1

полу

годие

2

полу

годие

1

полу

годие

2

полу

годие

1

полу

годие

2

полу

годие

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

16

18

136

Максималь

ная учебная нагрузка

34

34

34

34

136

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету  «Слушание музыки» проводится 1 раз в неделю по 1 часу в форме групповых или мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. 

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

- воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в  области музыкального искусства.

Задачи:

- развитие интереса к классической музыке;                                                                                -  знакомство с широким кругом музыкальных произведений   и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;                 - воспитание   эмоционального   и   интеллектуального   отклика   в   процессе слушания;                                                                                              

4

- осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;

  • накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления;

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
       учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

    7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);
  • поисково-творческие   (творческие   задания,   участие   детей   в   обсуждении, беседах);

-        игровые (разнообразные формы игрового моделирования).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

 Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета,  оснащаются пианино/роялями,  звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Макс. учебная нагрузка

Ауди-

торные

занятия

1

Чувства и переживания людей в музыке.

Урок

3

3

2

Средства музыкальной выразительности.

Урок

4

4

3

Сказка в музыке

Урок

3

3

4

Образы природы в музыке.

Урок

3

3

5

Музыкальные инструменты.

Урок

4

4

6

Вокальные жанры

Урок

3

3

7

Танцевальные жанры

Урок

3

3

8

Марши, их жанровое разнообразие.

Урок

3

3

9

Строение музыкальной речи

Урок

4

4

10

Простые музыкальные формы

Урок

4

4

Всего часов

34

2год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Макс. учебная нагрузка

Ауди-

торные

занятия

1

Музыкальные жанры

Деление на жанры по содер- жанию, по составу исполнителей

Урок

2

2

2

Вокально – хоровые жанры

Урок

3

3

3

Камерные инструментальные жанры

Урок

4

4

4

Музыкальный цикл, сюита

Урок

4

4

5

Эпоха классицизма

Творчество Й. Гайдна

Урок

7

7

6

Творчество В.А. Моцарта

Урок

7

7

7

Творчество Л. В. Бетховена

Урок

7

7

Всего часов

34

3год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Максималь-

ная учебная нагрузка

Аудиторные

занятия

1

Эпоха барокко

Творчество И.С. Баха

Урок

6

6

2

Эпоха романтизма

Творчество Ф.Шуберта

Урок

5

5

3

Творчество Ф. Шопена

Урок

5

5

4

Русская музыка с древних времён до 19 века

Урок

2

2

5

Творчество М. Глинки

Урок

6

6

6

Творчество А.Даргомыжского

Урок

5

5

7

Творчество А.Бородина

Урок

5

5

Всего часов

34

 

4год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Максималь-

ная учебная нагрузка

Аудиторные

занятия

1

Творчество Н. Римского-Корсакова

Урок

5

5

2

Творчество М. Мусоргского

Урок

5

5

3

Творчество П. Чайковского

Урок

6

6

4

Русская музыкальная культура конца 19 - начала 20 века.

Урок

3

3

5

Творчество С. Рахманинова

Урок

3

3

6

Творчество С. Прокофьева

Урок

       5

5

7

Творчество Д. Шостаковича

Урок

5

5

8

Современная музыка

Урок

1

1

9

Итоговая аттестация

Викто-

рина

1

1

Всего часов

34


Содержание изучаемого материала

Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии. Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму - как результат развития интонаций. Это помогает восприятию художественного целого.

Тема 1 Чувства и переживания людей в музыке.

Роль музыки в жизни человека. Глубокое раскрытие в музыке настроений, чувств, переживаний человека во всём их разнообразии. Способность музыки передать радость, печаль, волнение, тревогу, ликование.

Тема 2 Средства музыкальной выразительности.

Знакомство с основными средствами музыкальной выразительности –мелодия, ритм, лад, фактура, регистр, динамика, штрихи. Их роль в создании музыкального образа, настроения. Музыкально-звуковое пространство: гомофония, полифония. Отмечать в произведении преобладающее средство музыкальной выразительности.

Тема 3 Сказка в музыке

Обращение композиторов к образам народных сказок, легенд, былин. Создание сказочных инструментальных пьес, симфонических произведений, опер, балетов. Применение особых средств создания сказочности звучания. При изучении этой темы, вспомнить известные детям сказки и персонажи, которые в них изображаются. Слушая музыку, обратить внимание на особые виды ладов (уменьшенный, увеличенный,  целотоновый ), интервалы, регистры, тембры. Можно отметить выразительные средства злых  и добрых фантастических персонажей.

Тема 4 Образы природы в музыке.

Музыкальный пейзаж - как основа музыкального художественного образа. Создание красочных музыкальных пейзажей русскими и зарубежными композиторами, их разнообразие. Большая роль изобразительных моментов в произведениях, рисующих картины природы. Изображение стихии воды в музыке. Изображение стихии огня и света в музыке. Главные задачи - развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои жизненные впечатления от окружающего мира природы,  смены состояний природы.

Тема 5 Музыкальные инструменты.

Знакомство с музыкальными инструментами. Сравнение инструментальных тембров. Звуковые диапазоны и выразительные возможности. История возникновения и развития органа, фортепиано, скрипки. Особенности устройства и звукоизвлечения. Произведения для этих инструментов.

Тема 6 Вокальные жанры

Особенности вокальной музыки. Разновидности вокальных жанров. Сравнение песни и романса – сходства и различия. Элегия, баллада, серенада, баркарола – история создания, особенности строения.

Тема 7 Танцевальные жанры

Танец – старинный жанр музыкального искусства. Демократичность танцевального жанра. Повсеместное распространение танцев в жизни людей.

Необыкновенное богатство содержания, многообразие видов народных танцев. Отражение в танцах характера, традиций народа, особенностей эпохи. Большая роль танцевальных жанров в творчестве композиторов – классиков.

Тема 8 Марши, их жанровое разнообразие.

Роль марша в жизни людей. Разнообразие маршей. Характерные черты маршевой музыки. Трёхчастное строение большинства маршей. Проникновение элементов маршевости в другие музыкальные жанры. Использование марша в произведениях для создания различных образов – героических, сказочных, фантастических, комических, трагических. Изображение героев произведений с помощью маршевой музыки.

Тема 9 Строение музыкальной речи

Понятие о строении музыкальной речи по аналогии с литературной речью, деление произведения на части, предложения, фразы, мотивы. Понятие о периодичности, суммировании, дроблении как о более сложных приёмах композиционного развития. Период, виды периодов.

Тема 10  Простые музыкальные формы

Музыкальная форма. Принцип репризности. Введение обозначений структурных единиц. Простая трёхчастная форма – отслеживать процесс становления формы и динамического развития. Форма рондо. Танцевальные истоки. Тема – рефрен. Эпизоды развивающего типа, контрастные. Вариации в народной музыке. Принципы варьирования. Чакона, пассакалия. Классические вариации. Сопрано остинато.

Музыкальные произведения

Вивальди А. «Времена года»

Бетховен Л.В. Симфония №5

Бриттен –Пёрселл «Путешествие по оркестру»

Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»

Гречанинов Детские пьесы

Григ Э. «Утро» «Шествие гномов», «В пещере горного короля»

Дебюсси К. «Лунный свет»

Рахманинов С.В. Прелюдия до диез минор, «Юмореска»

                  Лядов А. «Кикимора», «Баба Яга», «Волшебное озеро»

Моцарт В.А. Соната № 11

Мусоргский М.П. «Рассвет на Москва-реке»

Прокофьев С. «Петя и волк»

Равель М. «Игра воды»

Римский-Корсаков Н.А. «Шехеразада»

Сен-Санс К. «Карнавал животных»

Чайковский П.И.  «Детский альбом», балет «Щелкунчик»

Шуберт Ф. «Аве, Мария»

Шуман Р.  «Альбом для юношества»

Шопен Ф. Прелюдия № 20, соната си бемоль минор, Этюд до минор

Щедрин «Кармен – сюита»

Второй  год обучения посвящён изучению музыкальных жанров: вокальных, вокально-хоровых, камерных инструментальных, симфонических, музыкально-театральных. Знания о музыкальных жанрах, полученные в первый год впоследствии закрепляются на примере творчества зарубежных и русских композиторов.

Тема 1 Музыкальные жанры

Знакомство с понятием «жанр». Сравнить с жанрами литературы, живописи, кино, театра. Разновидности музыкальных жанров по содержанию и по составу исполнителей.

Тема 2 Вокально-хоровые жанры

Особенности хоровой музыки, виды и типы хоров, хоровых партий. Кантата, оратория – сходства и различия.

Тема 3 Камерные инструментальные жанры

Понятие «камерная музыка», разновидности камерных жанров. Происхождение, особенности строения жанров: прелюдия, ноктюрн, токката, музыкальный момент, экспромт, этюд.

                Тема 4 Музыкальный цикл, сюита

Разновидности музыкальных цикла, сюиты: вокальные, инструментальные, симфонические. Жанровое или сюжетное единство циклов. Знакомство с инструментальными циклами, сюитами

Тема 5  Эпоха классицизма. Творчество Й. Гайдна

Временные рамки, отличительные черты, идеалы классицизма. Представители классицизма в музыке – Гайдн, Моцарт, Бетховен – «венские классики». Классические жанры. Биография Й. Гайдна, обзор творчества композитора. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Понятие сонатного цикла, сонатно-симфонического цикла. Анализ музыкальных произведений: Соната ре-мажор, Соната ми минор, Симфония ми бемоль мажор.                              

Тема 6 Творчество Моцарта

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Сонатно-симфонический цикл, использование формы вариаций в сонатном цикле. Оперное творчество композитора. Анализ музыкальных произведений: соната ля мажор, симфония соль минор, опера «Свадьба Фигаро»

Тема 7  Творчество Бетховена

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Жанр симфонической увертюры, сонаты, симфонии. Анализ музыкальных произведений: соната №8 «Патетическая», соната № 14 «Лунная», увертюра «Эгмонт», симфония №5

Музыкальные произведения

Бетховен Л. Соната №8, Соната № 14,  Увертюра «Эгмонт», Симфония №5

Гайдн Й. Соната Ми минор, Соната ре мажор, Симфония № 103 ми бемоль мажор

Григ Э. «Пер Гюнт»

Моцарт В. Соната № 11 Ля мажор, Симфония № 40 соль минор, опера «Свадьба Фигаро»

Чайковский П. «Времена года»

Шопен Ф. Прелюдии, этюды

Шуберт Ф. Музыкальный момент фа минор, Экспромт ми бемоль мажор.

Третий год обучения посвящён  изучению биографии и творчества зарубежных и русских композиторов 18-19 веков.

Тема 1 Эпоха барокко. Творчество И.С. Баха

Временные рамки, отличительные черты эпохи барокко. Представители барокко в музыке – Вивальди, Гендель. Монтеверди, Корелли, Бах. Жанры барокко. Биография И.С. Баха, обзор творчества композитора. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Понятие «клавир». Строение инвенции, фуги. Принцип построения, предпосылки создания ХТК.  Органное творчество. Анализ музыкальных произведений: Прелюдия и фуга до мажор, Прелюдия и фуга до минор (1 ч ХТК), Токката и фуга ре минор, «Бранденбургские концерты», Сюита до минор.

Тема 2  Эпоха романтизма. Творчество Шуберта

Временные рамки, отличительные черты, идеалы романтизма. Представители романтизма в музыке – Шуберт, Шопен, Шуман, Мендельсон, Григ.  Романтические жанры. Обзор творчества Ф. Шуберта, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Жанр песни, вокальный цикл. Двухчастная симфония. Анализ музыкальных произведений: Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», Симфония №8

Тема 3  Творчество Шопена

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Циклы

прелюдий, мазурок, вальсов, этюдов. Анализ музыкальных произведений: мазурки, вальсы, прелюдии, этюды

Тема 4  Русская музыка с древних времён до 19 века

История развития русской музыки с древних времён. Народная вокальная, инструментальная музыка. Зарождение духовной музыки. Формирование светских музыкальных жанров. 18 век -  «Век разума и просвещения». Развитие образования, в том числе музыкального. Появление первых профессиональных композиторов. Первые оперы, их особенности.

Тема 5 Творчество Глинки

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Вокальные произведения, симфонические произведения.  Первая русская историческая опера «Жизнь за царя» - история создания, характеристика главных персонажей. Анализ музыкальных произведений.

Тема 6 Творчество Даргомыжского

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Вокальные произведения.   Опера «Русалка» - первая русская социально-бытовая драма,  история создания, характеристика главных персонажей. Анализ музыкальных произведений.

Тема 7 Творчество Бородина

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Вокальные произведения. Симфония№2 «Богатырская». Опера «Князь Игорь» - история создания, характеристика главных персонажей. Анализ музыкальных произведений.

Музыкальные произведения

Алябьев А. «Соловей», «Зимний путь»

Бах И.С. Клавирные произведения: Инвенции, ХТК, Сюита до минор, Токката и фуга ре минор, хоральные прелюдии

Бородин А. Вокальные произведения, опера «Князь Игорь», Симфония №2 «Богатырская»                                                                  

Варламов Е. «Красный сарафан», «На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий»

Гурилёв А. «Колокольчик», «И скучно, и грустно»

Глинка М. Вокальные произведения, «Камаринская», «Арагонская хота», «Вальс-фантазия», опера «Жизнь за царя»

Даргомыжский А. Вокальные произведения, опера «Русалка»

Шопен Ф. Прелюдии, мазурки, этюды, вальсы

Шуберт Ф. Песни, вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», пьесы для фортепиано, Симфония № 8 си минор  «Неоконченная»      

                           

Четвёртый год обучения посвящён изучению отечественной музыки  конца 19 – первой половины 20 века.

Тема 1 Творчество Н. Римского-Корсакова

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Вокальные произведения. Симфоническая сюита «Шехеразада». Опера «Снегурочка» - история создания, характеристика главных персонажей. Анализ музыкальных произведений.

Тема 2  Творчество М. Мусоргского

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Вокальные произведения. Опера «Борис Годунов» - история создания, характеристика главных персонажей. Анализ музыкальных произведений.

Тема 3  Творчество П. Чайковского

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка.  Опера «Евгений Онегин» - история создания, характеристика главных персонажей. Симфония № 1 «Зимние грёзы». Анализ музыкальных произведений.

Тема 4 Русская музыкальная культура конца 19 - начала 20 века.

Исторические предпосылки развития музыкальной культуры рубежа 19 – 20 веков. Формирование нового музыкального языка, новых образов. Обзор творчества Лядова, Аренского, Калинникова, Танеева

Тема 5 Творчество С. Рахманинова

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Фортепианные произведения.  Концерт №2 для ф-но с оркестром Анализ музыкальных произведений.

Тема 6 Творчество С. Прокофьева

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Симфония №7 до-диез минор. Кантата «Александр Невский», балет «Ромео и Джульетта» -  история создания, Анализ музыкальных произведений.

Тема 7 Творчество Д. Шостаковича

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Симфония №7 до-мажор, история создания. Анализ музыкальных произведений.

Тема 8 Современная музыка

Исторические, художественные  условия возникновения направления авангардистских и модернистских течений  в 20 веке. Своеобразие средств музыкальной выразительности современной музыки, особенности исполнительства. Разнообразие направлений современной музыки – поп-музыка, рок-музыка, авторская песня. Авторы и исполнители этих направлений.

Музыкальные произведения

Аренский С. «Фантазия на темы Рябинина»

Калинников В. Симфония №2

Лядов А. «8 русских народных песен для оркестра», симфонические картины «Кикимора», «Волшебное озеро»

Мусоргский М. Вокальные произведения, опера «Борис Годунов»

Прокофьев С. Симфония №7, кантата «Александр Невский», балет «Ромео и Джульетта»

Римский-Корсаков Н. Симфоническая сюита «Шехеразада», опера «Снегурочка»

Скрябин А. Прелюдии, «Поэма экстаза»

Танеев С. Хоровые произведения

Чайковский П. Симфония № 1 «Зимние грёзы», опера «Евгений Онегин»

Шостакович Симфония №7

        

IV.Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»:

  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих,   в   том   числе   о   музыкальных   инструментах,   исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального   произведения,   провести   ассоциативные   связи   с   фактами   своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

-        первоначальные   представления   об   особенностях   музыкального   языка   и средствах выразительности;

-        владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).

Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:

  • умение давать характеристику музыкальному произведению;
  • создание музыкального сочинения;
  • «узнавание» музыкальных произведений;
  • элементарный анализ строения музыкальных произведений.

V.Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.

Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:

  • беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;
  • обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;
  • представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).
  • Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение первичными навыками словесной характеристики.
  • Письменные задания - умение работать с графическими моделями произведений, отражающими детали музыкального развития и выбранными с учетом возрастных и личностных возможностей обучающихся

                 Критерии оценки

«5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале;

«4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен, допускает ошибки;

«3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации

Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий.

В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.

Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательно-пластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.

Программа учебного  предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка.

VII.      Материально-технические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:

- учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано;

- учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);

наглядно-дидактические    средства:    наглядные    методические    пособия, магнитные   доски,   интерактивные   доски,   демонстрационные   модели  

 (например, макеты инструментов симфонического и народных оркестров);

- электронные   образовательные   ресурсы:    мультимедийное    оборудование  (компьютер, аудио- и видеотехника, мультимедийные энциклопедии);

- библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы

Учебники

  1. Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века» Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005
  2. Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002
  3. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004
  4. Лагутин А. И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М.: «Престо», 2006
  5. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения
  6. Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса ДМШ. М.: «Музыка», 1985.
  7. Смирнова Э.С. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ (третий год обучения). М.: «Музыка»

Учебные пособия

  1. Калинина Г.Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса Тесты по зарубежной музыке Тесты по русской музыке
  2. Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. Тесты по отечественной музыке
  3. Островская Я.Е., Фролова Л. А., Цес Н.Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран 2 год обучения. «Композитор» С-Пб, 2012
  4. Панова Н.В. Музыкальная литература зарубежных стран (рабочая тетрадь для 5 кл.). М., «Престо», 2009
  5. Панова Н.В. Русская музыкальная литература (рабочая тетрадь для 6-7 кл.). I часть. М., «Престо», 2009; II часть. М., «Престо», 2010

Хрестоматии

  1. Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ. Составители Владимиров В.Н., Лагутин А.М.: «Музыка», 1970
  2. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран для 5 класса ДМШ. Составитель Прохорова И.М.: «Музыка», 1990
  3. Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 классов ДМШ. Составители. Смирнова Э.С., Самонов А.М.: «Музыка», 1968
  4. Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода для 7 класса ДМШ. Составитель Самонов А.М.: «Музыка», 1993

Методическая литература

  1. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982
  2. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005
  3. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001
  4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб. статей, вып.3. М.: «Музыка»,1991

Рекомендуемая дополнительная литература

  1. Всеобщая история музыки /авт.-сост. А.Минакова, С. Минаков - М.: Эксмо, 2009.
  2. Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества:

вып.1 - Роланд Вернон. А.Вивальди, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен;

вып.2 - Роланд Вернон. Ф.Шопен, Дж.Верди, Дж.Гершвин, И.Стравинский;

вып.3 - Николай Осипов. М.Глинка, П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков. Изд-во «Поматур»