«Координация ритмических, двигательных, актёрских задач и голосоведения на групповых занятиях по эстрадному вокалу»

Дмитриева Ольга Владимировна

На хоровых и ансамблевых занятиях необходимо уделять внимание не только решению вокальных задач, но и межпредметных. А именно – уделять особое внимание координации ритмических, двигательных, актёрских задач и голосоведения

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Региональный модельный центр дополнительного образования детей

Курсы повышения квалификации

«Современные подходы в преподавании эстрадного вокала»

Аттестационная работа

«Координация ритмических, двигательных, актёрских задач и голосоведения на групповых занятиях по эстрадному вокалу»

Автор:

Дмитриева Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования,

ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», МЭТС «Розыгрыш»

Куратор:

Дмитриева Ю.Р., педагог-организатор ТКК, ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2024

Оглавление

Введение – с.3

Теоретическая часть – с.4

Координация ритмических, двигательных, актёрских задач и голосоведения на групповых занятиях по эстрадному вокалу – с.5

Приложение – с.7

Библиография и Интернет-ресурсы – с.11


Введение

В Музыкально-эстрадном театре-студии «Розыгрыш» я работаю по двум программам: «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадно-хоровой вокал», которая входит в состав «Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш» и «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Солисты мюзикла». Обучение по этим программам предполагает, что ребята получат вокальные навыки, хореографические и актёрского мастерства. Научатся соединять все эти навыки на сцене.

Дети, поступающие в наш коллектив, как правило, уже имеют начальную вокальную и хореографическую подготовку. Но даже и у таких ребят очень редко с первого занятия получается соединить пропевание простых распевок или попевок с хлопками на сильную долю или с шагами-долями. А если предложить спеть попевку в заданном эмоциональном состоянии, то, скорее всего, юный хорист или ансамблист растеряется окончательно. Поэтому вижу необходимость на хоровых и ансамблевых занятиях уделять внимание не только решению вокальных задач, но и межпредметных. А именно – уделять особое внимание координации ритмических, двигательных, актёрских задач и голосоведения.

Цель занятий – реализация творческого потенциала одарённых детей, личностный рост и профессиональная ориентация учащихся, проявивших выдающиеся способности, через приобщение к современной музыкально-эстрадной культуре (мюзикл). А также гармоничное ощущение себя в эстрадно-джазовой ритмической и мелодической структуре.

Задачи занятий

Обучающие:

  • обучить  вокальным навыкам (певческое дыхание, приемы звукообразования и звуковедения и др.) и  технике владения микрофоном
  • овладеть навыками пластической выразительности
  • овладеть навыками и техническими приемами эстрадно-хорового пения
  • обучить элементам музыкальной грамоты
  • обучить эмоциональному, выразительному исполнению произведения
  • обучить навыкам вокального исполнения с хореографическими элементами и выполнением актерской задачи
  • работать над восприятием песни, как целостного художественного произведения
  • дать представление о современном хоровом искусстве
  • использовать полученные навыки и умения  при  решении сценических и  художественных задач в жанре музыкально-эстрадного театра

Развивающие:

  • раскрыть индивидуальные творческие способности учащихся
  • способствовать развитию уверенности в своих творческих возможностях
  • развивать все элементы актёрской выразительности
  • развивать самостоятельное творческое мышление, творческую активность и инициативу

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус
  • воспитывать уважение и толерантность к окружающим людям
  • обеспечить особые условия для одаренных детей, выражающих стремление к будущему профессиональному выбору в области искусства
  • привить трудолюбие и самодисциплину
  • преодолеть психологический барьер перед выходом на сцену
  • воспитать чувство ответственности за общее дело, за партнеров и за себя
  • привить интерес к вокальному искусству
  • способствовать установлению и укреплению дружеских взаимоотношений в коллективе

Продолжительность обучения по программе «Солисты мюзикла» составляет 5 лет, а по программе «Эстрадно-хоровой вокал» 9 лет (первая ступень – 4 года, вторая ступень – 5 лет). Эти программы рассчитаны на планомерное освоение нового материала, от простого к сложному.

Теоретическая часть

          К сожалению, теория вопроса координации ритмических, двигательных, актёрских задач и голосоведения на занятиях по эстрадному вокалу освещена очень мало. Это направление достаточно ново для нашей музыкальной культуры. В основном это учебники или пособия, охватывающие узкоспециальные вопросы.  Но есть ряд русскоязычных авторов, которые раскрывают эту тему.  

          Хромушин Олег Николаевич, выдающийся джазовый музыкант и педагог,  в своём учебнике «Джазовое сольфеджио»  предлагает примеры сольфеджирования в джазовой манере «скэт» в сопровождении, в начале, элементарных ритмических упражнений, а затем и более сложных. Вплоть до четырёхголосных номеров, аранжированных для концертного исполнения.

          Также активно пользуюсь в своей педагогической деятельности авторскими разработками педагогов по вокалу  и высокопрофессиональных музыкантов Корягиной Ариадны Владимировны и Сафроновой Ольги Леонидовны.

           Но, ещё раз повторюсь, фундаментально разработанного теоретического материала по своей теме я пока не нашла.

           Сейчас большое количество видеоматериалов выкладывается на различных Интернет-ресурсах. Педагоги по вокалу разных стран делятся своим мастерством  со всеми желающими расширить свои знания, соединяя в своих мастер-классах теорию и практику. Наиболее яркие представители: Анна Суворова, Cheryl Porter, Вера Фокс, Natalie Weiss, Дмитрий Соловьёв, Андрей Никитченко и т.д.

           


Координация ритмических, двигательных, актёрских задач и голосоведения на групповых занятиях по эстрадному вокалу

 

Когда ребята приходят к нам в коллектив,  происходит знакомство с устройством голосового аппарата и освоение азов постановки голоса, изучение способов актёрского существования, овладение пластическими возможностями тела для воплощения создаваемого образа.

            Большое внимание мы уделяем певческой установке. Говорим о значении правильного положения корпуса во время пения, о певческом дыхании,  о дикции и артикуляции. Разбираем, что такое правильное звукообразование и звуковедение, чистая интонация (осознанное воспроизведение музыкального звука, верное «попадание в тон», нефальшивое пение). Работаем, как правило, в унисон.  Бывают группы, с которыми можно во втором полугодии начинать петь двухголосие. И, конечно, прорабатываем ритмические рисунки исполняемых произведений.

           Чтобы работа с ритмическим рисунком песни была более эффективна, в части занятия, где идёт разминка (дыхательные, дикционно-артикуляционные упражнения, распевка), мы используем ритмические упражнения.

           Например, в размере 4/4 ходим и отхлопываем сильную (1 долю). Затем на эти же шаги-доли отхлопываем доли со смещением – 2-ую или 3-ию, или 4-ую. После можно усложнить упражнение. Отхлопывать 1 и 4 доли, или 2 и 3. Вариации могут быть любыми. Детьми это упражнение воспринимается, как игра. На этом этапе дети считают доли. Координируя, таким образом, счёт, действия рук и ног. Далее можно разделить учащихся на группы и каждой группе дать отдельное ритмическое задание.

           Следующий этап – в это ритмическое задание на размер 4/4 мы вкладываем простой мелодический рисунок. Чтобы ребятам было интереснее, на скороговорку «Ехал Грека» придумала гаммообразную мелодию из 5 ступеней.  Соединяем ритмические упражнения с пропеванием несложной мелодии – координируем вокальные и ритмические задачи.

Чтобы дети себя чувствовали комфортно в многозадачных упражнениях, мы с первого года обучения берём попевки с перекличкой, например, «Пой за мной». А затем переходим на каноны, например, «Камертон» или «Кофе» для ребят постарше. Это развивает интонационную устойчивость. Если дети себя чувствуют уверенно в выученном материале, пробуем подключать актёрскую выразительность. Грека через реку может ехать: весёлым, грустным, мечтательным, суровым, а может и что-то потерять пока едет. Для выполнения этих задач подходят любые попевки и ребята готовы заниматься подобными вещами целое занятие.

          На старших годах обучения ставятся более сложные задачи. В Приложение я включила те упражнения их сборника Хромушина, которые я использую чаще всего. В них уже возникают понятия синкопирование, пение с акцентом на слабую долю, скэт. Используется двухголосие. Всё это соединяется с ритмическими и пластическими решениями. Также строится работа и с канонами. Например, канон «Хелло, Джанго». Этот канон предполагает трёхголосие, свинг, взаимодействие исполняющих его вокалистов. Упоминаемый вокальный материал исполняется а капелла.

          Важно, чтобы изучаемый репертуар увлекал ребят. Тогда учебный процесс протекает творчески, активно и на положительных эмоциях.

          В прошлом учебном году я предложила ученикам из ансамблей 3-го и 4-го года обучения взять очень сложный материал. Pentatonix «White Winter Hymnal».   Ансамбль 3-го года был силён вокально, а 4-го года – опытом и усидчивостью.

          Pentatonix (сокращённо PTX) — американская а капелла группа, включающая пять вокалистов. Pentatonix делает кавер-версии на песни популярных исполнителей, а также создаёт свои песни.

          Из пятиголосия  были выбраны два голоса и две ритмические партии, которые были наиболее созвучны друг другу. Каждая партия и вокальная и ритмическая были тщательно разобраны на занятиях. Ребята были увлечены этим проектом. Отрабатывали пройденный материал дома. Если у кого-то не получалось отхлопать правильно ритмическую партию, брали на поруки. Перед детьми ставились не только вокально-ритмические задачи. Нужно было очень правильно эмоционально подать песню. Не уйти в заунывное пропевание, а спеть ярко, выразительно, светло и празднично. Используя весь багаж знаний о построении музыкальных фраз, динамических оттенках и т.д.

        «White Winter Hymnal» был готов к показу только к декабрю следующего учебного года. Выступал объединённый ансамбль. Нами была проделана огромная работа. Именно НАМИ. Потому что без поддержки и заинтересованности моих учеников выполнить задуманное было бы нереально. (Оговорюсь, что оба ансамбля являются репертуарными в МЭТС «Розыгрыш». Мы параллельно учили другие песни, выступали на концертах и конкурсах.)

Могу сказать с уверенностью, на данный момент, для меня и моих учеников исполнение этой песни является вершиной выполнения задачи координации ритмических, двигательных, актёрских задач и голосоведения на групповых занятиях по эстрадному вокалу. В то же время мы задумываемся и о покорении новых вершин. Мир музыки невероятно богат.

         


Приложение

Упражнения из сб. «Джазовое сольфеджио» О. Хромушина

C:\Users\raspe\Downloads\Хромушин.jpg

C:\Users\raspe\Downloads\Хромушин 3.jpg

C:\Users\raspe\Downloads\Хромушин2.jpg

Каноны

Норвежская народная песня

C:\Users\raspe\Downloads\Канон Камертон.png

К. Херринг

C:\Users\raspe\Downloads\canon.coffee.png

C:\Users\raspe\Downloads\канон джанго.jpg

Pentatonix - White Winter Hymnal  

https://youtu.be/o10drRI3VQ0?si=xgaH67j4N2NT7HpP

C:\Users\raspe\Downloads\зиминий гимн.png


Библиография:

  1. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ,1983.
  2. Бекина С., Орлова Т. Учите детей петь. - М., Просвещение, 1986.
  3. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., Издательство «Институт психологии РАН», 1977.
  4. Гонтаренко Н.Б. Секреты вокального мастерства. - Изд. «Феникс», 2007.
  5. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы.- Москва. Музгиз.1962.
  6. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. - СПб., 1962.
  7. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. - М., 1998.
  8. Карягина А.В. Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих. Учебное пособие +CD. СПб, 2024
  9. Кузьгов Р.Ж. Основы эстрадного вокала, учебное пособие. - Павлодар, 2012г. 
  10. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей у детей. - Ярославль, 1997.
  11. Ниссен-Саломан, Г. Школа пения: Учебно-методическое пособие. - СПб., Лань, 2015.
  12. Охомуш Т.В. Методика обучения  эстрадному вокалу. «Чистый голос». Иваново, 2008.
  13. Переверзев Н. Проблема музыкального интонирования. - М., 1966.
  14. Плужников. К. Механика пения -СПб,  «Композитор», 2006.
  15. Программы XXI века, выпуск 3, Санкт-Петербург, 2010.
  16. Сафронова О. Распевки. Хрестоматия для вокалистов. Учебное пособие (+CD) Издательство: Планета музыки, 2020 г.
  17. Струве Г. Хоровое сольфеджио. - М., «Советский композитор», 1988.
  18. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
  19. Хромушин О. Джазовое сольфеджио. СПб., Композитор, 2021

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.shkola-ritma.narod.ru/linksRS.html
  2. https://vk.com/schoolsvoboda?from=searchvocalmaster.biz/tag/raspevki
  3. invocal.ru
  4. choirmaster.org
  5. http://vsemusic.ru/literature/raspev/raspev.php
  6. http://musicworker.ru/lessons/vocal/shkola_vokala2/
  7. https://youtu.be/Ks4PwRXlfeQ?si=3kCPQY6aj5_Lk028
  8. https://youtu.be/6tbii7Azhzg?si=DglGMxm-ypbbgUlA