Основные ритмические приемы исполнения джазовых произведений в репертуаре обучающихся фортепианных отделений ДМШ и ДШИ

Надежда Андреевна Панфилова

Очень часто преподаватели специальности дают своим ученикам различные популярные или джазовые пьесы, чтобы разнообразить репертуар маленьких исполнителей. Но обучение классическому фортепиано не затрагивает тонкости джазового исполнительства, его штрихи, артикуляцию, акцентировку и фразировку. По причине отсутствия этих знаний у педагогов классического фортепиано джазовые произведения в исполнении учеников зачастую звучат просто как популярные пьесы с обилием септаккордов. В этой статье я касаюсь необходимого минимума знаний джазового исполнительства, использование которых и придаст исполнению джазовых произведений тот самый  момент, который делает джаз джазом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_ritmicheskie_priemy_ispolneniya_dzhaz_proizv.docx109.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основные ритмические приемы исполнения джазовых произведений  в репертуаре обучающихся на фортепианном отделении ДМШ и ДШИ.

Очень часто преподаватели специальности дают своим ученикам различные популярные или джазовые пьесы, чтобы разнообразить репертуар маленьких исполнителей. Но обучение классическому фортепиано не затрагивает тонкости джазового исполнительства, его штрихи, артикуляцию, акцентировку и фразировку. По причине отсутствия этих знаний у педагогов классического фортепиано джазовые произведения в исполнении учеников зачастую звучат просто как популярные пьесы с обилием септаккордов. В этой статье я касаюсь необходимого минимума знаний джазового исполнительства, использование которых и придаст исполнению джазовых произведений тот самый  момент, который делает джаз джазом.

Основа джазовой музыки – ритм. Именно благодаря ритму строится особый музыкальный язык, который и является джазовым. В джазе есть такое понятие, как грув – это акцентирование слабых долей. Ничто так не меняет звучание музыки, как исполнение ее по джазовым ритмическим законам. Тогда даже самая неджазовая мелодия зазвучит по-джазовому.

В джазе есть два вида пульсации – ровная и триольная. Ровная пульсация характерна для популярной и латиноамериканской музыки. С ровной пульсацией всё проще – она так и считается «раз-и, два-и…». С триольной пульсацией всё несколько сложнее. Чтобы высчитать триоли можно использовать слоги «та-ки-та». Игра в триольном ритме называется свинг (swing). Именно это слово в нотах или же шифр «две восьмые равны четверти и триольной восьмой» указывает на то, что произведение исполняется в триольной пульсации.

 Эта триольная пульсация должна ощущаться вместе с пульсацией четвертями. Если триольную пульсацию в джазовых ансамблях играет барабанщик, то пульсацию четвертями можно услышать у басиста – так называемый шагающий бас (walking bass). При этом акцентируются 2 и 4 четверти, а не 1 и 3.

Следующим достаточно сложным моментом является синкопирование в джазовой музыке. Синкопа – это смещение акцента с сильного времени такта на слабое. Синкоп в джазе много, но самой популярной в использовании является, на мой взгляд, опережающая синкопа. Такая синкопа – это появление сильной доли чуть раньше, а не выделение слабой.

 Еще одной закономерностью в джазе является влияние продолжительности звука на качество его исполнения: чем звук дольше, тем он более значителен в музыкальном смысле. Эти два момента и создают в джазовой музыке те сбои в ритмической пульсации, которые создают джазовое звучание.

Еще одна очень важная ритмическая формула джаза – off-beat. Это акцентирование слабых восьмых во фразах:

Очень непростой момент даже для взрослых неджазовых пианистов, но если удастся добиться четкой артикуляции в off-beat, джазовый грув обеспечен.

Подводя итоги могу сказать, что исполнение джазовых произведений требует огромной работы над ритмом, переосмысления его роли в исполнении. Надеюсь, озвученное в данной статье пригодиться педагогам фортепиано, не имеющим джазовой подготовки, для качественного исполнения именно джазовых произведений.