Методический доклад "Использование современных образовательных технологий в работе концертмейстера"

Турец Ольга Борисовна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turets_metod_doklad_1.docx26.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Администрация города Курска

Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича"

города Курска

(МБОУ ДО ДШИ № 5 им. Д.Д.Шостаковича)

Методический доклад:

«Использование современных образовательных

технологий в работе концертмейстера»

Выполнила:

Концертмейстер 1 категории

Турец О.Б.

Курск, 2020 г.

План

  1. Развитие высоконравственных качеств каждой личности, индивидуальных особенностей без прямого принуждения.
  2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс, где обучение рассматривается как средство развития личности.
  3. Развитие творческих способностей обучающихся в контексте возрождения национальной культуры и традиций.
  4. Сотрудничество с родителями, педагогами смежных специальностей, институтами Защиты Детства – как основа общей заботы о подрастающем поколении (педагогизация окружающей среды).

Методический доклад: «Использование современных образовательных технологий в работе концертмейстера»

Использование современных педагогических технологий необходимое условие работы концертмейстера-профессионала. Концертмейстер в современной образовательной системе выполняет не только функцию аккомпаниатора, но несет на своих плечах задачу более масштабную – воспитание полноценной творческой личности, способной к самостоятельному труду, эмоционально отзывчивой на музыку.

Концертмейстер на уроках является помощником, соратником преподавателя, и одной из основных используемых технологий можно считать педагогику сотрудничества. Обучение и воспитание гармоничной личности невозможно без тандема педагог-концертмейстер-ученик, все три субъекта одного учебного процесса должны действовать вместе, сообща, ни один не должен доминировать над другим. Отношения с учащимися должны быть направлены на вовлечение в самостоятельную познавательно-творческую деятельность, а сотрудничество педагог-концертмейстер должно основываться на взаимопомощи, позволяющей достигать единой цели.

Педагогика сотрудничества основана на содружестве, доверии и взаимопомощи всех участников педагогического процесса. Педагогика сотрудничества находится в тесном взаимодействии с технологией индивидуализации обучения. В основном работа концертмейстера заключается в индивидуальном процессе обучения в классах музыкальных инструментов, вокала, хорового класса. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным возможностям каждого учащегося.

Центральное место в этой технологии отводится ученику, который рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, личным опытом. Индивидуализация обучения позволяет учитывать все особенности развития, воспитания обучающегося, усваивать программу с учетом индивидуальных недостатков в знаниях, умения и навыках, формировать адекватную самооценку ученика. Использование технологии индивидуализации обучения концертмейстером обеспечивает психологический комфорт учащегося как в классе, так и на эстраде, что является основой для успешной творческой деятельности.

Сегодня качественный процесс обучения невозможен без внедрения в работу здоровьесберегающих технологий. Целью таких технологий является сохранение здоровья учащихся, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрессам. Здоровьесберегающие занятия позволяют обеспечить оптимальный темп работы на уроках, полное усвоение материала, психологический комфорт. При грамотном подходе к организации учебного процесса с точки зрения учета здоровья учащихся необходимо учитывать следующие моменты:

- соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;

- построение занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

- соблюдение гигиенических требований к аудитории;

- организация активно-двигательных занятий на уроках.

Необходимо еще до начала занятий обеспечить проверку состояний учебной аудитории, технического оснащения, проветрить помещение. Концертмейстер должен пользоваться принципами музыкотерапии при подборе музыкального материала, не допускать появления стрессовых ситуаций в процессе занятий, помнить, что отдых – это смена видов деятельности. Также немаловажным является сохранение собственного здоровья. Важно не допускать переутомления на уроках, грамотно организовать рабочее место, помнить, что доброжелательность и улыбка – одни из главных составляющих урока, обеспечивающие психическое и социальное здоровье обучающегося. Развитие творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоциональной отзывчивости на музыку невозможно без применения технологии развития творческих качеств личности. Эта технология имеет различные целевые акценты: у Волкова И.П. – это выявление и развитие творческих способностей; приобщение обучающихся к многообразной творческой деятельности. У Альтшуллера Г.С. – обучение творческой деятельности; знакомство с приемами творческого воображения; возможности решать изобретательские задачи. У Иванова И.П. – это воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культуру.

Творческое начало в человеке есть стремление к прекрасному в широком смысле этого слова. Развитие творческих умений у обучающихся является одной из главных задач современного профессионального концертмейстера. Нельзя допускать, чтобы учащийся на уроках «слепо» шел за аккомпанементом, бездумно выполняя те или иные указания. Необходимо искать пути и средства развития творческой инициативы, применять алгоритмические и эвристические методы в процессе выполнения творческих задач. Для концертмейстера важно мотивировать учащегося к успеху, развивать адекватную самооценку, учить не бояться неудач. Становление творческой индивидуальности является необходимым условием для развития гармоничной личности, без творческой фантазии не может обойтись ни один специалист в области искусства. Именно концертмейстер может способствовать развитию креативности в учениках, эффективно воспитывать художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, формировать внутренний мир обучающегося.

Технология формирования социальной и коммуникативной компетентности занимает одно из приоритетных мест в обучении и воспитании. В развитие коммуникативной компетенции положен деятельный подход, который направлен на развитие самостоятельной творческой активности учащихся. Обучение предполагает совместную деятельность на начальном этапе и самостоятельную, практическую деятельность в дальнейшем. В процессе урока нужно работать над различными формами речевого общения, над умением грамотно ставить цели и цивилизовано отстаивать свою точку зрения в диалоге, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Обучение речевому общению важнейшая задача в условиях современной ситуации, когда снижается уровень личного словарного запаса подростков.

Концертмейстер в работе на уроке может активно включать учащегося в беседу о произведении, его жанровых и стилевых особенностях, работать над устной аннотацией рабочего материала, учить доказывать и защищать свое мнение. Обучающийся должен уметь не только отвечать на поставленный вопрос, но и ставить его. Использование технологии формирования социальной и коммуникативной компетенции усиливают положительную мотивацию к обучению, способствуют социальной адаптации и самореализации, развитию навыка вести конструктивный диалог. Результатом формирования коммуникативной компетенции должна стать культура общения обучающегося, которая выражена в грамотности, соблюдении культурно-речевых норм, бережном отношении к языку. Планируя свой урок, концертмейстер должен знать особенности каждого учащегося как субъекта взаимодействия, обладать педагогическим тактом, высоким уровнем толерантности.

Рассмотренные современные образовательные технологии позволяют концертмейстерам наилучшим образом осуществлять образовательный процесс, создавать условия для саморазвития и самореализации обучающихся.


Список литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М, 2001.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Том 2, 2006.
  3. Фадеева Е.И. Лабиринты общения – М: ЦГЛ, 2003.