Аппликатура пианиста

Созинова Елена Геннадьевна

Основные аппликатурные вопросы в  овладении инструментом фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatura_pianista_.docx19.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аппликатура пианиста

Созинова Елена Геннадьевна

преподаватель

МБУ ДО «ДМШ №5»

г. Нижний Тагил

Аппликатура – (от лат. аpplico – прикладываю, прижимаю) – способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на муз. инструменте, а также обозначение этого способа в нотах цифрами.

Вопросы аппликатуры - одни из наиболее сложных проблем в педагогике. Они часто вызывает определенные трудности для учащихся: одним сложно понять и запомнить аппликатуру гамм и арпеджио, другим не понятно, зачем играть произведение каждый раз одними и теми же пальцами, недооценивая ее значение, третьи, применяя нелогичную аппликатуру, вообще заявляют, что им «так удобно».

Применяемая аппликатура довольно точно говорит и о техническом мастерстве, и о художественном лице исполнителя. Зачастую бывает достаточно посмотреть (даже не слушая), какими пальцами играет ученик, чтобы понять и уровень его технического развития, и уровень его музыкального мышления.

Аппликатурная дисциплина – важное качество, которое необходимо воспитывать в ученике с первых шагов обучения игре на фортепиано и постоянно совершенствовать его в дальнейшем. С самых первых шагов ученика, ещё в донотном периоде, важно начинать знакомство с аппликатурой̆. В самом начале обучения необходимо уяснить с учеником и довести до автоматизма основные аппликатурные требования: соседние ноты играются соседними пальцами; если играем через ноту, то соответственно и через палец, и т.д.

На начальных этапах ученик еще не в состоянии самостоятельно подбирать аппликатуру и не умеет ее запоминать, здесь ему конечно же должен помочь преподаватель. Зачастую, при появлении какого–либо места или пассажа пальцы в нотах проставлены, а при повторении этого же места уже не выставлены, то для начинающих учеников целесообразно карандашом вписать такую же аппликатуру. Для учащихся постарше уже не требуется подписывать все пальцы подряд, нужно расставить только те, в тех местах, где могут возникнуть сомнения или разночтения.

Желательно как можно раньше приучить ученика к самостоятельному выбору пальцев. Для этого необходимо постепенно знакомить его с основными аппликатурными принципами. «Заучивайте аппликатуру как таблицу умножения» Н. Перельман. Имеющаяся в нотных изданиях аппликатура не всегда бывает целесообразной и удобной, а иногда и не подходит для конкретного ученика в силу каких-либо его индивидуальных особенностей̆. Подбирая аппликатуру для конкретного ученика, надо учитывать его индивидуальные физиологические особенности (физиологические качества его рук – их величину, гибкость, эластичность, пальцевую растяжку, мышечную силу).

Выбирая аппликатуру, необходимо основываться на том, чтобы рука сохраняла естественно–собранное положение. С другой стороны, так же необходим и гибкий, творческий подход к аппликатуре. К примеру, исполняя секвенции, желательно играть каждое звено одинаковой аппликатурой. В таких случаях целесообразно использовать 1-й и 5-й палец на черных клавишах, что при определенной тренировке уже не будет казаться неудобным.

Повторяющиеся ноты целесообразно брать разными пальцами. Если прием репетиции используется в подвижном или быстром темпе, если повторяющиеся звуки имеют разный уровень активности, это просто необходимо из соображений технического удобства. Если же повторяющиеся звуки исполняются на legato, в умеренном и медленном темпе смена пальцев придает игре больше плавности и позволяет лучше контролировать динамическую ровность звучания.

В процессе обучения, по мере усложнения репертуара, ученик знакомится с более сложными видами аппликатуры, которые используются для достижения legato: перекладыванием пальцев, беззвучной подменой пальцев на одной клавише и скольжением пальцев с клавиши на клавишу. Перекладывание пальцев (3-го через 4-й, 4-го через 5-й и т.д.) требует от исполнителя большой гибкости, хорошей растяжки пальцев и пластичности движений кисти.

При работе над произведением в процессе разбора и выучивания текста, при игре в медленном темпе учащиеся зачастую заучивают неверную аппликатуру либо используют разные её варианты, а затем, приближаясь к этапу художественного воспроизведения текста, увеличивая темп, обнаруживают ее неудобство, нестабильность, непригодность, что приводит к переучиванию пальцев. А, как известно каждому музыканту, переучивание дается с намного большим трудом, т.к. «инерция упорного воспроизведения» ранее заученной аппликатуры в подавляющем большинстве случаев очень сильна.  С. Майкапар в своей̆ книге «Как работать на рояле» пишет о том, что весь секрет быстрого выучивания правильной аппликатуры состоит в том, чтобы при разучивании нового произведения или какого–либо пассажа ни разу не сыграть неверными пальцами. И это действительно самый эффективный способ!

Зачастую учащиеся без должного внимания относятся к исполнению отрывков staccato, не считая нужным задумываться об аппликатуре. Это приводит к некачественной, сбивчивой и суетливой игре, особенно в быстром темпе. Поэтому в отрывках staccato аппликатуру следует подбирать так же тщательно, как и везде. Одним из способов подбора аппликатуры может быть исполнение этого отрывка legato.

Довольно часто приходится сталкиваться с аппликатурной «неграмотностью» при исполнении аккомпанемента типа «бас-аккорд». Традиционно бас рекомендуется играть 5–м пальцем (исключением могут быть случаи, когда требуется большая сила), а нижний звук аккорда обычно играется 4-м или 3-м пальцем.

Очень важную роль играет понимание аппликатурных принципов для успешного овладения гаммами, арпеджио и аккордами. Зачастую многие учащиеся пренебрегают исполнением верной аппликатурой этих видов техники, используя, например, более «сильный» 3-й палец вместо «слабого» 4-го в арпеджио, аккордах.

В аппликатурных вопросах нет несущественных мелочей. Очень часто от кажущейся «мелочи» зависит удобство или неудобство аппликатуры, её соответствие или несоответствие характеру музыки.

Ученик в процессе обучения должен понять, что хорошая аппликатура – серьезная техническая работа. Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы. «Плохая аппликатура, подобна косноязычию, отражает скученность мыслей, а хорошая – красноречива». (Н. Перельман). Подход к поиску аппликатуры должен быть всегда творческим. Грамотно подобранная аппликатура помогает наиболее верно изложить музыкальный материал и преодолеть многие технические трудности.

Таким образом, воспитание аппликатурной дисциплины – один из важнейших принципов методики обучения игре на фортепиано. Целесообразность выбора аппликатуры помогает осуществлять разнообразные технические и художественные задачи, способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно выбранная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.