Использование фонограммы в классе фортепиано

Созинова Елена Геннадьевна

Некоторые аспекты применения фонограмм в классе фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_fonogrammy_v_klasse_fortepiano.docx16.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Использование фонограммы в классе фортепиано

        Фонограммы – это профессиональный метод или развлекательный? Зачем на самом деле нужны фонограммы?

        Бытует мнение, что фонограммы – это просто способ заинтересовывать ученика – только и всего. Но нет! Это профессиональный педагогический инструмент, который качественно решает несколько серьёзных задач в обучении детей в младших классах.

Из использования фонограмм можно извлечь максимум пользы. Итак, какие ценности для нас, как для педагогов, содержат фонограммы?

        1. Помогают ученику понять, хорошо ли выучено произведение.

В какой-то момент работы над пьесой ученик младших классов начинает считать, что всё готово, что он всё выучил. Но дети не замечают, что где-то замедлили, приостановились в неудобном месте. Фонограмма подсказывает ребёнку, что работа недоделана, и нужно ещё поработать. Здесь очень важно то, что ученик сам это понимает, благодаря фонограмме. Не учитель ему говорит об этом, а он, может быть, поверит, а может быть и не до конца проникнется замечаниям, так как сам своих замедлений не осознаёт. Но несовпадениям с фонограммой он поверит точно!

        2. Выявляют эпизоды, которые необходимо доучить.

Фонограмма также помогает ученику понять, что именно нужно доучить, какой конкретно эпизод не получается. Научите ребёнка самостоятельно находить слабые моменты при помощи фонограммы, и работать точечно с недоученными эпизодами.

        3. Раскрашивают многократные повторения при отработке сложных эпизодов.

Когда ученик будет это доучивать, отрабатывать, фонограмма сделает повторы не такими скучными, и большое количество не вызовет протеста у ребёнка, для него этот процесс превращается в игру – не разойтись с фонограммой, сыграть всё вовремя, добиться того, чтобы получилось.

        4. Помогают хорошо концентрировать внимание при каждом исполнении.

Дети бывают нестабильны в своём поведении. Сейчас ученик сосредоточен, а через пять минут начинает баловаться и играть невнимательно. С фонограммой ему придётся при каждом исполнении хорошо концентрировать внимание – не отвлекаться и не зевать - иначе фонограмма убежит вперёд.

        5. Обращают внимание на синхронность исполнения.

Ученик должен играть, постоянно вслушиваясь, чтобы точно совпадать с фонограммой. Таким образом, игра с фонограммами развивает внимательный слух, точность и синхронность. В дальнейшем это поможет не только в ансамблевой игре, но также и при отработке качественной синхронности в игре правой и левой руки.

        6. Развивают тембровое слышание.

Помимо того, что ребенок учится слушать фонограмму, чтобы совпадать с ней, он незаметно для себя вовлекается в процесс слушанья многотембровой фактуры – то один инструмент подскажет ему, где вступить, то другой продублирует фортепианную мелодию, то третий исполнит мелодию проигрыша. Воспитывается тембровое слышание и активный слуховой опыт. Подскажите ученику, где звучит флейта, где скрипки, арфа, колокольчики - это расширит его музыкальный кругозор.

        7. Учат хорошо ориентироваться в звучащем и исполняемом материале.

Если ребёнок все-таки запнулся, ему нужно быстро оценить ситуацию и встроиться в продолжающую звучать фонограмму. Он учится внутренним слухом сопоставлять свою партию с аккомпанементом, «перескочить» с места, где ошибся на фрагмент, который уже звучит, что поначалу получается далеко не у каждого ученика, но впоследствии этот навык развивается. Ребёнок учится лучше ориентироваться в звучащем и исполняемом материале.

        8. Помогают осознать принцип совместной ансамблевой игры.

Это кажется удивительным, но многие дети поначалу не понимают, что их игра должна совпадать с фонограммой. Они не слышат, каким образом их игра должна совмещаться со звучащим аккомпанементом и играют по-своему, в то время, как фонограмма звучит совсем в другом темпе. В таких случаях работа с фонограммами приобретает особое значение - постепенно включить слух ребёнка. Это очень важный этап, и когда эта проблема решается, учитель явственно чувствует скачок в развитии опыта ученика.

        9. Превращают простые мелодии в полноценно звучащие произведения.

Мелодия, которую играет ребёнок – это одна из партий звучащего оркестра. Юный пианист при игре с фонограммой не одинок, он ощущает себя сопричастным к чему-то большому и настоящему. Это прекрасно, это приятно! Это положительные эмоции, которые подпитывают позитивное отношение к предмету. Это особенно нужно на первых порах, пока фортепианная партия ещё слишком проста, и не создаёт художественной красоты.

        10. Воспитывают темповую стабильность.

Использование фонограммы берёт на себя функцию музыкального метронома. Регулярное использование фонограмм в первые два три года обучения помогает сформировать и укрепить умение играть в едином темпе. Это не отменяет использование метронома, как такового. Но дети, прошедшие крепкое обучение с фонограммами впоследствии легче осваивают и игру с метрономом и в целом отличаются большей темповой стабильностью, чем те, кто не проходил этап использования фонограмм.

        11. Ускоряют музыкальное мышление ученика.

У ребенка формируется умение мыслить и играть в среднем и быстром темпе с первых шагов обучения. Ведь многие дети, хоть и чрезвычайно подвижны, но мыслят медленно, а поэтому и играть пытаются медленно. Непрерывность звучащего аккомпанемента как бы ускоряет мыслительный процесс ученика и держит его в тонусе до конца произведения. Поначалу кажется, что ученик просто не сможет играть в нужном темпе. Но практика доказывает, что при достаточной проработке, темпы хорошо подтягиваются, а вместе с ними развивается и опыт ребёнка. Таким образом, фонограммы существенно стимулируют развитие техники.

        12. Дают пример характера исполнения произведений.

На первых порах ученик не совсем понимает, что значит - играть эмоционально. Здесь его оркестровый ансамблевый партнер подсказывает ему характер исполнения, аттаки звука, темп, динамику и т. д. Возможно сам ученик и не сообразит этого, но если ему указать, вместе проанализировать, как здесь мягко звучат скрипки, как тянется у них звук, а в другом эпизоде прослушать отрывистое, бодрое пиццикато, то ребёнку будет на что опираться, и к тому же сам процесс анализа развивает его музыкантский опыт.

        13. Увеличивают количество домашних повторений.

Если есть фонограмма, то ученик повторит пьесу дома большее количество раз. Во-первых, он понимает, к чему стремиться (см. 1, 2 пункт). А во-вторых, ему захочется сыграть маме, папе, соседке, друзьям и так далее - пусть послушают, как красиво получается! А слушателям тоже нравится подобное исполнение! Их одобрение и искреннее удовольствие очень подкрепляет интерес и повышает мотивацию к дальнейшим занятиям.

        14. Делают ярче и интересней концертные выступления младшеклассников.

Концерты учащихся проходят более интересно, красочно и воодушевлённо с использованием фонограмм. Дети получают больше эмоциональной отдачи от зрительного зала, больше похвалы и восхищения своих близких – это тоже очень мотивирует. После каждого концерта у ребят ощущается мотивационный всплеск.

        16. Стимулируют внимание родителей и их интерес к игре ребёнка на музыкальном инструменте.

Фонограммы нравятся родителям, зачастую они  просят ребёнка поиграть в очередной раз, что тоже увеличивает количество домашних повторений.

        17. Стимулируют интерес ребёнка к музицированию.

Да и просто, играть с фонограммами интересно. А то, что интересно, делается с большим желанием и в большем количестве.

        При правильном профессиональном подходе игра с фонограммами качественно решает серьёзнейшие исполнительские задачи особенно на начальном этапе обучения. Не игнорируйте этот метод, не считайте его легковесным и новомодным!