Педагогический проект «Совместная деятельность педагога, концертмейстера и родителей по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся»

Педагогический проект- это процесс взаимодействия преподавателя, концертмейстера, родителей в подготовке и проведения мероприятия - концерт класса "В ритме танца". Внеклассная деятельность является важным фактором в образовании учащихся, способствует развитию личности, как в интеллектуальном, так и в нравственно-эстетическом.  А тесное сотрудничество родителей учащихся класса, преподавателя и   концертмейстера способствует формированию нравственной, способной к совершенствованию и самореализации личности, так как взаимодействие с родителями обучающихся строится на атмосфере доверия, сотрудничества, взаимного уважения и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_sabanova_v.yu_._2021g.docx32.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Совместная деятельность педагога, концертмейстера  и родителей по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся»

Мероприятие -  концерт класса «В ритме танца»

Выполнила:

ФИО:   Сабанова Виктория Юрьевна

должность: преподаватель, концертмейстер

место работы: МАОУК ДО  г. Нягани

«Детская школа искусств»

Пояснительная записка

Для успешного  решения  задач  музыкального  образования детей необходим комплексный подход, который предусматривает осмысление всех видов музыкальной  деятельности  детей  так,  чтобы  развитие  музыкальных способностей осуществлялось  во  взаимодействии  семейных  и  школьных  форм музыкального образования.  Приобщаясь  к  знаниям  о  музыкальном  воспитании  детей,  родители  могут  стать единомышленником  педагога  – музыканта. Решение этой педагогической задачи ложится не только на педагогов, но и концертмейстеров ДШИ, сферы дополнительного образования, так как роль концертмейстера при работе с учениками детских школ искусств особенно важна и ответственна. Кроме выполнения учебных задач (разбор нотного текста, исполнения музыкальных произведений в ансамбле, выступления на сцене) необходимо отметить просветительскую роль деятельности пианиста-концертмейстера. Сама природа  концертмейстерского  искусства предназначена для воспитания музыкальной культуры, приобщения к миру прекрасного, а  взаимодействие с родителями способствует  объединению семьи и школы в целях решения  обозначенной проблемы.

Одним из важных приоритетов современного образования является воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности. Воспитывая всесторонне развитых людей нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей, формированию у них интереса и любви к музыке.

Процесс обучения в Детской школе искусств не может идти в отрыве от музыкально-эстетического воспитания, поэтому в нашей школе внеклассная и учебная деятельность тесно взаимосвязаны. Внеклассная деятельность является важным фактором в образовании учащихся, способствует развитию личности, как в интеллектуальном, так и в нравственно-эстетическом.  А тесное сотрудничество родителей учащихся класса, преподавателя и   концертмейстера способствует формированию нравственной, способной к совершенствованию и самореализации личности, так как взаимодействие с родителями обучающихся строится на атмосфере доверия, сотрудничества, взаимного уважения и взаимопомощи.

Таким образом, цель взаимодействия с родителями в рамках разработанного мероприятия «В ритме танца» носит просветительский и воспитательный характер, на основе которого строится процесс обучения и воспитания учащихся ДШИ. Создаются условия для организации совместной деятельности педагога, концертмейстера и родителей по приобщению к искусству, участия родителей в создании для ребенка воспитывающей и обучающей музыкальной среды в семье. Родители заинтересованы в музыкальном образовании детей, расширении их кругозора и повышения культурного уровня. Они хотят быть уверенными в том, что их ребенок вырастет всесторонне развитым человеком и получит те знания и умения, которые пригодятся ему в жизни. А если цель взаимодействия с родителями достигнута, то и дети занимаются с большим интересом и усердием.

Содержание мероприятия включило в себя совместное прослушивание с родителями ярких танцевальных образцов музыкальной классики, подобранных в союзе преподавателем и концертмейстером в соответствии с уровнем понимания музыки начинающего обучение флейтиста и с учетом возраста ученика. В целях расширения кругозора учащимся сообщались краткие  исторические сведения  данного произведения.

Жанр мероприятия – концерт класса, проект преподавателя совместно с концертмейстером, родителями и учащимися класса. В процессе реализации концерта  у педагога появилась возможность узнать больше о семьях своих учеников, укрепить взаимопонимание между детьми и родителями, раскрыть творческий потенциал детей.

В качестве правовых основ организации данного мероприятия выступают нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней, регулирующие взаимоотношения семьи и образовательной организации в вопросах обучения и воспитания детей, а также в вопросах развития системы сотрудничества концертмейстера и родителей.

Алгоритмом включения родителей в образовательный процесс в рамках мероприятия «В ритме танца» является формирование у них представлений о педагогической деятельности в целом, специфики работы с учащимися на музыкальном инструменте, понимания родителями их значимости в практической и воспитательной работе школы. Важным механизмом включения родителей в образовательный процесс для достижения максимального результата послужило создание благоприятных условий для активного участия в мероприятии.

 Инструментарием включения родителей в мероприятие явилось их активное  совместное с ребенком прослушивание танцевальных образцов музыкальной классики, подобранных преподавателем и концертмейстером;     в образовательном процессе  через индивидуальные консультации и родительские собрания с концертами.

В качестве инструментария обратной связи выступила диагностика родителей  концертмейстером и преподавателем в форме устного опроса. Удовлетворенность родителей выразилась в благоприятных отзывах о мероприятии «В ритме танца», а если родители интересуются успехами и достижениями своих детей, то и дети занимаются с большим интересом. Благодаря этому школа имеет творчески заинтересованный контингент учащихся.

Психолого - педагогическими основами мероприятия с взрослыми людьми выступили положения теории коммуникативного общения. Передача информации производится посредством живого общения, при котором информация не просто принята, а осмыслена. В процессе обмена информации осуществляется психологическое воздействие на родителя в целях приобщения к воспитанию гармоничной, всесторонне развитой творческой личности.

В процессе рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках реализации мероприятия были разработаны инструменты самодиагностики педагога, представляющие собой анализ результатов совместной деятельности педагога, учащихся и родителей. Анализ показал значимость данного мероприятия для родителей, важность их вовлечения в творческий процесс, заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой искусств.

Цель мероприятия: оптимизировать процесс обучения и воспитания учащихся       с помощью активного включения родителей в подготовку и реализацию проекта в форме концерта класса.

Задачи: 

- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний,  индивидуальных консультаций;

-привлечение родителей к образовательному процессу  с целью подготовки к  концерту класса  учащихся;

- приобретение слушательского опыта учащихся и их родителей;  

- приобретение концертного опыта учащимися;                          

- организация мероприятия, направленная на совместную реализацию проекта детей, родителей , преподавателя и концертмейстера.

- приобретение педагогом и концертмейстером  опыта организации совместной деятельности с родителями, способствующей воспитанию музыкальной культуры в ходе мероприятия концерта класса  «В ритме танца». 

Ожидаемые результаты:

- понимание родителями важности и значимости внеурочного мероприятия, способствующего повышению музыкальной культуры учащихся;

-  приобретение преподавателем, концертмейстером положительного опыта совместной деятельности с родителями, участниками мероприятия по просветительскому воспитанию;

- повысилась  заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой.

Перспективы дальнейшего развития мероприятия.

Перспективы развития данного мероприятия видятся в создании благоприятных условий для дальнейшей совместной деятельности всех участников концерта - класса.

Меняется контингент учащихся, родители приводят в школу новых талантливых учеников, которые дают возможность преподавателю искать новые пути создания различных мероприятий, способствующих музыкально-эстетическому развитию детей.

Ресурсы.

Временные ресурсы: данный концерт-класса, основанный на практическом опыте, реализовывается в течение   данного аттестационного периода (2017 г.).

Информационные ресурсы: нотная литература, интернет – ресурсы, словари и энциклопедии, литература эстетического, методического, психолого – педагогического направления и иная информация, необходимая для успешной реализации мероприятия « В ритме танца».

Человеческие ресурсы: в данном концерте-класса принимают участие педагог,концертмейстер, учащиеся класса и их родители.

Организационные ресурсы: мероприятие   реализуется в условиях работы ДШИ.

Материально – технические ресурсы: для реализации мероприятия необходимы класс для индивидуальных занятий с учениками, групповых консультаций с родителями, концертный зал ДШИ как место проведения концерта  учащихся класса.

Целевая аудитория: целевая аудитория, на которую ориентирован концерт-класса «В ритме танца», являются ученики класса Сабановой В.Ю. и  родители класса.

                                     Основная часть

Сценарий мероприятия с участием родителей «В ритме танца»

Ведущий: Танец известен в истории человечества с незапамятных времен. Он тесно связан с жизнью народа, с его бытом, его характером. В древности танцевальные движения были непременной частью магических ритуалов. Линии движения танцующих, их жесты и позы имели таинственное, священное значение.

Сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие по странам мира и узнать об их национальных танцах. Они сохранились сквозь века и являются неотъемлемой частью их культуры и традиций. Нет стран и народов, которые не имели бы индивидуальной танцевальной культуры. Многие распространились по всему миру,  слились и видоизменились. Начнём наше путешествие  с Паваны.

Павана  распространённый в Европе в 16 веке очень медленный, торжественный танец – шествие в двухдольном размере. Название танца связывают с латинским словом «паво», что означает «павлин». Плавные движения, гордые повороты, поклоны действительно напоминали движения павлина и делали танец парадным, величавым. Павану танцевали при плаще и шпаге. Кавалеры, взявшись за рукоять шпаги, приподнимали ее концом плаща наподобие павлиньего хвоста. По описанию историков, богатством своих костюмов и важностью движений танцоры напоминали павлинов, которые медленно выступая, гордо распускают веером свой хвост.. Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь и др. Павана пришла на смену популярному в 15 веке бас-танцу («низкому» танцу, то есть без прыжков). Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся своим характером.

№1- Г. Форе «Павана» исп. Камерное трио «Delise»

Ведущий: Казачок – народный танец, возникший на основе казачьих плясок. Музыкальный размер 2/4. Темп вначале умеренный, затем постепенно ускоряется. Изображает лихого, вёрткого и ловкого казачьего паренька.  

№2 - А. Даргомыжский «Казачок» исп. Гореликова Нина 2 кл.

Ведущий: Гопак - украинский и белорусский народный танец. Музыкальный размер 2/4. Исполняется в быстром темпе. Существует в различных вариантах: сольном, групповом, парном. Для танца характерны прыжки и различные виртуозные движения. Исполняется под выкрики: «Гоп! Гоп!»

№3- М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» исп. Плесовских Василиса 3 кл.

Ведущий: Экосез - европейский бальный танец 17века века в характере Контраданса. Музыкальный размер 2/4. Темп быстрый. Исполняется в парах в коллективном построении. Кавалеры и дамы располагались в своих линиях или кругах  и повторяли движения танца за ведущей парой. В 17веке бальный танец описывали следующим образом: «Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих подпрыгивают под живой ритм хорошо кадансированного мотива. То подаются вперёд, то отступают, то берутся за руки, то кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее, ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног». №4-Л.В.Бетховен «Экосез» исп. Мартынова Настя 3 кл.

Ведущий: Тамбурин – старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, а так же французский общественный танец 17-18 веков прованского происхождения. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре оживлённо и весело, под аккомпанемент флейты и одноимённого барабана. Для танца характерны прыжковые движения. Характерная черта – вся музыка построена на органном пункте на тонике.

№5 – Дж. Госсек «Тамбурин» исп. Ежова Анна 6 кл.

Ведущий: Менуэт - (от франц. Pas Menu-маленький шаг) название ряда придворных бальных танцев XVII – XVIII веков. Музыкальный размер – ¾.Темп от умеренного до умеренно – быстрого. Для танца характерны реверансы, поклоны, маленькие шаги (ПА Меню), изящные позы. Различают два основных типа этого танца: Менуэт XVII века и Быстрый Менуэт XVIII века.

 «Самый изящный и изысканный танец, лучший образец придворного балета, жемчужина бала, король бальных танцев, король танцев и танец королей, величайшее произведение искусства, когда – либо созданное в области танца» - так говорили о Менуэте в конце XVIII века. «Грациозный, галантный и любимый танец, вычерчивающий на полу тайные знаки любви» - это о нём же столетием раньше. «Простонародный, низкого происхождения, безалаберный, скандальный» - это тоже о нём, но в середине XVII века. Изначально менуэт был сельской пляской, отличался живым, непосредственным характером и имел другое название – Бранль а Мене из провинции  Пуату(франц.) Когда в 17 в. этот танец стали исполнять при дворе, то предпочитали объявлять его как Амене (франц.-вести)

№6 - Ж. Бизе «Менуэт» из музыке к драмме «Арлезианка» исп. дуэт флейт Башкова О.В.& Сехниашвили Давид

Ведущий: Тарантелла-итальянский народный танец, в сопровождении гитары, бубна и  кастаньет. Музыкальный размер 3\8, 6/8. Для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых, оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.

№7 – В. Гаврилин «Тарантелла» исп. Сехниашвили Давид 7 кл

Ведущий: Сицилиана – В эпоху Возрождения бытовало множество разнообразных танцев, исполнявшихся под пение. Один из них - итальянская сицилиана. Плавное спокойное движение в умеренном темпе, легкое грациозное покачивание ритмической фигуры в размере 6/8 или 12/8, минорный лад, певучесть главного голоса или нескольких голосов, отсутствие staccato–все эти средства музыкального языка создают пасторальную атмосферу. В 16-17 веках существовало множество вокальных и инструментальных сицилиан. Сицилиана часто вводится как центральная медленная часть в инструментальные сюиты, сонаты и концерты А. Корелли, В. Ф. Баха, Г. Ф. Генделя. В «простом» виде сицилиана напоминает сольную арию. Более сложная форма сицилианы имеет полифоническую фактуру. Темп умеренный. Исполняется в паре, плавно и размеренно, в спокойном движении по кругу.

№8 – И.С. Бах «Сицилиана» из сонаты Ми бемоль мажор исп. Вахтерова Алина

Ведущий: Танго –( от исп.tango) аргентинский народный парный танец свободной композиции, с чётким, энергичным ритмом.

Название ряда общественных народных танцев XIX – XX веков испанского и латиноамериканского происхождения. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренный.  Например, существуют народные танцы: Андалузское Танго, Цыганское Танго, Креольское Танго. Темп умеренный. Исполняется в паре, чувственно и романтично, с продвижением по залу. Для танца характерны пульсирующий характер ритма шагов, внезапные остановки, сочетание быстрых и медленных движений. По стилю различают американский, английский, аргентинский и французский варианты Бального Танго.

№9– П. Ведгвуд «Танго» исп. Фадеева Ира 3 кл.

 Ведущий:  Румба – курс, направление.Кубинский общественный танец – песня XIX – XX веков, основанный на кубинских народных образцах. Музыкальный размер – 4/4. Темп быстрый или умеренный. Исполняется сольно и в паре, вместе и раздельно, с небольшими передвижениями. Для танца характерный пантомимные действия, качания бёдрами из стороны в сторону (Кубинское Движение), синкопированный ритм шагов. Кубинская народная Румба существует в разных вариантах: Гуагуанко, Колумбия, Румба - болеро, Румба Гиганко, Ямбу и др.

№10 – Ю. Должиков Румба «Хорошее настроение» исп. Вахтерова Алина

Ведущий: Самба – Латиноамериканский бальный танец XX века, основанный на бразильской народной Самбе, предназначенный для исполнения на карнавалах. Музыкальный размер – 2/4. Темп быстрый, исполняется в паре, темпераментно и подвижно, с продвижением по кругу. Для танца характерны «растянутые» шаги с пружинящим действием.

Когда в XVI – XIX веках португальцы везли в Южную Америку рабов  из Анголы и Конго, те не могли взять с собой практически ничего, кроме своих верований, музыки и плясок. На этой основе в Бразилии появились самобытные песни и танцы. Так, к примеру, бразильская городская Самба произошла в середине XIX века из сельского афро – бразильского танца Батуке  [порт. Batuqe].

№11- П. Ведгвуд Самба «Солнечная текила» исп дуэт флейт Ежова Аня& Сехниашвили Давид 7 кл.

Ведущий:   Полька – от чеш. половинка шага. Полька появилась в результате культурного смешения множеств однотипных сельских танцев в условиях городской среды, с характерными подпрыгивающими шагами и вращениями пар. Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги  Музыкальный размер 2/4. Темп быстрый.

№12 – В. Попп «Бравурная полька» исп. Ивонинская Карина 7 кл.

Ведущий:   Вальс – от французского кружиться.

Парный танец в трёхдольном размере. Темп разный – от медленного до очень быстрого. В первоначальном варианте Вальс появился в Вене в конце 18 века на основе австро-немецких народных плясок типа Лендлера и распространился во многие страны. Быстрые формы Вальса называют Венский Вальс.

№13- Ю.Должиков Вальс «Память о Париже» исп. Мартынова Настя 3 кл.

№14 – П.И. Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» исп. камерное трио «Delis».

 Ведущий: На этом наш концерт окончен, друзья! До новых встреч! Все участники концерта и родители приглашаются на классный час!


II часть мероприятия – классный час

  В процессе классного часа родители в устной форме высказали впечатления о прошедшем концерте, оставили мнения  о значимости такого мероприятия в учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Таким образом, анализ высказываний родителей показал, что проведение мероприятия «В ритме танца» способствует их включению в образовательный процесс школы искусств, пониманию актуальных проблем  в процессе обучения и воспитания. Проведенное мероприятие с родителями стимулирует к дальнейшей совместной внеурочной деятельности, расширяет кругозор учеников и их родителей в области музыкальной классики, дает положительную динамику результатов учебной и концертной деятельности этих учеников в последующем обучении. А для преподавателя  и концертмейстера   – это большой стимул к поиску инновационных форм проведения таких мероприятий.

                       

      Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1982.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2003.

3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. – М., 2000.

4. Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.

5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения / Под ред. А.П. Зориной Л.: муз. издат –во, 1961. -71 с.

6. Основы эстетического воспитания / Сост. Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова. – М., 1986.

7. Шендерович Е.В. В концермейстерском классе. Размышление педагога. М. : 1996 -204 с.

8. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой. – М., 1987.

9. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.

10. Синкевич Ю.С. Основные технологии сотрудничества педагога с родителями и их характеристика. – М., 2008.

11.  Информационно-электронные ресурсы (википедия).

Концертмейстер                                          В.Ю. Сабанова

« 12 » декабря 2021 г.