Сценарий "Открытые уроки музыки для поступающих в ДШИ"

Лавриненко Ольга Павловна

В данном сценарии преподаватели смогут найти информацию, которая поможет заинтересовать детей младшего школьного возраста в мире музыкального искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ «ОТКРЫТЫЕ УРОКИ МУЗЫКИ»

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы пригласили вас на «Открытые уроки музыки». Вы узнаете много интересного из мира музыки. На экране вы увидите ребят, которые представляют на конкурсах и концертах нашу школу в разных городах России, познакомитесь с музыкальными инструментами, постараетесь отгадать музыкальные загадки и многое другое.    

Если у вас появится желание учиться на разных музыкальных инструментах, петь в хоре или играть в оркестре, то мы с большим желанием будем ждать вас в стенах нашей муз. школы.

          В нашей школе музыканты - абсолютно все таланты.
         Могут петь и танцевать, на инструментах поиграть.

Веселы они всегда. Встретить их хотите? Да!

Сейчас на сцену выйдут учащиеся младших классов вместе со своими любимыми инструментами, словно братьями-близнецами: баяном и аккордеоном. Появились они из многочисленной семьи гармошек. Удивительно, до чего же они похожи. Ох, и путают их, кто не присмотрится. В самом деле, у аккордеона на одном боку клавиши, как у рояля, а на другом боку - кнопки. 

А у баяна - кнопки и справа, и слева. Знаете ли вы, ребята, сколько лет этому инструменту? Всего 100. Он еще совсем дитя! Другим музыкальным инструментам, например, арфе, тысячи лет от роду. 

Что за инструменты - красивые такие?

Называются они клавишно - духовые.

Как меха на них растянешь, пальцем клавишу придавишь,

Так они и зазвучат, запоют, заголосят.

Р. Н. П. «Как под горкой, под горой»

Исп. уч-ся младших классов

Мария Ситник (баян) и Максим Мизерный (аккордеон)

2.  Загадка.

Я стою на 3 ногах, обут в черных сапогах.
Зубы – белые. Педаль. А зовут меня…   (рояль). По франц. – королевский.

Г. Остен «Маленький эльф»

Мария Бондаренко (ф-но)

(Ж.И. Лозан)

                                                                                                                                       1.

3.

Балалайки, гусли, домры, баяны, и гармошки,

Есть трещотки, дудки, бубны, даже расписные ложки.

Все играют звонко, дружно. Слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно. Что это?

Да, это оркестр – группа исполнителей, вместе исполняющих музыку на различных инструментах. Оркестры бывают разные: духовые, симфонические, эстрадные… А мы говорим об оркестре русских народных инструментов.

Его основателем в России был Андреев Василий Васильевич – русский музыкант, виртуоз на балалайке.

Я хочу представить вам один из инструментов народного оркестра. Отгадайте:

- по форме этот инструмент напоминает разрезанную грушу,

- звук извлекается не рукой, а специальной пластинкой – медиатором,

- этот инструмент был любимым в 17 веке у веселых музыкантов-скоморохов.    ДОМРА

С. Федоров «Воланчик»

Софья Яковлева, конц. Ж.И. Лозан (домра)

4. Загадка.             Тридцать маленьких ребят на ступенечках стоят,

И с улыбкой в день весенний все поют про майский день.

Голоса, как на подбор.

Выступает детский ...   (хор).

В школе существует отделение хорового пения, где дети дружно все вместе со своим руководителем поют. А также учаться петь сольно, например, Лиза Назарова.

И. Брамс, рус. текст Фадеева «Божья коровка»

Елизавета Назарова, конц. Е.В. Тлячева (вокал)

5.  Загадка.                  Треугольная доска, а на ней три волоска.

Волосок – тонкий, голосок – звонкий.

Три струны, а звук какой! С переливами, живой.

Узнаю его в момент – самый русский инструмент.      (балалайка)

Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка, как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейших музыкальных инструментов, о чем свидетельствуют древние арабские записи.

 Балалайка является символом русского народа. И относится к инструментам струнно - щипковой группы. В старину ее называли балаболка или просто брунька.

                                                                                                                                               2.

Познакомившись с этим инструментом, мы вспомним песенку «Маленькой елочке».

А написал ее композитор Михаил Красев. Также он написал оперы для детей:

«Муха-цокотуха», «Царевна-Несмеяна», «Морозко». Эти сказочные постановки вы можете увидеть в музыкальном театре.

М. Красев. Песенка зайчиков

Дуэт балалаечников: Даниил Мясников и Даниил Мирошников,

конц. Н.И. Миндуова (балалайка)                                                                                                                         

6.     Самым любимым занятием всех детей и даже взрослых является просмотр мультфильмов. С детства мы слышим как поют с телеэкрана герои любимых м\ф. Это: Антошка и Незнайка, Мамонтенок и  Винни-Пух, Буратино и Водяной, Медведица из мультфильма «Умка», Барби и Белоснежка…

       Отгадайте, песенка какого персонажа сейчас прозвучит на русском народном инструменте домре.

В. Шаинский «Песенка крокодила Гены»

Олег Макаренко, конц. Ж.И. Лозан (домра)

7.  И снова мы обратимся к клавишно-струнному инструменту королю всех инструментов - роялю. 

      А по - другому рояль зовут странно,

Чудно, непонятно – фортепиано.

 «Форте» - это значит громко,

А «пиано» - тихо, тихонько,

Клавиш коснись легонько.

Слышишь, рояль начинает звучать?

И громко, и тихо он может играть.

Б. Савельев «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Лето кота Леопольда»

Исп. форт. дуэт в составе Елизаветы Назаровой и Татьяны Белик (ф-но)

Что же такое дуэт? Это ансамбль из 2 исполнителей. Ансамбли могут состоять до двенадцати человек.

8.  Давайте познакомимся еще с одним инструментом.

                        Загадка             Шестиструнку — чужестранку,

                    Романтичную испанку                                                                                   Этот звонкий инструмент

Любят бард, солдат, студент,

И заслуженный артист,

                И нагруженный турист. (гитара)

                                                                                                                                                 3.

Родиной гитары является теплая Испания. Послушаем как она звучит.

Э. Шварц - Рейфлингер «Прелюдия»

Екатерина Николаева (гитара)                                                                                        

          Молодцы ребята! Лихо вы с загадками справляетесь. Давайте мы с вами

позабавимся да потешимся, поиграем и пошутим! Смех вам, да веселье! И совершим  небольшое путешествие в мир зверей и птиц и послушаем, как поет их музыкальное содружество. Помогайте мне и подпевайте.

В лесу, уж позабыл в котором,
Однажды птицы пели…
хором.
Усевшись крепко на суку
Петух кричал ….(кукареку).
И каждый раз в ответ ему
Корова нежно отвечала… (му-му).

   Сказать певцам хотела «браво!»,
  Но вышло лишь у кошки … (мяу).
  Собачки лают..(гав гав гав).
А рядом крошке снегирю
Шептала свинка …(хрю-хрю-хрю).
Не разобрать никак слова,
Кричат лягушки… (ква-ква-ква).
    И, улыбнувшись сам себе
    Козел ответил нежно… (ме-ее).
    А как кричат гуси?...(га-га-га).

9.  Наступило время рассказать вам, друзья, о самом главном инструменте, в подражании которому и создавались все инструменты. Это … голос.  

У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

        Первые записи народных песен появились в конце XVIII в.

Песни бывают разными по характеру: медленные - задумчивые, печальные и веселые, быстрые – шуточные…

Маша Мельничук успешно занимается сольным пением уже второй год.

Р.н.п. «Вставала ранешенько»

Мария Мельничук, конц. Е.В. Тлячева (вокал)

                                                                                                                                                 4.

10.  Поговорим о зимних забавах, Новом годе...

Песня франц. комп. Пьера Дюпона «Бубенчики»

Раиса Шепель, конц. Н.И. Миндуова

11.   Ребята, давайте познакомимся с инструментами ударной группы оркестра.

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...(ложках).                                                                                                              

В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет.
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.

Очень древний и простой

Инструмент, внутри пустой.

Палочки упруго бьют,

Ритм ансамблю задают.

Он всегда бывает рад

За собой вести парад. (барабан)

Палочкой железной тронь,
Раздается тихий звон. 
Знает взрослый, знает школьник:
Так звучит наш …. (треугольник)

       «Динь-динь-дон, динь-динь-дон»,

        Слышен звонкий перезвон.

        По брусочкам бью я лихо,

        Создаю мелодий звон. (ксилофон)

        Инструмент этот казалось бы простой, но сколько умения  и старания надо вложить в него, чтобы он заиграл музыкальное произведение!

     

        Приглашаем на сцену Ваню Чернышова с его волшебными палочками и его конц. А.Ю. Кудряшову.  

   

        На этот раз мы отправимся в путешествие в итальянский жаркий город Неаполь.

П.И. Чайковский «Неаполитанский танец»

Иван Чернышов, конц. А.Ю. Кудряшова

                                                                                                                                                 5.

12.  Писатель Алексей Толстой написал книгу «Золотой ключик или приключения Буратино».

В. Коровицын «Полька Карабаса-Барабаса»

Александра Серикова и С.Ж. Дзнеладзе (ф-но ансамбль)

                                                                                                                                             

13.               На сегодняшний момент я новейший инструмент.

И даже не механическое, а пианино электрическое. (синтезатор)

С. Петерсен «Старый автомобиль»

Александра Чикова (синтезатор)

                               Музыканты поклонились, положили инструменты.

Главная для них награда – громкие аплодисменты!

Прощаясь, мы благодарим вас за ваши светящиеся радостью глаза, ваши улыбки, за ваши бурные овации. Мы уверены, что эта встреча несомненно отозвалась теплом в ваших сердцах. Мы не прощаемся, а говорим лишь: «До новой встречи в волшебном мире музыкального искусства - искусства, в котором вечно процветают добро, понимание, свет и любовь!» Всего вам доброго.                                                                                                                    

                                                                                                                                                6.