Художественный образ в музыкальном искусстве
В данной статье рассказывается о эстетике произведения искусства и о способах создания художественного образа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Художественный образ в музыкальном искусстве
Произведения искусства имеет несколько уровней своего бытия:
- язык того или иного вида искусства
- содержание-форма
- тема - идея
- художественный образ.
В современной эстетике в произведении искусства выделяют два слоя:
- материально-чувственный (художественный текст) - создан с помощью языка вида искусства, имеет форму и воплощающий содержание, с его темой и идеей.
- чувственно-сверхчувственный (это художественный образ)
В художественном произведении художественный образ существует в потенциальном, возможном, соотносимом с восприятием мире.
Восприятие является художественным в той мере, в какой затрагивает художественный образ.
Категория образа
Образ - некая субъективная духовно-психическая (духовно-душевная) реальность, возникающая во внутреннем мире человека при восприятии любой реальности, в контакте с внешним миром.
С позиции философии и психологии образы - это конкретные представления, отражение человеческим сознанием предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличии («условный конструкт нашего сознания»).
Гештальтпсихология - введение понятия гештальта (восприятие и переживание мира человеком неделимо на элементы, не является суммой свойств этих элементов). Были выработаны основные теоретические понятия: изоморфизм, инсайт (схватывание, понимание), константность, дорисовывание целого, фигуро - фоновые соотношения.
Образ в искусстве: Гегель: «Искусство изображает истинно всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа».
Художественный образ – это цель произведения искусства.
Художественный образ:
1)это категория, обозначающая идеальный способ художественной деятельности;
2)это структура сознания, благодаря которой искусство решает две важные задачи: освоение мира (художественный образ как способ освоения мира) и передачу художественной информации.
В реальности художественный образ «привязан» к субъекту.
Многоуровневость художественного образа.
Художественный образ - это особая специфическая реальность, мир художественного произведения. Она объединяет подсистемы образов (микрообразы) в единой системе образного выражения.
Образ-замысел - первоначальная стадия бытия образа в сознании художника.
Художественное произведение - стадия объективизации образа-замысла.
Образ-восприятие - стадия существования произведения в психическом акте воспринимающего его человека.
Образ произведения (или образ-итог) - формирование итогового представления о произведении или макрообраза.
Целостный художественный образ произведения возникает только при совершенном решении всех образных структур произведения, его образов, подобразов, микрообразов.
Художественный образ возникает в идеальной реальности (в духовно-душевном мире субъекта). Художественный образ отличается целостностью, в которой все сопряжено, сплавлено.
Становящаяся данная идеальная реальность одновременно принадлежит:
- данному субъекту (и только ему, ибо у другого субъекта будет уже иная реальность, иной образ на основе того же произведения искусства),
- произведению искусства (возникает только на основе данного конкретного произведения)
- универсуму в целом, ибо реально приобщает реципиента в процессе восприятия (т.е. бытия данной реальности, данного образа) к универсальной полноте бытия.
Цель, главное назначение: постижение истины бытия, сущности данного произведения, сущности изображаемого явления или предмета; явление истины, становление истины, постижение идеи, эйдоса; созерцание красоты бытия, приобщение к идеальной красоте; катарсис, экстаз, озарение и т.п.
Художественный образ - это эстетически трансформированный (преображенный) реликт древнего архаического, утраченного в процессе культурно-цивилизационного развития человека додискурсивного сознания и, одновременно, - прообраз, указывающий возможное направление эволюции (скачка) современного состояния сознания, практически исчерпавшего возможности формально-логического дискурса, вербального языка».
Специфика художественного образа.
Целостность (художественный образ - не суммирование, он рождается в сознании художника, а затем воспринимающего скачком);
Динамический феномен (сложный процесс художественного освоения человеком Универсума в его сущностных основаниях);
Самодвижущая реальность (художественный образ обладает своей логикой, он развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением);
Многозначность и недосказанность (богат и глубок по своему значению и смыслу, как сама жизнь; процесс восприятия произведения оказывается сотворчеством, додумыванием, дорисовыванием образа);
Образ реальности духовно-ценностных отношений, а не объекта самого по себе;
Идеальная модель ценностной реальности (выполняет моделирующие обязанности);
Экспрессивен (выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету);
Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность;
Реалии мира и личность художника - строительный материал образа.
Художественный образ выступает как единство:
- Объективного - Субъективного. В образ входит материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, а также все богатство личности творца.
- Предметного - Ценностного;
- Чувственного - Сверхчувственного;
- Эмоционального - Рационального;
- Переживания - Размышления;
- Сознательного - Бессознательного;
- Телесного - Духовного. (Образ вбирает в себя не только духовно-психическое, но и телесно-психическое, что объясняет эффективность его воздействия на человека).
- Жизнеподобного и условного. Условность - черта художественного образного сознания. Но минимум жизнеподобия необходим, поскольку речь идет о коммуникации. Разные виды искусства имеют различную степень жизнеподобия и условности.
- Условность - безусловность (эмоций). Благодаря условности предметного плана возникает безусловность ценностного плана.
Музыкальный образ представляет многоуровневую, полиструктурную систему (ладовые, гармонические, ритмические, динамические слои), подчиненную конкретной художественной задаче.
Музыкальный образ несет эстетическую информацию, духовный, эстетически значимый смысл, который является объективной основой интерпретации произведения.
Интерпретация вариативно меняет смысл произведения и зависит от исторического, группового и личного жизненного и художественного опыта исполнителя, от структуры его сознания.
«Музыкальный образ - художественное представление, воплощаемое («материализованное») в музыкальном звучании». Л. Казанцева
Целостный музыкальный образ характеризуется единством содержания и формы.
Со стороны содержания МО характеризуется:
- единством художественной идеи и ее воплощения;
- областью отображения явлений действительности (природа, мир социальных явлений, внутренний мир человека);
- идейно-эмоциональной направленностью (воплощение общечеловеческих, классовых, национальных и т.п. интересов и идеалов);
- степенью психологической углубленности, полнокровия, яркости воплощения идеи-замысла и т.д.;
- степенью художественной убедительности, неповторимостью;
- принципиальной неисчерпаемостью;
Со стороны формы МО характеризуется:
структурной расчлененностью и упорядоченностью, целостностью;
степенью конкретности или обобщенности;
направленностью формы на слушателя.
Генеральная интонация (В. Медушевский). Она относится ко всему произведению, обладает таким же «объемом», как и сам образ произведения. Благодаря своей эмоциональной природе, генеральная интонация может предстать в качестве самого музыкального образа целого.
Музыкальный образ как многоуровневая система
«Образ-замысел»
«Образ-произведение»
Исполнительский образ
Образ произведения
Музыковедческий образ (В. Н. Холопова)
Образ-замысел - образ произведения
Композитор: «Наиболее существенное в музыкальном произведении возникает у композитора сразу в виде конкретного музыкального образа, для которого трудно найти рациональное объяснение» (В. Лютославский).
Исполнитель: «Целостный образ у исполнителей обладает более ярко выраженными эмоционально-чувственными качествами, он ощутим и осязаем по сравнению с целостным образом композиторов».
Слушатель: Ему свойственно субъективное домысливание услышанного, происходит активное включение музыкального образа в жизненный контекст.
Музыковед: «Целостный образ у музыковедов в большей степени приближается к исполнительскому, им важен момент психологического охвата реального произведения».
Способы создания художественной образности
Искусству классицизма присуща генерализация - художественное обобщение путем выделения и абсолютизации характерной черты героя.
Романтизму свойственна идеализация - обобщение путем прямого воплощения идеалов, наложения их на реальный материал.
Реалистическому искусству присуща типизация - художественное обобщение через индивидуализацию путем отбора существенных черт личности.
Современонму искусству свойственна типологизация. Это художественное обобщение, ориентированное на многознающее сознание. Типологизация идеализирует общее, но, в отличие от идеализации, художник изображает не то, что видит, а то, что знает.
Типологизация говорит об общем больше, чем об единичном.
Единичное доходит до масштабности, клише, сохраняя некоторую пластическую выразительность.
Художественный образ в музыке является результатом взаимодействия элементов: мелодии, гармонии, ритма, тембра и динамики.
Важным аспектом художественного образа в музыке является его интерпретация. Одно и то же музыкальное произведение может звучать по-разному в зависимости от исполнителя. Интерпретация становится своеобразным мостом между композитором и слушателем, позволяя передать замысел автора. Исполнитель может акцентировать внимание на определённых элементах, варьировать динамику и темп, а также использовать различные техники игры, чтобы передать свои ощущения и интерпретацию музыкального текста. Художественный образ служит связующим звеном между композитором и слушателем, создавая эмоциональный и смысловой контекст, который позволяет глубже понять и прочувствовать музыкальное произведение.
Способы создания художественного образа в музыке
Использование мелодии. Мелодия может быть яркой и запоминающейся, что позволяет слушателю легко ассоциировать её с определёнными чувствами или образами. Например, восходящая мелодия может передавать чувство надежды или радости, а нисходящая может вызывать ощущение грусти или потери. Композиторы часто используют различные интервалы, чтобы создать эмоциональный эффект.
Гармония может создавать контраст или поддерживать мелодию, добавляя глубину и сложность. Использование определённых аккордов и гармонических прогрессий. Например, мажорные аккорды часто ассоциируются с радостью и светом, а минорные могут передавать печаль и меланхолию. Композиторы могут экспериментировать с диссонансами и резкими переходами, чтобы создать напряжение и динамику в музыкальном произведении.
Различные ритмические структуры. Быстрый и энергичный ритм может передавать чувство движения и радости, а медленный и размеренный ритм может создавать атмосферу спокойствия и умиротворения. Ритмические акценты и изменения в темпе могут служить для подчеркивания определённых моментов в музыке, делая их более выразительными.
Тембр, или звуковая окраска. Каждый музыкальный инструмент может вызывать различные ассоциации и эмоции из-за своего тембра. Например, звук скрипки может быть нежным и лиричным, а звук трубы может быть ярким и мощным. Композиторы часто комбинируют различные инструменты, чтобы создать богатую текстуру и разнообразие звуковых образов.
Музыкальные формы и структуры. Композиторы могут применять различные формы: соната, рондо или вариации, чтобы организовать музыкальный материал и создать логическую последовательность событий.