Пути развития русской хоровой культуры

Фефилова Галина Андреевна

Работа учащейся 9 класса Барановой Алисы. Рассмотрены исторические особенности развития вокально-хоровой культуры России 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baranova_alisa_doklad.docx21.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Баранова Алиса Сергеевна, 9 класс

МБУ ДО «Детская школа искусств №18» г. Шенкурск

Руководитель: Фефилова Галина Андреевна

Пути развития русского хорового искусства от старинной музыки к современным тенденциям.

Во все времена хоровое искусство являлось важнейшей частью духовной культуры народа. В наши дни хоровая музыка по-прежнему актуальна. Петь в хоре - невероятно полезный опыт. Ощущения целостности и стройности звучания, чистота многоголосия и красота произведений, исполняемых большим вокальным коллективом, не может оставить равнодушным.

Цель моей работы: рассмотреть историю развития русской хоровой музыки. Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить исторические факты о духовной культуре и хоровом пении в России.

2. Проанализировать различные тенденции в хоровом исполнении. Выявить основные принципы хорового исполнительства, которые зарождались с древних времен.

3. Проследить основные этапы развития хоровой музыки в России и сделать соответствующие выводы.

Данная работа опирается на известные труды Асафьева Б.В., Беляева Б.М., Николаевой Е. В.

Первые церковные хоры опирались на пришедшую вместе с христианством византийскую певческую культуру. Освоение церковной музыки требовало специальных школ и определенных певческих навыков.

Вместе с христианством русские заимствовали из Византии систему храмового пения и систему его записи - знамена, крюки. Для церковных песнопений того времени характерны некоторые общие черты: это теснейшая связь слова и звука, плавность мелодического движения, музыкальная форма выступала как производная от речевой, поэтической, хор исполнял произведения без сопровождения музыкальных инструментов , a-Capella.

В первое время после официального принятия Киевской Русью христианства на Руси было сравнительно небольшое количество храмов в основном в крупных городах. В церковном богослужении принимали участие греческие или южнославянские (болгарские) регенты и певцы, которые выписывались ко дворам русских князей. Лишь к середине XI столетия христианство проникает в более широкие круги населения. Это вызвало необходимость иметь свои певческие кадры и книги, по которым русские певцы могли бы учиться петь под руководством опытного мастера.

К концу XI - началу XII века относятся первые рукописные певческие книги, созданные на Руси для нужд отечественного богослужения. Именно в это время зарождается отечественная хоровая школа. В условиях феодальной раздробленности Руси появляются различные церковно-певческие школы в разных княжествах. Так, были известны владимирская, ростовская, ярославская, псковская, новгородская школы, имевшие свои особенные знаменные распевы.

Начиная с XV века, появляются руководства к чтению знаменных рукописей (певческие азбуки), служившие практическими пособиями при обучении церковному пению

По приказу Ивана Грозного в Александровской слободе была учреждена школа певческого искусства. В эту школу приглашались лучшие певцы и регенты для преподавания музыки. Именно там, как считают многие исследователи, была основана московская певческая школа. В разных городах также открывались подобные школы, что позволяет говорить о зарождении профессионального музыкального образования. Своеобразной формой певческой школы были и сами церковные хоры. В основе их организации лежали принципы иерархии и подобия.

В XVII веке появляются упоминания об авторских хоровых произведениях (ранее авторство было не принято). Перечислю несколько фамилий известных на то время авторов: братья Роговы (Савва и Василий), происходившие из Новгорода; Федор Крестьянин и Иван Нос, состоявшие при Иване Грозном в Александровской слободе; Стефан Голыш, который «ходил по градам» и работал у купцов Строгановых на Урале; его ученик Иван Лукошко; новгородец Маркел Безбородый и другие.

Хор певчих дьяков состоял из 27 человек и делился на шесть групп: пять станиц и шестую группу - «бесстаничных» (учеников). Позднее вместо пятой станицы и «бесстаничных» были созданы две станицы «малых певчих дьяков». В результате таких преобразований хор подразделялся на станицы старших и младших. Во главе каждой станицы ставился наиболее подготовленный певчий.

Состав церковных хоров состоял из мужчин, и партитуры писались с учетом диапазона певческих мужских голосов.

В конце XVII - начале XVIII века были созданы нотные рукописные книги, так называемые «двоезнаменики», в которых обозначались два ряда нотных обозначений: старый - знаменный и новый пятилинейный. Эти сборники помогали одновременно читать и крюки и ноты, следуя за мелодической линией произведения.

В начале XVIII века в Россию начинает проникать итальянская хоровая и вокальная музыка. С 1737 года музыканты из придворной певческой капеллы начинают принимать участие в различных оперных постановках.

С развитием профессионального народного пения в России постепенно стали складываться две различные хоровые школы: народная и академическая. Для народной манеры исполнения были характерны речевая манера голосообразования, вибрато как следствие естественного колебания голосовых складок, речевая артикуляция, выразительные приемы устной традиции, однорегистровое пение в диапазоне около октавы, открытый способ голосообразования. Для академической манеры исполнения были характерны вокализированная манера голосообразования, штриховая артикуляция, пение на соединении регистров в диапазоне не менее двух октав, прикрытый способ голосообразования.

В наши дни, в эпоху технического прогресса, хоровое звучание сильно изменилось. Всё чаще можно услышать современные веяния в классических произведения. Свои взгляды и эксперименты не обходят эту музыку стороной.

Часто преобладает смешение жанров и стилей, импровизация появление видно и аудио сопровождения и различных шоу-программ., участие коллективов в мюзиклах.

Появилось новое ответвление - эстрадный хор с соответствующим репертуаром.

Таким образом, я изучила путь развития хоровой музыки с древних времен. На протяжении всей истории хоровое искусство являлось важнейшей частью духовной жизни общества, Профессиональные певческие школы сформировали свои особенности звучания коллектива, которые используются по сей день.

Современные веяния и эксперименты - неотъемлемая часть нашей жизни, однако, есть возможность прикоснуться к классике и насладиться красотой старинной музыки.

Хоровое пение, коллективное музицирование - это то, что объединяет людей, воспитывает музыкальный вкус и формирует духовное богатство человека.

Список литературы:

1. Асафьев Б.В. Хоровая культура // Русская музыка XIX - начала ХХ века.

2-е изд. Л.: Музыка, 1979. 344 с.

#1041;еляев В.М. Музыка // История культуры Древней Руси / Под ред. акад.

Б. Грекова. М.; Л.: АН СССР, 1951. С. 492-509.

3. Николаева Е.В. История музыкального образования Древней Руси. Конец X - середина XVII столетия. М.: Владос, 2003. 208 с.