Конспект урока на тему «Работа над дикцией и артикуляцией»
открытое занятие
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
педагог: Закурдаева Л.П.
Тема: «Работа над дикцией и артикуляцией»
Цель: развитие навыков певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.
Задачи:
Образовательные
- продолжать обучать правильному певческому дыханию
- совершенствовать правильное произношение скороговорок
- закрепить выразительное исполнение музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию
Развивающие
- развивать музыкальные и творческие способности учащегося
- продолжать развивать эстетическую культуру сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя
- развивать и раскрепощать артикуляционный аппарат
Воспитательные
- понимать смысловое содержание исполняемого произведения, воплощение в песне волнующих чувств и мыслей
- формировать умение творческого самовыражения, интерес к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.
Вид занятия: комбинированное (закрепление содержания с введением новых элементов, актерское мастерство, сценическая речь в соединении с вокальными упражнениями).
Форма организации детей: групповая.
Методы обучения: наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический.
Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Образовательные технологии: личностно - ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационно – коммуникационные технологии (ИКТ), импровизация.
Средства обучения: музыкальный инструмент (синтезатор), компьютер
Наглядные пособия: рисунки с изображением алфавита.
Характеристика группы: группа 2 года обучения, дети 8 лет в количестве 7 человек.
Время занятия: 30 минут
План занятия:
Вводная часть. 5 мин
Приветствие. Введение в тему.
Основной этап. 20 мин
Теория.
Практика. Учебно-тренировочные упражнения.
Заключительный этап. 5 мин
Подведение итогов. Рефлексия.
Содержательные блоки учебного занятия.
I.Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия. (2 мин.)
II.Подготовительный период
Беседа по теме занятия (2 мин.)
#1054;сновная часть
- Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой (5 мин.)
- Артикуляционная гимнастика. (3 мин.)
- Упражнения на дикцию (8 мин.)
- Работа над дикцией и артикуляцией в песне «День рождения носорожика» (8 мин.)
IV. Подведение итогов. (2 мин.)
Планируемый результат занятия
Прочное усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.
Умение эмоционально - выразительно, на правильном певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить вокальную композицию.
Ход занятия
Здравствуйте дети, родители и коллеги! Сегодня мы проводим открытое занятие по эстрадному вокалу и надеемся, что оно станет, не только познавательно - развивающим, но ещё и подарит замечательное настроение нашим гостям.
Ребята, напомню правила поведения на занятии – уважительное, внимательное отношение друг к другу, аккуратное, бережное отношение к аппаратуре.
Итак, предлагаю поздороваться «В ритмах привета» (ритмическое приветствие выполняется для создания теплой, дружеской атмосферы в коллективе.)
Мы с вами продолжаем познавать и изучать средства музыкальной выразительности, которые необходимы любому исполнителю песни на сцене. Как в сольной работе, так и в ансамбле. Зачем, как вы думаете?
Примерные ответы детей:
-чтобы больше узнать
-чтобы понимать из чего состоит вокальное, музыкальное произведение, песня
Верно, чтобы исполнитель был грамотным, чувствовал песню и делился своими знаниями и ощущениями со зрителем. И зритель был с нами в одной эмоции.
Давайте начнём нашу разминку. Она так же поможет нам восстановить вокальное дыхание, разогреть мышцы спины, живота и подготовится к пению.
Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно разогреть мышцы живота, восстановить вокальное дыхание, а также хорошо разогреть артикуляционный аппарат. Для чего?
- Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне.
Выполняется дыхательная гимнастика, игра «Скакалка» (тренируются голосовые навыки, прием «сбрасывать" не использованный в фонации воздух, что вызывает рефлекторный вдох - пополнение легких воздухом без видимых движений вдоха), артикуляционная гимнастика «Путешествие хомячка»
Дети давайте повторим понятия «метр» и «пульсация». Что это?
- сердце, пульс музыки
Правильно. А метр и пульсация вместе?
- это – Ритм.
В одном ритме проговорим наши скороговорки:
«Из-под топота копыт» (медленно, быстро, смысловое ударение)
«Расскажите про покупку» (по кругу, с движением)
«Бык тупогуб» (передать разное настроение, эмоции)
«Два дровосека, два дроворуба, два дровокола - рубили лес»
«Музыкальный алфавит» (исполняется под джазовую музыку)
Хорошо. Молодцы.
Мы с вами разогрели мышцы живота, артикуляционный аппарат, а теперь
угадайте мелодию! (педагог играет мелодию припева песни «День рождения носорожика»»). Правильно, это мелодия припева песни «День рождения носорожика».
Скажите, может песня жить без мелодии?
-нет
Конечно. Ведь мелодия — это что?
- душа песни, музыкальная мысль
Хорошо, а может песня жить без слов, текста?
-нет, потому что песня отличается от музыки тем, что в ней есть и музыка, и слова
Очень хорошо! В ней есть, таким образом, две мысли - музыкальная и словесная. И мы должны соединить их вместе и донести до зрителя.
Предлагаю спеть припев песни с неточной мелодией и плохим произношением (поют). Как вы думаете, гости поняли, о чем мы спели песню, им понравилось наше исполнение? (Ответы детей)
Давайте ещё раз окунёмся в музыку этой песни и споем правильно.
Спасибо, молодцы, я вижу, наши зрители довольны!
Ребята, а как вы думаете без чего нельзя донести до зрителя настроение нашей песни?
- без эмоций. Правильно.
Предлагаю поиграть в игру «Ах, как я рад» (смена настроения, эмоций)
Повторим, ребята, для наших гостей песню, которая уже полюбилась нашим зрителям «Паровозик Чуки-Ту». (Исполняем)
Спасибо, молодцы! А сейчас, ребята, мы подведём итоги нашего занятия.
Скажите, как вы думаете можно назвать тему нашего сегодняшнего занятия одним словом?
- дикция!
Правильно, оно называлось «Работа над дикцией и артикуляцией». Так что же такое дикция?
- это когда мы четко произносим слова
А что важно, когда мы поем песню все вместе?
- это когда мы делаем всё вместе, в одном ритме, в одном музыкальном движении поём и танцуем;
- когда мы вместе передаём наше настроение зрителю.
Правильно! И для этого мы должны быть грамотными, яркими, думающими исполнителями. А наш текст в песне должен передать нашему зрителю смысл песни, ощущение радости, света и тепла.
Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены, а главное наши гости получили хорошее, позитивное настроение! Спасибо всем.
До новых встреч! Аплодисменты!