Конспект урока на тему «Работа над дикцией и артикуляцией»

открытое занятие

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

педагог: Закурдаева Л.П.

Тема: «Работа над дикцией и артикуляцией»

Цель: развитие навыков певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.

Задачи:

Образовательные

- продолжать обучать правильному певческому дыханию

- совершенствовать правильное произношение скороговорок

- закрепить выразительное исполнение музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию

Развивающие

- развивать музыкальные и творческие способности учащегося

- продолжать развивать эстетическую культуру сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя

- развивать и раскрепощать артикуляционный аппарат

Воспитательные

- понимать смысловое содержание исполняемого произведения, воплощение в песне волнующих чувств и мыслей

- формировать умение творческого самовыражения, интерес к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.

Вид занятия: комбинированное (закрепление содержания с введением новых элементов, актерское мастерство, сценическая речь в соединении с вокальными упражнениями).

Форма организации детей: групповая.

Методы обучения: наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический.

Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Образовательные технологии: личностно - ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационно – коммуникационные технологии (ИКТ), импровизация.

Средства обучения: музыкальный инструмент (синтезатор), компьютер

Наглядные пособия: рисунки с изображением алфавита.

Характеристика группы: группа 2 года обучения, дети 8 лет в количестве 7 человек.

Время занятия: 30 минут

План занятия:

Вводная часть. 5 мин

Приветствие. Введение в тему.

Основной этап. 20 мин

Теория.

Практика. Учебно-тренировочные упражнения.

Заключительный этап. 5 мин

Подведение итогов. Рефлексия.

Содержательные блоки учебного занятия.

I.Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия. (2 мин.)

II.Подготовительный период

Беседа по теме занятия (2 мин.)

#1054;сновная часть

- Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой (5 мин.)

- Артикуляционная гимнастика. (3 мин.)

- Упражнения на дикцию (8 мин.)

- Работа над дикцией и артикуляцией в песне «День рождения носорожика» (8 мин.)

IV. Подведение итогов. (2 мин.)

Планируемый результат занятия

Прочное усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.

Умение эмоционально - выразительно, на правильном певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить вокальную композицию.

Ход занятия

Здравствуйте дети, родители и коллеги! Сегодня мы проводим открытое занятие по эстрадному вокалу и надеемся, что оно станет, не только познавательно - развивающим, но ещё и подарит замечательное настроение нашим гостям.

Ребята, напомню правила поведения на занятии – уважительное, внимательное отношение друг к другу, аккуратное, бережное отношение к аппаратуре.

Итак, предлагаю поздороваться «В ритмах привета» (ритмическое приветствие выполняется для создания теплой, дружеской атмосферы в коллективе.)

Мы с вами продолжаем познавать и изучать средства музыкальной выразительности, которые необходимы любому исполнителю песни на сцене. Как в сольной работе, так и в ансамбле. Зачем, как вы думаете?

Примерные ответы детей:

-чтобы больше узнать

-чтобы понимать из чего состоит вокальное, музыкальное произведение, песня

Верно, чтобы исполнитель был грамотным, чувствовал песню и делился своими знаниями и ощущениями со зрителем. И зритель был с нами в одной эмоции.

Давайте начнём нашу разминку. Она так же поможет нам восстановить вокальное дыхание, разогреть мышцы спины, живота и подготовится к пению.

Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно разогреть мышцы живота, восстановить вокальное дыхание, а также хорошо разогреть артикуляционный аппарат. Для чего?

- Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне.

Выполняется дыхательная гимнастика, игра «Скакалка» (тренируются голосовые навыки, прием «сбрасывать" не использованный в фонации воздух, что вызывает рефлекторный вдох - пополнение легких воздухом без видимых движений вдоха), артикуляционная гимнастика «Путешествие хомячка»

Дети давайте повторим понятия «метр» и «пульсация». Что это?

- сердце, пульс музыки

Правильно. А метр и пульсация вместе?

- это – Ритм.

В одном ритме проговорим наши скороговорки:

«Из-под топота копыт» (медленно, быстро, смысловое ударение)

«Расскажите про покупку» (по кругу, с движением)

«Бык тупогуб» (передать разное настроение, эмоции)

«Два дровосека, два дроворуба, два дровокола - рубили лес»

«Музыкальный алфавит» (исполняется под джазовую музыку)

Хорошо. Молодцы.

Мы с вами разогрели мышцы живота, артикуляционный аппарат, а теперь

угадайте мелодию! (педагог играет мелодию припева песни «День рождения носорожика»»). Правильно, это мелодия припева песни «День рождения носорожика».

Скажите, может песня жить без мелодии?

-нет

Конечно. Ведь мелодия — это что?

- душа песни, музыкальная мысль

Хорошо, а может песня жить без слов, текста?

-нет, потому что песня отличается от музыки тем, что в ней есть и музыка, и слова

Очень хорошо! В ней есть, таким образом, две мысли - музыкальная и словесная. И мы должны соединить их вместе и донести до зрителя.

Предлагаю спеть припев песни с неточной мелодией и плохим произношением (поют). Как вы думаете, гости поняли, о чем мы спели песню, им понравилось наше исполнение? (Ответы детей)

Давайте ещё раз окунёмся в музыку этой песни и споем правильно.

Спасибо, молодцы, я вижу, наши зрители довольны!

Ребята, а как вы думаете без чего нельзя донести до зрителя настроение нашей песни?

- без эмоций. Правильно.

Предлагаю поиграть в игру «Ах, как я рад» (смена настроения, эмоций)

Повторим, ребята, для наших гостей песню, которая уже полюбилась нашим зрителям «Паровозик Чуки-Ту». (Исполняем)

Спасибо, молодцы! А сейчас, ребята, мы подведём итоги нашего занятия.

Скажите, как вы думаете можно назвать тему нашего сегодняшнего занятия одним словом?

- дикция!

Правильно, оно называлось «Работа над дикцией и артикуляцией». Так что же такое дикция?

- это когда мы четко произносим слова

А что важно, когда мы поем песню все вместе?

- это когда мы делаем всё вместе, в одном ритме, в одном музыкальном движении поём и танцуем;

- когда мы вместе передаём наше настроение зрителю.

Правильно! И для этого мы должны быть грамотными, яркими, думающими исполнителями. А наш текст в песне должен передать нашему зрителю смысл песни, ощущение радости, света и тепла.

Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены, а главное наши гости получили хорошее, позитивное настроение! Спасибо всем.
До новых встреч! Аплодисменты!