Пространство и время в музыке

В данном докладе кратко изложена специфика пространства и времени в музыке, форма времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_prostranstvo_i_vremya_v_muzyke.docx197.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования «Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской»

«Пространство и время в музыке»

(Доклад)

Выполнила:

Сарычева Алина Руслановна

г. Новокузнецк, 2024

Пространство и время в музыке

Категория времени принадлежит к фундаментальным, то есть неопределяемым категориям. На протяжении человеческой истории время понималось количественно и качественно.

Количественная концепция времени связана со счетом и измерением времени. Это — так называемый статический аспект временных представлений.

Качественная концепция времени заключается в том, что, каждый процесс может быть понят как определенное время и любое время как определенный процесс. Время с качественно-динамической точки зрения, это синоним становления как такового. То есть время и процесс, по сути, синонимы.

Время обладает особым абсолютным свойством - направленностью, отличающим будущее от прошлого.

Структура художественного времени всегда многослойна и выражается через:

а) Эмпирическое время — это время исторической реальности, время, когда происходят события фабулы. ( время той реальности, которая служит материалом для произведения.)

б) Сюжетное время — время фабулы, связанное непосредственно не с излагаемыми событиями, а тем, что нечто происходит, произошло или может произойти в мире возможного или в мире фантазии. (организация фабулы во времени, воспроизведение причинно-следственных отношений событий, описанных в рамках текста и ограниченных этими рамками)

Сюжетное время воплощается временными и пространственными знаками данного произведения: видоизменением объектов, места действия, освещения, мизансценой и так далее.

в) Время восприятия — время, прожитое реципиентом, воспринимающим произведение искусства. (учитывающее длительность восприятия. ) Это время протекает в настоящий момент, поскольку то, что происходит перед нами, совершается в течение нашей «временности», от начала до конца.

Структура художественного пространства делится на три компонента:

1) Пространство, в котором расположены объекты;

2) Пространство, где находятся реципиенты (люди, которые смотрят, слушают, понимают искусство);

3) Плоскость произведения искусства (картины, сцены, экрана) отражающая первое и предполагающая второе.

Единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного художественного смысла выражается термином «хронотоп».

Специфика художественного пространства и времени:

1) Художественное пространство и время свойственны образным моделям действительности, которые создаются в произведениях искусства (не реальному миру и не самим произведениям искусства как элементам реальности). Художественное пространство и время зависят от объективных свойств реального пространственно-временного континуума (от неразрывности в нем пространства и времени), а также — от цепи субъективных факторов:

- от исторической изменчивости общественного и художественного сознания;

- от установок творческого метода каждого художественного направления — барокко и классицизма, реализма и романтизма, импрессионизма и экпрессионизма, неореализма и сюрреализма;

- от идеологических и психологических позиций художника;

- от конкретной задачи, которую один и тот же художник ставит в разных произведениях.

2) В каждом произведении любого вида искусства присутствует более или менее развитый образ пространства-времени. Так, произведения пространственных искусств могут заключать в себе и образ времени, если это нужно для решения определенной художественной задачи, а произведения временных искусств — образ пространства.

3) Художественное пространство-время характеризует созданный в произведении искусства мир образов и потому само имеет образный характер.

4) В искусстве пространство и время претерпевают трансформации, которые противоречат реальной структуре пространственно-временного континуума. В искусстве время может сжиматься и растягиваться, останавливаться, возвращаться вспять; пространственные отношения могут здесь смещаться, деформироваться самыми различными способами.

5) При всей специфичности художественного времени и пространства они зависимы от онтологических параметров произведений искусства.

Различают три плоскости, в которых характеризуются пространственные и временные параметры искусства:

онтологическая плоскость, в которой характеризуют реальные пространственные и временные качества материального бытия произведения искусства;

духовно-содержательная плоскость, в которой понятия пространства и времени определяют иллюзорную художественную реальность создаваемого в произведении мира образов («хронотоп», по М. М. Бахтину);

рецептивная психологическая плоскость, в которой характеризуются процессы восприятия произведения искусства в пространстве и времени.

В музыке «встречаются» три формы времени:

  • собственно музыкальное время (имманентная логика музыкально-временного процесса)
  • историческое «время культуры»,
  • личное психологическое время.

Музыкальное пространство с позиции психологии музыкального восприятия представляет как «сочетание нескольких различных по природе пространственно-определённых структур».

Измерение пространственной основы в музыке базируется на выявлении координат, присущих физическому пространству, в частности, вертикали, горизонтали и глубины.

Сильна тенденция к абсолютизации пространства в музыкальных экспериментах ХХ века.

Смысловой потенциал акустического пространства создается путем особого расположения музыкантов. Для композиторов оно становится полноправным «участником» концепции музыкального произведения. («Аллилуйя» Л. Берио, «Пространственная музыка» В. Котоньского, «Композиция для оркестра» Л. Ноно, «Антифоны» С. Слонимского, И. Стравинского, "Терретектор" Я. Ксенакиса, К. Штокхаузен «Группы» для трех симфонических оркестров, Ч. Айвз «Вопрос…» и мн. др.).