«Б. Барток - детям. Через фольклор - к современному музыкальному языку»
Творческая работа «Б. Барток - детям. Через фольклор - к современному музыкальному языку» (материалы для использования в учебном процессе)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 83.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «Центр развития творчества детей и юношества «Гермес»
Творческая работа
«Б. Барток - детям. Через фольклор - к современному
музыкальному языку»
(материалы для использования в учебном процессе)
Педагог дополнительного образования:
Сергеева Галина Викторовна
г. Москва 2023 г.
Тема: «Б.Барток - Детям. Через фольклор - к современному музыкальному языку»
Цель: популяризация народного творчества венгерского
композитора, основанного на народных мелодиях с использованием приемов современной музыки
Задачи: познакомить детей через фольклор к современному музыкальному языку на примерах пьес Бартока и научить понимать доходчиво, ярко, сжато, избегая всего лишнего, музыкальную мысль
Форма: музыкальный вечер
БЕЛА БАРТОК (Bartok)
(25 III 1881, Надьсентмиклош, ныне Сынниколаул-Маре,
Румыния - 26 IX 1945, Нью-Йорк)
Если люди будущего когда-нибудь захотят узнать, как боролся и страдал человек нашей эпохи и как наконец нашел он путь к духовному освобождению, гармонии и миру, обрел веру в себя и в жизнь, то, обратись к примеру Бартока, они найдут идеал незыблемого постоянства и образец героического становления
человеческой души. Б. Сабольчи
Б. Барток - венгерский композитор, пианист, педагог, музыковед-фольклорист принадлежит к плеяде выдающихся музыкантов-новаторов XX в. наряду с К. Дебюсси, М. Равелем, А. Скрябиным, И. Стравинским, П. Хиндемитом, С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем. Самобытность искусства Бартока связана с углубленным изучением и творческой разработкой богатейшего фольклора Венгрии и других народов Восточной Европы. Глубокое погружение в стихию крестьянской жизни, постижение художественных и нравственно-этических сокровищ народного искусства, философское их осмысление во многих отношениях сформировали личность Бартока. Он стал для современников и потомков примером мужественной верности идеалам гуманизма, демократии и интернационализма, непримиримости к невежеству, варварству и насилию. Творчество Бартока отразило мрачные и трагические коллизии своего времени, сложность и противоречивость духовного мира современника, бурный процесс развития художественной культуры своей эпохи. Композиторское наследие Бартока велико и включает многие жанры: 3 сценических произведения (одноактную оперу и 2 балета); Симфонию, симфонические сюиты; Кантату, 3 концерта для фортепиано, 2 - для скрипки, 1-для альта (неоконч.) с оркестром; большое количество сочинений для различных инструментов solo и музыку для камерных ансамблей (в т. ч. 6 струнных квартетов).
Барток родился в семье директора сельскохозяйственной школы. Раннее детство прошло в атмосфере семейного музицирования, в шестилетнем возрасте мать начала его учить фортепианной игре. В последующие годы учителями мальчика были Ф. Керш, Л. Эркель, И. Хиртл, на его музыкальное развитие в отроческую пору оказала влияние дружба с Э. Донаньи. Сочинять музыку Бела начал с 9 лет, двумя годами позднее он впервые и весьма успешно выступил перед публикой. В 1899-1903 гг. Барток - студент Будапештской музыкальной академии. Его учителем по Фортепиано был И. Томан (ученик Ф. Листа), по композиции - Я. Кесслер. В студенческие годы Барток много и с большим успехом выступал как пианист, а также создал немало сочинений, в которых заметно влияние его любимых в то время композиторов - И. Брамса, Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса. Блестяще окончив Музыкальную академию, Барток совершил ряд концертных поездок по странам Западной Европы. Первый большой успех Бартоку-композитору принесла его симфония "Кошут", премьера которой состоялась в Будапеште (1904). В мКошут"-симфонии, вдохновленной образом героя венгерской национально-освободительной революции 1848 г. Лайоша Кошута, воплотились национальнопатриотические идеалы молодого композитора. Еще юношей Барток осознал свою ответственность за судьбу родины и национального искусства. В одном из писем к матери он писал: "Каждый человек, достигнув зрелости, должен, найти идеал, чтобы бороться за него, посвятить ему все силы и деятельность. Что касается меня, то всю мою жизнь, всюду, всегда и всеми средствами я буду служить одной цели: благу родины и венгерского народа" (1903).
Большую роль в судьбе Бартока сыграла его дружба и творческое сотрудничество с 3. Кодаем. Познакомившись с его методами собирания народных песен, Барток осуществил летом 1906 г. фольклорную экспедицию, записывая в деревнях и селах венгерские и словацкие народные песни. С этого времени началась научно-фольклористская деятельность Бартока, продолжавшаяся всю жизнь. Исследование старинного крестьянского фольклора, существенно отличавшегося от широко популярного венгероцыганского стиля вербункош, стало поворотным пунктом в эволюции Бартока-композитора. Первозданная свежесть старовенгерской народной песни послужила ему стимулом для обновления ладоинтонационного, ритмического, тембрового строя музыки. Собирательская деятельность Бартока и Кодая имела и большое общественное значение. Диапазон фольклорных интересов Бартока и география его экспедиций неуклонно расширялись. В 1907 г. Барток начал также свою преподавательскую деятельность в качестве профессора Будапештской музыкальной академии (класс фортепиано), продолжавшуюся до 1934 г.
С конца 1900-х и до начала 20-х гг. в творчестве Бартока наступает период напряженных поисков, связанных с обновлением музыкального языка, формированием собственного композиторского стиля. Основой его стал синтез элементов разнонационального фольклора и современных новаций в области лада, гармонии, мелодии, ритма, красочных средств музыки. Новые творческие импульсы дало знакомство с творчеством Дебюсси. Ряд фортепианных опусов стал своего рода лабораторией композиторского метода (14 багателей ор. 6, альбом обработок венгерских и словацких народных песен - "Детям", "Allegro barbare" и др.)- Барток обращается также к оркестровым, камерным, сценическим жанрам (2 оркестровые сюиты, 2 картины для оркестра, опера "Замок герцога Синяя борода", балет "Деревянный принц", балет-пантомима "Чудесный мандарин").
Периоды интенсивной и разносторонней деятельности неоднократно сменялись у Бартока временными кризисами, причиной которых были в основном равнодушие широкой публики к его произведениям, гонения косной критики, не поддерживавшей смелых исканий композитора - все более самобытных и новаторских. Интерес Бартока к музыкальной культуре соседних народов не раз вызывал злобные выпады шовинистически настроенной венгерской прессы. Как и многие прогрессивные деятели европейской культуры, Барток в годы первой мировой войны стоял на антивоенной позиции. В период образования Венгерской советской республики (1919) совместно с Кодаем и Донаньи он был членом музыкальной Директории (во главе с Б. Рейницем), планировавшей в стране демократические реформы музыкальной культуры и образования. За эту деятельность при хортистском режиме Барток, как и его соратники, подвергся репрессиям со стороны правительства и руководства Музыкальной академии.
В 20-х гг. стиль Бартока заметно эволюционирует: конструктивистская усложненность, напряженность и жесткость музыкального языка, характерные для творчества 10 - начала 20-х гг., с середины этого десятилетия уступают место большей гармоничности мироощущения, стремлению к ясности, доступности и лаконизму выражения; немалую роль здесь сыграло обращение композитора к искусству мастеров барокко. В 30-х гг. Барток приходит к наивысшей творческой зрелости, стилевому синтезу; это пора создания его самых совершенных произведений: Светской кантаты ("Девять
волшебных оленей"), "Музыки для струнных, ударных и челесты", Сонаты для двух фортепиано и ударных, фортепианного и скрипичного концертов, струнных квартетов (Э 3-6), цикла инструктивных фортепианных пьес "Микрокосмос" и др. Тогда же Барток совершает многочисленные концертные поездки по странам Западной Европы и в США. В 1929 г. Барток гастролировал в СССР, где его сочинения были встречены с большим интересом. Продолжается и активизируется научно-фольклористская работа; с 1934 г. Барток занимается фольклорными исследованиями в венгерской Академии наук. В конце 1930-х гг. политическая обстановка сделала невозможным дальнейшее пребывание Бартока на родине: его решительные выступления против расизма и фашизма в защиту культуры и демократии стали причиной непрерывной травли художника- гуманиста реакционными кругами Венгрии. В 1940 г. Барток с семьей эмигрировал в США. Этот период жизни отмечен тяжелым душевным состоянием и снижением творческой активности, вызванными разлукой с родиной, материальной нуждой, отсутствием интереса к творчеству композитора со стороны музыкальной общественности. В 1941 г. Бартока поразила тяжелая болезнь, ставшая причиной его преждевременной смерти. Однако и в эту нелегкую пору жизни он создал ряд замечательных сочинений, таких, как Концерт для оркестра, Третий фортепианный концерт. Горячее стремление вернуться в Венгрию не осуществилось. Спустя 10 лет после смерти Бартока прогрессивная мировая общественность почтила память выдающегося музыканта -
Всемирный совет мира посмертно удостоил его Международной премии мира. В июле 1988 г. прах верного сына Венгрии был возвращен на родину; останки великого музыканта были преданы земле на будапештском кладбище Фаркашкет.
Искусство Бартока поражает сочетанием резко контрастных начал: первозданной силы, раскованности чувств и строгого интеллекта; динамизма, острой экспрессивности и сосредоточенной отрешенности; пылкой фантазии, импульсивности и конструктивной
ясности, дисциплинированности в организации музыкального материала. Тяготевшему к конфликтному драматизму, Бартоку далеко не чужда лирика, то преломляющая безыскусственную простоту народной музыки, то тяготеющая к утонченной созерцательности, философской углубленности. Барток- исполнитель оставил яркий след в пианистической культуре XX в. Его игра захватывала слушателей энергией, вместе с тем ее страстность и накал всегда находились в подчинении воли и интеллекта. Просветительские идеи и педагогические принципы Бартока, как и особенности его пианизма, отчетливо и полно проявились в произведениях для детей и юношества, составивших немалую часть его творческого наследия.
Говоря о значении Бартока для мировой художественной культуры, его друг и соратник Кодай сказал: "Имя Бартока - независимо от юбилейных дат - символ великих идей. Первая из них - поиск абсолютной истины как в искусстве, так и в науке, а одно из условий этого - нравственная серьезность, возвышающаяся над всеми человеческими слабостями. Вторая идея - непредвзятость по отношению к особенностям различных рас, народов, а вследствие этого взаимопонимание, а затем братство между народами. Далее имя Бартока означает принцип обновления искусства и политики, исходя из духа народа, и требование такого обновления. Наконец, оно означает распространение благотворного влияния музыки на самые широкие народные слои".
Сборник «Детям» - один из первых значительных творческих результатов увлечения Б. Бартока фольклором. Барток сделал эти обработки специально для детей, так как придавал народной музыке большое воспитательное значение. «Наши народные мелодии - писал он, - все без исключения являют собой образцы наивысшего художественного совершенства. Я считаю их области малых форм такими же шедеврами, как фуга Баха или соната Моцарта в области крупных форм. Эти мелодии являются классическим примером того, как можно доходчиво, ярко и сжато, избегая всего лишнего, выразить музыкальную мысль... У этой музыки мы можем учиться лаконичности языка, отметающей все несущественное, - именно к этому мы и стремились в противоположность многоречивости романтизма».
Остановимся на некоторых особенностях пьес.
Ладовые особенности мелодий. Очень многие из песен отличаются не совсем обычным ладовым составом. Он использует параллельно переменный лад, такого рода переменность встречается в народной венгерской музыке. Так же он использует лидийский и дорийский лады.
Гармонические особенности. В пьесах совершенно не встречаются традиционные гармонизации - везде проявляется тонкое композиторское чутье, выдумка, индивидуальное отношение к каждой мелодии. Сам Барток говорил: «Мои гармонии везде приспосабливаются к специфическому характеру используемых мной мелодий, независимо от того, имеют ли эти мелодии народное происхождение или были сочинены мной».
Ритм. При рассмотрении ритмической стороны пьес не следует забывать о том, что для Бартока ритм являлся важнейшим компонентом музыки, ее первоосновой. Об этом говорят его собственные слова: «Мелодия без ритма невозможна, в то время как можно представить себе ритм без мелодии», это же подтверждается и его сочинениями. И в пьесах из сборника «Детям» можно обнаружить большое ритмическое разнообразие, проявляющееся, с одной стороны, в свободных импровизационных ритмических рисунках и, с другой стороны, дающее представление о необычайной стихийной силе ритма.
Часто встречается в народной венгерской музыке ритм, который даже называют «венгерским ритмом». При работе с учащимися нужно требовать точного, пружинистого исполнения этого ритма, избегая всяческой размягченности.
При рассмотрении ритма бартоковских пьес (как и вообще ритма народной музыки разных стран) следует отметить частое отсутствие в построениях квадратности, столь свойственной профессиональной европейской музыки прошлого и позапрошлого веков. В этих песнях на смену четырехтактовым построениям приходят иные структуры, что свойственно многим венгерским песням. В других пьесах величина построения меняется, уподобляясь в каком-то отношении смены размера.
Полифония. Исключительно большую роль играют в сочинениях Бартока полифонические приемы. Помимо повсеместно встречающихся имитаций, своеобразно решенных канонов, контрастной полифонии, мы обнаруживаем здесь так же иные претворения полифонических средств. Обратим внимание на те случаи, где полифония обеспечивает единство музыкальной ткани всей пьесы. Очень важным в этом отношении средством является симметричное противоположное - движение голосов.
Варьирование. Этот прием, идущий в конечном счете от народного музицирования, находит в музыке Бартока широчайшее применение. Здесь отметим специально две пьесы, написанные в вариационной форме - №39 из тетради II и №5 из тетради III. Эти два нетрудных вариационных цикла дают много необычного и нового: от них протягиваются нити ко многим другим - фортепианным и инструментальным - произведениям Бартока, в частности к «Свободным вариациям» из цикла «Микрокосмос».
Подражание народным инструментам. Пьеса №26 из тетради IV носит название «Флейтовый наигрыш». Наиболее рельефным в ней является ритм, связанный с импровизационным характером этого наигрыша. Для исполнителя основная трудность как раз и заключается в передаче импровизационности, а также в достижении свободного легкого звучания. В этой пьесе имитируется звукоподражание инструменту флейта. В целом ряде пьес сопровождение построено на имитирование звучания волынки - №31 из тетради IV.
Предлагаемый сборник состоит из четырех тетрадях: в первых двух тетрадях помещены пьесы на материале венгерских народных и детских песен, тетради III и IV строятся на словацких мелодиях. Важно отметить, что Барток явился крупнейшим и ярчайшим представителем поколения композиторов (можно назвать еще поляка К. Шимановского, чеха Л. Яначека), которые видели в фольклоре важнейшую силу, способную оплодотворить профессиональную музыку, и на основании особенностей народной музыки создавали новый, подчас революционный язык.
Сборник «Детям» впервые был опубликован в начале века (1908 - 1909). Незадолго до смерти - в январе 1945 г. - Барток заново пересмотрел сборник: часть пьес изложил по- иному (более крупными длительностями), добавил некоторые заголовки, несколько номеров переставил, шесть пьес снял вообще.
Вторая авторская редакция сборника впервые вышла в нашей стране в 1980 г. (с эквиритмическими переводами текстов песен).
Используемая литература:
- Н. Копчевский «Через фольклор - к современному музыкальному языку».
- Бела Барток «Детям». Вторая авторская редакция. Москва: «Музыка», 1988.
- А. Малинковская «Бела Барток». ()
- «Ансамбли юных скрипачей», выпуск 8, Москва: «Советский композитор», 1988.
- Б. Сабольчи «Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях», Будапешт, 1963.
- В.М. Катанский «Учебно-методическое пособие», Москва, 2001.
- М.Г. Соколов «Маленький пианист», Москва: «Музыка», 2001.
- «Пьесы. От простого к сложному», Выпуск №1, 4-7 класс. Москва: «Советский композитор», 1971.
- К.А. Фортунатов «Юный скрипач», Выпуск №1, Москва: «Советский композитор», 1989.
- М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов «Хрестоматия для скрипки», Часть 1, Москва: «Музыка», 2004.
Программа выступления
Маленькие пьесы с использованием венгерских детских и народных песен (I - II тетрадь).
- Играющие дети.
- Детская песня «Солнышко встань» - ансамбль скрипачей.
- Лидия красавица.
- Игра.
- Танец в форме канона.
- Противоположное движение.
- Этюд для левой руки.
- Игровая песня «Дай-ка мне иглу»
- Детская игра.
- Баллада.
- Пьеса №14.
- Пьеса №15.
- Круговой танец.
- Пьеса №22.
- Детская №24.
- Пьеса №25.
- Хороводная песня.
- Свадебная - ансамбль скрипачей.
- Дуэт №34.
- Дуэт №35.
- Дуэт №37.
- Рождественская заговорная песня.
Маленькие пьесы с использованием словацких детских и народных песен (III тетрадь)
- Вариации.
- Песня пастуха.
- Танец.
- Пьеса №12.
- Пьеса №13.
- Жалоба.
- Насмешка.
- Флейтовый наигрыш.
- Пьеса №28.
- Пьеса №29.
- Восточная мелодия.
- Венгерская песня - ансамбль скрипачей.
- Вечер в деревне.
