Приемы укрепления пальцев по системе Б. М. Берлина

В данной статье рассматриваются приемы по укреплению пальцев Б. М. Берлина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemyberlina.docx13.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской»

«Приемы по укреплению пальцев по системе Б. М. Берлина»

(Доклад)

Выполнила:

Сарычева Алина Руслановна

г. Новокузнецк, 2024

Борис Моисеевич не писал методических трудов, и не только потому, что не любил бумажную работу, но в силу высокой требовательности к такому виду деятельности. Характерными жанрами представления его педагогического метода были (помимо работы в классе) открытые уроки и лекции, которые он проводил в Москве и в других городах бывшего СССР. 24 декабря 1980 года Борис Моисеевич выступил докладом “О работе над звуком и фразировкой” на научно-практической конференции «Роль традиций отечественного фортепианного искусства в развитии современного фортепианного исполнительства», организованной Секцией фортепиано при МК РСФСР.

Технические приемы Берлина известные, как приемы «по укреплению пальцев», в

действительности ставили перед учеником более широкие задачи, а именно:

1. Собственно «укрепление пальцев»: т.е. развитие их силы и выносливости.

2. Развитие силы и независимости пальцев друг от друга, то есть их артикуляционной

самостоятельности.

3. Развитие гибкости, эластичности и растяжки мышц пальцев, пясти и кисти.

Прежде чем переходить к описанию самих приемов, необходимо оговорить

определенные условия их выполнения:

Во-первых, это правильная посадка за инструментом. Очень важна высота сиденья, так как рука должна находиться чуть выше уровня клавиатуры, а локоть ни в коем случае не должен «провисать». Б.М.Берлин любил высокую посадку за инструментом и прививал это своим ученикам.

Во-вторых, постоянный контроль мышечной свободы при определенной организации исполнительского аппарата. Ни кисть, ни локоть не должны «зажиматься»; любое мышечное напряжение или усилие - кратковременно и тотчас же сменяется полным освобождением руки.

В-третьих, большинство технических приемов, так же как и приемы из 1-й группы (работа над звуком) применялись на педали: это упражнения №1,2 и № 9,10,11.

Прием №1. Прямой палец – «как гвоздь» с опорой на косточку пясти у основания пальца. Задача - не прогибать палец в фалангах. Для того чтобы натренировать эту позицию, рекомендовалось играть сначала один какой то голос сверху «non legato», например мелодию или бас каким то одним пальцем (удобнее всего начинать 3-м), а затем всеми остальными - по очереди. Это позволяло выработать ощущение одинакового веса руки в каждом пальце, например в мелодии, а значит и ощущение одинаковой силы в каждом звуке, то есть ровности звуковедения. Особенно это было важно для слабых - 4-го и 5-го пальцев. После выработки единого ощущения веса руки во всех пальцах, этот же голос прорабатывался уже той аппликатурой, которая требовалась в данном эпизоде, при этом все пальцы нагружались весом руки - одинаково, что приводило к ровности звуковедения.

После освоения начального этапа этого упражнения можно было прорабатывать таким способом не только одноголосие, но и всю партию правой или левой руки, включающей интервальные и аккордовые последовательности. Трудноисполнимые прямыми пальцами аккорды можно было разбивать на арпеджио и после полного освоения приема - одновременно прорабатывать обе руки, т.е. всю фактуру, что требовало, конечно, больших физических затрат. Зато потом было так легко играть!

Надо отметить, что в этом упражнении существует два подхода: можно играть

все на ff, то есть «стальными», «железными» пальцами с максимальной силой – это «укрепляет» пальцы, которые учатся выдерживать большую «силовую» нагрузку.

А можно упражняться и без применения большой силы, т.е. используя только

естественный вес руки, примерно на mf, как бы «переставляя» прямые пальцы все время строго в одной позиции. Это позволяет выработать единую позицию, одинаковое «туше» во всех пальцах и ощущать вес собственной руки в каждом пальце, независимо от его природных особенностей.

Необходимо оговорить положение кисти в этом упражнении.

Здесь есть два варианта: либо опора на высокую кисть, когда палец и пясть образуют единую, почти вертикальную линию («высокая» кисть), либо опора «на косточку» пясти у основания пальца, как бы «собрав» пясть – в этом случае положении кисти гораздо ниже и образует единую почти горизонтальную линию от кисти до локтя. Эту позицию легко представить себе, если по совету Б.М.Берлина попробовать зажать в кисти спичечный коробок и так поиграть одним 2-м или 3-м пальцем.

Оба варианта приема широко использовались и как определенное фортепианное туше в подходящих случаях (особенно в произведениях Листа, Шопена, Брамса и др).

Освоение этого упражнения является необходимым предварительным условием для перехода к другим. Только после выработки в каждом пальце ощущения абсолютно прямого (не прогибающегося, «ломающегося») «железного» пальца можно переходить к последующим, более сложным и мощным «силовым» упражнениям.

Прием № 2. В позиции абсолютно прямого, «как гвоздь», пальца и «собранной»

пясти с опорой «на косточку» с максимальной силой ff («зло», «с отвращением») взять звук, как бы оттолкнувшись от клавиши с одновременной опорой на нее, сразу же сбрасывая напряжение после взятия звука.

Прямой, не прогибающийся в фалангах палец должен выдержать сильный, резкий толчок всей руки от плеча, как бы стряхивая груз с кисти (в положении «собранной» пясти) после чего рука тут же расслабляется, как бы «стряхивая» напряжение. Особенно трудно, (но невероятно эффективно) применять это упражнение в двойных нотах (включая октавы) и аккордах. Зато после проработки аккорды делаются невероятно мощными и полнозвучными, а двойные ноты и октавы буквально «вытряхиваются из рукава». (Естественно, что сохранять положение высокой кисти и прямых пальцев в октавах и аккордах нелегко, особенно с небольшими руками: в этих случаях верхний и нижний голоса в октавах и, соответственно, голоса в аккордах прорабатывались отдельно). Последующие два упражнения являются усложненными вариантами предыдущего.

Прием № 3. Проделать то же самое, что и в упражнении № 2 , но, что очень

существенно, не отрывая палец от клавиши. Т.е. происходит резкий толчок руки вперед и моментальное возвращение в исходную позицию, сохраняя «собранную» («зажатый коробок») пясть!

В этом варианте отсутствует падение - «стряхивание» руки, т.е. ее принудительное освобождение. Это упражнение Берлин рекомендовал только после того, как ученик в полной мере овладевал предыдущим и хорошо ощущал свободу руки при ее резком и сильном толчке вперед, что было возможно только тогда, когда мышцы руки были

уже достаточно укреплены и натренированы.

Прием №4. И, наконец, последнее, и самое сложное упражнение из этой серии.

Выполняется так же, как и прием № 2, но особенность и трудность его состоит в том что, совершая толчок руки с опорой на одном пальце, надо удерживать на клавише предыдущий, уже сыгравший палец, т.е. в упражнении задействованы одновременно два пальца: уже сыгравший и играющий в данный момент.

Таким образом, к задаче выработке силы пальца и кисти, выдерживающих мощный толчок всей руки вперед, прибавляется задача тренировки растяжки между пальцами.

Обращаю внимание на то, что в упражнениях №3 и №4, где палец не

отрывается от клавиши и тем более, задействовано одновременно 2 пальца - педаль не применяется либо используется ограниченно!

Важно отметить, что Б.М. Берлин никогда не перегружал ученика упражнениями и не навязывал их. На первом месте всегда была звуковая и интонационная, образная, смысловая работа («о чем музыка?»)

Только когда ученик чувствовал свою беспомощность, понимал, что ему не

хватает технических ресурсов, тут только Учитель, как волшебник показывал

необходимый прием, помогающий достигнуть нужного результата.

Как правило, это был один какой-то прием, который необходимо было

применить тут же на уроке, обязательно (!) убедившись в его эффективности!

Если прием был понят и воспроизведен правильно, то результат сразу «был налицо» и это было для ученика колоссальной мотивацией для отработки приема дома.

Несмотря на это, прием обязательно отрабатывался на нескольких уроках, чтобы ученик мог физически почувствовать (что очень важно!), как правильно выполнять упражнение. Для этого требовалось определенное время.

В то же время, мой собственный опыт показывал, что если одно и то же

упражнение применялось длительно, эффективность его убывала (для этого, по-видимому, были естественные физиологические причины, срабатывала сила инерции) и необходимо было, что называется, «сменить пластинку». Берлин в этом случае (когда прием уже не помогал ученику) рекомендовал иной,

иногда прямо противоположный способ работы, благо в его арсенале их было

достаточно или - забыть о всяких приемах и просто играть.