Сонатно-симфонический цикл эпохи классицизма

В данном докладе описаны особенности композиции, драматургии, традиционные формы частей (на примере Лондонских симфоний Й. Гайдна)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._sonatno-simfonicheskiy_tsikl_y._gaydna.docx15.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской»

«Сонатно-симфонический цикл эпохи классицизма»

(Доклад)

Выполнила:

Сарычева Алина Руслановна

г. Новокузнецк, 2024

Классицизм (от лат - образцовый) – стиль в искусстве 17 – 18 вв. Содержание музыкальных сочинений связано с контролем разума над чувствами.

Гайдна называют основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного симфонического оркестра и отцом симфонии. Гайдн написал парижские(6) и лондонские(12) симфонии (всего 104).

В творчестве Гайдна устанавливается тип классической трех-частной сонаты. В основе – культ разума – рационализм, стройность и логичность. Разум преобладает над чувствами. Опора на эстетические идеалы античности: способность человеческого разума создавать гармонию и красоту, выявление красоты не в Боге, а в природе, в человеке. Личность человека, как высшая ценность бытия, освобождение его от религиозно-церковного влияния.

Придание огромного значения воспитательной функции искусства. Симфония у Гайдна обретает смысл обобщенной «картины мира», в которой разные стороны жизни – серьезные, драматические, лирико-философские, юмористические – приведены к единству и равновесию.

Черты стиля- Художественное единство тем, образов, языка, формы. В западноевропейской музыке складываются «образцовые» структуры сонаты и симфонии, а в театре формируется психологическая драма.

Строгие каноны: уравновешенность пропорций, исключение всего лишнего, второстепенного. Смешивать жанры было недопустимо. Логичность мышления, гармония и ясность форм.

Жанры- Соната, симфония, опера, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (четырёхчастный цикл).

Сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет.

Музыкальный язык- Утверждается главенство гомофонно-гармонического стиля. На гармонию как на фундамент, стала опираться мелодия.Утверждается мажоро-минорная система. Образно-тематическая выразительность инструментальных тем достигалась соединением мелодической интонации со словом, зрительным образом, характерами героев в опере.

Каждый из представителей венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью: Й. Гайдн больше тяготел к народно-жанровым образам, юмору, шутке; Л. ван Бетховен – к героике; В. А.

Моцарт был универсальным художником – ему удавалось всё.

Черты стиля музыки Гайдна - Музыка Й. Гайдна – жизнерадостная, энергичная, светлая. Большинство произведений написано в мажорных тональностях. Почти все симфонии непрограммны, нет сюжета.

Высшим достижением гайдновского симфонизма считаются его 12 «Лондонских» симфоний. «Лондонские» симфонии (№№ 93–104) написаны Гайдном в Англии, во время двух гастрольных поездок.

В зрелых симфониях (Лондонских) сформировалась классическая сонатная форма и сонатно-симфонический цикл. Утвердил основной метод симфонического развития – мотивно-тематическое (выделение из темы короткого активного элемента и его развитие).

Характерно для симфоний:

-господство мажорных тональностей (минорная среди «Лондонских» лишь одна –№ 95, c-moll, но финал написан в C-dur);

-опора на народно–жанровый тематизм, часто – на народные мелодии австрийского, немецкого, чешского, венгерского, сербского происхождения.

-общий жизнерадостный характер музыки. Для Гайдна мало свойственна героика и трагедийность.

Все «Лондонские» симфонии открываются медленными вступлениями (кроме минорной 95-й). Вступления:

-Они создают сильный контраст с I части, поэтому в дальнейшем ее развитии композитор обходится без сопоставления разнохарактерных тем;

-Вступление всегда начинается с громкого утверждения тоники (пусть даже одноименной, минорной – как, например, в симфонии № 104) – главная партия сонатного allegro может начаться тихонько, и даже сразу отклониться в другую тональность, что создает устремленность музыки вперед, к предстоящим кульминациям;

-Иногда материал вступления становится одним из важных участников тематической драматургии. Так, в симфонии № 103 (Es-dur, «С тремоло литавр») мажорная, но сумрачная тема вступления появляется и в разработке, и в коде I части, а в разработке она становится неузнаваемой, сменив темп, ритм и фактуру.

Сонатная форма. Гайдн создал такой тип сонатного allegro, в котором главная и побочная темы не контрастны друг другу и нередко вообще строятся на одном и том же материале

В сонатных разработках «Лондонских» симфоний господствует мотивный тип развития. Это обусловлено танцевальным характером тем, в которых огромную роль играет ритм (танцевальные темы легче членятся на отдельные мотивы, чем кантиленные). Развитию подвергается яркий мотив темы, не обязательно начальный.

В темах Он использует яркие тональные сопоставления, регистровые и оркестровые контрасты, полифонические приемы,, но больших конфликтов не возникает. Строго соблюдаются пропорции разделов – разработки чаще всего равны 2/3 экспозиций.

Излюбленной у Гайдна формой медленных частей являются двойные вариации, которые иногда так и называют «гайдновскими». Чередуясь между собой, варьируются две темы (обычно в одноименных тональностях), различные по звучности и фактуре, но интонационно близкие и потому мирно друг с другом соседствующие.

Наряду с вариационной, использует в медленных частях и сложную 3хчастную форму (симфония №104). Все разделы трехчастной формы содержат здесь что-то новое по отношению к начальной музыкальной мысли.

По традиции медленные части сонатно-симфонических циклов – это центр лирики и певучего мелодизма. Но лирика в симфониях тяготеет к жанровости. Многие темы медленных частей опираются на песенную или танцевальную основу. Из всех «Лондонских» симфоний ремарка «певуче» присутствует только в Largo 93 симфонии.

Менуэт – единственная часть, где обязательно присутствует внутренний контраст, это жизненная энергия и оптимизм. Чаще всего это живые сценки народного быта. Преобладают менуэты, несущие традиции крестьянской танцевальной музыки, в частности, австрийского лендлера (в симфонии№104). Более галантный менуэт в «Военной» симфонии, причудливо-скерцозный (благодаря острой ритмике) – в симфонии№103.

Финалы «Лондонских» симфоний все мажорны и радостны. Здесь видна предрасположенность к народному танцу, народных тем.

Традиционные формы частей симфонии.

I часть – быстрая. Сонатное аллегро.

II часть – медленная. Анданте или Адажио.

III часть – умеренная. Менуэт.

IV часть – быстрая. Народно-жанровый финал.

I часть (сонатная) – человек действует.

II часть(3х частая, вариации, рондо, сонатина без разработки) – человек отдыхает, размышляет.

III часть(3х частная) – человек танцует.

IV часть(рондо, рондо соната) – человек действует вместе со всеми.

Лондонские симфонии (1791 – 1792 гг.) Четыре части со вступлением, которое контрастирует с сонатным аллегро. Между главной и побочной партиями существует тональный (но не образный) контраст.

Вторые части симфоний В умеренно-медленном темпе. Форма – сложная трёхчастная или вариационная. Характер – задумчиво-лирический, сосредоточенный.

Третьи части симфоний Менуэты. Форма – сложная трёхчастная. Финалы - Сцены и образы народной жизни. Форма – сонатная или рондо-соната.

Сонатное allegro – форма первой части симфонии – начинается темой, которая подвергается наиболее интенсивному развитию. Первая тема, излагающаяся в главной тональности это главная партия. Ей противопоставляется вторая тема пп. Но между темами главной и побочной партии яркий образный контраст отсутствует. И те, и другие обычно носят народный песенно-танцевальный характер. Имеется лишь тональный контраст: основной тональности главных партий противопоставляется доминантовая тональность побочных партий. В тех случаях, когда главные и побочные партии различны по тематическому материалу, они во многом схожи по характеру музыки, по образному строю. Главная и побочная партии образуют первый раздел сонатного allegro, называющийся экспозицией. Буквальное значение слова «экспозиция» - показ, демонстрация.

Второй раздел сонатного allegro называется разработкой. В разработке тематический материал экспозиции подвергается интенсивному и напряжённому развитию. Разработки в симфониях Гайдна строятся путём мотивного вычленения. От темы главной или побочной партии отделяется короткий, но наиболее активный отрезок и подвергается довольно длительному самостоятельному развитию (непрерывные модуляции в разные тональности, проведение у различных инструментов и в различных регистрах).

Это придаёт разработкам динамический и устремлённый характер.

Третий раздел сонатного allegro – реприза, что означает повторение. В репризе в той же последовательности, что и в экспозиции, снова проходят темы главной и побочной партий. Но реприза не является простым повторением экспозиции, во-первых, благодаря тому, что после предшествующего интенсивного развития в разработке тема главной партии звучит по-новому, и, во-вторых в отличие от экспозиции, во всех темах сохраняется основная тональность, устойчиво и прочно закрепляясь и восстанавливая нарушенное ранее равновесие, компенсируя тональную неустойчивость разработки. После репризы обычно следует кода, которая подводит итог всему предшествующему развитию.