"История вибрато на музыкальных инструментах"
Введение
Вибра́то (итал. vibrato из лат. vibratio — колебание) — периодические изменения высоты, силы (громкости) или тембра музыкального звука или пения. В струнных инструментах вызывается колебаниями пальца, в духовых инструментах и у вокалистов — пульсацией воздушного давления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«История вибрато на музыкальных инструментах»
Введение
История вибрато
Постановка вибрато
Заключение
Введение
Вибра́то (итал. vibrato из лат. vibratio — колебание) — периодические изменения высоты, силы (громкости) или тембра музыкального звука или пения. В струнных инструментах вызывается колебаниями пальца, в духовых инструментах и у вокалистов — пульсацией воздушного давления.
История вибрато
Как свидетельствует история музыкально-исполнительского искусства, вибрато завоевывало свое место в ряду других средств художественной выразительности в жестокой борьбе с рутиной и косностью. Первые ростки вибрато возникли на почве итальянского вокала. Сами вокалисты сначала относились к нему недоверчиво, расценивая его как нечто слишком вольное и чуждое хорошему вкусу. Однако с течением времени в среде вокалистов вибрато получает всеобщее признание. Вслед за вокалистами выразительными возможностями вибрато заинтересовались струнники, которые называли вибрирующий звук «блеющим» и всячески поносили музыкантов, применяющих вибрато в игре.
Что же касается исполнительства на духовых инструментах, то еще в двадцатых и даже тридцатых годах прошлого века многие профессора духовых классов Советского Союза считали вибрато исполнительским приемом, несовместимым с природой духовых инструментов. Всякую попытку своих учеников вибрировать они расценивали как «опасную ересь», подлежащую немедленному искоренению. Однако эта консервативная позиция пришла в острое противоречие с новыми тенденциями, все более проявлявшими себя в духовом исполнительстве. Новые художественные задачи влекли за собой расширение средств выразительности, поиски новых исполнительских приемов. И сейчас, когда от исполнителей на духовых инструментах требуется многообразие и эмоциональная насыщенность звучания, игнорировать такое яркое средство выразительности, как вибрато стало невозможным.
В настоящее время консервативная догма старой школы – «вибрато на духовых инструментах недопустимо» в принципе свергнута. Вместе с тем многие исполнители на духовых инструментах еще и до сего времени весьма туманно представляют себе специфику этого выразительного средства. Так, некоторые из них рассматривают вибрато только как украшение звука. Другие считают допустимым лишь эпизодическое применение духового вибрато. Сохранились и непримиримые его противники. Имеет распространение и обратная точка зрения, согласно которой без вибрато звук духового инструмента не может быть красивым. Существует немало и других не менее противоречивых взглядов на духовое вибрато, его характер и смысл применения. Как правило, они либо неправильно характеризуют духовое вибрато, либо односторонне определяют его место в арсенале выразительных средств духовика.
Постановка вибрато
Чистое интонирования на гобое часто оказывается связанной с проблемой вибрато на инструменте. Вибрато на гобое представляет собою периодическую пульсацию выдоха, приводящую к изменениям высоты звука.
У некоторых исполнителей природное хорошее вибрато получается без особой подготовительной тренировки, у других оно имеет характер неприятного дрожания звука, с чем следует бороться. Необходимо требовать от молодого исполнителя совершенно ровного звучания в течение длительного времени, чтобы мелкое дребезжащее вибрато исчезло.
Умеренное вибрато средней частоты на духовом инструменте создает впечатление теплого, проникновенного звука, оно улучшает качество тембра, а слишком частое вибрато придает звуку неустойчивый характер. Играющий на гобое должен пользоваться приемом вибрато умеренно: беспрерывно дрожащий звук духового инструмента быстро надоедает.
Упражнения на вибрато проводятся на медленной, красивой кантилене. Полезно слушать исполнителей, обладающих хорошим вибрато, а также использовать звукозаписи мастеров, владеющих этим приемом в высокой степени. Таким образом, у исполнителей на гобое имеются довольно широкие возможности в достижении чистоты строя и интонации, нужно лишь уметь своевременно и правильно пользоваться теми или иными приемами.
Заключение
Можно утверждать, что искусное, творческое вибрато значительно расширяет сферу выразительных средств гобоя, существенно обогащает его звуковую палитру. В частности, вибрирующий звук всегда воспринимается как более живой, гибкий и эмоционально насыщенный, чем невибрирующий. Облегчая соединение звуков, вибрато вносит в исполнение некоторую дополнительную плавность. Вибрирующий звук обладает способностью легче преодолевать звучание сопровождения и доносить сольную фразу до слушателя. Наконец, вибрато в какой-то мере складывает встречающиеся в исполнении интонационные «шероховатости». Но самое ценное свойство вибрато заключается в способности придавать музыкальному звуку большую выразительность и эмоциональность. Сообщая звукам определенную тембровую окраску, музыкант, искусно владеющий вибрато, изменяя по своей воле его характер, может получить целую гамму нюансов и красок. Он обладает такой возможностью по своему желанию изменять эмоциональную окраску звуков и придавать им самые различные тембровые оттенки. А это, при умелом использовании, - уже могучее исполнительское средство, помогающее раскрывать содержание исполняемого произведения.