Методика работы над мелизмами в классе эстрадного пения" конспект открытого урока

Винницкая Оксана Николаевна

    Мелизмы в музыке - это музыкальные украшения.

 Мелизматическое пение уходит корнями в культовую музыку мировых религий. Католики использовали его, чтобы петь аллилуйи, православные — для евангельских стихир. Мелизматика была популярна в эпоху барокко и в классико-романтический период.

      И теперь, в современном мире, есть мелизмы академические, применяющиеся в оперном пении — разнообразные трели и не только. А есть мелизмы эстрадные, на которых и базируется программа открытого урока. При этом существуют мелизмы, которые используются в обоих направлениях, но звучат по-разному. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МО «Тайшетский район»

Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Тайшетского района

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №2» г.Тайшета

конспект открытого урока

тема:

«Методика работы над мелизмами

в классе эстрадного пения»

Подготовила:

Винницкая Оксана Николаевна,

преподаватель высшей

квалификационной категории

2025г.

г.Тайшет

Преподаватель класса эстрадного пения: Винницкая Оксана Николаевна.

Обучающаяся: Шакурская Виктория Ивановна (7 год обучения, 15 лет)

Место проведения: МКУДО «Детская музыкальная школа №2» г.Тайшета, кабинет №20.

Дата проведения: 14 января 2025г.

Продолжительность урока: 40 минут, согласно учебному плану.

Форма проведения урока: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: фортепиано, акустическая аппаратура, компьютер, микрофон.

Музыкальный материал: песня Ella Fitzgerald «At last», песня «Я буду рядом» автор: А.Демидова.

Тема урока: «Методика работы над мелизмами в классе эстрадного пения».

Цели урока:

- научиться навыку исполнения вокальных украшений;

- совершенствовать навык пения кантилены с использованием вокальных мелизмов.

Задачи урока:

Обучающие:

- развитие навыков пения «кантилены», совершенствование вокальной техники пения с

вибрацией и различными нюансами;

- понятие украшения-мелизмы в вокальной музыке, виды украшений.

Развивающие:

- навык вибрации в голосе;

- навык пения «кантилены» в сочетании с вибрацией в голосе и динамическими оттенками крещендо и диминуэндо;

- навык пения украшений с вибрацией;

- развитие активности артикуляционного аппарата;

- развитие эмоционально-образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над музыкальным произведением;

- развитие навыков правильного дыхания.

Воспитательные:

- создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;

- повышение уровня самооценки, стремление к самоусовершенствованию и творческой самореализации.

Методы:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (комментарии, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- фонетический (вокальные упражнения);

- методы показа и подражания;

- сравнительного анализа.

План урока:

1. Вступление – 3-5 мин.

2. Распевание: использование распевок на постановку дыхания, чувства опоры звука; пропевание мажорной пентатоники, как одного из видов вокального украшения; пение упражнения: украшение в виде звена секвенции от разных нот в тональности. 10 мин.

3. Работа над песнями «At last», «Я буду рядом» -  работа по фразам (над «кантиленой» с использованием динамических оттенков, вокальных приемов «фальцет», «белтинг», «тванг», «Субтон», с добавлением мелизмов). Вычленение украшения, пение украшения в медленном темпе в выбранном произведении, отработка и закрепление украшений на протяжении исполнения всего произведения. 15 мин.

4. Закрепление материала. Контрольное исполнение произведений – 6 мин.

5. Обобщение урока – 2 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Учитель:     Добрый день! На сегодняшнем занятии мы поговорим о том, как овладеть техникой исполнения мелизмов. Мелизмы разучиваются как и основная мелодия. Важно чтобы прозвучала каждая нота. И лучше спеть их на вибрации. Навык вибрации в голосе дети изучают уже с первого года обучения. Существуют упражнения, которые помогают освоить приём вибрации в голосе, сделать голос гибким и подвижным. Вибрация помогает петь украшения легко, а добавление вибрации в конце предложения на длинной ноте делает исполнение песни музыкальным. Само украшение поётся более лёгким звуком с движением к основному звуку с более долгой длительностью. Можно сделать упражнение из выбранного украшения и петь его от разных нот в тональности в виде секвенции.

        И, так как речь зашла о музыкальном украшении «вибрато», настало время перейти непосредственно к терминологии слова «Мелизмы». Итак, мелизмами называют различные вокальные украшения, обычно исполненные на одном дыхании. Ритмический рисунок и темп мелодии они не меняют, но делают песню более интересной и эмоциональной. Иными словами, мелизматика — это способ пения, при котором на один слог текста приходится сразу несколько звуков мелодии.

      Мелизматическое пение уходит корнями в культовую музыку мировых религий. Католики использовали его, чтобы петь аллилуйи, православные — для евангельских стихир. Мелизматика была популярна в эпоху барокко и в классико-романтический период.

      И теперь, в современном мире, есть мелизмы академические, применяющиеся в оперном пении — разнообразные трели и не только. А есть мелизмы эстрадные, на которых мы сегодня и остановим свое внимание. При этом существуют мелизмы, которые используются в обоих направлениях, но звучат по-разному.  Например, форшлаг.

       Сейчас на Западе, а следом и в России у вокалистов популярны подвижные ритмические рисунки — технически очень быстрые. Это «пробежки» / runs, «завитки» / curls, «петли» / loops и другие. Они как раз пришли к нам не из оперы, а из жанров африканской и афроамериканской культур: джаза, соула, r’n’b.

   

      Основные правила, которые должен знать вокалист для использования  мелизматики.

     1. Стили музыки, принесшие нам современные мелизмы, зачастую строятся на пентатонике. Пентатоника — это гамма, которая состоит из пяти нот и не содержит полутонов. Практически все мелизмы построены на мажорной или минорной пентатонике.  Мы же будем использовать в распевках мажорную пентатонику, так как основой для распевания вокалистов на уроках эстрадного пения служит мажорный лад.

      2. Приходится признать: из-за особенностей нашего языка и культуры, у многих людей в России голосовой аппарат не такой подвижный, как хотелось бы. Поэтому нужно запастись терпением и много заниматься. Иногда просто зазубривать — и в этом нет ничего страшного.

     3. Важно также понимать, что мелизмы зачастую поют в высокой вокальной позиции. Все мы можем спеть ноты по-разному — используя грудной резонатор (трахею и бронхи) или головной (полости носа, рта, глотки). Мелизмы крайне трудно спеть из низкой позиции — поэтому лучше использовать высокую.

      Для того, чтобы иметь представление о вокальных украшениях в процессе возрастания – от более простых к наиболее сложным, я предлагаю послушать варианты некоторых из них. (https://www.staccatoschool.com/kak-nauchitsya-pet-melizmy/)

1. Форшлаг

2. Опевание

3. Пробежки (runs)

4. Завитки (curls)

5. Петли (loops)

Форшлаг — самый простой мелизм, представляющий собой пару нот с усилением на одну из них.

C:\Users\Оксана\Desktop\Музклассы рисунки ноты 3_2 копия 17.png

Мордент — это мелодическое украшение, представляющее собой быстрое чередование ограниченного числа звуков. Он всегда исполняется за счет длительности основной ноты и не влияет на окружающие звуки.

Морденты бывают двух видов:

C:\Users\Оксана\Desktop\big1394041244.jpg

Группето –  мелодическое украшение, состоящее из нескольких звуков: верхнего вспомогательного, основного, нижнего вспомогательного и основного. Исполняется за счёт длительности основной ноты.

C:\Users\Оксана\Desktop\Gruppetto_1.png

Если группетто находится между нотами, то исполняется за счёт длительности предыдущей ноты.

C:\Users\Оксана\Desktop\Gruppetto_2.png

Трель — быстрое чередование двух коротких звуков. Популярен в академическом пении.

C:\Users\Оксана\Desktop\J6SyGhbLrxA.jpg

Вибрато — это мелодическое украшение, суть которого заключается в периодическом изменении высоты, силы и тембра голоса. Изначально вибрато называли продолжением, вариацией трели. Лишь спустя время вместе с собственным термином вибрато приобрело и различные трактовки. Вибрато — это красивый прием, но злоупотреблять им нельзя, так как в современном исполнительском искусстве все же отдают предпочтение не перегруженному звучанию мелодии.

Практическая часть:     

Учитель:     Виктория! Мы не раз с тобой на занятиях уже изучали как теоретическую часть, так и работали над практической частью мелизматики. Скажи, а тебе нравится добавлять в произведения мелизмы? И почему?

Ученица:     даёт утвердительный ответ и дает пояснение.

Учитель:     Говорит о том, чему будет посвящен урок, коротко рассказывает о видах украшений: трель (похожа на вибрацию), форшлаг, группетто, при которых мелодическая и ритмическая линия остаются неизменными.

Основная часть:

1. Подготовка голосового аппарата к пению:

-  распевки-упражнения, направленные на пробуждение артикуляционного аппарата и выравнивание звуков диапазона голоса:

1.1) пение на закрытом звуке способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поется со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт) на согласный звук «М»

D:\Партитура\упр1\упр1.tif;

1.2) упражнение на исполнение двух гласных букв с использованием «слайда» для умения переключать позиции в голосе с грудной в нижнем и среднем регистре диапазона голоса на головной в верхнем регистре

D:\Партитура\упр1\упр1.tifили

D:\Партитура\упр1\упр1.tif;

1.3) распевка на слово «засыпай» (можно использовать разные варианты ритмического рисунка и слов) окончание поется с добавлением вокального украшения (одинарный и двойной форшлаги):

Одинарный форшлаг

D:\Партитура\упр1\упр1.tif

Двойной форшлаг

D:\Партитура\упр1\упр1.tif;

1.4) распевка с добавлением во второй части мажорной пентатоники на слове «засыпай» (можно использовать другие слова при распевке), здесь идет работа над ровностью звучания голоса во всем диапазоне, а также развиваются вокальные навыки ученика для грамотного использования мелизмов самостоятельно при исполнении произведений. Исполнять распевку необходимо в джазовой манере (восьмые ноты следует свинговать)

D:\Партитура\упр1\упр1.tif

1.5) распевка на основе мажорной пентатоники, акцентируем свое внимание на то, чтобы ученик самостоятельно по памяти пропевал мажорную пентатонику не предлагаемые ему слоги в разных тональностях (восьмые ноты следует свинговать, акцент ставится на слог «ба» - синкопу)

D:\Партитура\упр1\упр1.tif;

2. Работа над произведениями:

песня «At last»

Учитель:   Виктория заранее выучила мелодию, разобрала и впела текст, так как произведение на английском языке. Основными задачами при разборе произведения на сегодняшнем уроке являются формирование навыков триольной пульсации в каждом такте, так как произведение написано в стиле «Ритм-энд-блюз», а также свингования мелодии произведения.

        Изначально начинаем прослушивание песни, и затем беседа с учащейся о содержании песни, повторение текста в ритме песни в объёме куплета, работа над произношением.

Работа над песней:

- прослушивание музыкального фрагмента в объёме фразы;

- анализ музыкального фрагмента в форме диалога – вопрос преподавателя и ответ учащейся;

- отмечаем акценты внутри фразы, движение мелодии к длинной ноте;

- повторение фрагмента без сопровождения;

- отмечаем прием «кантилены» в сочетании с динамическими оттенками и приемом вибрации;

- работаем над этим приемом «кантилены» на одном звуке:

- мягкая атака звука и крещендо на вибрации звука в виде динамической волны;

- разучиваем остальные фразы и останавливаемся на украшениях;

- украшение вычленяется и повторяется на слог та-та-та для точного повторения нот.

Работа над следующей фразой по такому же принципу: работа над текстом, произношением, анализ, повторение без сопровождения.

- повторение куплета с музыкальным сопровождением.

Работа над следующим куплетом по фразам, пока не будет пройдена вся песня.

- Пение песни в полголоса с точным исполнением всех украшений вместе с исполнительницей. Это необходимо, чтобы слышать точное исполнение в оригинале.

- Пение песни в полный голос с оркестровой фонограммой.

текст песни «At last» и перевод на русский язык (постановка задач на каждую фразу ):

At last                                                  (работа над кантиленой и динамикой голоса)

my love has come along                   (работа над мелизмами  и динамикой голоса)

My lonely days are over                 (работа над субтоном, звукоизвленчением)

And life is like a song      (работа над межрегитр.переходами, вокаль.приемами, мелизмами)

At last                                (работа над динамикой, кантиленой)

the skies above are blue       (работа над мелизмами, динамикой звучания)

my heart was wrapped up in clover  (работа над интонированием, вокальными приемами)

The night I looked at you   (работа над вокаль.приемами, мелизмами, формированием звука)

I found a dream that I can speak to (работа над вокальными приемами)

A dream that I could call my own    (работа над мелизмами, использ. триольной пульсации)

I found a thrill to press my cheek to    (использование «слайдов» в фразе, динамика голоса)

Oh thrill that I  never known       (работа над межрегистр. переходами, мелизмами)

You smiled, oh a then the spell was cast   (работа над приемами, межрегистр.переходами)  

And here we are in heaven            (работа над динамикой звука, триольной пульсацией)

For you are mine at last                 (работа над мелизмами)

перевод:

Я бродила близко и далеко,

Я загадывала желание на падающую звезду,

И вот, наконец, моя мечта сбылась.

Должно быть, мой ангел-хранитель помог мне в этом,

Чтобы в моей жизни сбылось самое заветное...

Теперь я оставила сердечную боль позади,

Хотя дорога была длинной,

Я думала, что я сильная,

Но теперь самая грустная песня закончилась.

В этом большом мире, полном неудач.

Простым людям  не пристало выбирать.

Я загадала желание на падающую звезду,

И вот, наконец, моя мечта сбылась.


песня «К морю»

Проводится аналогичная работа с песней «К морю».

Учитель и ученик прослушивают фрагмент (1 куплет и припев) песни, в процессе ведется разбор и анализ вокальных приемов и мелизмов в оригинале произведения. Главная задача, которая стоит перед учащейся – разобрать и выучить не только мелодию произведения, а также вокальные украшения, встречающиеся  в окончаниях некоторых фраз, но и обратить внимание на динамические оттенки в голосе и как они влияют на окрас самого голоса.

Работа над песней:

- прослушивание музыкального фрагмента в объёме 1-2 фраз;

- повторение музыкального фрагмента учащейся самостоятельно без музыкального сопровождения;

- отмечаем акценты внутри фразы, вокальные приемы и динамические оттенки, движение мелодии к длинной ноте;

- прослушивание следующих фраз и пропевание учащейся этих фраз самостоятельно, самоанализ работы над проведенной работой;

- разучивание остальных фраз и остановка на украшениях, их разучивание;

- повторение 1 куплета и припева с музыкальным сопровождением.

- Пение песни в полный голос с оркестровой фонограммой.

текст песни «К морю»  (постановка задач на каждую фразу)

1 куплет:

Я так хочу к морю  (динамика, определение манеры исполнения, расстановка акентов)

Туда, где нас двое               (-//-)

И нет больше никого         (-//-)    

Я время ускорю         (динамика, акценты, вокальные приемы, дыхание)

Ведь я так любила                (-//-)

Смотреть только на него      (-//-)

Волны качают все мысли о счастье (дыхание, работа с межрегистровыми переходами)

Так близко мои мечты         (-//-)

Но я не узнаю, услышишь ли их ты.   (динамика, вокальные приемы)

Припев:

Я не хочу больше знать этих чувств   (дыхание,  опора, точки на окончаниях, приемы)

Я не хочу больше, больше                (мелизмы, динамика звука)

Я утону, если снова вернусь               (мелизмы, межрегистровые переходы)

Я так люблю, но так сильно боюсь.      (мелизмы, прием «штробас»)

Я не хочу больше знать этих чувств    (-//-)

Я не хочу больше, больше                     (-//-)

Я утону, если снова вернусь                   (-//-)

Я так люблю, но так сильно боюсь.        (-//-)

2 куплет:

Волны на штиле    (точки с дыханием, приемы, динамика, дикция)

А я своей силой топила себя на дно     (-//-)

Меня не спросили        (динамика звука, вокальные приемы, работа над дыханием)

А, впрочем, неважно      (-//-)

Молчание лучше слов   (-//-)

Рыба соленой воды оказалась на берегу  (динамика, точки с дыханием, дикция)

И воздухом этим, увы         (-//-)

Я дышать больше не смогу.   (-//-)

Да, так бывает               (развитие динамики, дыхание, межрегистровые переходы)

И волны играют стихией своей с огнём     (-//-)

Всё дальше уносят от берега планы    (межрегистровые переходы, приемы, дыхание)

И мысли уже не в счет                 (-//-)

Я захлебнулась когда-то, ныряя      (вокальные приемы, динамика звука, дыхание)

В пучину манящих вод              (-//-)

А теперь, включился обратный отсчёт: три, два, один. (динамика, дыхание, приемы)

Припев:

Я не хочу больше знать этих чувств

Я не хочу больше, больше

Я утону, если снова вернусь

Я так люблю, но так сильно боюсь.

Я не хочу больше знать этих чувств

Я не хочу больше, больше

Я утону, если снова вернусь

Я так люблю, но так сильно боюсь

Я так люблю, но так сильно боюсь

Я так люблю, но так сильно боюсь.

3. Заключительная часть:

        К концу урока обучающийся сформировал навык художественно-выразительного интонирования, стал более свободными в показе собственных чувств и эмоций через построение собственной линии исполнения мелизмов; осознал  потребность слушать себя и преподавателя, контролируя внутренним слухом собственное звучание; научился делать выводы о том, что получилось, и какие ошибки были допущены и как их можно избежать, предупреждая ошибки в дальнейшем.

       В заключении можно сделать следующие выводы:

- исполнение мелизмов в окончании фраз музыкальных произведений оказывает положительное влияние на развитие музыкального слуха, воображения, памяти и эстетического вкуса;

- упражнения с использованием различных мелизмов оказываются эффективным средством развития гармонического слуха, помогают развивать гибкость и активность музыкальных способностей.

      Учитель:  Спасибо большое Виктории за работу на уроке. Итак, на сегодняшнем уроке, нам многое удалось. Я думаю, мы удачно справились с поставленными перед нами задачами.

Виктория научилась самостоятельно анализировать содержание, форму-модель джазового стандарта «At last» и формировать музыкальную мысль через поиск выразительной интонации, ритмического и мелодического рисунка.  Приняла активное участие в поиске выразительных средств. Более стройным становится звучание мелодии основной темы, особенно в работе над джазовыми темами в медленном и умеренном темпе. У Виктории успешно развиваются творческие способности, вокальная техника, гибкость голоса, гармонический, интонационный и ритмический слух, а также музыкальная память, воображение.

4. Домашнее задание:

      При исполнении джазового произведения «At last» (авторы: Мак Гордон и Гарри Уоррен) необходимо:

     1. исполнять основную мелодию с элементами «раскачивания, колебания», то есть четко использовать триольную пульсацию, а также синкопировать (проставлять акценты) стараться это делать на слабую долю в работе с фразами. Отдельно отработать фразы с использованием мелизмов, пропевать окончания фраз на слог «та». Фразы с межрегистровыми переходами отдельно отработать с использованием вокальных приемов и динамики звучания. К следующему занятию отработать произношение английского текста,  выучить его наизусть.

     2. При исполнении произведения «К морю» (автор: А.Демидова) необходимо:

работать над чистотой интонирования в фразах с большими интервальными скачками, следить за дыханием в пропевании припева, грамотно использовать вокальные приемы (фальцет, субтон, тванг), уделить внимание работе с мелизмами в припеве, пропевать мелизмы в медленном темпе, с каждым разом ускоряя темп, доводя его  до оригинального.

   

Список использованных источников:

1. «Стань звездой» - Сет Риггс,;

2. Исаева И.О. Эстрадное пение;

3. Экспресс – курс развития вокальных способностей. МАСТ Астрель 2006г.;

4. Л.Макуорт «Самоучитель по пению» М.2009г.

5. Интернет-источник: https://www.staccatoschool.com/kak-nauchitsya-pet-melizmy/