Доклад на тему: ««Воспитание детей средствами музыкального фольклора»»

Баскина Юлия Алексеевна

План

  1. Духовно-нравственный кризис в воспитании молодого поколения.
  2. Фольклор – незаменимое средство передачи жизненного опыта.
  3. Детский фольклор, как средство воспитания подрастающего поколения.
  4. Возрождение русской культуры, приобщение к истокам.
  5. Литература

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования

«Курчатовская детская школа искусств»

Доклад на тему: ««Воспитание детей средствами музыкального фольклора»»

Выполнила:

Преподаватель высшей                                

квалификационной категории,                              

заведующая отделением                        

хоровое пение, преподаватель по классу музыкальный фольклор                         

МКОУ ДО «Курчатовской ДШИ»                

Ю.А. Баскина                                                

г. Курчатов.

План

  1. Духовно-нравственный кризис в воспитании молодого поколения.
  2. Фольклор – незаменимое средство передачи жизненного опыта.
  3. Детский фольклор, как средство воспитания подрастающего поколения.
  4. Возрождение русской культуры, приобщение к истокам.
  5. Литература

Кардинальные перемены в жизни русского народа в конце ХХ – начале ХХI веков породили глубокие противоречия в обществе, которые привели к духовно-нравственному кризису (спад интереса к труду, учёбе, потребительское настроение среди подрастающего поколения, рост детской преступности и т. д.).

В настоящее время молодое поколение отходит от национальной культуры, в том числе и от языка своего народа, от его традиционного образа жизни. В последнее десятилетие русская культура искажена общественными каналами информации. Изобилие образцов иноземной культуры привело молодежь к потере национальных ценностей, нравственной глухоте, к утрате способности сопереживать. Сегодня наше подрастающее поколение воспитывается на подражании западноевропейскому искусству. Однако существует особая область русского народного творчества, детский фольклор. Его предназначение – забота о физическом, умственном, нравственном воспитании ребёнка, то есть о том, чтобы вырастить человека здоровым и телом, и душой.

О фольклоре написано очень много, однако, каждое новое поколение всё дальше отходит от народной культуры, особенно городские дети. Сегодня дети, дети ХХI века, живут в других ритмах. Однако наши истоки – родники русской культуры. Об этом забывать нельзя. Я убеждена, что молодое поколение может спасти не заёмная культура, а та, что рождена на русской земле нашими предками.

Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. В нём задолго до рождения педагогики как академической науки, была выработана своя система воспитания и образования – народная педагогика – система, которая вела человека от рождения до перехода в мир иной.

Реализация воспитательного потенциала фольклора происходит в четырёх основных направлениях: нравственном, патриотическом, трудовом и эстетическом. Фольклор даёт возможность приобщения к нравственным и духовным ценностям, обращает нас к духовным истокам русского народа, без приобщения к которым невозможно стать ни гражданином, ни личностью.

Фольклор – незаменимое средство передачи жизненного опыта; а также способ сохранения традиций и истории семьи, рода, поселения. К сожалению, русская обрядовая культура во многом утрачена и, по мнению многих фольклористов, нуждается в своём возрождении так же, как и вся духовная культура России.

Изучение фольклора – это самый прямой, естественный и увлекательный путь к пониманию культуры своего народа. Изустная, традиционная многовековая культура русской деревни – это не только сокровищница интересующих нас сведений о её глубоких корнях, но одновременно и те корни, на которых стояла на протяжении тысячелетия Святая Русь; корни, питавшие не только деревню, но и городской посад, а в какой-то мере и социальные верхи.

Историография научных исследований по проблеме народной педагогики свидетельствует, что опыт народного воспитания изучался на всех этапах исторического развития. Проблемой исследования народной педагогики занимались выдающиеся педагоги, историки, писатели и искусствоведы прошлого: К. Д. Ушинский, А.Л Виноградов, и многие другие.

Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К. Д. Ушинский отметил: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития»

Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Мы, взрослое поколение, должны осознать, что ребёнку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес.          

Хочется остановиться на детском фольклоре, как средстве воспитания подрастающего поколения и поделиться опытом работы с детьми, обучающимися в МКОУ ДО «Курчатовская ДШИ» по классу музыкальный фольклор.

Мои ученики в процессе обучения в классе музыкальный фольклор не только поют народные песни, они воспитываются на основе народной музыкальной культуры. Осваивают определенные социальные нормы и модели поведения, духовно-нравственные ценности, заложенные в народных песнях, играх. В ходе общения во время фольклорных музыкальных игр у них вырабатывается гуманное отношения к другим людям, уважительное отношение к мужчине и женщине, старшему поколению, к представителям различных этносов.

Образовательный процесс в ДШИ включает изучение народных традиций, праздников. Мы проводим инсценировки русских народных праздников: Кузьминки, Новогодние Колядки, Широкая Масленица,  Ярмарка и т.д. В процессе работы над сценарием праздника дети не только поют, декламируют и танцуют, они интересуются различными деталями этих праздников. Праздничный концерт – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.

Актуальность темы моего доклада «Воспитание детей средствами музыкального фольклора» заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На мой взгляд, именно система знаний, представленных в опыте работы, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

       Прошлое, настоящие и будущие связаны в личности каждого человека, - в творческой деятельности  каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Хочется отметить, что в процессе обучения у наших детей постепенно углубляются и усложняются знания и представления о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях.

Свои занятия я выстраиваю таким образом, чтобы шла непрерывная взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем, использую наглядность, сочетаю интеллектуальную и творческую активность ребенка на занятии.

В своем опыте работы я использую следующие компоненты народного творчества:

  • Окружающие предметы, воспитывающие любознательность, должны быть национальными.
  • Широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, элементы народной хореографии и т.д.), т.к. в устном народном творчестве ярко сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
  • Основное место занимают народные праздники и традиции.

Основными критериями результативности работы с учениками  считаю:

  • Проявление у детей познавательного интереса к культуре и истории русского народа. Мои ученики стали чаще задавать познавательные вопросы: почему? зачем? как?
  • Дети овладели элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей.
  • Активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.

Опираясь на вышеперечисленные критерии, проведя диагностику по народной праздничной культуре, отметила положительные результаты в развитии познавательной деятельности учеников, увеличение интереса и желание детей и родителей к участию в народных праздниках.

В своем опыте работы я опиралась на духовно-нравственный потенциал русских традиций. Использовала разнообразные виды и формы проведения занятий: познавательные лекции-беседы, прослушивание аудиозаписей народных песен, просмотр видео материала (фольклорные праздники и обряды), театрализованные представления, экскурсии, викторины, праздники, посиделки.

В завершении доклада хочется сделать некоторые выводы:

Сегодня, когда наше молодое подрастающее поколение очень много внимания уделяет изучению иностранных языков, иноземным культурам, как хочется, чтобы культура России возрождалась! Для этого в первую очередь нужно обратить внимание наших детей к своим, родным корням, исконно-русским национальным истокам, как к неиссякаемому источнику высших, нравственных и духовных ценностей. Назрела жизненная необходимость возвращения в наш быт, в праздники, в повседневную культуру общения, в наш духовный мир непреходящих достижений национальной культуры. Естественнее и легче всего приобщение к родным истокам происходит в детском возрасте, и чем раньше – тем органичнее и необратимее.

Литература:

  1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2119 «Музыка и пение». – М.: Просвещение, 1983. – 224с.
  2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М-Л.: Музыка, 1973. – 151 с.
  3. Куприянова Л. Л. Русский фольклор / Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1996. – 62с.
  4. Мартыненко А. М. Воспитание человека в традициях культуры своих предков – главная задача народного искусства // Роль народной культуры в возрождении России / Сборник докладов 1-ой научно-практической конференции. – Курск: Информационно-издательское агентство « Пресс-факт»,1995. – С. 27-31.
  5. Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с.
  6. Шараи Т. Роль музыки в жизни детей и молодежи // Музыкальное воспитание в современном мире. – М., 1973. – С. 132.
  7. Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре село Плёхово (Курская область), обучение основам музыкальной традиции. – М., 1992. – 147 с.