КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: "Знакомство с хороводно-плясовыми песнями".

Баскина Юлия Алексеевна

Сегодня, на нашем уроке мы поговорим о хороводных и плясовых песнях, а так же попытаемся инсценировать наш изучаемый песенный материал.

Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них хороводные и плясовые песни.

В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись хороводные песни. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пекли пироги, готовили яичницу,). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Иногда хоровой припев чередовался с речевыми диалогами. Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, движением колонной расходящихся пар.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «КУРЧАТОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

 Тема: "Знакомство с хороводно-плясовыми песнями".

Преподаватель

высшей квалификационной категории МКОУ ДО «Курчатовская ДШИ»

по специальности «Музыкальный фольклор», предмет - сольное пение:

Баскина Юлия Алексеевна

г. Курчатов – ноябрь 2022 г.

Тема урока: "Знакомство с хороводно-плясовыми песнями".

Цель урока:  воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа, продолжить накопление сведений о народной музыке, познакомить учащихся с особенностями хороводно-плясовых песен развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма.

Задачи урока:

Образовательные

  • -закрепление понятия «фольклор», и песенных жанров,
  • - обогащать музыкально – двигательные впечатления детей;
  • - формировать музыкальный вкус;
  • - приобщать воспитанников к музыкальному народному творчеству;
  • обеспечить усвоение учениками  знаний основ хороводно-плясовых песен.
  • контролировать и корректировать полученные знания и умения;
  • добиваться активности и естественности исполнения песенного материала;
  • обобщить и систематизировать полученные знания по теме урока;

 Развивающие

  • - развитие общей моторики, координации движений (разучивание новых движений, повторение старых);
  • - развитие творческих способностей;

  • развивать эмоциональную сферу учащейся через активные формы самовыражения;
  • развивать координацию певческого дыхания и звукообразования;
  • развивать слуховой контроль;
  • развивать активность и естественность артикуляционного аппарата, мимику, артистизм;
  • развивать внимание: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение;
  • развивать память, мышление;

Воспитательные 

  • воспитание сознательного подхода к обучению;
  • повышение уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;
  • воспитание  умения  работать сольно и в ансамбле.
  • воспитание творческой активности.

Вид урока:

Практическое занятие.

Тип урока:

Комбинированный.

Форма организации учебной деятельности.

Групповая

Технология занятия.

Технология проблемного обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения.

Технология формирования мотивации.

Здоровье сберегающая технология.

Методы обучения:

по источнику знаний:

  • наглядные  -  наглядно - иллюстративный показ;
  • словесные – объяснение (пояснения практического действия), комментарии,  беседа;
  • практические  –  упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики:  

  • концентрический,
  • фонетический,
  • вокальные упражнения,
  • методы показа и подражания,
  • сравнительный анализ.

 Оборудование:

1. инструменты – фортепиано, баян, шумовые народные инструменты.

2.нотные сборники.

6. Компьютер.

7. Проектор.

План урока.

1.Сообщение темы и плана урока.

2.Подготовка к пению голосового аппарата.

3.Распевание.

4.Работа над вокальными произведениями.

5.Работа над элементами хореографии.

6.Подведение итогов урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (3мин.)

а) Приветствие.

б) Проверка готовности к занятию.

в) Объявление темы, цели и задач урока.

II. Разогрев голосового аппарата: (5 мин)

а) Дыхательная гимнастика

б) Распевание

  1.    Актуализация. (7 мин.)

Сегодня, на нашем уроке мы поговорим о хороводных и плясовых песнях, а так же попытаемся инсценировать наш изучаемый песенный материал.

Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них хороводные и плясовые песни.

В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись хороводные песни. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пекли пироги, готовили яичницу,). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Иногда хоровой припев чередовался с речевыми диалогами. Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, движением колонной расходящихся пар.

Давайте посмотрим на экране, как выглядят это хороводы. Презентация слайдов

IV.    Работа над вокальными произведениями. (23мин)

1. А сейчас мы с вами разучим и споем хороводную русскую народную песню «Как по морю синему» и попробуем ее инсценировать в хороводе. Эта песня относится к разновидности круговых хороводов. В инсценировке песни мы будем водить круговые хороводы («круг, 2 круга, хождение парами»).

а) проговаривание текста песни;

б) пропевание мелодического рисунка песни;

в) подтекстовка всех куплетов;

г) хождение хороводным шагом по кругу;

д) разводка песни;

е) исполнение песни с разводкой.

2. Теперь давайте вспомним уже известную нам песню « Как у наших у ворот». Постараемся  исполнить ее с новыми хореографическими элементами хоровода, которые называется «воротца и выворот петли».

а) проговаривание текста песни;

б) пропевание мелодического рисунка песни;

в) исполнение хореографических рисунков «воротца и выворот петли»;

г) исполнение песни с разводкой.

3. В завершении нашего урока мы с вами разучим игровую хороводную песню «А мы просо сеяли». В этой песне мы будем использовать некруговую форму хоровода, которая называется «стенка на стенку»

а) проговаривание текста песни;

б) пропевание мелодического рисунка песни;

в) подтекстовка всех куплетов;

г) хождение хореографического рисунка «стенка на стенку»;

д) исполнение песни с разводкой.

V. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся на уроке. (2 мин.)

Вот и подошёл к концу наш урок. Назовите, с какими видами хороводов мы сегодня познакомились? (ответы учениц)

 В каких песнях, исполненных сегодня на уроке, использовались какие виды хороводов?

Домашнее задание:

1) делать дыхательные упражнения;

2) выучить слова песен «Как по морю синему» и « А мы просо сеяли»;

3) повторять выученные песни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост. А.Ф. Некрылова, М., 1991.
  2. Русский календарь. Автор-сост. В.Г. Нагаев, М., 1991.
  3. Народный месяцеслов. Сост. Г.Д. Рыженков, 1991.
  4. Путешествие в мир фольклора. П.А. Загоруля, А.М. Мазурик. ГУИПП «Полиграфист». Ханты-Мансийск. 1999.
  5. Научно-популярный журнал «Народное творчество». 2008 г. №4.
  6. Мы играем и поем : Инсценировки рус. нар. игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей мл. и сред. шк. возраста / С. И. Пушкина. - М. : Шк. пресса, 2001.
  7. Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-7 класс. Сост.Л. Меканина, М., «Музыка», 1991