КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: "Знакомство с хороводно-плясовыми песнями".
Сегодня, на нашем уроке мы поговорим о хороводных и плясовых песнях, а так же попытаемся инсценировать наш изучаемый песенный материал.
Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них хороводные и плясовые песни.
В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись хороводные песни. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пекли пироги, готовили яичницу,). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Иногда хоровой припев чередовался с речевыми диалогами. Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, движением колонной расходящихся пар.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРЧАТОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема: "Знакомство с хороводно-плясовыми песнями".
Преподаватель высшей квалификационной категории МКОУ ДО «Курчатовская ДШИ» по специальности «Музыкальный фольклор», предмет - сольное пение: Баскина Юлия Алексеевна |
г. Курчатов – ноябрь 2022 г.
Тема урока: "Знакомство с хороводно-плясовыми песнями".
Цель урока: воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа, продолжить накопление сведений о народной музыке, познакомить учащихся с особенностями хороводно-плясовых песен развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма.
Задачи урока:
Образовательные
- -закрепление понятия «фольклор», и песенных жанров,
- - обогащать музыкально – двигательные впечатления детей;
- - формировать музыкальный вкус;
- - приобщать воспитанников к музыкальному народному творчеству;
- обеспечить усвоение учениками знаний основ хороводно-плясовых песен.
- контролировать и корректировать полученные знания и умения;
- добиваться активности и естественности исполнения песенного материала;
- обобщить и систематизировать полученные знания по теме урока;
Развивающие
- - развитие общей моторики, координации движений (разучивание новых движений, повторение старых);
- - развитие творческих способностей;
- развивать эмоциональную сферу учащейся через активные формы самовыражения;
- развивать координацию певческого дыхания и звукообразования;
- развивать слуховой контроль;
- развивать активность и естественность артикуляционного аппарата, мимику, артистизм;
- развивать внимание: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение;
- развивать память, мышление;
Воспитательные
- воспитание сознательного подхода к обучению;
- повышение уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- воспитание умения работать сольно и в ансамбле.
- воспитание творческой активности.
Вид урока:
Практическое занятие.
Тип урока:
Комбинированный.
Форма организации учебной деятельности.
Групповая
Технология занятия.
Технология проблемного обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология формирования мотивации.
Здоровье сберегающая технология.
Методы обучения:
по источнику знаний:
- наглядные - наглядно - иллюстративный показ;
- словесные – объяснение (пояснения практического действия), комментарии, беседа;
- практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики:
- концентрический,
- фонетический,
- вокальные упражнения,
- методы показа и подражания,
- сравнительный анализ.
Оборудование:
1. инструменты – фортепиано, баян, шумовые народные инструменты.
2.нотные сборники.
6. Компьютер.
7. Проектор.
План урока.
1.Сообщение темы и плана урока.
2.Подготовка к пению голосового аппарата.
3.Распевание.
4.Работа над вокальными произведениями.
5.Работа над элементами хореографии.
6.Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Организационный момент. (3мин.)
а) Приветствие.
б) Проверка готовности к занятию.
в) Объявление темы, цели и задач урока.
II. Разогрев голосового аппарата: (5 мин)
а) Дыхательная гимнастика
б) Распевание
- Актуализация. (7 мин.)
Сегодня, на нашем уроке мы поговорим о хороводных и плясовых песнях, а так же попытаемся инсценировать наш изучаемый песенный материал.
Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них хороводные и плясовые песни.
В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись хороводные песни. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пекли пироги, готовили яичницу,). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Иногда хоровой припев чередовался с речевыми диалогами. Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, движением колонной расходящихся пар.
Давайте посмотрим на экране, как выглядят это хороводы. Презентация слайдов
IV. Работа над вокальными произведениями. (23мин)
1. А сейчас мы с вами разучим и споем хороводную русскую народную песню «Как по морю синему» и попробуем ее инсценировать в хороводе. Эта песня относится к разновидности круговых хороводов. В инсценировке песни мы будем водить круговые хороводы («круг, 2 круга, хождение парами»).
а) проговаривание текста песни;
б) пропевание мелодического рисунка песни;
в) подтекстовка всех куплетов;
г) хождение хороводным шагом по кругу;
д) разводка песни;
е) исполнение песни с разводкой.
2. Теперь давайте вспомним уже известную нам песню « Как у наших у ворот». Постараемся исполнить ее с новыми хореографическими элементами хоровода, которые называется «воротца и выворот петли».
а) проговаривание текста песни;
б) пропевание мелодического рисунка песни;
в) исполнение хореографических рисунков «воротца и выворот петли»;
г) исполнение песни с разводкой.
3. В завершении нашего урока мы с вами разучим игровую хороводную песню «А мы просо сеяли». В этой песне мы будем использовать некруговую форму хоровода, которая называется «стенка на стенку»
а) проговаривание текста песни;
б) пропевание мелодического рисунка песни;
в) подтекстовка всех куплетов;
г) хождение хореографического рисунка «стенка на стенку»;
д) исполнение песни с разводкой.
V. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся на уроке. (2 мин.)
Вот и подошёл к концу наш урок. Назовите, с какими видами хороводов мы сегодня познакомились? (ответы учениц)
В каких песнях, исполненных сегодня на уроке, использовались какие виды хороводов?
Домашнее задание:
1) делать дыхательные упражнения;
2) выучить слова песен «Как по морю синему» и « А мы просо сеяли»;
3) повторять выученные песни.
ЛИТЕРАТУРА
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост. А.Ф. Некрылова, М., 1991.
- Русский календарь. Автор-сост. В.Г. Нагаев, М., 1991.
- Народный месяцеслов. Сост. Г.Д. Рыженков, 1991.
- Путешествие в мир фольклора. П.А. Загоруля, А.М. Мазурик. ГУИПП «Полиграфист». Ханты-Мансийск. 1999.
- Научно-популярный журнал «Народное творчество». 2008 г. №4.
- Мы играем и поем : Инсценировки рус. нар. игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей мл. и сред. шк. возраста / С. И. Пушкина. - М. : Шк. пресса, 2001.
- Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-7 класс. Сост.Л. Меканина, М., «Музыка», 1991
