Методический доклад на тему: «Фольклор и современность»
План
- Значение фольклора в в современном мире.
- Значение фольклора жанров в воспитании подрастающего поколения.
- Заклички
- Частушки
- Сказки
- Закгадки
- Пословицы
- Фольклор - народная мудрость.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования
«Курчатовская детская школа искусств»
Методический доклад на тему: «Фольклор и современность»
Выполнила:
Преподаватель высшей
квалификационной категории,
заведующая отделением
хоровое пение, преподаватель по классу музыкальный фольклор
МКОУ ДО «Курчатовской ДШИ»
Ю.А. Баскина
г. Курчатов –2022г.
План
- Значение фольклора в в современном мире.
- Значение фольклора жанров в воспитании подрастающего поколения.
- Заклички
- Частушки
- Сказки
- Закгадки
- Пословицы
- Фольклор - народная мудрость.
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим»
Кардинальные перемены в жизни русского народа в конце ХХ – начале ХХI веков породили глубокие противоречия в обществе, которые привели к духовно-нравственному кризису (спад интереса к труду, учёбе, потребительское настроение среди подрастающего поколения, рост детской преступности и т. д.). Подтверждением этого могут служить цифры и факты, приведённые в «Независимом докладе Российского детского фонда о положении детей и реализации Конвекции о правах ребёнка в Российской Федерации» Председателем Российского детского фонда А. А. Лихановым [36;с.60-62].
В настоящее время молодое поколение отходит от национальной культуры, в том числе и от языка своего народа, от его традиционного образа жизни. В последнее десятилетие русская культура искажена общественными каналами информации. Изобилие образцов иноземной культуры привело молодежь к потере национальных ценностей, нравственной глухоте, к утрате способности сопереживать. Сегодня наше подрастающее поколение воспитывается на подражании западноевропейскому искусству. Однако существует особая область русского народного творчества, - детский фольклор. Его предназначение – забота о физическом, умственном, нравственном воспитании ребёнка, то есть о том, чтобы вырастить человека здоровым и телом, и душой.
О фольклоре написано очень много, однако, каждое новое поколение всё дальше отходит от народной культуры, особенно городские дети. Сегодня дети, дети ХХI века, живут в других ритмах. Это песни таких групп как «Тату», «Hi-Fi» и другие. В наши дни остро стоит проблема сохранения культуры народа, духовных богатств. Россия постепенно утрачивает свою неповторимость и самобытность. По телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно русские корни. Однако наши истоки – родники русской культуры. Об этом забывать нельзя. Мы убеждены, что молодое поколение может спасти не заёмная культура, а та, что рождена на русской земле нашими предками.
Фольклор – письменно это слово зафиксировано с льющимся «ль» в середине (фольк) и застывшим «л» в конце (лор). В живой речи слышится сплошь переливчатое «фольклёр». Многозвучное в произношении, слово это, принесённое с далёких берегов английских в нашу родную речь, имеет несколько значений в переводе. Его начало: «фольк» – folk – народ. А конец его «лор»?.. Дети, услышав перевод слова, подметили: «Народный врач уха-горла-носа – лор!». Однако дети и не подозревают, что в фольклоре есть и врачующее начало. Но вернёмся к переводу второй части слова: lore – объём знаний, имеющийся у людей. Таким образом, слово «фольклор» принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество».
Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. В нём задолго до рождения педагогики как академической науки, была выработана своя система воспитания и образования – народная педагогика – система, которая вела человека от рождения до перехода в мир иной.
Реализация воспитательного потенциала фольклора происходит в четырёх основных направлениях: нравственном, патриотическом, трудовом и эстетическом. Фольклор даёт возможность приобщения к нравственным и духовным ценностям, обращает нас к духовным истокам русского народа, без приобщения к которым невозможно стать ни гражданином, ни личностью.
Фольклор – незаменимое средство передачи жизненного опыта; а также способ сохранения традиций и истории семьи, рода, поселения. К сожалению, русская обрядовая культура во многом утрачена и, по мнению многих фольклористов, нуждается в своём возрождении так же, как и вся духовная культура России.
Изучение фольклора – это самый прямой, естественный и увлекательный путь к пониманию культуры своего народа. Изустная, традиционная многовековая культура русской деревни – это не только сокровищница интересующих нас сведений о её глубоких корнях, но одновременно и те корни, на которых стояла на протяжении тысячелетия Святая Русь; корни, питавшие не только деревню, но и городской посад, а в какой-то мере и социальные верхи.
Мы, взрослое поколение, должны осознать, что ребёнку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. Устное народное творчество удивляет богатством народной выдумки, яркостью и выразительностью языка. Не одно столетие прошло с тех пор, как человек научился писать и читать.
Нам стало интересно, жив ли фольклор в современном мире, нужен ли фольклор современному человеку.
Хочется остановиться на детском фольклоре, как средстве воспитания подрастающего поколения.
Гипотеза
Если мы будем знать фольклор, использовать его в современной жизни, то мы можем сохранить русскую культуру.
Цель проекта
Показать значение фольклора в современном мире.
Задачи проекта
- Выяснить, что такое фольклор.
- Исследовать, что знают о фольклоре взрослые и дети.
- Показать необходимость использования жанров фольклора в современном мире.
Наши результаты
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Фольклором мы называем устным народным творчеством, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.
Мы познакомились с такими жанрами фольклора:
- Русские народные песни
- Русские народные сказки
- Докучные сказки
- Небылицы
- Считалки
- Скороговорки
- Пословицы
- Поговорки
- Загадки
Очень давно люди начали петь. Они пели, когда им было весело и когда им было грустно.
Народные песни по своему составу очень разнообразны. Помимо песен, входящих в состав календарного, свадебного и похоронного обрядов есть хороводные, игровые и плясовые песни. Хороводные песни, как и обрядовые, имели магическое значение. В хороводных и игровых песнях изображались сцены из свадебного обряда и семейной жизни.
Проведя анкетирование в семьях обучающихся нашего класса и сделали вывод, что все знают русские народные песни, но поют их только 79%.
Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой.
Мы создали сборник «Устное народное творчество», в котором поместили сочинённые нами заклички.
Весна - красна,
Приходи скорей,
Принеси тепло,
Растопи снега,
Дай нам солнышка,
Дай нам яркого,
Веселиться всем,-
Не печалиться.
Николаева Мария
Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово колыбельные происходит от слова колыбать (колыхать, качать). Отсюда и слова: колыбель, коляска. Колыбельные песни не были очень длинными. Тексты как бы сотканы из существительных и глаголов.
Социальный опрос наших ровесников и их родителей показал, что все мамы пели колыбельные песни своим детям, 58% одноклассников знают колыбельные песни. Самой популярной колыбельной оказалась «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…»
Частушки – один из самых молодых фольклорных жанров. Это небольшие стихотворные тексты из рифмованных стихов. Первые частушки были отрывками из песен большого размера. Частушка – комический жанр. Она содержит острую мысль, меткое наблюдение. Темы самые разнообразные. Частушки часто высмеивали то, что казалось диким, нелепым, противным.
Социальный опрос наших родителей показал, что семьи в которых поют частушки составляют только 42%, не поющие – 58%
На рояль уселся кот
Песню новую ведёт
О родном нам Курском крае
О любви к нему поёт
Мы танцуем и поём
О Курчатове своём
Городок ведь молодой
Нам он нравится с тобой
На реке стоит он Сейм
Весь в садах вишнёвых,
Очень добрые здесь люди
Растят детей здоровых.
Сказка – самый известный жанр фольклора. Это – вид фольклорной прозы, отличительной чертой которого является вымысел. Вымышлены в сказках сюжеты, события и персонажи
Сказки бывают: волшебные, бытовые, и сказки о животных.
Волшебные | О животных | Социально-бытовые |
Персонажи, герои | ||
Фантастические существа, одушевлённый персонаж, | Животные | Обычные люди |
По результатам анкетирования родителей мы определили, что во всех семьях родители знакомят своих детей с русскими народными сказками, читают по книгам – 89% семей, рассказывают - 53%.
Загадки – произведения со скрытым смыслом. В них в иносказательной форме содержится та информация, которую необходимо отгадать. Например:
- Возле леса на опушке
Вырос яркий Петрушка.
Он красивый, но ядовитый.
(Мухомор)
- У кого шапка без головы,
А нога без сапога?
(Гриб)
- Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Пословица – это краткое изречение, высказывание, в котором заключён глубокий смысл.
С давних времён люди придумывали пословицы о добре и зле, о правде и лжи, о труде и лени, об учёбе и о многом другом. Однако не всегда легко понять смысл пословицы.
Мы написали пословицы по темам и разместили их в сделанной нами книжке-раскладушке «Пословицы». Здесь мы ещё поместили наши рассказы, поясняющие смысл пословиц.
Посмотрите любимые пословицы наших учителей.
Учитель | Предмет | Пословица |
Ардабьев В. Н. | Директор лицея | Один в поле не воин. |
Ардабьева А.Н. | Зам директора по учебной работе | Береги платье снову, а честь смолоду. Дорогу осилит идущий. |
Сушкова Т.В. | Зам. директора по внеклассной работе | Семь раз примерь, один раз отрежь. |
Уварова С.В. | Зам. директора по ДО | Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. |
Авдеева Т.А. | нач. классы | Счастье и труд вместе живут. |
Заяц Л.А. | воспитатель | Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. |
Курникова Л.Н. | англ.язык | Лучшее – враг хорошего. |
Свиридова С.В. | нем.язык | Всё хорошо, что хорошо кончается. |
Никитина И.Б. | информатика | Ученье и труд – всё перетрут. |
Сторожева Г.Б. | музыка | При солнышке тепло, при матери добро. |
Комлева Е.В. | ИЗО | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда |
Тетюхин П.Е. | физкультура | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда |
Таким образом, выяснилось, что самой любимой пословицей у наших родителей является пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», на втором месте – «Делу время – потехе час», на третьем месте – «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
А медицинские работники чаще всего используют такие пословицы: «В здоровом теле здоровый дух», «Терпенье и труд всё перетрут», «До свадьбы всё заживёт».
Из энциклопедий мы узнали, что термин «фольклор» в разных странах понимали по-разному. Американские и западноевропейские учёные фольклором называли все виды народного искусства – музыку, танцы, прикладное искусство, словесное творчество. А российские учёные словом «Фольклор» обозначают лишь словесное искусство народа.
Подведём итоги
Очень давно люди начали петь. Они пели, когда им было весело и когда им было грустно.
Народные песни по своему составу очень разнообразны. Помимо песен, входящих в состав календарного, свадебного и похоронного обрядов есть хороводные, игровые и плясовые песни. Хороводные песни, как и обрядовые, имели магическое значение. В хороводных и игровых песнях изображались сцены из свадебного обряда и семейной жизни.
Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово колыбельные происходит от слова колыбать (колыхать, качать). Отсюда и слова: колыбель, коляска. Колыбельные песни не были очень длинными. Тексты как бы сотканы из существительных и глаголов.
При социальном опросе школьников и их родителей выяснилось, что все мамы пели колыбельные песни своим детям. Так же выяснилось, что все они знают частушки, сказки, загадки, считалки, небылицы, пословицы и поговорки. Пользуются ими в реалиях современной жизни.
Выяснилось, что самой любимой пословицей у наших родителей является пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», на втором месте – «Делу время – потехе час», на третьем месте – «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
А медицинские работники чаще всего используют такие пословицы: «В здоровом теле здоровый дух», «Терпенье и труд всё перетрут», «До свадьбы всё заживёт».
В фольклоре существуют продуктивные жанры. До сих пор народ придумывает новые пословицы, загадки, частушки, анекдоты.
Русские народные сказки относятся к непродуктивным жанрам. Новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются.
А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.
Фольклор живёт и в наши дни. В каждой семье знают и поют русские народные песни, частушки, колыбельные, любят пословицы, мы рассказываем друг другу сказки.
Устное народное творчество обогащает нашу речь, делает её красивой, образной.
Подводя итог, хочется порекомендовать взрослым, не забывать воспитывать детей, опираясь на исконно русские традиции, не забывайте, что в фольклоре заключена народная мудрость. То, каким вырастет новое поколение, зависит только от нас.
Хочу обратиться ко всем взрослым: «Не забывайте воспитывать детей, опираясь на исконно русские традиции, не забывайте, что в фольклоре заключена народная мудрость. То, каким вырастет новое поколение, зависит только от вас».
Литература
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс «Просвещение» 2005
Алпатов С. «Русский фольклор» газета Литература «Первое сентября» - 2000 - №12
Пропп В.Я. Фольклор и действительность М.,1976
Советский энциклопедический словарь
Краткий словарь литературоведческих терминов
В. Даль «Пословицы русского народа» М., «Худ. литература»,1989





