Методический доклад: Работа над дикцией и артикуляцией.

Баскина Юлия Алексеевна

Пение - вид музыкального искусства, в котором слово и музыка органически связаны. Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение каждой гласной и согласной буквы в отдельности, а также слов и фраз в целом. Результатом работы над дикцией является донесение до слушателя не отдельных слов или фраз, а заключённой в них мысли.

         Основой народно-певческой дикции является предельно экономный способ произношения - упругий, собранный. Текст нужно произносить твёрдым кончиком языка.

         Работая с детским коллективом, следует отметить, что есть дети с невнятным произношением слов,  с носовым призвуком произношения. На это следует обращать внимание, и давать посильные  задания, корректирующие данные проблемы, например скороговорки, при помощи которых отрабатывается навык  "мелкой дикции".

         Мы часто говорим: "Старайся  петь, как говоришь", но следует знать разницу между разговорной речью и певческой. В пении все гласные и согласные пропеваются, растягиваются, а разговорная речь - скороговорочная. Я думаю, что прозвучавшее слово зависит от правильно сформированного звука, а отсюда и активный посыл произношения. Какими бы утомительными не казались вокальные упражнения, они приносят пользу в произношении отдельного слова, предложения в целом. Существуют определённые факторы, влияющие на дикцию:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2020-2021_rabota_nad_diktsiey_i_artikulyatsiey.docx21.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования

«Курчатовская детская школа искусств»

Методический доклад: Работа над дикцией и артикуляцией.

Выполнила:

Преподаватель высшей                                

квалификационной категории,                              

заведующая отделением                        

хоровое пение, преподаватель по классу музыкальный фольклор                         

МКОУ ДО «Курчатовской ДШИ»                

Ю.А. Баскина                        

г. Курчатов –2022г.

        Пение - вид музыкального искусства, в котором слово и музыка органически связаны. Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение каждой гласной и согласной буквы в отдельности, а также слов и фраз в целом. Результатом работы над дикцией является донесение до слушателя не отдельных слов или фраз, а заключённой в них мысли.

        Основой народно-певческой дикции является предельно экономный способ произношения - упругий, собранный. Текст нужно произносить твёрдым кончиком языка.

        Работая с детским коллективом, следует отметить, что есть дети с невнятным произношением слов,  с носовым призвуком произношения. На это следует обращать внимание, и давать посильные  задания, корректирующие данные проблемы, например скороговорки, при помощи которых отрабатывается навык  "мелкой дикции".

        Мы часто говорим: "Старайся  петь, как говоришь", но следует знать разницу между разговорной речью и певческой. В пении все гласные и согласные пропеваются, растягиваются, а разговорная речь - скороговорочная. Я думаю, что прозвучавшее слово зависит от правильно сформированного звука, а отсюда и активный посыл произношения. Какими бы утомительными не казались вокальные упражнения, они приносят пользу в произношении отдельного слова, предложения в целом. Существуют определённые факторы, влияющие на дикцию:

1. Тесситура (в высокой тесситуре сложно произносить текст).

2.Сила звука (при исполнении "пиано" - дикция теряется).

3. Темп.

4. Наличие аккомпанемента.

5. Сочетание пения со сценическим действием.

        Для тренировки артикуляционного аппарата я беру различные физические упражнения для тренировки мышц языка, нижней челюсти, а также скороговорки и  считалки  на произношение согласных.

 Упражнения на дикцию.

физические упражнения

№1 Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающимися движениями, а затем движениями имитирующими утюг, гладящий бельё. Через несколько минут вы почувствуете тепло и прилив энергии.

№2 Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык должен плотно прилегать к зубам. (Упражнение делать по 10 раз в каждую сторону)

№3 Слегка сомкните губы и вытяните их вперёд (губы - "поцелуйчики"). На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки или мычание коровы. Выдувание звука должно быть мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы почувствуете лёгкое щекотание на губах.

Упражнение на тренировку мышц языка.

№1 Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка - у нижних передних резцов. На счёт "раз" кончик языка поднимается к основанию верхних передних резцов, на счёт "два" язык опускается в исходное положение, кончик языка упирается в нижние резцы. На счёт "три" кончик языка роднимается к альвеолам (углубление в челюсти, в котором находится корень зуба), на "четыре" - принимает исходное положение. На "пять" кончик языка находится за альвеолами, а на"шесть" принимает исходное положение.

Упражнения для работы над согласными звуками

№1 Произнесение твердых согласных.

        Би-бэ-ба-бо-бу-бы, пи-пэ-па-по-пу-пы.

        Бе-бя-бё-бю, пе-пя-пё-пю.

        Би-пи ,бэ-пэ, ба-па, бо-по, бу-пу.

        Ди-дэ, да-до, ду-ды.

        Ти-тэ, та-то, ту-ты.

        Тиди - тидди, тэдэ - тэддэ, тада - тадда.

        Ги - гэ-  га - го - гу - гы.

        Ки - кэ - ка - ку - ку - кы.

        Ге - гя - гё - гю.

        Ке - кя - кё - кю

        Зи - зэ - за - зо - зу - зы  и т.д.

№2. Произнесение свистящих и шипящих.

        Си - сэ - са - со - су - сы.

        Иси - эсэ - аса - осо - усу - ысы.

        Ис - эс - ас - ос - ус - ыс.

        Се - ся - сё - сю.

        Есе - яся - ёсь - юсь и т. д.

Упражнения №1 и №2 можно исполнять вокально, пропевать гласный звук в сочетании с согласным на отдельных звуках, контролируя активность дыхания.

Скороговорки и поговорки на произнесение твердых согласных.

1. Как аукнется, так и откликнется.

2. Ткёт ткач ткани на платоток Тане.

3. Ушёл Прокоп - кипел укроп, пришёл Прокоп - кипел укроп,

    Как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипел укроп.

4. У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.

Скороговорки на произнесение свистящих и шипящих.  

1. Не велика птица-синица, да умница.

2. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

3. Кукушка кукушонку купила капюшон,

    Надел кукушонок капюшон,

    Как в капюшоне он смешон.

4.Кому пироги, да пышки, а кому синяки да шишки.

Скороговорки, пословицы и поговорки на мягкие согласные и звуки "л" и "р".

1. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

2. Пока битва впереди, храбрецов хоть пруд пруди.

3. Проворонила ворона воронёнка.

4.Кто гостей не любит звать, тому радости не знать.

Скороговорки на согласные "т, н, к, п, в, б".

1. У тетерева тетеревята.

2. Около кола колокола.

3. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

     Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

     У быка бела губа была тупа.

В  фольклорных песнях  южнорусской традиции часто встречаются огласовки в сочетании с комбинированными гласными, когда поётся "средняя гласная". Я предлагаю детям для развития этого навыка проговаривать тексты песен скороговоркой, например:

За - п(ы) - ле - ти - ся   п(ы) - ле - те- н(и), за - п(ы) - ле - ти - ся,

За - ве -   р(ы) - ни - ся   т(ы) - ру - ба   зо - ло - та - я,

До - га - да - йся   ку - ма  мо - ло - да - я   и т.д.

Хочется обратить внимание на следующие моменты: певческое дыхание, формирование звука, дикция, - все это является одним целым в исполнении песни. В работе над выбранным произведением нельзя отрываться от творческой, художественной цели. Я часто обращаю внимание детей на то, что песню нужно непросто петь, её нужно "играть, как играют её в народе", -  голосом, словом, мимикой, движением.

        С ребятами, которые занимаются в ансамбле народного пения, мы часто обсуждаем инсценировку или разводку к какой-либо песне. Считаю, что таким образом у детей развивается образное и художественное мышление.