Конспект занятия.: "Колокольчики мои."

Гуйван Галина Васильевна

Дети знакомятся с разными видами колокола, какое значение имеет колокол в жизни русского народа. Знакомятся с традициями народа. Рассказывают стихи, и поют песни.Слушают звучание колоколов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolokolchiki_moi_zanyatiya.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Колокольчики мои»

Конспект интегрированного занятия

для детей старшей группы.

Музыкальный руководитель: Гуйван Г. В..

Программное содержание:

  • продолжать знакомиться с русской культурой,
  • воспитывать уважение и гордость за русских мастеров, создававших памятники культуры,
  • продолжать воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории России, дальнейшее совершенствование вокально-хоровых, аналитических, импровизационных, слушательских навыков на основе музыкально-художественных образов.

Музыкальный материал:

  • «Колокольчик мой хрустальный» муз. Д. Тухманова, сл. Ю.Энтина,
  • «Русская сторонка» сл. В. Бредиса, муз. Е Филипповой,
  • Валерий Гаганин Красный звон г.Владимир,
  • Ансамбль звонарей Покровской церкви Погребальный звон г.Рыбинск,
  • Андрей Федорычев, Алексей Фокин Торжественный звон г. Ярославль.

Литературный ряд:

  • Ф. Глинка, Отрывок из стихотворения «Тройка»,
  • В.Степанов «Суздаль»,
  • С. Есенин «Колокол дремавший».
    Материалы и оборудование
    :
  • медиа-проэктор,
  • музыкальные инструменты (колокольчики из различных материалов и разной величины), треугольники, металлофоны),
  • слайды.



Ход занятия

(Слайд российские просторы)

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Сегодня мы с вами откроем для себя еще одну страницу из её  истории. Мы познакомимся с колоколами.

Ребенок.: Заповедный уголок, древнерусский городок.

         Городок из колоколен, мельниц, кузниц и часовен,

         Из крылечек расписных, из наличников резных.

         Здесь плывет со всех сторон колокольный чудный звон.

         Как услышишь – так замрешь, словно в сказку попадешь.

Муз. Рук.: Музыкальный инструмент колокольчик нам знаком уже давно. Давайте вспомним, как он устроен. (Показать колокольчик) На что похож колокольчик по форме? (опрокинутая чаша). А что находится у него внутри? (язычок). Как возникает звук? (язычок ударяется о стенки).

Колокольчики изготавливают из самых разных материалов: из сплавов различных металлов, глины, стекла. На звук колокольчика, его голос, влияет его размер и вид материала. Вот как звучит маленький металлический колокольчик, а так глиняный, а вот этот самый большой звучит несколько иначе.

Воспитатель: Появились колокола очень давно. Небольшие колокольчики вешали на шеи домашним животным (слайд корова). Далеко был слышен этот звон, и хозяева могли отыскать буренку или лошадь, пасущуюся на лесных полянах. Позже колокольчики стали вешать и под дуги запряженных лошадей (слайд упряжь с колокольчиками).

Ребенок.: Вот мчится тройка удалая

         В Казань дорогой столбовой,

         И колокольчик, дар Валдая,

          Гудит уныло под дугой

Жених к свадьбе дарил  своей невесте колокольчик – считалось, что его чистый звук отпугивает все семейные невзгоды (слайд маленькой колокольчик).

В те далекие времена колокола сообщали людям о происходивших событиях. Благовест созывал людей в церковь, (слайд колокольня) если случится пожар или другое бедствие – набат разбудит своим звоном спящих. А если случится смута, бунт, подступит неприятель – зазвучит всполошный колокол. Вечевой колокол соберет жителей на главную площадь на совет.

Ребенок.: Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон. (С.Есенин)

Муз. Рук.: Люди не только различали голоса колоколов, но по характеру звука знали, о чем он говорит. Сейчас и мы познакомимся с некоторыми типами звонов. (слайд батюшка на колокольне)

Торжественный звон означал, что уходят войска и ополчение на битву. (Торжественный звон слушаем). Как прозвучал этот звон? В каком темпе раздавались удары? (Дети: Удары раздавались в среднем темпе). А изменялась ли динамика, сила звучания колоколов? (Дети: Нет, колокола звучали весь фрагмент с одинаковой громкостью).

Звон тяжелый, скорбный – значит случилась беда, поражение, горе. (слушаем погребальный звон, фрагмент). А этот фрагмент похож на предыдущий или есть какие-то отличия? (Дети: Не похож. Удары раздавались в медленном темпе, звучание было более тихим.) Что вы почувствовали, когда слушали музыку? (Дети: Стало грустно, печально).

Звон радостный, «красный» сообщал, что войска, уходившие на битву, вернулись с победой. (слушаем фрагмент) Что вы почувствовали сейчас? (Дети: Мне стало радостно, весело). А при помощи чего состояние всеобщей радости было выражено в музыке? (Дети: При помощи быстрого темпа, громкого звука). Совершенно верно, молодцы.

А теперь попробуем передать при помощи движений, как звучит самый большой, низко звучащий колокол, средний, маленький колокольчик с высоким звуком.

Воспитатель: Самые разные по размеру и звучанию колокола есть на земле русской. В нашей столице – Москве был отлит самый большой колокол и назвали его «Царь-колокол» (слайд). Создали его мастера русские Иван Федорович и его сын Михаил Иванович Моторины. Весил он свыше двухсот тонн. Но не суждено было людям услышать его голос. Тихим майским вечером запылал пожар, сгорел деревянный шатер над литейной ямой, в которой находился колокол. Облитый водой он дал трещины, а потом от него отвалился большой кусок.  И стоит он по сей день в Кремле, великий и безмолвный.

Муз. Рук.: Ребята, давайте представим, что Царь-колокол зазвучал. Для этого встанем в большой круг (без рук), а (выбрать ребенка) останется в центре – будет изображать язык колокола. Чтобы появился звук язык должен соприкоснуться с колоколом. («Язык» подбегает к какому-либо ребенку, ударяет ладонями о ладони и один пропевает «Дон», затем бежит тот, кто стоял).

Т.к. мы не знаем настоящего звучания, попробуем из всех «языкчов» выбрать самый подходящий.

Чей тембр более всего подошел бы для Царь-колокола? (Ответы детей).

А мне кажется, что только если мы споем все вместе наше звучание будет более похоже на голос Царь-колокола. Подойдите ко мне. Изобразим его звучание.  (Дон) Но на колокольнях колоколов много и звучат они по разному. Средние – дин – дон, маленькие – дили-дили-дон.

Молодцы. Очень звонко и чисто звучали сейчас наши голоса. Именно такой звук, светлый и летящий, разносится со всех колоколен нашей необъятной Родин и слышен далеко-далеко вокруг.

Ребенок.: Это что за чудный звон

         Льется на заре?

          Колокольчик бьет поклон матери-земле

          И не даром говорят – что за чудеса –

          Колокольчиками звенят наши голоса!

«Русская сторонка» исполнение.

Воспитатель.: Вот мы и перевернули еще одну страницу из истории нашей страны. Узнали много нового о колоколах, истории их возникновения и выполняемых ими функциях. А теперь мы хотим преподнести нашим гостям небольшой музыкальный подарок.

«Колокольчик мой хрустальный» исполнение.