Конспект открытого урока Тема: Использование элементов артпедагогических технологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста.
Урок сегодня необычный. Мы с моими учениками покажем принципы вокальной работы с детьми младшего школьного возраста. В работе я буду использовать различными технологиями: формирования певческой культуры школьника; приемами и техниками артпедагогики, здоровье сбереженья арттерапевтической направленности процессов обучения.
Тема урока: Использование элементов артпедагогических технологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста.
Цель урока: Освоение приемов и методов артпедагогики в практической певческой деятельности ученика.
Задачи урока:
Образовательные
- обеспечить усвоение учеником знаний методов и техник арттехнологий, используемых на уроках вокала;
- контролировать и корректировать полученные знания и умения;
- добиваться активности и естественности артикуляционного аппарата;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме урока;
Развивающие
- развивать эмоциональную сферу учащейся через активные формы самовыражения;
- развивать координацию певческого дыхания и звукообразования;
- развивать слуховой контроль;
- развивать активность и естественность артикуляционного аппарата, мимику, артистизм;
- развивать внимание: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение;
- развивать память, мышление;
Воспитательные
- воспитание сознательного подхода к обучению;
- повышение уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- воспитание умения работать сольно и в ансамбле.
- воспитание творческой активности.
Вид урока:
Практическое занятие.
Тип урока:
Комбинированный.
Форма организации учебной деятельности.
Групповая
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«КУРЧАТОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Конспект
открытого урока
Тема: Использование элементов артпедагогических технологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста.
Преподаватель МКОУ ДОД
«Курчатовская ДШИ» по классу народное пение:
Баскина Юлия Алексеевна.
Ученица по классу
народное пение:
Суслова Ирина.
г. Курчатов – февраль 2020 г.
Тема урока: Использование элементов артпедагогических технологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста.
Цель урока: Освоение приемов и методов артпедагогики в практической певческой деятельности ученика.
Задачи урока:
Образовательные
- обеспечить усвоение учеником знаний методов и техник арттехнологий, используемых на уроках вокала;
- контролировать и корректировать полученные знания и умения;
- добиваться активности и естественности артикуляционного аппарата;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме урока;
Развивающие
- развивать эмоциональную сферу учащейся через активные формы самовыражения;
- развивать координацию певческого дыхания и звукообразования;
- развивать слуховой контроль;
- развивать активность и естественность артикуляционного аппарата, мимику, артистизм;
- развивать внимание: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение;
- развивать память, мышление;
Воспитательные
- воспитание сознательного подхода к обучению;
- повышение уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- воспитание умения работать сольно и в ансамбле.
- воспитание творческой активности.
Вид урока:
Практическое занятие.
Тип урока:
Комбинированный.
Форма организации учебной деятельности.
Групповая
Технология занятия.
Технология проблемного обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология формирования мотивации.
Арт-технология.
Здоровье сберегающая технология.
Методы обучения:
по источнику знаний:
- наглядные - наглядно - иллюстративный показ;
- словесные – объяснение (пояснения практического действия), комментарии, беседа;
- практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики:
- концентрический,
- фонетический,
- вокальные упражнения,
- методы показа и подражания,
- сравнительный анализ.
Оборудование:
1. инструменты – фортепиано, баян, шумовые народные инструменты, кугиклы.
2.нотные сборники.
3. Магнитофон.
4. Фонограммы.
5. Зеркало.
План урока.
1.Сообщение темы и плана урока.
2.Подготовка к пению голосового аппарата.
3.Распевание.
4.Работа над вокальными произведениями.
5.Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Организационный момент. (3мин.)
1) Приветствие.
2) Проверка готовности к занятию.
- Объявление темы, цели и задач урока.
- Подготовка к пению голосового аппарата. (15 мин.)
Урок сегодня необычный. Мы с моими учениками покажем принципы вокальной работы с детьми младшего школьного возраста. В работе я буду использовать различными технологиями: формирования певческой культуры школьника; приемами и техниками артпедагогики, здоровье сбереженья арттерапевтической направленности процессов обучения.
Давайте представим, что мы только проснулись, потянулись и решили сделать небольшую утреннюю разминку.
1) Упр. «Столб достоинства»
Сегодня «певческая установка» - это одно из упражнений физвокализа: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем и обязательно напевать. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
Дыхательные упражнения.
2)упр. «Ладошки»
3)упр. «Обними плечи»
Артикуляционная гимнастика (развитие мимических мышц, активности артикуляционного аппарата).
А теперь представим, что наш класс превращается в луг. Веселые подружки, подружки-хохотушки пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. Они вышли на луг, где много цветов, девочки решили их понюхать.
4) упр. «Душистый букет». Вдох и выдох спокойный.
Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук.
5) упр. «Жук» (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле).
Их внимание привлек странный звук. Кто это? – Корова, теленок?
6) упр. «Корова» (рука на груди - ощущение грудного резонирования.
Проговорить закрытым ртом низко «мм»).
По дороге проехала машина.
7) упр. «Мотор». Проговаривать «тр-р», в высокой тесситуре - «машина едет в горку»).
Вдруг машина остановилась, водитель вышел из нее и обнаружил, что спущено колесо.
Упр. Давайте поможем ему его накачать.
8) Упр. «Насос».
Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали странный шорох. Присмотревшись они увидели ёжика ( 9) упр. «Ёж» изображаем пыхтение ежа «пф..пф..пф..) В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шеи - звук помогает при болезненных ощущениях в горле
Но вот девочки поели ягод в лесу, и пошли домой. Идти было скучно. Дорогой подружки придумывали разные игры.
- Ритмичекая игра на кугиклах.
А потом девочки стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки.
- Обезьянки качаются на лианах (пропеть на разные гласные звуки «а,о,е,ё,у» изобразить голосом глиссандо из низкой тесситуры в высокую и наоборот).
- Пропевание скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.
Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. К сочинению таких историй можно привлечь детей, давая им задания уже с определенными персонажами. Возможно, они придумывают их сами, а на уроке будут «рассказчиками – руководителями» процесса распевания. Остальные дети будут озвучивать эту историю.
- Работа над вокальными произведениями.
Следующим этапом нашего урока будет работа над вокальными произведениями.
Разучивание песни «Рябина» (6 мин.)
Учитель: исполняет на инструменте мелодию песни.
Учитель: Акцентирую внимание учащихся на интонации, и изменении мелодического рисунка при повторе текста.
Методический комментарий. Данную песню можно использовать на занятиях с целью формирования и развития навыка пения кантилены, развития музыкального слуха.
Повторение русской народной «Тимоня» (6 мин.)
Учитель: Вспомните, что это за песня (плясовая). С каким настроением мы должны её исполнять? (С радостью, весёлым настроением) В каком темпе? (В подвижном)
-Попробуйте точно передать настроение через интонацию, споём первый куплет.
Учитель: Исполняя песню в подвижном темпе, прошу петь без напряжения, не форсировать звучания, следить за округлением гласных. Обращаю внимание учеников на:
1) точное интонирование в подвижном темпе интервала ч.4
2) аккуратное исполнение нижних звуков мелодии;
3) пение нефорсированным звуком высоких нот;
4) создание сценического образа;
5) понимание содержания песни.
Методический комментарий. Данную песню можно использовать в работе в целях закрепления уверенного интонирования ч.4, для закрепления возможностей расширенного диапазона детского голоса, развития подвижности и лёгкости голоса, развития «мелкой» четкой дикции, а также концентрации внимания при смене вида деятельности( пение, движение, игра на музыкальных инструментах).
Переходим к исполнению песни «Едет Кузя на коне». (6 мин.)
Развитие навыка пения с фонограммой (минусовкой)
Учитель: Как ты считаешь, интересна ли народная песня в современной музыкальной обработке? Почему? Насколько актуальна сегодня народная песня? (ответы учениц)
V. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся на уроке. (4мин.)
Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок. Назовите, какие упражнения мы сегодня делали?( ответы учениц) Для чего они нам нужны? ( ответы учениц)
Какие жанры русских народных песен, которые мы повторяли и над которыми работали сегодня на уроке? (лирическая, плясовая)
Домашнее задание:
1) делать дыхательные упражнения;
2) выучить слова песни «Рябина»;
3) повторять выученные песни.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
- восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
- улучшают дренажную функцию бронхов,
- положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
- повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
- улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение №1 « Ладошки» (методика разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой).
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить — поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Опять шмыгнули носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.
Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.
В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу — отдохни.
Упражнение №2 «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки) (методика разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение №3 «Насос».
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Выдох происходит на согласный звук «с». «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение №4 Для активизации диафрагмы.
Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «пфф-пфф».
Упражнение№ 5 «Душистый букет».
Исходное положение — стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки (для контроля). Исполнение — представьте, что вы нюхаете душистую розу.
Медленно вдохните через нос — заметили, как ребра грудной клетки раздвинулись? Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните — ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание — только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными (во избежание головокружения). Повторите 3—4 раза.
Упражнение №6 «Проколотый мяч».
Вдох носом, задержка дыхания, выдох на звук « с…»
Для постановки дыхания имитируйте мяч, который прокололи шилом, звукоподражанием: «Сссссссс….». Ладони рук охватывают грудную клетку с боков, как можно выше. Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилий, чтобы воздух выходил из легких подольше. Упражнение выполняйте легко, без напряжения в звуке.
Упражнения №7 «Восьмерочки».
Нужно сделать вдох и на одном выдохе просчитать восемь раз до восьми.
Упражнение №8 Кугиклы.
Следующим подготовительным этапом для занятия вокалом является игра на кугиклах. Выдаю кугиклы, прошу поиграть на них. Обращаю внимание на активную работу диафрагмы. Прошу проверить положение корпуса, плеч, головы, ног. Вспомните три основные фазы: вдох, задержка дыхания, выдох.
Куда мы направляем воздух при вдохе?» ( В живот).
Дети не любят распеваться, профессиональные упражнения скучные. Поэтому с детьми поют попевки, но можно поступать и по-другому. Как, мы сейчас покажем.
2) Распевание.
Использование упражнений:
- интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);
1-й цикл: Артикуляционная гимнастика
1. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
2. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
3. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие - медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
4. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
5. Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
6. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
7. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
8. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
9. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
10. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать).
11. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мыщц.
12. Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
13. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
14. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.
15. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».
16. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот
2-ой цикл: интонационно-фонетические упражнения (упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию).
- Обезьянки качаются на лианах (пропеть на разные гласные звуки «а,о,е,ё,у» изобразить голосом глиссандо из низкой тесситуры в высокую и наоборот).
- «Губной вибрант»
(Р) — ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ — (Р)Ы
(Р) — НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ — (Р)Ы
(Р) — ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ — (Р)Ы
(Р) — ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ — (Р)Ы
3. Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления на примере скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, удивление, гнев и т.д
ЛИТЕРАТУРА
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.
- Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008: http://strelnikova.ru
- Бутейко К.П. Артикуляционная гимнастика М., 2008.
- Веретенников И.И. Русские народные песни в начальных классах: Переложения и обработки в сопровождении баяна. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2015. – 45 стр .
- Когда Мордасова поет...составитель Л.В.Кравец "Советская Россия", М., 1980г.
