План биографического урока "Жизнь и музыкальное творчество А.П. Бородина". 7 класс

В материале представлен план-конспект урока по музыкальной литературе на тему "Жизнь и музыкальное творчество А.П.Бородина" для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biografiya.docx25.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход урока по теме: «Жизнь и музыкальное творчество А.П. Бородина».

7 класс.

Сарычевой Алины Руслановны

студентки 2 курса гр. ММИ-231

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»

Цель: популяризация имени великого композитора, учёного-химика А. П. Бородина.

Задачи:

Образовательные:

- изучить и обобщить знания, умения, навыки, полученные на уроках по

творчеству А. П. Бородина (знать биографию, анализировать жанровое

разнообразие музыки, особенности творчества композитора);

- закрепить знания музыкальной терминологии;

- определить знание основных тем музыкальных произведений;

Развивающие:

- развивать музыкальный слух, память;

- развитие активности восприятия музыкальных произведений и

высказывания учащимися собственного мнения о прослушанном;

- развитие в процессе занятия творческого потенциала, ассоциативности

мышления;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к творчеству А. П. Бородина;

- воспитывать желание знакомиться с дополнительной музыкальной

литературой.

Этапы урока:

- Организационный (подготовка к занятию);

- Теоретический (изучение нового материала, просмотр видеоурока (фильма),

прослушивание произведений, анализ);

- Практический (музыкальная викторина, кроссворд);

- Заключительный (выводы урока, подведение итогов).

Используемые методы:

- наблюдение;

- эвристический;

- информационно-рецептивный;

- убеждение;

- стимулирование;

- накопление знаний;

- контроль.

Оборудование: слайд-презентации, портреты современников А. П. Бородина, музыкальные произведения Бородина, ТСО.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

Организационный

Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и музыкальным творчеством Александра Порфирьевича Бородина. Это русский композитор и талантливый химик, ученый и педагог, поэт и профессор медицины, дирижёр и музыкальный критик, активный общественный деятель.

Великий химик и композитор А. П. Бородин.

Активизация внимания

Теоретический

Две страсти владели Бородиным с детских лет – к химии и музыке.

В. В. Стасов, музыкальный критик говорил о Бородине: “А. П. Бородин равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…”

Д. И. Менделеев писал о Бородине: “Первоклассный химик, которому многим обязана химия”.

31 октября (12 ноября) 1833 года в Царском Селе под Петербургом родился мальчик, о чём в церковной книге появилась запись: “Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге, 1833 года, октября, тридцать первого числа… у дворового человека Порфирия Ионова Бородина и законной жены его Татьяны Григорьевой родился сын Александр”. Но в этой записи верно лишь то, что родился мальчик по имени Александр. Настоящим отцом Саши был князь Лука Степанович Гедианов, из древнего рода Имеретинских, мать – солдатская дочь Авдотья Константиновна Антонова. Князю было, без малого 60 лет и в Москве у него существовала законная семья. Ни на что не надеялся князь, но его полюбили. Так и прожили родители Александра невенчанными супругами более 10 лет в любви и согласии. Вот оттого их сын узаконен именем дворового человека, по метрическому свидетельству – он крепостной своего отца. Лука Степанович всегда мечтал о сыне и сожалел, что не может дать ему своего имени. Перед своей кончиной он дал вольную крепостному мальчику. В наследство Авдотье Константиновне он оставил большой дом, а сыну – икону Николы Мирликийского древней работы.

Мать Саши была женщина умная, энергичная, она души не чаяла в своем сыне и не жалела средств на его обучение. В виду болезненной хилости мальчика воспитывали дома, под руководством опытных преподавателей. Мать в свободное время очень любила играть на гитаре. Тогда сын присаживался у её ног и слушал, как зачарованный, чудесные звуки гитары и пение матери. Заметив это увлечение музыкой, Авдотья Константиновна пригласила учителя обучать его игре на флейте.

Учитель: Дети, а интересно ли вам как начал писать музыку Бородин?

Дети: Да!

Вскоре появилось желание самому писать музыку. Талантливый мальчик в 9 лет сочинил небольшую фортепианную пьесу “Полька Элен”.

Учитель: Дети, давайте вспомним, что же такое полька и мазурка?

Дети: Полька - это быстрый, живой, энергичный танец. Музыкальный размер польки — 2/4. Мазурка – это польский веселый и задорный, народный танец.

Учитель: Молодцы дети! А теперь послушаем Польку и Мазурку.

В 13 лет – концерт для флейты в сопровождении фортепиано. А в 1849 году удалось издать несколько пьес юного композитора.

Летом 1850 года Александр Бородин поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Медико-хирургическая академия, открытая в Петербурге в конце ХVIII века, представляла собой самое крупное высшее учебное заведение России. А. П. Бородин даже во время учебы не оставляет музыки. Он посещает музыкальные вечера, концерты.

В 1856 году Бородин на “отлично” закончил Медико-хирургическую академию и начал работать во Втором сухопутном госпитале. Он стал профессором медицины.

К своему любимому занятию химией он смог вернуться только после сдачи экзамена на степень доктора медицины – его диссертация имела химическую направленность. В ученых кругах заговорили о Бородине как о молодом, подающем большие надежды химике. В 1859 году Бородина командировали для усовершенствования знаний по химии в немецкий город Гельдейберг.

Городу Гейдельбергу Бородин обязан тем, что встретил там свою первую и единственную любовь, будущую жену Екатерину Сергеевну Прототопову – верного друга, серьезного критика его музыкальных произведений, страстную почитательницу его таланта. Вот как это произошло.

В Гейдельберге Александр Порфирьевич находит много знакомых, приобретает новых друзей. Молодые ученые собираются вместе. Так образовался гейдельбергский кружок, в который входили Менделеев, Сеченов, Боткин и другие учёные. На собраниях кружка обсуждали новые находки в области науки, литературы, музыки, устраивались музыкально-литературные вечера. На одном из таких вечеров происходит знакомство с русским писателем Тургеневым.

Однажды присутствовала на вечере недавно приехавшая специально по этому поводу пианистка Екатерина Сергеевна Протопопова. Она играла произведения Шопена и Шумана. “Пока я играла, – вспоминала она, – Бородин был у рояля и весь превратился в слух. Он тогда ещё почти не знал Шумана, а Шопена разве только немного больше. Он себя в первый же день знакомства отрекомендовал “ярым мендельсонистом”. Вскоре они поженились.

Квартет № 2, который композитор посвятил своей жене, называют жемчужиной русской классики. Композитор первую часть квартета назвал “Ноктюрн”. Также необыкновенно поэтичен ноктюрн Бородина из фортепианной сюиты.

“Ноктюрн в переводе с французского – ночной. Ноктюрном называют лирические и мечтательные пьесы, навеянные образами ночи”.

Решающим в музыкальной биографии Бородина стал 1862 год, когда он познакомился и подружился с Милием Балакиревым и его кружком “Могучая кучка”, в которую входили Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский. Это были богатыри, которые прославили русскую музыку. Под их влиянием Бородин начал работу над 1 симфонией.

Всего Бородиным написано три симфонии и одна из них называется “Богатырская”.

Учитель: Давайте вспомним музыку этой симфонии. Посмотрите на картину Васнецова “Три богатыря”. Послушайте начало симфонии, глядя на эту картину, и подберите слова к характеру музыки. Какая музыка?

Ученики: Сильная, мужественная, суровая, могучая, энергичная, смелая, богатырская…

Учитель: Молодцы. Так композитор хотел изобразить величие своей страны, крепость духа и мужество её защитников.

Находясь в Йене (Германия), Бородин посетил театр, концерт из произведений Ф. Листа, на который приехал и сам автор. Узнав по визитной карточке, что приехал Бородин Лист стремительно вышел к нему навстречу и, протягивая руку, сказал: “Вы написали превосходную симфонию”. Впоследствии Бородин описал эту встречу в своём музыкальном очерке.

Бородин обладал даром поэта и иногда сочинял стихи.Дар поэта появился у Бородина не сразу. Он очень любил народные песни, и собирал их, будучи в деревнях. Однажды, написав небольшое произведение, он не смог найти соответствующие слова к музыке и попытался написать их сам. Таким образом, появились такие вокальные произведения, как “Морская царевна”, “Песня тёмного леса”, “Фальшивая нота”, “Море” и другие.

В 1869 году Бородина увлекает сюжет “Слово о полку Игореве”, предложенный В. В. Стасовым. Эпос XII века “Слово о полку Игореве” описывает неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря против половцев в 1185 году. Композитор при участии Стасова создаёт либретто для новой оперы – “Князь Игорь”.

В 1887 году случается скоропостижная смерть этого замечательного учёного и талантливого композитора. Его тело хоронят в Александро-Невской лавре рядом с телом друга Бородина, композитором М. П. Мусоргским.

Работа над оперой “Князь Игорь”, затянувшаяся на 18 лет, так и не была завершена автором. После смерти Бородина его друзья, Римский-Корсаков и Глазунов закончили оперу. Опера состоит из четырёх действий с прологом. Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре.

По ходу урока ученикам показываются отдельные слайды презентации о Биографии Бородина.

На слайде включается звукозапись инструмента флейты

Прослушивание “Польки” и “Мазурки” Бородина

Прослушивание Квартета № 2

Показ фотографии картины и прослушивание начало симфонии

Звучит короткий фрагмент симфонии № 2.

Заключительный

Дорогие ребята давайте подведем итог.

Александр Бородин оставил значительное наследие в русской музыке, его творчество охватывает множество жанров и стилей. Он объединил элементы романтизма и национализма, создав уникальный музыкальный язык, который продолжает вдохновлять композиторов и музыкантов по всему миру.

Благодаря музыкальным произведениям Бородина он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил большую часть своей жизни.

Наиболее значительным произведением Бородина признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Она отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. Александр Бородин настоящее достояние для Русской культуры. Слушайте, любите и просвещайтесь культурой и музыкой русских композиторов! До новых встреч, урок закончен.