План-конспект урока на тему «Опера А. С. Даргомыжского «Русалка». 7 класс

В данной работе представлен план-конспект урока по музыкальной литературе, на тему «Опера А. С. Даргомыжского «Русалка» для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera.docx31.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход урока по теме: «Опера А. С. Даргомыжского «Русалка». 7 класс

Сарычевой Алины Руслановны

студентки 2 курса гр. ММИ-231

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»

Цель: раскрыть особенности оперы А.С. Даргомыжского "Русалка" как новаторского произведения, отражающего реалистические тенденции в русской музыке.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Даргомыжского.

- Рассмотреть исторический контекст создания оперы «Русалка».

- Проанализировать сюжет и драматургию оперы.

- Охарактеризовать основные музыкальные образы персонажей.

- Выявить новаторские черты оперы «Русалка».

Развивающие:

- Развивать навыки анализа музыкального произведения.

- Развивать умение сопоставлять музыкальные образы с литературными.

- Развивать навыки выразительного пения и слушания музыки.

- Развивать критическое мышление и умение высказывать собственное мнение.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к русской классической музыке.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.

- Формировать эстетический вкус.

Тип урока: Комбинированный.

Методы и приемы:

- Словесные (рассказ, беседа, дискуссия).

- Наглядные (мультимедийная презентация, портрет композитора, иллюстрации к опере).

- Слушание музыки (фрагменты оперы).

- Вокально-хоровая работа (разучивание фрагмента народной песни).

- Анализ музыкального материала.

Оборудование:

- Мультимедийный проектор.

- Компьютер с доступом в интернет.

- Аудиозаписи фрагментов оперы «Русалка».

- Портрет А.С. Даргомыжского.

- Иллюстрации к опере «Русалка».

- Раздаточный материал (тексты романсов, таблица для анализа музыкальных образов).

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

Организационный

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об опере “Русалка” А.С. Даргомыжского. Но сначала давайте проверим, насколько хорошо вы помните основные понятия и факты.

Почему Александр Сергеевич носит фамилию Даргомыжский?

Ученик: Потому что он взял фамилию по названию деревни!

Учитель: Сколько детей было в семье Даргомыжских?

Ученик: В семье было шесть детей.

Учитель: Что было не так у композитора до пятилетнего возраста?

Ученик: Он не разговаривал до пяти лет.

Учитель: Кем бы мог стать Даргомыжский, если бы не увлекся музыкой?

Ученик: Он мог бы стать государственным чиновником.

Учитель: Кто из известных русских композиторов повлиял на творчество А.С. Даргомыжского?

Ученик: Михаил Иванович Глинка!

Учитель: Какие произведения писал композитор в ранний период творчества?

Ученик: Он писал песни и романсы.

Учитель: Как называлась первая опера, которую написал Даргомыжский?

Ученик: “Эсмиральда”.

Учитель: Какое произведение не смог закончить композитор?

Ученик: Он не успел закончить оперу “Каменный гость”.

Учитель: Какая из его опер имела грандиозный успех при жизни композитора?

Ученик: Опера “Русалка” имела огромный успех!

Учитель: Отлично! А теперь давайте вспомним, что такое опера?

Ученик: Это музыкальный спектакль, где все поют!

Учитель: Правильно! А кто может сказать, что такое либретто?

Ученик: Это литературный текст оперы.

Учитель: А что такое увертюра?

Ученик: Это оркестровое вступление к опере.

Показ слайда на доске

Теоретический

Учитель: Замечательно! Теперь мы готовы перейти к изучению оперы “Русалка”.

Опера состоит из 4 действий и 6 картин.

Действующие лица: Князь (тенор),

Княгиня (меццо-сопрано), Мельник (бас), Наташа, его дочь (сопрано), (потом русалка) Ольга, Русалочка, Бояре, охотники, крестьяне.

Опера открывается драматической увертюрой. Музыка основного (быстрого) раздела передает страстность, порывистость, решительность героини и, вместе с тем, ее нежность, женственность, чистоту чувств. В ней мастерски слиты в одно музыкальное целое темы и мотивы, которые будут разработаны далее в опере и которые характеризуют главных персонажей и главные события этой драмы. Сначала мы слышим звуки свадьбы князя, затем вырисовывается образ грусти княгини, мелькают фантастические

фразы из подводного царства, мелодии у скрипок из той сцены, когда дочь мельника в большом волнении объявляет князю, что скоро будет матерью, и тотчас же за этим — таинственные переливы мелодии и гармонии из последней сцены оперы.

В опере много народных мелодий. Например, “Ах ты, сердце”, “Заплетися плетень”, “Как на горе мы пиво варили”. Эти песни помогают создать атмосферу русской деревни.

Перейдем к сюжету.

1 действие. На берегу Днепра живет старый Мельник с дочерью Наташей. С некоторых пор частым гостем стал у них Князь. Он любит Наташу и сумел вызвать в сердце девушки ответное чувство. Но в последнее время Князь появляется все реже. С тоской ждет Наташа его приезда. Ждет Князя и Мельник. По-своему желая дочери добра, он с простодушно-грубоватой прямотой поучает ее, как извлечь из любви Князя побольше пользы для себя и для родных. Но Наташа не слушает его. Из задумчивости ее выводит конский топот. С радостью встречает Наташа возлюбленного, ласково упрекая его за долгое отсутствие. Князь ссылается на дела и заботы. Желая успокоить девушку, он дарит ей дорогое ожерелье. Невесел Князь. Его не могут развлечь затеянные крестьянами танцы и игры. Он приехал, чтобы навсегда проститься с Наташей. Нет, не война и не дальний путь причина их разлуки. "Князья не вольны жен себе по сердцу брать", - говорит Князь. Ни отчаяние несчастной девушки, ни весть о том, что она скоро станет матерью, не останавливают его. Обезумевшая от горя Наташа срывает с себя драгоценный подарок и бросается в Днепр.

2 действие. Княжеская свадьба. Князь женится на богатой и знатной девушке. Гости величают молодых. Среди свадебного веселья слышится чья-то жалобная песня об обманутой девичьей любви. Князь в испуге: он узнал голос Наташи. Сват старается восстановить нарушенное веселье и провозглашает "Горек мед!". Но когда Князь наклоняется, чтобы поцеловать Княгиню, в тишине раздается женский стон. Свадебное торжество омрачено; все в смятении.

3 действие. 1 картина. Прошло 12 лет. Женитьба не принесла Князю счастья. В тоскливом одиночестве проводит свои дни Княгиня. Входит ловчий. Он рассказывает, что Князь, отослав слуг, остался один на берегу Днепра. Взволнованная Княгиня вместе с Ольгой спешит к реке.

2 Картина. Ночь. На берегу Днепра под холодным светом луны

весело играют русалки. Заметив Князя, они исчезают. Князь узнает места, где бывал много лет назад: полуразвалившуюся мельницу, старый дуб. Воспоминания о прежнем счастье и раскаяние наполняют его душу. Неожиданно перед ним предстает страшный оборванный старик. Это

мельник. Смерть дочери лишила его рассудка. Князь зовет несчастного к себе в терем, но Мельник отказывается. Внезапно он набрасывается на Князя, требуя вернуть ему дочь. Подоспевшие охотники спасают Князя от безумного старика. Много лет минуло с тех пор, как Наташа, бросившись в реку, стала грозной властительницей днепровских вод. Она по-прежнему любит Князя, но вместе с тем лелеет мечту о мести. Наташа рассказывает дочери-русалочке об отце-своем неверном возлюбленном, поручая ей выйти

на берег и заманить его в реку.

4 Действие. Картина 1 Подводный терем русалок. Одни из них прядут, другие танцуют. Входит царица русалок. Она обращается к остальным русалкам и посылает их плыть вверх, но никому не причинять вреда. Русалки расходятся (вернее сказать, расплываются). Тут вбегает русалочка. Ей двенадцать лет, и ни у кого нет сомнений в том, кто она. Она рассказывает русалке (своей матери — когда-то Наташе), что она выходила к деду, что он просил собрать ему со дна реки деньги, но она не знает, что это такое, и вынесла ему пригоршню раковинок самоцветных, и что он был им очень рад. (У русалочки нет вокальной партии, и все это она рассказывает своим прелестным детским голоском). Русалка сокрушается об отце, слушая рассказ русалочки. И теперь она наказывает ей, чтобы она плыла к берегу и вышла навстречу тому мужчине, который придет сегодня на берег. «Он нам близок, он твой отец», — говорит она дочери.

Русалка просит дочь завлечь отца в воды реки. Она по-прежнему

любит князя, желает возвратить его себе, но при этом полна решимости

отомстить — отомстить коварной разлучнице (княгине).

2 картина Берег Днепра. Сюда влекут Князя воспоминания о днях

былого счастья. Из воды выходит Русалочка и рассказывает Князю, что она - его дочь, зовет его за собой. Тот готов последовать за ней. Появившиеся на берегу Княгиня и Ольга, пытаются удержать его. Но слышен голос Наташи, призывающей Князя. Повинуясь ему, Князь уходит вслед за Русалочкой под воду.

В эпилоге изображено подводное царство. Русалки кладут мертвое

тело Князя к ногам своей царицы. Так отомстила Русалка за обманутую

девушку Наташу. В оркестре гордо и властно звучит тема ее призыва,

построенная на интонациях народной колыбельной.

В опере развиваются две основные драматические линии:

История Наташи и Мельника, показанная через призму народной среды

Образ Князя, характеризующийся интонациями городского романса

Музыкальная драматургия построена на контрастах. Давайте рассмотрим их:

Лирические сцены Наташи и Князя противопоставляются народным хорам

Драматические моменты чередуются с праздничными эпизодами

Светлые образы контрастируют с фантастическими картинами

Особое место в опере занимают хоровые сцены.

Вот самые яркие из них:

Протяжная песня “Ах ты, сердце”

Подвижная хороводная “Заплетися плетень”

Весёлая плясовая “Как на горе мы пиво варили”

Кульминацией первого действия становится дуэт Наташи и Князя, где музыка ярко рисует столкновение двух характеров. В этом дуэте особенно выразительно показаны:

Сильная натура Наташи

Безволие и трусость Князя

Эмоциональная глубина переживаний главной героини

Второе действие отличается праздничным характером, где свадебные обрядовые песни контрастируют с одиноким голосом утопленницы. В третьем действии музыка отражает:

Одиночество молодой Княгини

Томительные воспоминания Князя

Жажду мести Русалки

Фантастические картины подводного царства

Финал оперы построен на оркестровом проведении зовов Русалки, символизирующих принятие Князя в подводное царство. Таким образом, музыкальная драматургия оперы органично следует за развитием сюжета, создавая яркую психологическую характеристику каждого персонажа и точно передавая социальную направленность произведения.

Учитель: Отлично! А теперь давайте поговорим о главных героях. Кто может описать характер Русалки?

Ученик: Она чистая и страдающая душа.

Учитель: Правильно! А как можно охарактеризовать Князя?

Ученик: Он благородный, но слабовольный.

Ученик: В нем есть и хорошие, и плохие черты.

Учитель: Да, он противоречивый персонаж. А что можно сказать о Мельнике?

Ученик: Он народный персонаж, в его образе есть сказочность. И еще в его партиях есть комические элементы.

Учитель: Теперь давайте послушаем музыкальные фрагменты и определим, к каким сценам они относятся.

Ученик: Этот фрагмент - из сцены у пруда!

Ученик: А здесь слышится свадебный хор!

Ученик: А этот фрагмент очень грустный, наверное, это финал.

Учитель: Отлично! А теперь давайте поговорим о музыкальных особенностях оперы. Кто может сказать, какие музыкальные характеристики есть у партии Русалки?

Ученик: У неё широкие мелодические линии.

Ученик: И очень певучие мелодии.

Ученик: А еще там используются народные интонации.

Учитель: Правильно! А какие особенности у партий Князя?

Ученик: У него светский характер партий.

Ученик: И есть лирические арии.

Ученик: А в драматических сценах его партии очень выразительны.

Учитель: Отлично! А теперь давайте подумаем о положительных и отрицательных качествах, которые присутствуют в опере.

Какие слова вы бы записали?

Ученик: Месть, любовь, предательство, нежность…

Показ слайда на доске

Учитель включает музыкальные фрагменты

Учитель включает музыкальные фрагменты

Заключительный

Ученик: Замечательно! Теперь подведем итог урока.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня?

Ученик: Я узнал о новаторстве Даргомыжского в опере.

Ученик: А я понял, как композитор раскрывает характеры героев через музыку.

Учитель: Отлично! А теперь запишите домашнее задание:

Прослушать избранные фрагменты оперы

Подготовить сообщение об истории создания

Написать эссе о значении оперы в современном искусстве. Спасибо за активную работу! До следующей встречи! До свидания! Было очень интересно!