Клименкова А.С. музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №6 Нейроигры
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальноебюджетноедошкольноеобразовательноеучреждение Детский сад №6 г. Ярцево Смоленской области
Нейроигры - как средство развития музыкально-ритмических способностей дошкольников.
Музыкальный руководитель:
Клименкова А.С.
Цель: знакомство педагогов с применением музыкальных нейроигр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с нейроиграми и упражнениями, способствующих умственному развитию дошкольников.
2.Научить практическим умениям в использовании нейроигр и упражнений.
3.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с детьми.
На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое.
Нейроигра– это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
- развивать нейродинамические процессы головного мозга;
- формировать правильное взаимодействие рук и ног;
- учить последовательно выполнять действия;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, речевую активность;
- развивать музыкально-ритмические способности.
Каким детям необходимы нейроигры?
- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
- есть синдром дефицита внимания;
- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
- быстро переключается с одного действия на другое;
- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
Преимущества использования нейроигр:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней.
Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем.
Как мы с вами уже говорили, наш мозг состоит из двух полушарий, где: правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление (эти люди более чувствительны и склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений, а левое полушарие отвечает за логическое мышление (наличие у человека более сильных аналитических способностей и лингвистических наклонностей).
А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?
Для этого мы предлагаем вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить (или записать) определенную последовательность букв.
Тест № 1. Необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.
Тест № 2. Представьте, что вы целитесь в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.
Тест № 3. Сложите руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!
Тест № 4. Поаплодируйте друг другу. Вы все молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.
Что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.
- Нейрогимнастика «Разминка для мозга»
Задачи:
- стимулировать развитие мыслительной деятельности;
- улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению информации;
- снизить утомляемость на занятиях, повысить работоспособность;
- улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
- развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений.
- Один кулак, одна ладошка.
Ты поменяй скорей их, крошка!
Вот ладошка и кулак,
Теперь быстрее делай так!
- Лягушка (кулак, ладошка, ребро ладони)
Лягушка хочет в пруд.
Лягушке скучно тут!
- Ритмодекламация.
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламацияможет идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии). Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.
Игра «Падишах»
Возраст от 5 лет
-Развитие концентрации внимания.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка
межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
- Развитие навыка контроля своего поведения.
Ход игры:
Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.
На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ (руки перекрещиваются на груди), АХ (а потом – хлопок по бедрам)
Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ-(руки перекрещиваются на груди), АХ –(потом – хлопок по бедрам)
Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХу-(руки перекрещиваются на груди), АХу – (хлопок по бедрам)
Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХу-( руки перекрещиваются на груди),АХу – (хлопок по бедрам)
Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХа-(руки перекрещиваются на груди), АХа – ( хлопок по бедрам)
Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХа-(руки перекрещиваются на груди), АХа – (хлопок по бедрам).
«Бутерброд»
-Что такое бутерброд?! (действия: «лепим пирожки»)
-Это «на» (ладонью пр. руки 2 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу)
-А это «под» (теперь ладонью лев.руки 2 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу)
-Что кладётся с верху «на» (ладонью пр. руки 4 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «на»)
-Масло, рыба, ветчина, огурец, икра (поочерёдно соединять пальцы рук на каждое слово:Большой – указательный – средний – безымянный – мизинец)
-И сыр (на «И» — пальцы рук сжать в кулачки, на «сыр» — разжать: «пальцы веером»)
-И кусочки колбасы (Попеременно на каждый слог соединять большие пальцы каждой руки с указательным, средним, безымянным и мизинцем и в обратном порядке, закончив на соединении б. пальца с указательным (обе руки одновременно выполняют это действие), на последний слог «-сы» показать образовавшиеся «колечки» — соединение б. пальца с указательным)
-Только хлеб кладётся «под» (ладонью лев.руки 4 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «под»)
-И выходит( это пауза в движении – дети складывают ладони вместе, как на молитву)
-БУТЕРБРОД (Раскрывают ладони и разводят руки в стороны)
- «Мемори тренажер»
Задачи:
-Развитие зрительной памяти.
-Развитие цветового восприятия, изучение названия цвета.
-Развитие концентрации внимания, усидчивости.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.
-Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Оборудование: 2 набора (можно изготовить из цветного флиса, фетракартона)
Ход игры:
Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу . Перед каждым расположен набор цветных листов.
Педагог дотрагивается до листов разного цвета. Задача ребенка повторить.(усложняем задачу, увеличивая количество действий).
Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Во время игры можно проговаривать названия цвета.
- Игры со стаканом
могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Они очень нравятся детям. Они быстро и легко обучаются игре на стакане.
Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на музыкальных занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола.
Вариант №1.
С чего начать.
Дети сидят на полу по кругу, перед ними цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, От-да-ем!». Можно передавать стаканчик под счет или придумать другие слова, которые помогут в игре. Например: «Правой берем, вправо отдаем»;
Далее, порядок движений усложняем: Хлопните два раза, возьмите и передайте стаканчик вправо: «Хлоп, хлоп, берем, отдаем».
Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, берем, отдаем».
Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой, хлопните один раз. Передайте стаканчик вправо соседу: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп, берем, отдаем».
Вариант №2
Перед детьми стоят 2 стакана – в правой - красный, в левой - голубой.
Берем оба стакана и передаем соседям справа и слева. При этом руки получаются крест - накрест.3 раза хлопаем в ладоши. Вновь берем стаканчики и передаем соседям справа и слева. Можно сопровождать словами «Бери», «Отдай».
- Игры с мячиками.
Ритмические упражнения :
1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот.
2. передача соседу и наоборот.
3. по кругу.
4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая)
Ритмические игры с мячиками.
Вариант №1.
1.Дети стоят по кругу. У каждого в правой руке мячик. Руки вытянуты вперед. Из правой руки передаем мячик соседу справа в левую руку.
2.Из левой руки перекладываем мяч в свою правую руку.
Можно сопровождать словами: «Отдай, переложи…»
Вариант №2.
1.Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу парами. Мячик держат в правой руке.
2.Передают мячик в левую руку ребенку, стоящему напротив.
3.Перекладывают мяч из левой руки в правую.
4. Повторяют движения 2-3.
Вариант №3.
1.Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу парами. Один из игроков держит мячик в правой руке. Стоящий напротив, держит мячик в левой руке.
2.Одновременно передают мячик друг другу крест- накрест.
3.Перекладываю мяч из одной руки в другую.
4. Повторяют движения 2-3.
6. «Классики»
- не просто занимательная игра, это еще и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировка хорошей координации движений и прекрасная нагрузка на ноги. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами.
Для игры в классики подбирается музыкальный материал с ритмичной музыкой. Это могут быть и песни зарубежных исполнителей, и полюбившиеся детям современные песни, и детские песни. Главное, чтобы музыка была ритмичной.
Ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов сказал так:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
