Клименкова А.С. музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №6 Нейроигры

РМО музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области
Клименкова А.С. музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №6 " Нейроигры - как средство развития межполушарного взаимодействия на музыкальных занятиях в логопедических группах"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальноебюджетноедошкольноеобразовательноеучреждение Детский сад №6 г. Ярцево Смоленской области

Нейроигры - как средство развития музыкально-ритмических способностей дошкольников.

Музыкальный руководитель:

Клименкова А.С.

Цель: знакомство педагогов с применением музыкальных нейроигр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер-класса с нейроиграми и упражнениями, способствующих умственному развитию дошкольников.

2.Научить практическим умениям в использовании нейроигр и упражнений.

3.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с детьми.

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое.

Нейроигра– это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

- развивать нейродинамические процессы головного мозга;

- формировать правильное взаимодействие рук и ног;

- учить последовательно выполнять действия;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, речевую активность;

- развивать музыкально-ритмические способности.

Каким детям необходимы нейроигры?

- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;

- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;

- есть синдром дефицита внимания;

- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;

- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;

- быстро переключается с одного действия на другое;

- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

Преимущества использования нейроигр:

- игровая форма обучения;

- эмоциональная привлекательность;

- многофункциональность;

- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней.

Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем.

Как мы с вами уже говорили, наш мозг состоит из двух полушарий, где: правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление (эти люди более чувствительны и склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений, а левое полушарие отвечает за логическое мышление (наличие у человека более сильных аналитических способностей и лингвистических наклонностей).

А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?

Для этого мы предлагаем вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить (или записать) определенную последовательность букв.

Тест № 1. Необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.

Тест № 2. Представьте, что вы целитесь в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.

Тест № 3. Сложите руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!

Тест № 4. Поаплодируйте друг другу. Вы все молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.

Что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.

  1. Нейрогимнастика «Разминка для мозга»

Задачи:

- стимулировать развитие мыслительной деятельности;

- улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению информации;

- снизить утомляемость на занятиях, повысить работоспособность;

- улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;

- развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений.

  1. Один кулак, одна ладошка.

Ты поменяй скорей их, крошка!

Вот ладошка и кулак,

Теперь быстрее делай так!

  1. Лягушка (кулак, ладошка, ребро ладони)

Лягушка хочет в пруд.

Лягушке скучно тут!

  1. Ритмодекламация.

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламацияможет идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии). Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.

Игра «Падишах»

Возраст от 5 лет

-Развитие концентрации внимания.

-Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка

межполушарных связей.

- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

- Развитие навыка контроля своего поведения.

Ход игры:

Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.

На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХ  (руки перекрещиваются на груди), АХ (а потом – хлопок по бедрам)

Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХ-(руки перекрещиваются на груди), АХ –(потом – хлопок по бедрам)

Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХу-(руки перекрещиваются на груди), АХу – (хлопок по бедрам)

Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХу-( руки перекрещиваются на груди),АХу – (хлопок по бедрам)

Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХа-(руки перекрещиваются на груди), АХа – ( хлопок по бедрам)

Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХа-(руки перекрещиваются на груди), АХа – (хлопок по бедрам).

 «Бутерброд»

-Что такое бутерброд?! (действия: «лепим пирожки»)

-Это «на» (ладонью пр. руки 2 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу)

-А это «под» (теперь ладонью лев.руки 2 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу)

-Что кладётся с верху «на» (ладонью пр. руки 4 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «на»)

-Масло, рыба, ветчина, огурец, икра (поочерёдно соединять пальцы рук на каждое слово:Большой – указательный – средний – безымянный – мизинец)

-И сыр (на «И» — пальцы рук сжать в кулачки, на «сыр» — разжать: «пальцы веером»)

-И кусочки колбасы (Попеременно на каждый слог соединять большие пальцы каждой руки с указательным, средним, безымянным и мизинцем и в обратном порядке, закончив на соединении б. пальца с указательным (обе руки одновременно выполняют это действие), на последний слог «-сы» показать образовавшиеся «колечки» — соединение б. пальца с указательным)

-Только хлеб кладётся «под» (ладонью лев.руки 4 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «под»)

-И выходит( это пауза в движении – дети складывают ладони вместе, как на молитву)

-БУТЕРБРОД (Раскрывают ладони и разводят руки в стороны)

  1. «Мемори тренажер»

Задачи:

-Развитие зрительной памяти.

-Развитие цветового восприятия, изучение названия цвета.

-Развитие концентрации внимания, усидчивости.

-Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.

-Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Оборудование:  2 набора (можно изготовить из цветного флиса, фетракартона)

Ход игры:

Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу . Перед каждым расположен набор цветных листов.

Педагог дотрагивается до листов разного цвета. Задача ребенка повторить.(усложняем задачу, увеличивая количество действий).

Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Во время игры можно проговаривать названия цвета.

  1.  Игры со стаканом

могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Они очень нравятся детям. Они быстро и легко обучаются игре на стакане.

 Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на музыкальных занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола.

Вариант №1.

С чего начать.

 Дети сидят на полу по кругу, перед ними цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, От-да-ем!». Можно передавать стаканчик под счет или придумать другие слова, которые помогут в игре. Например: «Правой берем, вправо отдаем»;

Далее, порядок движений усложняем: Хлопните два раза, возьмите и передайте стаканчик вправо: «Хлоп, хлоп, берем, отдаем».

Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, берем, отдаем».

Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой, хлопните один раз. Передайте стаканчик вправо соседу: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп, берем, отдаем».

Вариант №2

Перед детьми стоят 2 стакана – в правой - красный, в левой - голубой.

Берем оба стакана и передаем соседям справа и слева. При этом руки получаются крест - накрест.3 раза хлопаем в ладоши. Вновь берем стаканчики и передаем соседям справа и слева. Можно сопровождать словами «Бери», «Отдай».

  1. Игры с мячиками.

Ритмические упражнения :

1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот.

2. передача соседу и наоборот.

3. по кругу.

4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая)

Ритмические игры с мячиками.

Вариант №1.

1.Дети стоят по кругу. У каждого в правой руке мячик. Руки вытянуты вперед. Из правой руки передаем мячик соседу справа в левую руку.

2.Из левой руки перекладываем мяч в свою правую руку.

Можно сопровождать словами: «Отдай, переложи…»

Вариант №2.

1.Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу парами. Мячик держат в правой руке.

2.Передают мячик в левую руку ребенку, стоящему напротив.

3.Перекладывают мяч из левой руки в правую.

4. Повторяют движения 2-3.

Вариант №3.

1.Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу парами. Один из игроков держит мячик в правой руке. Стоящий напротив, держит мячик в левой руке.

2.Одновременно передают мячик друг другу крест- накрест.

3.Перекладываю мяч из одной руки в другую.

4. Повторяют движения 2-3.

6. «Классики»

- не просто занимательная игра, это еще и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировка хорошей координации движений и прекрасная нагрузка на ноги. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами.

Для игры в классики подбирается музыкальный материал с ритмичной музыкой. Это могут быть и песни зарубежных исполнителей, и полюбившиеся детям современные песни, и детские песни. Главное, чтобы музыка была ритмичной.

Ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов сказал так:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».