Консультация для родителей "Музыка как средство развития речи дошкольников"

Полиняева Ирина Руслановна

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на ДМИ, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для родителей

Тема: «Музыка как средство развития речи дошкольника»

Подготовил: музыкальный руководитель Полиняева И.Р.

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на ДМИ, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность).

Музыкально-ритмические движения — это вид деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка.

Развитие речи в сочетании с движением и музыкой представляет собой процесс, состоящий из двух основных направлений:

Первое — развитие невербальных процессов - слухового внимания

  • памяти, воображения;
  • зрительно-пространственной ориентировки;
  • моторики (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса).

Второе — развитие речевых (вербальных) умений - темпа и ритма дыхания и речи

  • фонематического;
  • динамического;
  • звуковысотного;
  • тембрового слуха и т. д.

Установлено, что сниженный слух, и, как следствие этого, плохое восприятие ритма, резко тормозят развитие речи детей в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительная либо слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Слабое развитие слуховых и моторных способностей в дальнейшем тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение ребенка со сверстниками.

Слушание (восприятие) музыки, музыкальных произведений

Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью»«рисуются» великолепные картины природы, поступки, отношения, характеры героев. В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.

В процессе слушания музыки и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Делясь полученными впечатлениями, дети развивают основные формы связной речи– монологическую и диалогическую. Для того, чтобы высказать свои впечатления – строят предложения, небольшие рассказы из нескольких предложений. Формулируют вопросы и ответы.

Пение - вокальное искусство, связанное со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса.

Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает связную речь детей, способствует расширению словаря, образности детских высказываний. Этому способствует сам поэтический текст песни, использование такого приема, как пересказ содержания песни своими словами после первого ее прослушивания. Расширяется словарь музыкальных терминов. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т. д., речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.

Основным приемом работы с песней является повтор. Для детей, испытывающих трудности в речевом плане, пение является наиболее приемлемым способом обучения, так как заучивание куплетов из песен способствует формированию навыка составления фраз и предложений.

Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и воспитанника.

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец.

Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это способствует развитию такого важного компонента устной речи как звуковая культура: умение отчетливо произносить звуки, слоги, воспроизводить звукоподражания, слова и фразы.

Игра на детских музыкальных инструментах

Прежде всего, игра на музыкальных инструментах расширяет словарь ребенка новыми словами – названиями музыкальных инструментов (игры «Что звучит?»«Назови музыкальный инструмент», в младшем дошкольном возрасте дети не только запоминают названия бубна, погремушки, колокольчика но и произносят звукоподражания.

В старшем и дошкольном возрасте дети учатся обобщать знакомые инструменты в группы: струнные, духовые, клавишные, ударные.

Игры с музыкальными инструментами позволяют развивать звуковысотный (высота звучания (высоко-низко, динамический (быстро-медленно) и тембровый (тембр звучания музыкального инструмента) слух.