«Воспитание навыков самостоятельной домашней работы у учащихся ДШИ»
Самостоятельная работа в овладении профессиональными навыками необходима в любом деле. Особенно актуально эта проблема при обучении игре на инструменте.
Детская школа искусств, особенна тем, что является, именно школой, которая предусматривает занятия с учениками в виде уроков и закреплением усвоенного материала в виде домашнего задания. При этом роль домашней работы, по сути - самостоятельной работы, выполняемой учеником по заданию педагога вне стен класса исключительно важна.
Как же у нас обстоит ситуация с домашней подготовкой?
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Воспитание навыков самостоятельной домашней работы у учащихся ДШИ»
Выполнила: Черняева Любовь Леонидовна, преподаватель ГБУ ДО НАО «ДШИ»
Самостоятельная работа в овладении профессиональными навыками необходима в любом деле. Особенно актуально эта проблема при обучении игре на инструменте.
Детская школа искусств, особенна тем, что является, именно школой, которая предусматривает занятия с учениками в виде уроков и закреплением усвоенного материала в виде домашнего задания. При этом роль домашней работы, по сути - самостоятельной работы, выполняемой учеником по заданию педагога вне стен класса исключительно важна.
Как же у нас обстоит ситуация с домашней подготовкой?
Все данные субъективные, так оценивают отношение к учебе своих учащихся преподаватели, которые согласились озвучить свое мнение.
Преподаватель | Количество человек в классе | Выполняют домашние задания | Не выполняют систематически | Выполняют иногда |
Черняева Л.Л. | 19 | 32% | 26% | 42% |
Носова Л.П. | 13 | 46% | 23% | 31% |
Кашинцева Н.М. | 13 | 31% | 38% | 31% |
Овчинникова Л.В. | 12 | 25% | 25% | 50% |
Ястребова О.С. | 20 | 45% | 20% | 35% |
Кузьмина Н.В. | 20 | 10% | 60% | 30% |
Если мы посмотрим на таблицу, то видно, что домашние задания выполняют меньше 50% человек, т.е. меньше половины класса. И это не зависит от количества учащихся – 12 или 20 человек.
В четвертой графе процент учащихся класса, кто не занимается дома.
Но, если посмотреть сводные ведомости, то там, я думаю, у многих не встретится троек по специальности. Потому, что эти учащиеся часто имеют в репертуаре произведения на класс ниже (благо у нас индивидуальное обучение), «натаскиваются» на сдачу необходимых зачетов в классе, благополучно их сдают, т.е. учебный план выполняется. На таких учащихся мы тратим больше эмоциональных сил, сначала возмущаемся, потом привыкаем и работаем в заданном им для нас формате. А если мы будем сильно негодовать, то учащийся откажется ходить в музыкальную школу, а мы, специалисты, останемся без зарплаты. Такой получается замкнутый круг.
Пятая графа, это те учащиеся, которые занимаются «иногда». Прилагают усилия перед зачетами, конкурсами, концертами. Как правило, это срочное доучивание текстов, аппликатуры, динамики. О более мелкой, кропотливой работе, я думаю, здесь тоже речь идет не всегда. Этим учащимся постоянно нужна какая то конкретная ближайшая цель, чтобы они дома сели за инструмент.
Составив общий график, мы видим, что все три показателя, имеют почти одинаковый процент. Это данные на 97 учеников.
Выполняют домашние задания: 31%
Не выполняют систематически: 33%
Выполняют иногда: 36%
Получается, что домашние задания выполняет одна треть от общего количества учащихся.
Формирование положительной мотивации к самообразовательной деятельности осуществляется в системе «урок – домашняя учебная работа - самообразовательная деятельность». Каждое из этих звеньев имеет свою специфику.
В классе педагог полностью берет на себя все функции организатора процесса обучения (определяет образовательную цель работы, содержание, объём, её виды, задаёт темп и т. п.).
Для домашней работы характерна полная самостоятельность, отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Учащийся, не обученный приёмам самоорганизации, теряет самостоятельность, зависит от педагога, регулирующего его творческий процесс.
Домашняя работа связана с непосредственной подготовкой
к следующему уроку и приносит плоды при хорошо налаженном процессе – регулярности, системе занятий и т. п. Однако по своим дидактическим функциям она многозначна. И хотя на практике этот процесс не разделим, для более совершенного управления им, можно выделить в нем несколько взаимопроникающих зон.
Первая из них – зона ближайшего контакта с уроком – связана с функциями углублённого усвоения знаний, умений и навыков, получаемых учеником на уроке.
Вторая - зона формирования общих умений и навыков (умение распределять материал, контролировать свою работу и т. п.).
Третья зона – полифункциональная – связана с формированием положительного отношения к учёбе в целом, с воспитанием и развитием черт личности учащегося. Она вбирает в себя ряд функций, связанных
со стимулированием интереса к учению, развития творческого отношения к труду, формированием потребности в самообразовании.
Домашнее задание – это одна из форм учебной деятельности, которая закрепляет ранее пройденный материал на уроке, изложенный преподавателем, либо это материал, которой ученик усваивает самостоятельно, не требующий объяснения преподавателем.
Сущность домашнего задания состоит в самостоятельной работе ученика, по повторению или более глубокому усвоению изучаемого материала.
Домашнее задание по содержанию бывают разных видов:
- для закрепления пройденного материала. Например, отработать тот или иной музыкальный или технический элемент, неудобный скачок и т.д.
- задание на самостоятельность. Например, изучить биографию композитора или художника, перед тем как разобрать новое произведение, посмотреть видео-концерт определенного артиста и т.д.
- творческое задание. Например, раскрасить иллюстрацию, рядом
с музыкальным произведением или нарисовать образ; сочинить слова к мелодии, или подобрать аккомпанемент и т.д.
Домашнее задание должно регулярно проверяться преподавателем, иначе смысл в домашней работе будет потерян.
Проверка домашнего задания может осуществляться:
- в начале урока, если тема урока является продолжением предыдущей. Например, проверка текста песни, перед тем как ее спеть, проверка изученных фортепианных партий отдельно каждой рукой, перед тем как соединить двумя руками; проверка эскиза, перед тем как дорисовать картину целиком и т.д.
- в конце урока, если тема новая. Например, разбор нового музыкального произведения, упражнения и т.д.
- так же для разнообразия, интересна проверка домашнего задания не целиком, а выборочно, как преподавателем, так и учеником. Например, спросить не все виды гамм, а только расходящиеся или аккорды. Когда предоставляется выбор ученику, он старается показать самое лучшее, поэтому преподавателю стоит обратить внимание, именно на то, что ученик не выбрал, и на следующем уроке обязательно спросить.
Преподаватель за домашнее задание ставит оценку. У многих учеников существует своеобразная «боязнь» плохой оценки. Если они получают такую оценку, у них падает настроение, начинают заниматься с неохотой. Необходимо объяснить, что хорошую оценку можно заработать только упорным трудом. Стимулами к самостоятельности являются поощрение и хорошая оценка за минимум сделанного. Но, зачастую и отрицательная оценка толкает
к самостоятельности
Важным фактором, отрицательно влияющим на качество домашних занятий, является загруженность детей в общеобразовательной школе. Они учатся в учреждениях дополнительного образования в условиях жесткого дефицита времени: кроме посещения занятий и приготовления уроков, им необходимо читать книги, ходить в кино, на концерты, заниматься спортом, гулять.
Также немногие дети могут перенести интенсивность работы на уроке в домашнюю работу. Причиной тому могут быть как внешние условия, так и качество домашних занятий. К внешним условиям относятся: наличие инструмента, возможность занятий на нем, достаточное количество времени для этого, положительный настрой и физическое состояние.
Здесь не обойтись без помощи родителей - привить трудолюбие
и самостоятельность у ребенка, не может только один преподаватель. И в первую очередь, сам родитель должен понять, что детская школа искусств – это не развлечение, это усердная работа.
Каждый преподаватель выстраивает работу с родителями по-разному. Некоторые преподаватели приемлют постоянные посещения родителей на уроке, рекомендуют записывать все замечания и наставления, учат не только детей, но и родителей.
Другие же, наоборот, с самых первых уроков не рекомендуют присутствий родителей на уроке, так как считают, что ребенок должен сам усваивать и запоминать материал, а так же выполнять задания самостоятельно. Нельзя говорить, что кто-то из них не прав, у каждого преподавателя своя точка зрения.
Бывают моменты, когда родители очень серьезно подходят к подготовке домашнего задания, начинают вмешиваться в процесс или насильно заставляют выполнять его, когда ребенок изнурен или с истерикой не хочет садиться за него.
Не все родители и дети понимают, что домашняя работа требует большого умственного напряжения и становится не только бесцельной, но даже и вредной, когда человек сильно утомлён. «Если ты выполнил свою повседневную домашнюю работу и чувствуешь усталость, не переутомляй себя больше. Лучше отдохнуть, чем работать без охоты и бодрости. Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего», - говорил Роберт Шуман.
Тридцать минут занятий по доброй воле в удобное для ребенка время, дадут больше, чем два часа по приказу и с неохотой, закипающем в душе чувством протеста - чтобы не получилось, как в этом «Вредном совете» в духе Григория Остера:
Заставляйте заниматься
Каждый день по два часа,
Если будет отвлекаться,
Станьте рядышком с ремнем.
Разгоните всех подружек
(Если мальчик – всех друзей)!
Разломайте телевизор,
Телефон, велосипед.
И тогда итог отменный
Я могу вам обещать:
Музыку – возненавидит,
Но экзамен сдаст на «пять»!
Роль родителя заключается в том, чтобы помочь своему ребенку морально, когда проявляется нежелание в выполнении домашнего задания, в поднятии настроения, в предоставлении мотивации и т.д.
Советы родителям:
- составить такой режим домашней работы ребенка, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов;
Этот принцип приготовления домашних заданий позволяет равномерно по очереди загружать работой то правое, то левое полушарие головного мозга и тем самым, соединять нагрузку и отдых. При таком распределении работа за инструментом может продолжаться 15 - 20 минут - в промежутках между двумя школьными предметами.
- приучить ребенка заниматься за инструментом каждый день;
Домашнее задание не должно быть однообразным. Можно домашнее задание расписать по дням, от урока до урока. Например, в этот день выполнить одно задание, на следующий день - другое, а третий день – все проверить и повторить.
- в течение первого месяца постараться обучения сидеть рядом с ребенком;
- контролировать по дневнику точность выполнения домашнего задания; Записи преподавателя в дневнике должны содержать конкретные и детальные рекомендации по разучиванию произведений. Особенно дети запоминают задания, которые они сформулировали сами.
- постепенно приучать, с первых же шагов обучения, ребенка
к самостоятельному контролю над своей работой за инструментом;
С воспитанием самостоятельного контроля связан еще один важный момент - умение самокритично относиться к своей игре, уметь оценить ее и предложить способы устранения ошибок. Главный недостаток домашних занятий, как правило, бездумное и формальное проигрывание от начала до конца, чтобы отчитаться перед мамой, что позанимался музыкой.
- соблюдать режим освещения (слева сверху);
- использовать удобный жесткий стул необходимой высоты и подставку для ног, подставку для нот;
- соблюдать тишину во время занятий музыкой;
Иногда от учеников можно услышать, что он не смог позаниматься, потому что «все смотрели телевизор, который находится в комнате, где стоит фортепиано», или «папа пришел с работы и отдыхал, а музыка ему мешает». Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «дверь»
и т. д. Это недопустимо.
- внимательно относиться к эмоциональному и физическому состоянию ребенка;
- проявлять постоянный интерес к домашним занятиям, их результатам;
- посещать концерты для родителей, чаще приходить в школу, звонить преподавателям, интересоваться успехами ребенка.
- своевременно производить настройку инструмента;
- поощрение.
Каждый ребенок, время от времени, ждет родительского поощрения за свои успехи. Даже самое малое достижение должно быть замечено и отмечено похвалой. Интересно ребенку заниматься любым делом тогда, когда он видит положительный результат своего труда и этот результат оценен со стороны родителей с восторгом.
Несомненно, тесный контакт с родителями является мощным двигателем развития самостоятельных навыков.
Начиная с первых уроков, преподавателю необходимо нацеливать ребенка на формирование навыков самостоятельности в домашней работе, умение выполнять задание. Работа на уроке является как бы «генеральной репетицией» домашней работы. Ясность поставленной цели и знания, которые ребенок получил на уроке, является успешным залогом для положительной работы дома.
Но часто ученики не вникают в прочитанное задание, а порой и просто не читают его. Можно спросить на уроке, что было задано конкретно, если ученик не знает, то записать в дневник: «Прочитать и выполнить».
Работа на уроке ни в коем случае не должна подменять домашнюю работу ленивого, небрежного, невнимательного ученика. Если ученик не умеет работать дома, нужно, прежде всего, сделать его работоспособным, а для этого следует заставлять его полусамостоятельно работать в своем присутствии на уроке.
Приобщать обучающихся к самостоятельной работе следует с учетом возраста. Для младшего школьного возраста игра является тем фактором, который всегда найдет отклик в душе ребенка.
1. Игра «Учитель и ученик». Будь дома для себя учителем! Но для этого нужно на уроке поиграть в учителя и ученика, только нужно поменяться ролями. Детей очень забавляет факт, когда они начинают что-то показывать своему педагогу, а у того — ну, никак! - не получается! Этот же прием можно перенести и в домашние занятия, но теперь ученик будет един в двух лицах.
2. Игра «Повторение — мать учения». Как заставить ученика играть пьесу или ее фрагмент не один раз, а несколько? Когда мы задаем просто сыграть пьесу 5 раз - это превращается в скучный и бессмысленный процесс, но который можно превратить в творческую игру. Для этого можно перекладывать мелкие игрушки с одного края клавиатуры на другой, каждый раз проигрывая пьеску. Можно для тех же игрушек сыграть песенку, выкладывая их на пюпитр: сначала для мишки, потом для зайчика и т.д. Если есть цветные стикеры, их можно наклеивать после каждого проигрывания на часть клавиатуры или пульт.
3. «Вверх по ступенькам». Необходимо приучить ученика к четкой последовательности этапов работы в домашних занятиях: упражнения, гаммы, этюды, пьесы. Причем упражнения, гаммы и этюды обязательно играть в начале занятия.
4. «3 раза подряд». Ученик переходит к следующему фрагменту, только если сможет правильно сыграть предыдущий фрагмент 3 раза подряд. Сначала ученик может сбиваться, но своеобразный азарт побуждает продолжать и добиваться цели.
Вместо того чтобы устанавливать сроки, в домашнем задании поставьте ученику цель, не связанную со временем. Например, вместо требования заниматься 30 минут в день, скажите: «твоя цель - правильно сыграть эти две строчки». Как только ученик сможет правильно и выразительно сыграть указанный фрагмент
со всеми штрихами - занятия на этот день могут быть закончены. Если пойти таким путем, то ученик сосредоточится на совершенствовании своей игры, и будет меньше смотреть на часы. Нужно придерживаться в обучении принципа «делать правильно независимо от того, сколько времени и сил это потребует».
Конечно, преподавателю тоже надо продумать мотивацию в обучении своих учеников. Для одних это участие в конкурсной деятельности, для кого-то участие в концертах, особенно, если на концерте присутствуют родители или одноклассники. Мотивацией в самостоятельной работе для кого-то может быть желание выучить определенную пьесу или быть похожим на яркого ученика
в классе, попасть в коллектив учащихся - в ансамбль.
Итак, главным аспектом в начале обучения в школе искусств является правильная организация домашней работы, в которой преподаватель учитывает все способности и особенности своего ученика и умеет поддержать интерес
к обучению через правильную мотивацию.
Соединив усилия педагога, ребенка и родителей, можно получить хороший результат в обучении детей музыке - появится устойчивый интерес к музыкальным занятиям, который сохранится в течение всех лет учебы.
Предварительный просмотр:
«Воспитание навыков самостоятельной домашней работы у учащихся ДШИ»
Выполнила: Черняева Любовь Леонидовна, преподаватель ГБУ ДО НАО «ДШИ»
Самостоятельная работа в овладении профессиональными навыками необходима в любом деле. Особенно актуально эта проблема при обучении игре на инструменте.
Детская школа искусств, особенна тем, что является, именно школой, которая предусматривает занятия с учениками в виде уроков и закреплением усвоенного материала в виде домашнего задания. При этом роль домашней работы, по сути - самостоятельной работы, выполняемой учеником по заданию педагога вне стен класса исключительно важна.
Как же у нас обстоит ситуация с домашней подготовкой?
Все данные субъективные, так оценивают отношение к учебе своих учащихся преподаватели, которые согласились озвучить свое мнение.
Преподаватель | Количество человек в классе | Выполняют домашние задания | Не выполняют систематически | Выполняют иногда |
Черняева Л.Л. | 19 | 32% | 26% | 42% |
Носова Л.П. | 13 | 46% | 23% | 31% |
Кашинцева Н.М. | 13 | 31% | 38% | 31% |
Овчинникова Л.В. | 12 | 25% | 25% | 50% |
Ястребова О.С. | 20 | 45% | 20% | 35% |
Кузьмина Н.В. | 20 | 10% | 60% | 30% |
Если мы посмотрим на таблицу, то видно, что домашние задания выполняют меньше 50% человек, т.е. меньше половины класса. И это не зависит от количества учащихся – 12 или 20 человек.
В четвертой графе процент учащихся класса, кто не занимается дома.
Но, если посмотреть сводные ведомости, то там, я думаю, у многих не встретится троек по специальности. Потому, что эти учащиеся часто имеют в репертуаре произведения на класс ниже (благо у нас индивидуальное обучение), «натаскиваются» на сдачу необходимых зачетов в классе, благополучно их сдают, т.е. учебный план выполняется. На таких учащихся мы тратим больше эмоциональных сил, сначала возмущаемся, потом привыкаем и работаем в заданном им для нас формате. А если мы будем сильно негодовать, то учащийся откажется ходить в музыкальную школу, а мы, специалисты, останемся без зарплаты. Такой получается замкнутый круг.
Пятая графа, это те учащиеся, которые занимаются «иногда». Прилагают усилия перед зачетами, конкурсами, концертами. Как правило, это срочное доучивание текстов, аппликатуры, динамики. О более мелкой, кропотливой работе, я думаю, здесь тоже речь идет не всегда. Этим учащимся постоянно нужна какая то конкретная ближайшая цель, чтобы они дома сели за инструмент.
Составив общий график, мы видим, что все три показателя, имеют почти одинаковый процент. Это данные на 97 учеников.
Выполняют домашние задания: 31%
Не выполняют систематически: 33%
Выполняют иногда: 36%
Получается, что домашние задания выполняет одна треть от общего количества учащихся.
Формирование положительной мотивации к самообразовательной деятельности осуществляется в системе «урок – домашняя учебная работа - самообразовательная деятельность». Каждое из этих звеньев имеет свою специфику.
В классе педагог полностью берет на себя все функции организатора процесса обучения (определяет образовательную цель работы, содержание, объём, её виды, задаёт темп и т. п.).
Для домашней работы характерна полная самостоятельность, отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Учащийся, не обученный приёмам самоорганизации, теряет самостоятельность, зависит от педагога, регулирующего его творческий процесс.
Домашняя работа связана с непосредственной подготовкой
к следующему уроку и приносит плоды при хорошо налаженном процессе – регулярности, системе занятий и т. п. Однако по своим дидактическим функциям она многозначна. И хотя на практике этот процесс не разделим, для более совершенного управления им, можно выделить в нем несколько взаимопроникающих зон.
Первая из них – зона ближайшего контакта с уроком – связана с функциями углублённого усвоения знаний, умений и навыков, получаемых учеником на уроке.
Вторая - зона формирования общих умений и навыков (умение распределять материал, контролировать свою работу и т. п.).
Третья зона – полифункциональная – связана с формированием положительного отношения к учёбе в целом, с воспитанием и развитием черт личности учащегося. Она вбирает в себя ряд функций, связанных
со стимулированием интереса к учению, развития творческого отношения к труду, формированием потребности в самообразовании.
Домашнее задание – это одна из форм учебной деятельности, которая закрепляет ранее пройденный материал на уроке, изложенный преподавателем, либо это материал, которой ученик усваивает самостоятельно, не требующий объяснения преподавателем.
Сущность домашнего задания состоит в самостоятельной работе ученика, по повторению или более глубокому усвоению изучаемого материала.
Домашнее задание по содержанию бывают разных видов:
- для закрепления пройденного материала. Например, отработать тот или иной музыкальный или технический элемент, неудобный скачок и т.д.
- задание на самостоятельность. Например, изучить биографию композитора или художника, перед тем как разобрать новое произведение, посмотреть видео-концерт определенного артиста и т.д.
- творческое задание. Например, раскрасить иллюстрацию, рядом
с музыкальным произведением или нарисовать образ; сочинить слова к мелодии, или подобрать аккомпанемент и т.д.
Домашнее задание должно регулярно проверяться преподавателем, иначе смысл в домашней работе будет потерян.
Проверка домашнего задания может осуществляться:
- в начале урока, если тема урока является продолжением предыдущей. Например, проверка текста песни, перед тем как ее спеть, проверка изученных фортепианных партий отдельно каждой рукой, перед тем как соединить двумя руками; проверка эскиза, перед тем как дорисовать картину целиком и т.д.
- в конце урока, если тема новая. Например, разбор нового музыкального произведения, упражнения и т.д.
- так же для разнообразия, интересна проверка домашнего задания не целиком, а выборочно, как преподавателем, так и учеником. Например, спросить не все виды гамм, а только расходящиеся или аккорды. Когда предоставляется выбор ученику, он старается показать самое лучшее, поэтому преподавателю стоит обратить внимание, именно на то, что ученик не выбрал, и на следующем уроке обязательно спросить.
Преподаватель за домашнее задание ставит оценку. У многих учеников существует своеобразная «боязнь» плохой оценки. Если они получают такую оценку, у них падает настроение, начинают заниматься с неохотой. Необходимо объяснить, что хорошую оценку можно заработать только упорным трудом. Стимулами к самостоятельности являются поощрение и хорошая оценка за минимум сделанного. Но, зачастую и отрицательная оценка толкает
к самостоятельности
Важным фактором, отрицательно влияющим на качество домашних занятий, является загруженность детей в общеобразовательной школе. Они учатся в учреждениях дополнительного образования в условиях жесткого дефицита времени: кроме посещения занятий и приготовления уроков, им необходимо читать книги, ходить в кино, на концерты, заниматься спортом, гулять.
Также немногие дети могут перенести интенсивность работы на уроке в домашнюю работу. Причиной тому могут быть как внешние условия, так и качество домашних занятий. К внешним условиям относятся: наличие инструмента, возможность занятий на нем, достаточное количество времени для этого, положительный настрой и физическое состояние.
Здесь не обойтись без помощи родителей - привить трудолюбие
и самостоятельность у ребенка, не может только один преподаватель. И в первую очередь, сам родитель должен понять, что детская школа искусств – это не развлечение, это усердная работа.
Каждый преподаватель выстраивает работу с родителями по-разному. Некоторые преподаватели приемлют постоянные посещения родителей на уроке, рекомендуют записывать все замечания и наставления, учат не только детей, но и родителей.
Другие же, наоборот, с самых первых уроков не рекомендуют присутствий родителей на уроке, так как считают, что ребенок должен сам усваивать и запоминать материал, а так же выполнять задания самостоятельно. Нельзя говорить, что кто-то из них не прав, у каждого преподавателя своя точка зрения.
Бывают моменты, когда родители очень серьезно подходят к подготовке домашнего задания, начинают вмешиваться в процесс или насильно заставляют выполнять его, когда ребенок изнурен или с истерикой не хочет садиться за него.
Не все родители и дети понимают, что домашняя работа требует большого умственного напряжения и становится не только бесцельной, но даже и вредной, когда человек сильно утомлён. «Если ты выполнил свою повседневную домашнюю работу и чувствуешь усталость, не переутомляй себя больше. Лучше отдохнуть, чем работать без охоты и бодрости. Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего», - говорил Роберт Шуман.
Тридцать минут занятий по доброй воле в удобное для ребенка время, дадут больше, чем два часа по приказу и с неохотой, закипающем в душе чувством протеста - чтобы не получилось, как в этом «Вредном совете» в духе Григория Остера:
Заставляйте заниматься
Каждый день по два часа,
Если будет отвлекаться,
Станьте рядышком с ремнем.
Разгоните всех подружек
(Если мальчик – всех друзей)!
Разломайте телевизор,
Телефон, велосипед.
И тогда итог отменный
Я могу вам обещать:
Музыку – возненавидит,
Но экзамен сдаст на «пять»!
Роль родителя заключается в том, чтобы помочь своему ребенку морально, когда проявляется нежелание в выполнении домашнего задания, в поднятии настроения, в предоставлении мотивации и т.д.
Советы родителям:
- составить такой режим домашней работы ребенка, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов;
Этот принцип приготовления домашних заданий позволяет равномерно по очереди загружать работой то правое, то левое полушарие головного мозга и тем самым, соединять нагрузку и отдых. При таком распределении работа за инструментом может продолжаться 15 - 20 минут - в промежутках между двумя школьными предметами.
- приучить ребенка заниматься за инструментом каждый день;
Домашнее задание не должно быть однообразным. Можно домашнее задание расписать по дням, от урока до урока. Например, в этот день выполнить одно задание, на следующий день - другое, а третий день – все проверить и повторить.
- в течение первого месяца постараться обучения сидеть рядом с ребенком;
- контролировать по дневнику точность выполнения домашнего задания; Записи преподавателя в дневнике должны содержать конкретные и детальные рекомендации по разучиванию произведений. Особенно дети запоминают задания, которые они сформулировали сами.
- постепенно приучать, с первых же шагов обучения, ребенка
к самостоятельному контролю над своей работой за инструментом;
С воспитанием самостоятельного контроля связан еще один важный момент - умение самокритично относиться к своей игре, уметь оценить ее и предложить способы устранения ошибок. Главный недостаток домашних занятий, как правило, бездумное и формальное проигрывание от начала до конца, чтобы отчитаться перед мамой, что позанимался музыкой.
- соблюдать режим освещения (слева сверху);
- использовать удобный жесткий стул необходимой высоты и подставку для ног, подставку для нот;
- соблюдать тишину во время занятий музыкой;
Иногда от учеников можно услышать, что он не смог позаниматься, потому что «все смотрели телевизор, который находится в комнате, где стоит фортепиано», или «папа пришел с работы и отдыхал, а музыка ему мешает». Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «дверь»
и т. д. Это недопустимо.
- внимательно относиться к эмоциональному и физическому состоянию ребенка;
- проявлять постоянный интерес к домашним занятиям, их результатам;
- посещать концерты для родителей, чаще приходить в школу, звонить преподавателям, интересоваться успехами ребенка.
- своевременно производить настройку инструмента;
- поощрение.
Каждый ребенок, время от времени, ждет родительского поощрения за свои успехи. Даже самое малое достижение должно быть замечено и отмечено похвалой. Интересно ребенку заниматься любым делом тогда, когда он видит положительный результат своего труда и этот результат оценен со стороны родителей с восторгом.
Несомненно, тесный контакт с родителями является мощным двигателем развития самостоятельных навыков.
Начиная с первых уроков, преподавателю необходимо нацеливать ребенка на формирование навыков самостоятельности в домашней работе, умение выполнять задание. Работа на уроке является как бы «генеральной репетицией» домашней работы. Ясность поставленной цели и знания, которые ребенок получил на уроке, является успешным залогом для положительной работы дома.
Но часто ученики не вникают в прочитанное задание, а порой и просто не читают его. Можно спросить на уроке, что было задано конкретно, если ученик не знает, то записать в дневник: «Прочитать и выполнить».
Работа на уроке ни в коем случае не должна подменять домашнюю работу ленивого, небрежного, невнимательного ученика. Если ученик не умеет работать дома, нужно, прежде всего, сделать его работоспособным, а для этого следует заставлять его полусамостоятельно работать в своем присутствии на уроке.
Приобщать обучающихся к самостоятельной работе следует с учетом возраста. Для младшего школьного возраста игра является тем фактором, который всегда найдет отклик в душе ребенка.
1. Игра «Учитель и ученик». Будь дома для себя учителем! Но для этого нужно на уроке поиграть в учителя и ученика, только нужно поменяться ролями. Детей очень забавляет факт, когда они начинают что-то показывать своему педагогу, а у того — ну, никак! - не получается! Этот же прием можно перенести и в домашние занятия, но теперь ученик будет един в двух лицах.
2. Игра «Повторение — мать учения». Как заставить ученика играть пьесу или ее фрагмент не один раз, а несколько? Когда мы задаем просто сыграть пьесу 5 раз - это превращается в скучный и бессмысленный процесс, но который можно превратить в творческую игру. Для этого можно перекладывать мелкие игрушки с одного края клавиатуры на другой, каждый раз проигрывая пьеску. Можно для тех же игрушек сыграть песенку, выкладывая их на пюпитр: сначала для мишки, потом для зайчика и т.д. Если есть цветные стикеры, их можно наклеивать после каждого проигрывания на часть клавиатуры или пульт.
3. «Вверх по ступенькам». Необходимо приучить ученика к четкой последовательности этапов работы в домашних занятиях: упражнения, гаммы, этюды, пьесы. Причем упражнения, гаммы и этюды обязательно играть в начале занятия.
4. «3 раза подряд». Ученик переходит к следующему фрагменту, только если сможет правильно сыграть предыдущий фрагмент 3 раза подряд. Сначала ученик может сбиваться, но своеобразный азарт побуждает продолжать и добиваться цели.
Вместо того чтобы устанавливать сроки, в домашнем задании поставьте ученику цель, не связанную со временем. Например, вместо требования заниматься 30 минут в день, скажите: «твоя цель - правильно сыграть эти две строчки». Как только ученик сможет правильно и выразительно сыграть указанный фрагмент
со всеми штрихами - занятия на этот день могут быть закончены. Если пойти таким путем, то ученик сосредоточится на совершенствовании своей игры, и будет меньше смотреть на часы. Нужно придерживаться в обучении принципа «делать правильно независимо от того, сколько времени и сил это потребует».
Конечно, преподавателю тоже надо продумать мотивацию в обучении своих учеников. Для одних это участие в конкурсной деятельности, для кого-то участие в концертах, особенно, если на концерте присутствуют родители или одноклассники. Мотивацией в самостоятельной работе для кого-то может быть желание выучить определенную пьесу или быть похожим на яркого ученика
в классе, попасть в коллектив учащихся - в ансамбль.
Итак, главным аспектом в начале обучения в школе искусств является правильная организация домашней работы, в которой преподаватель учитывает все способности и особенности своего ученика и умеет поддержать интерес
к обучению через правильную мотивацию.
Соединив усилия педагога, ребенка и родителей, можно получить хороший результат в обучении детей музыке - появится устойчивый интерес к музыкальным занятиям, который сохранится в течение всех лет учебы.
