Музыкальная гостиная "Как музыка со сказкой дружит"

Бушнева Ольга Николаевна

гостиная "Как музыка со сказкой дружит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostina_bushneva.docx32.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования “Детская школа искусств им. Г. Струве”

План-конспект мероприятия музыкальная гостиная на тему: «Как музыка со сказкой дружит»

Выполнила:

Бушнева Ольга Николаевна

преподаватель по классу фортепиано

          Целевая аудитория: учащиеся младших и средних классов ДШИ

Цель: познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных композиторов на примере произведений на сказочные сюжеты.

Задачи:

 образовательные- расширить кругозор учащихся

 развивающая- развить образного мышления, фантазии, эмоциональной сферы обучающихся

воспитательная- воспитывать позитивное отношение к искусству, формировать эстетический вкус, чувство прекрасного.

         Оборудование: ноутбук, медиапроектор, презентация Power Point

                                                                          Конспект

Добрый день, дорогие друзья!

 Я рада видеть вас на очередной музыкальной гостиной, которая называется «Как музыка со сказкой дружит». Сегодня нас ждет необычный концерт, встреча со сказкой.

Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других - добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает - музыкальность. Музыкальность сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Васнецов: «Алёнушка», «Богатыри»...  Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же: - Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, Русалку, Лешего, Колдуна, Серого волка и т.д.

Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Звучит трагическая музыка – жди отрицательного героя или страшного действия.

Зазвучала красивая мелодия – появляется или Василиса Прекрасная и Красная Шапочка.

Звучит весёлая музыка – значит, сейчас будут пляски или выйдет клоун.

Мы уже можем легко определить по песне сказку, или по сказке песню. Например, визитной же карточкой фильма и классикой детской песни, безусловно, стала авантюрная песня Красной Шапочки про то, что «если долго-долго-долго топать, ехать и бежать, можно в Африку прийти». Задорный куплет и пронзительно-красивый припев покорили сердца не только детей.

«Кто доброй сказкой входит в дом?» - по этим словам можно сразу представить фильм-сказку «Приключения Буратино» по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Когда мы вспоминаем мультфильм «Бременские музыканты», сразу в голове вспоминаются слова песни: «Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Нам любые дороги дороги».

Только мы начинаем смотреть мультфильм «Мама для мамонтёнка», уже ждём всем известную «Песенка Мамонтёнка» со словами:

Пусть мама услышит, пусть мама придёт,

Пусть мама меня непременно найдёт,

Ведь так не бывает на свете,

Чтоб были потеряны дети.

Вся прелесть заключена в том, что музыка может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл. А.С.Пушкин в «Золотом петушке» об этом сказал так: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»

 От прошлого к настоящему. Музыка в сказках живёт вечно.    

Невозможно переоценить значение музыки в жизни человека. Она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. Музыка возникла давно – кто не знает Орфея, спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной.  Сюжет из мифов Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и сказки.

В древности музыканты, были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды.   Ведь музыканты часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в своих песнях.

Музыка в фильмах-сказках использовалась сразу с развитием кинематографа. Большой популярностью пользуются сказки, мультфильмы, созданные ещё в советское время. Их знают наши бабушки и мамы, знают некоторые и современные дети. В 1976 -1990 годы популярностью пользовалась программа «В гостях у сказки». В передаче показывали детские фильмы-сказки, игровые и мультипликационные.

Взаимосвязь музыки и сказки наиболее ярко можно наблюдать в мультфильмах. Любой мультфильм, сказка становится разнообразнее и интереснее, если в нем звучит музыка. Музыка передает переживания героев, раскрывает нам добро и зло, грусть и радость, усиливает эмоциональное восприятие происходящего. Можно сказать, что сложно представить произведение мультипликации без музыкального сопровождения.
Парой мы не замечаем, что во многих мультфильмах звучит классическая музыка. Например: «Щелкунчик» - музыка Петра Ильича Чайковского.
      Наши родители напевают нам песни из сказок, мультфильмов своего детства, которые они до сих пор помнят и которые несут только добро и радость. Песня крошки Енота «От улыбки хмурый день светлей», Песня крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже», песня Львенка и Черепахи «Я на солнышке лежу», и т.д. Всех и не перечесть. В советских мультфильмах музыка добрая и мелодичная, запоминающаяся.
       Современные мультфильмы, как и музыка в них более активные и быстрые, вызывают бурю эмоций у детей (нравятся детям), такие как: «Маша и  Медведь», но многие из них поучительные и нравятся и взрослым и детям: «Лунтик», «Фиксики», «Смешарики».

Ребята, я предлагаю совершить интересное и увлекательное путешествие в мир музыки. Послушать сказку, сплясать плясовую и гавот.

1.На сцене Мария Тимошина С. Майкапар «Маленькая сказка»

2. Алексей Азаров «Сибирская плясовая» обработка В. Калинина

3. Саша Струкова И.Зейфарт «Гавот»

 

 В музыке нередко композиторы воплощают фантастические образы сказочных существ: гномы, тролли, эльфы, сильфы, кобольды… Всё это были духи огромные и маленькие, добрые и злые, уродливые и прекрасные, зачастую хранители сокровищ. Давайте послушаем как изображают сказочных существ  норвежский композитор Эдвард Григ и американский композитор Максвелл Экштейн

4.Мария Филатова М.Экштейн «Каприз гномов»

5.Даша Ковалева Э.Григ «Танец эльфов»

Продолжая тему сказочных героев, мы сейчас с вами услышим, как совершенно разные композиторы рисуют образ Снегурочки, Пирата.

6. Захар Пушкаш Г.Фиртич «Песенка пиратов»

Георгий Иванович Фиртич (1938-2016) советский и российский композитор,джазовый пианист, профессор российского государственного педагогического университета им. А.И. Грецина, он написал ряд академических произведений но больше прославился своей музыкой к кинофильмам и мультфильмам.

7. Дмитрий Бирюков Н.Чемберджи «Снегурочка» из балета «Сон Дремович»

Николай Карпович Чемберджи (1903-1948) советский композитор, заслуженный деятель искусств Башкирской АССР

Тема природы издавна привлекала композиторов музыкантов. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века. Постепенно помимо имитации звуков природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. Есть даже такое выражение – «музыкальная живопись». Обычно композиторы дают программное название своим произведениям, заранее погружая нас в музыкальный образ

8. Ангелина Звягина Н.Торопова «Ночью в лесу»

9. Настя Старикова Сильванский «Ночью на реке»

Мультфильмы становятся разнообразнее, интереснее, если в них звучит музыка. Музыка рассказывает нам о добре и зле, грусти и радости, передает переживания героев. Люди настолько полюбили поющих мультяшных героев, что в разных городах России установили им памятники. Это крокодил Гена и Чебурашка, Бременские музыканты, волк и заяц из мультфильма «Ну погоди» Песни из мультиков всегда находили, и будут находить своих благодарных слушателей. Это знаменитые песни легендарных композиторов Владимира Шаинского, Геннадия Гладкого.

10. Леша Фомин Евгений Крылатов «Колыбельная» из мультфильма «Умка»

Детство – исключительно важный период в жизни человека, формирующий его индивидуальность, восприятие мира и многообразные связи с ним. Реальность, окружающая человека в детские годы, во многом определяет его будущее, выстраивает перспективу дальнейшего личностного роста. Мироощущение ребенка неразрывно связано с игрушками, среди которых особое значение отводится куклам. Кукла - один из самых сложных и многозначных символов в искусстве и культуре, имеющий многовековую историю. Будучи главным спутником детства, кукла является универсальной моделью, с помощью которой дети познают окружающую действительность, постигают отношения между людьми, осваивают социальные роли. Кукла — это связующее звено между миром взрослых и миром ребенка. Я думаю у каждого из вас была любимая кукла в детстве, и этот образ композиторы очень ярко передают в своих музыкальных произведениях.

11. Полина Муторова цезарь Кюи «Кукольный вальс»

12. Милана Митина Клод Дебюсси «Кукольный кэк-уок» (кэк-уок негритянский танец с синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта)

13. Наталья Печенкина и Елена Никишаева Владимир Коровицын «Куклы сеньора Карабаса»

А теперь мы обратимся к творчеству великого сказочника и гениального композитора Петра Ильича Чайковского. Он родился 7 мая 1840 года в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. В многодетной семье, где царила атмосфера любви и сердечности. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он "вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве. Тема сказок неразрывна связана с сочинениями композитора, сегодня мы обратимся к балетам «Спящая красавица» и «Щелкунчик»

Балет Чайковского — не первое обращение к сюжету известной сказки Шарля Перро. Впервые о «Красавице в спящем лесу» обратился французский композитор Фердинан Герольд, сочинив одноименный балет по либретто Эжена Скриба. Поставить балет на петербуржской сцене было желанием директора Императорских театров Ивана Всеволожского. В 1889 году Чайковский получил от него заказ на написание музыки и либретто, написанное вместе с Мариусом Петипа. Это было не просто либретто, а подробный план-заказ пролога и всех трех актов, где с точностью до числа тактов была расписана желаемая музыка. Петипа, как будто видел весь спектакль, каждую партию, еще не слыша музыки. Чайковский, выдержал все указания хореографа, создав уникальное. Премьера «Спящей красавицы» в Мариинском театре состоялась 3 января 1890 года, и стала не только самой красивой, но и самой дорогой постановкой.

14. Егор Дорофиенко и Зайцева Л.Н. «Вариации Феи Драже»

Очередной заказ от дирекции Императорских театров Чайковский получил в 1890 году: необходимо было написать одноактную оперу и двухактный балет для постановки в один вечер. Либретто было написано Мариусом Петипа по мотивам сказки Э. Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Как и в случае со «Спящей красавицей», Петипа сделал подробный план-заказ и балетмейстерскую экспозицию, по его сценарию с Чайковским продолжал работать Лев Иванов — ближайший ученик и помощник Петипа.

Премьера балета в Мариинском театре состоялась 6 (18) декабря 1892 года и продержалась в репертуаре театра более тридцати лет. «„Щелкунчик“ — совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве», — так писал о произведении критик Борис Асафьев. 

 

15. Анна Левченкова и Светлана Кулешова «Вальс цветов»

 

Наше путешествие подошло к концу, ребята, мы свами получили огромное удовольствие, познакомились с произведениями различных композиторов, а некоторых композиторов я думаю вы услышали впервые.

 Мы с вами можем утверждать, что тема сказки в музыке играет важную роль, помогает создать атмосферу, передать эмоции и оживить происходящее. Она наполняет сказочные миры особым очарованием и увлекает слушателя в незабываемое путешествие. Поэтому, обращая внимание на музыку в сказках, мы погружаемся в мир волшебства и фантазии, получая настоящее наслаждение от прослушивания истории.

                           Список использованной литературы:

1. Бараг, Л.Г., Березовский, И.П., Кабашников, К.П., Новиков, Н.В. Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка/ Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. – Ленинград: Наука, 1979 – 437 с.

2. Даль, В.И. Толковый словарь [Текст] / В.И. Даль. – Москва: Дрофа, 2011 – 2732 с.

3. Карцева, С.А. Музыкальная фонотека в школе [Текст] / С.А. Карцева. – Москва: Просвещение, 1976. – 143 с.

4. Лебедева, И., Е.Г. Воронина, И.Б.  Горбунова, Е.Б. Долинская, И.М. Красильников, Н.А. Кушаев, Е.В. Николаева, Е.В. Орлова, В.И. Петрушин, М.А. Сапонов, П.А. Черватюк. Музыка в школе/ 2011 год №1/ Раменское: Филиал ГУП МО «КТ» «Раменская типография», 2011. - 80 с.

5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текcт] / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радяньска школа, 1974. – 287с.

6. Музыкальная сказка как средство развития [Электронный ресурс]: Сказка как средство воспитания http://stud24.ru/pedagogy/muzykalnaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya/45705-142436-page2.html

7.  Сказка [Электронный ресурс]: Википедия, Свободная энциклопедия ru.wikipedia

8. Музыкальная сказка как средство развития ребенка [Электронный ресурс]: Музыкальная сказка в воспитании детей http://www.ronl.ru/stati/pedagogika/832236/