Лекция-концерт ансамблевой музыки: «Вместе веселей» (сценарий)
Методическая разработка лекции-концерта ансамблевого музицирования "Вместе веселей" представляет собой подробный сценарий концерта, предназначен для учащихся и педагогов ДМШ и ДШИ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Федоровская детская школа искусств»
Сценарий лекции-концерта
ансамблевой музыки
на тему:
«Вместе веселей»
Выполнила: преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин
Кунафина Н.В.
2025
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые преподаватели и все любители музыки! Мы рады приветствовать вас в эти чудесные дни, в преддверии весны в этом большом красивом актовом зале. Сегодняшний концерт посвящен ансамблевому исполнительству и называется он «Вместе веселей». В нем примут участие учащиеся и преподаватели фортепианного, струнно-смычкового и народного отделений ФДШИ. Прозвучат популярные переложения, обработки и оригинальные пьесы русских и зарубежных композиторов для фортепиано, домры, скрипки. Но начать сегодняшний концерт я хочу с сольного выступления.
Наша с вами встреча также приурочена к 2 замечательным событиям. В этом году вся музыкальная общественность отмечает 2 знаменательные даты – это 185 –летие со дня рождения выдающегося русского композитора 19 века П.И. Чайковского и 110- летие со дня рождения русского композитора 20 века Г.В. Свиридова. Вначале концерта прозвучит фрагмент произведения П.И.Чайковского под названием «Май» из ф-п цикла «Времена года». В сборник вошли 12 небольших пьес, которые соответствуют всем месяцам года, подзаголовок и стихотворный эпиграф, например, Март-«Песнь жаворонка» «Апрель» - Подснежник и.т.д.
«Времена года» – это не просто цикл ярких характеристичных пьес, это настоящий личный дневник композитора, куда он старательно записал все памятные и дорогие для него эпизоды, удивительные картины природы. Пьеса «Май» имеет подзаголовок Белые ночи. Атмосфера в музыке очень переменчива, в ней горестные раздумья сменяются невероятным восторгом. Все это происходит на фоне неизменного романического пейзажа.
Какая ночь! На все какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Май. «Белые ночи»
Сегодня наш концерт будет не только музыкальным, но и познавательным
Само слово «ансамбль» в переводе с французского означает «единство». В музыке это слово обозначает, что несколько людей играют, поют или танцуют вместе. Участники ансамбля должны все делать слаженно: танцоры синхронно танцевать, музыканты играть слаженно, в одном темпе и ритме, каждый должен слушать другого, иначе музыки не получится. Как в басне "Квартет". Чтоб музыкантом быть так надобно уменье
От количества музыкантов зависит название ансамбля. Если вместе играют два человека – это дуэт, если три – трио, если четыре – это квартет и так далее, (по латинским названиям чисел).
Итак, открывает наш концерт фортепианный дуэт в составе Новикова С.- Шамсигалеева . Э. Градески Мороженое.
Ансамбль – понятие универсальное, значит, применимое ко многим сферам нашей жизни.
- Например, экскурсоводы, рассказывая об архитектурных ансамблях, говорят следующее: «Посмотрите направо – чудесный ансамбль старинных зданий».
- А на показе модной одежды об ансамбле говорят: «Шляпка, жакет, брюки – это оригинальный ансамбль предстоящего весеннего сезона».
- Об ансамбле говорят и в спорте: «Хорошая команда – по-настоящему сыгранный ансамбль».
Но стоит отметить, что ансамбль – слово, прежде всего, музыкальное, потому что нигде так дорого не ценится всё, что делается и происходит вместе, как в музыке. Любой инструментальный ансамбль представляет собой объединение, содружество нескольких солистов, воплощающих одну общую идею, замысел музыкального произведения Участники ансамбля должны развить в себе способность понять и разделить чувства партнёра и даже предугадать возможные импровизационные нюансы. Давайте послушаем, как понимают друг друга следующие участники нашего концерта.
Т. Потапенко «Это для вас рассветы поют»
История коллективного музицирования уходит в далекое прошлое. Еще при раскопках древних городов, археологами были обнаружены настенные рисунки, изображающие группы музыкантов, играющих на различных инструментах. Гусли, бубны, волынки, трубы – вот далеко не весь перечень музыкальных инструментов, на которых играли древнерусские музыканты – скоморохи. А исполняли они народную музыку. Наш концерт продолжает дуэт с народным инструментом домрой. Это такой вид ансамбля, где один из учащихся выступает в роли концертмейстера, т.е. учится аккомпанировать другому инструменту. Этот вид деятельности, наряду с основными навыками ансамблевой игры, развивает особые качества исполнения: ученик учится слышать и понимать тембральную звуковую краску, штриховые приемы игры того инструмента, с которым он играет.
Рангуловой А. (домра) и Иванчик Е. (фортепиано) р. н п. «Светит месяц».
Шли времена, изменялись музыкальные инструменты, но любовь к коллективному музицированию сохранилась до наших дней. Время и практика показали огромное значение ансамблевой игры в развитии и воспитании юных музыкантов. Совместное исполнительство совершенствует не только профессиональное мастерство, но и развивает культуру человеческих отношений. Участники ансамбля должны согласовывать свои желания, действия между собой, научиться понимать и чувствовать друг друга для достижения общей цели, общей задачи. И в нашей школе на музыкальном отделении каждый преподаватель ведет ансамблевую деятельность. Начиная с первого класса, сначала на уроке по специальности, а затем на уроках по ансамблю, ребята учатся ансамблевой игре. Не каждый ученик, выступая сольно на сцене, может показать себя уверенно и убедительно, но играя с преподавателем в ансамбле, дети становятся смелее и стабильнее. Прежде всего, начинающим музыкантам необходимо овладеть основными элементами ансамблевой техники: синхронным движением, уравновешенностью динамики, соответствию тембров и игровых приемов. В процессе репетиций определяется роль каждого партнера в реализации исполнительского замысла, ведущие и ведомые партии, их значение и функции. Очень важно научиться живо и непосредственно общаться с партнером, найти неразрывный артистический контакт и стремиться к четкому сопереживанию музыки. Это поможет участникам ансамбля найти «общее дыхание» в исполнении музыкального произведения. Для совместного исполнения следующего произведения я приглашаю на сцену
Зайнутдинова Н. - Шамсигалеева « Танец утят»
Исполнение в ансамбле доставляет учащимся истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу. Одновременность переживания, соединение двух исполнителей в единый музыкальный организм раскрепощает ученика, снимает зажатость, страх перед публичным выступлением. Играя в ансамбле с преподавателем или своим сверстником, юный музыкант ощущает себя частью единого целого в звучании музыки. «Ансамблевую игру можно во многих отношениях сравнить с культурной беседой людей друг с другом», - так говорил известный педагог Самуил Майкапар. Давайте послушаем «музыкальную беседу» следующего фортепианного дуэта с преподавателем.
Возникновение жанра ансамбля, связано с моментами дружеского общения, семейного музицирования. Начиная с 17 века многие европейские композиторы писали для своих многочисленных детей небольшие музыкальные пьесы, которые они потом исполняли в семейном кругу. Эти домашние музыкальные вечера создали благоприятную атмосферу для развития таланта четырех сыновей Иоганн Себастьян Баха, Моцарта.
В России в 19 веке обучение музыке считалось неотъемлемой частью общего образования. Ансамблевое исполнение стало излюбленным видом домашнего музицирования Ребенок обязательно учился играть на каком-либо музыкальном инструменте или петь. Домашние концерты устраивались во всех образованных семьях. Музыка создавала атмосферу дома, делала гармоничнее отношения в семье. Собравшись вместе, дети и родители разучивали любимые произведения
Раньше и дома строились так, чтобы в доме, в гостиной была небольшая сцена для домашнего театра. Великий русский композитор П.И. Чайковский как раз жил и работал в это время. Вот для таких домашних концертов был написан «Детский альбом» П.И. Чайковского Пьесы из этого сборника были адресованы тысячам любителей музыки и нашли в их среде горячий душевный отклик. Итак, представим себе, что эта сцена – сцена дома наших общих друзей. А мы с вами в гостях у нашего следующего дуэта преподавателей
«Детский альбом» (Вальс, мазурка, полька)
Сейчас прозвучат 3 танцевальные миниатюры. Вальс, полька, мазурка ,которые представляют танцевальную мини-сюиту.Пётр Ильич Чайковский настолько любил данный музыкальный жанр, что использовал его во многих своих произведениях: симфониях, операх, балетах, а также различных вокальных и инструментальных произведениях. Ярким примером тому служит «Вальс» из «Детского альбома» - цикла, во всём мире признанного шедевром фортепианной музыки для детей.
Изящную танцевальную миниатюру «Вальс» в «Детский альбом» Пётр Ильич включил весьма осознанно. Этот парный танец пользовался чрезвычайной популярностью в XIX веке. Он звучал как на роскошных балах, так и уютных семейных праздниках. В то время умение танцевать считалось обязательным для человека, получившего достойное воспитание. Впрочем, в очаровательном вальсе, который Пётр Ильич сочинил для «Детского альбома», композитор, прежде всего, хотел воссоздать доброжелательную атмосферу домашнего праздника.
Родиной мазурки, этого горделивого, но в то же время изящного танца является Польша. Спустя время она занял достойное место не только в аристократических салонах, но и в творениях выдающихся музыкантов. В классической музыке данный жанр более связан с именем великого Фредерика Шопена, однако и русские композиторы относились к нему с большим почтением. К примеру, Пётр Ильич Чайковский величавой мазуркой украсил свой знаменитый «Детский альбом». Отличительным признаком этого элегантного танца также, как и любимого всеми вальса принято считать трёхдольный размер. Однако особой характерной чертой мазурки являются чёткие акценты, которые смещаются на вторую, а иной раз и на третью долю такта. В миниатюре данного жанра, которую Пётр Ильич представил в «Детском альбоме» это выявлено весьма ярко. Данную пьесу, продолжающую линию танцевальных произведений цикла, можно оценить, как самую эмоциональную, ведь несмотря на камерность в ней есть всё: удаль, стремительность, смена настроений и задушевность.
Сегодня трудно поверить, но завоевавший широчайшее признание весёлый танец с названием «Полька» ранее считался неприличным и даже был под запретом. Быстро завоевав всю Европу, он очутился в роскошных бальных залах. Такая популярность задорного танца побудила Петра Ильича Чайковского включить его в «Детский альбом». Полька – это весёлый двухдольный фольклорный танец, который как правило исполняют парами, двигаясь по кругу лёгкими подскоками. Данным жизнерадостным танцем Пётр Ильич завершает в «Детском альбоме» танцевальную мини-сюиту.
Как было сказано выше, танцевальная музыка часто встречается в ансамблевом музицировании в виду своей популярности. Вы, наверное, замечали, что музыка позволяет пуститься в пляс, не вставая из-за инструмента. Доказать это попробуют два следующих дуэта. Сейчас прозвучит обработка народного танца «Молдавеняска», обр. И. Кочуговой и Галоп К.Хачатуряна из балета «Чиполлино».
А мы продолжаем линию танцевальных номеров нашего концерта. Сейчас в исполнении дуэта преподавателей прозвучит обработка - переложение для ансамбля знаменитого Вальса Е.Дога их кф «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), снятый по мотивам повести А. Чехова «Драма на охоте» (1885), который считают одним из лучших вальсов XX века. Вальс стал «визитной карточкой» композитора. Немного об истории создания. Комиссия не хотела, чтобы музыку писал Дога — боялись доверить ему русскую классику. Тем не менее, Догу утвердили, и работа над музыкой началась. Поначалу думали использовать для сцены свадьбы Оленьки Скворцовой какой-нибудь аутентичный вальс XIX века. Но в фонотеке ничего подходящего не нашлось, и тогда композитор заявил, что сочинит вальс сам. Так как Дога сочинял эту музыку на скорую руку, то она показалась ему слишком простой — всего лишь две повторяющиеся мелодии! Поэтому композитор очень беспокоился, как воспримут его вальс музыканты оркестра. После записи музыканты стали восторженно стучать смычками. Всем казалось, что они слышат какую-то неизвестную классику. Это и вправду был очень необычный вальс: с одной стороны — безумно красивый, а с другой — наполненный щемящим ощущением тревоги. Казалось, будто слышишь финальную кульминацию перед прощанием или смертью.
Вальса Е.Дога
Существует ошибочное мнение, что хорошо подготовленный для сольных выступлений музыкант с легкостью справится с игрой в ансамбле. Но знание партии еще не делает его хорошим партнером. Им можно стать только в процессе совместной работы с другим участникам ансамбля или концертмейстером где партнеры должны координировать свои действия, отработать необходимые технические моменты. Очень важно научиться найти неразрывный артистический контакт, «общее дыхание» в исполнении музыкального произведения. Для совместного исполнения следующего произведения я приглашаются на сцену Орлова Н. (скрипка) и концертмейстера Фейге Ю.Влад. Ференц Давид. Этюд
Близится к завершению наш концерт, посвященный ансамблевому музицированию. Сегодня, мы с вами воочию увидели насколько интересными и плодотворными могут быть ансамбли музыкантов. Но остался ещё один момент, о котором мы не можем не сказать: 2025 год это год 80-летия Победы в Великой отечественной войне. И наши заключительные номера посвящены этой знаменательной дате. И сейчас вашему вниманию будут представлена обработка военной песни композитора А.Новикова «Смуглянка» из кинофильма «В бой идут одни старики». Обработки – это переложения уже кем-то сочиненных произведений. Обработки создаются с целью расширить концертный репертуар для фортепианного ансамбля.
И в заключении концерта прозвучит Военный марш Г. Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»
Подтекстом пушкинской «Метели» является тема Отечественной войны 1812 года. Музыкальная иллюстрация «Военный марш» прекрасно воссоздаёт атмосферу исторической эпохи и позволяет нам глубже ощутить «упоительный восторг» того «незабвенного», «блистательного времени», когда «сильно билось русское сердце при слове отечество», оттого, что «война со славою была кончена». «Военный марш» оживляет иллюстрирование своей торжественной и радостной музыкой. Так и хочется представить себе гусаров на лошадях, радостных женщин, букеты цветов. А. Свиридов Военный марш
В конце хочется сказать, что совместное музицирование развивает не только профессиональные качества исполнителя, но и тесно связано с моментами дружеского общения, рождает теплые чувства совместного переживания. Любите и цените время совместной работы в ансамбле. Наш концерт окончен. Всего доброго. До новых встреч!
