Консультация для родителей "Как развивать музыкальный слух у ребенка дома"

Полиняева Ирина Руслановна
Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если начать заниматься до двух лет, то можно достичь отличных результатов. Немузыкальных детей не бывает! Помните, что ваш ребенок талантлив и имеет достаточные способности для занятий музыкой. Организовать простые занятия с малышом дома вполне могут даже родители, не имеющие музыкального образования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для родителей

Тема: «Как развивать слух ребенка дома»

Подготовил: музыкальный руководитель Полиняева И.Р.

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если начать заниматься до двух лет, то можно достичь отличных результатов.

Немузыкальных детей не бывает! Помните, что ваш ребенок талантлив и имеет достаточные способности для занятий музыкой. Организовать простые занятия с малышом дома вполне могут даже родители, не имеющие музыкального образования.

Используйте традиционные мелодии, которые легко узнаются ребенком, не забывайте и о том, что малыш должен получать удовольствие от прослушивания записей. Познакомьте малыша с каким-нибудь музыкальным инструментом и разучите вместе с ним легкую песенку.

Используйте в занятиях музыкально-ритмические игры. Это подражание или жестовые игры, игра на шумовых инструментах и пальчиковые игры. Музыка становится понятней и интересней для ребенка именно в движении: через танец, игру.

Вначале был звук.

Даже самые маленькие дети любят исследовать звуки.

Малыш бросает на пол игрушку и зажмуривает глазки, ожидая громкий стук, с упоением гремит ложкой в чашке и прислушивается к звукам с улицы.

Положите перед ребенком разные предметы - стакан, металлическую кружку или кастрюлю, деревянную коробочку и постучите по ним палочкой или ложкой. Малыш быстро освоится в игре и будет сам искать новые звуки.

Если дома есть гитара или пианино, исследуйте звук по «толщине».

Какая струна поёт толстым, низким голосом? Может быть, это медведь рычит? А здесь, где звук тоненький и высокий, мышка пищит или чирикает птичка. Меняйте прикосновение. Звук может быть резким и отрывистым, а может мягко и протяжно петь. Такая игра стимулирует не только слух, но и воображение.

Отличным дополнением станут карточки с изображением разных животных и птиц. Загадывайте друг другу загадки: а это чей голос?

Рассказывайте малышу небольшие сказки и иллюстрируйте их звуками разных предметов. Например, «Кто живет в лесу?». Постучим карандашом по столу - это дятел стучит по дереву, а потом кулачками - медведь идёт. Шелестим листом бумаги - сова крыльями захлопала. Подуем в пластмассовую бутылку - это шумит ветер. А теперь шуршим пакетом - ёжик забрался в куст.

Как развивается музыкальный слух у ребенка?

Музыкальный слух включает чувство ритма, тембра, способность узнавать высоту ноты, обладание музыкальной памятью. Игнорирование музыкальных способностей ведет к их угасанию. Развивать мировосприятие посредством музыки нужно независимо от того, видите вы малыша музыкантом в будущем или нет.

Развитие музыкального слуха происходит постепенно. По мере взросления малыша меняется его отношение к природе звука. Сначала он обращает внимание на шум, вздрагивает, учится подражать. В год малыш понимает, что если бить по клавишам игрушечного пианино, раздается звук. К 3 годам он пытается сам «играть». В 4 года ребенок танцует, поет, на детском пианино он пробует играть приятную для слуха мелодию, а не просто стучать по клавишам.

К 5 годам дошкольник отличает на слух звучание широкого круга музыкальных инструментов.

Упражнения и игры

Все упражнения преподносятся в игровой форме. Это понятно и объяснимо: дети легче усваивают навыки и информацию, преподнесенные им именно в таком виде. Неверно считать, что слух либо есть от рождения, либо его нет, потому что абсолютный музыкальный слух имеет лишь один человек из десяти тысяч.

1.Игра «Низкий – высокий».

Цель – научить ребенка отличать низкие звуки от высоких. Это может быть звучание каких-либо музыкальных инструментов, человеческих или звериных голосов, звуков природы и т. д.

Можно, показывать ребенку картинки с изображением какого-то животного, играя с игрушками или карточками, объясняйте малышу, что у родителей и детей голоса звучат по-разному.

Попросите показать, какие звуки издают животные и их детеныши.

Объясните, что когда говорят детки-животные, их звуки как бы летят из горлышка вверх, а когда говорят взрослые, их голос тяжелый, низкий.

О различии голосов так же может рассказать сказка «Волк и семеро козлят». Обсудите с ребенком, почему сначала козлята не пускали волка на порог, а потом поверили ему.

2.Игра «Чей это голос».

Наполняем непрозрачные коробочки разными крупами (пшеном, гречкой, горохом и пр.). Трясем по очереди каждую коробочку, а малыш должен определить по звуку, какая именно крупа находится в той или иной коробочке.

3.Игра «Угадай музыкальный инструмент».

Если у вас есть несколько музыкальных инструментов (например, гитара, барабан, ложки). Сначала поиграйте на инструментах вместе с малышом, дайте ребенку самостоятельно изучить звук каждого их них. Затем попросите его отвернуться или закрыть глаза. Поиграйте только на одном из этих инструментов и спросите: «Что звучало?». Если трудно угадать, то в этом случае поиграйте, чтобы ребенок видел, затем переложите инструмент и спросите, на чем вы сейчас играли.

В дальнейшем можно предложить ребенку по очереди прослушивать отрывки музыкальных пьес и пытаться самостоятельно определить, какой инструмент звучит в том или ином отрывке.

4.Ритмические упражнения.

Умение двигаться под музыку, попадая в ее такт, прекрасно развивает музыкальный слух. При этом не надо стараться, чтобы ребенок научился танцевать. Пускай он двигается, как хочет сам – лишь бы его движения соответствовали музыкальному ритму. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни.

Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.